Рабочая программа кружка «Музееведение»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа "Музееведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_muzeevedenie_2.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Музееведение»
Составила программу учитель истории высшей категории МБОУ СШ№9 г. Димитровграда Хасиятулина В.Г.,руководитель школьного музея «Первая Советская школа Мелекесса»
Реализует программу руководитель кружка «Музееведение», учитель истории МБОУ СШ№9 Гогичаева Л.Р.
Пояснительная записка
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музееведение, как наука, занимающаяся рассмотрением истории и развития музейного дела, представляет собой интерес, как для истории, так и для всего общества в целом и является важной частью культурного наследия страны.
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5-6 классах.
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной и гражданской идентичности. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в программах по истории России, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации внеурочная деятельность по музееведению позволит обеспечить реализацию регионального компонента, изучение истории края через историю школы, семьи.
Программа «Музееведение» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.
Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам музейного дела. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Кружок юного музееведа призван научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод,архивариус,исследователь) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Связь с уже существующими программами.
Программа кружка «Музееведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011., Рабочей программы и тематического планирования курса «История России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016., методических рекомендаций «Теоретические и практические основы деятельности школьного музея» /под.ред. Т.Б.Качкиной . – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
Вид программы – авторская.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению истории родного края через познание истории родной школы, знакомство с памятниками культуры, музейными экспозициями, судьбами выпускников школы, знаменитых земляков. Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экскурсия, образовательное путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по школьному музею;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
Задачи:
Познавательный аспект:
- вооружить учащихся умениями и навыками самостоятельного исследования своей школы, ее ближайшего окружения и родного края;
- осуществить теоретическую и методическую подготовку школьников к поисковой музейно-краеведческой деятельности;
- сформировать у учащихся умения работать с различными источниками информации;
- развить интерес у учащихся к исследовательской и экскурсионной деятельности и музееведению;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении исторических источников.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Основные содержательные линии курса.
Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут приобрести знания о видах музейной деятельности, научатся оперировать музееведческой терминологией, познаниями с основными способами деятельности музейного работника. Основные содержательные линии программы: собирательская деятельность музея, деятельность по оформлению и исследованию фондов музея, экспозиционно - экскурсионная деятельность, проектная и социально-значимая деятельность.
Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.
Срок реализации программы –1 год (35 часов,1 час в неделю).
Особенности возрастной группы детей 11 - 12 лет.
Подростки этого возраста характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, школы, семьи и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Занятия проводятся в группах по 10-12 человек, допускается переход обучающихся из одной группы в другую;
- Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории России и исторического краеведения,истории школы.
Знакомство с экспозициями музеев, образовательные экскурсии и заочные путешествия, анализ письменных источников по теме позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- анкетиования,
- тестирования,
- презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Основное содержание
Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и закрепления его в ходе практической деятельности.
Введение 1 час. «Я поведу тебя в музей…»
Цель: формировать представление детей о правилах поведения в творческом объединении «Музееведение», правилах дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности; развивать умение применять полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.
Организационное занятие. Основы теории и организации музейного дела. Назначение музеев. Виды музеев. Знакомство с нормативно-правовой базой музея. На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.
Проводится обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу тебя в музей…»
Собирательная деятельность. Музейная шкатулка 6 ч.
Принципы систематизации, сбор и оформление материала. Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.
Цель: обучение принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов.
Теория-2часа. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов, интервьюирование ветеранов войны и труда, знакомство со средствами и способами сбора материалов.
Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом.
Практика-4 часа. Сбор и систематизация материала. Представление собранных материалов.
Деятельность по оформлению и исследованию фондов музея.
Работа с фондами-7 ч
Цель: Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной документации.
Теория-2 часа. Архив. Хранилище архива. Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фоно - и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал.
Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов. Картотеки.
Практика-5часов. Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение музейной документации
Экспозиционно - экскурсионная деятельность.11ч
Экспозиционная деятельность
Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые экспозиции.
Теория-1 час. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», Принципы построения музейных экспозиций. Этапы создания музейной экспозиции.
Практика- 3 часа создание новых экспозиций
Презентация музейной экспозиции
(Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод ).
Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление плана экскурсии, описание экспонатов.
Теория- 1 часа. Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов.
Практика- 6 часов Составление плана описания экспонатов, осмотр и описание Запись экскурсии, тренинговые занятия, пробные экскурсии.
Проектная и социально-значимая деятельность 10ч.
Я – экскурсовод. Творческий отчет «Из истории одной вещи»
Устный журнал «Музейная азбука от А до Я»
Составление презентаций к годовщине школы №9. составление «Живой книги» на основе воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны к 71 годовщине Победы.
Учебно - тематический план
№ п\п | Тема | Колич. часов | Форма организации | Виды деятельности | |
1 | Введение. «Я поведу тебя в музей…» | 1 | Обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу тебя в музей…» | Прослушивание, анализ,выполнение записей. Знакомство с нормативно-правовой базой музея. | |
Раздел 1. Собирательная деятельность. Музейная шкатулка 6ч | |||||
2-3 | Музей - хранилище исторических источников. | 2 | Интерактивная программа | Интерактивная программа «По музейным дорожкам» (знакомство с основными экспонатами музея в игровой форме) | |
4-5 | История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея | 2 | Творческая лаборатория | Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях–участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. | |
6-7 | Сбор и систематизация материала | 2 | Практикум | Работа в группах по составление вопросов интервью, интервьюирование друг друга, составление плана описания экспонатов. Домашнее задание. Взять интервью у учителей, родителей-выпускников школы | |
Раздел 2. Деятельность по оформлению и исследованию фондов музея. Работа с фондами-7 ч | |||||
8-9 | Что такое архив.
О чем рассказывают собранные материалы? | 2 | Экскурсия в школьный архив.
Творческая лаборатория | Работа в архиве школы. Рассматривание и анализ описания архивных карточек. Составление рассказа «Архив моей семьи» Работа с архивом школьного музея. Рассматривание фото, фоно картотеки, рассматривание этикеток и карточек в картотеке. Усвоение правил оформления карточек и этикеток.
| |
10-11 | Музейная коллекция | 2 | практикум | Практическая работа по правилам оформления инвентарной книги. Реставрация, обновление экспонатов. | |
12 | Практическая работа по систематизации материала в школьном музее. | 1 | практикум | Составление презентаций по темам | |
13-14 | Я - архивариус | 2 | практикум | Изготовление и наклеивание этикеток, оформление инвентарной книги, оцифровка материалов. | |
Раздел 3. Экспозиционно - экскурсионная деятельность.11ч (Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод ) | |||||
15-16 | Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод | 2 | Экскурсия Мастер класс по проведению экскурсии по школьному музею активом музея.
| Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозициями краеведческого музея, прослушивание экскурсии по теме «Наш город в годы Великой Отечественной войны» Просмотр экскурсии, анализ и оценка мастер класса. | |
17-18 | Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка.
| 2 | Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии
| Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки. Презентация музейной экспозиции | |
19 | Основные этапы подготовки музейной экскурсии. | 1 | Практикум с элементами теории | составление маршрута экскурсии; извлечение необходимой информации из различных источников; ориентировка в экспозиционно-выставочном пространстве; | |
20 | История одной вещи (анализ экспонатов) | 1 | практикум | Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования. | |
21 | История одной вещи (анализ экспонатов) | 1 | практикум | Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования. | |
22 | Составление плана экскурсии | 1 | Теоретическое занятие | Составление плана экскурсии. Написание плана конспекта текста сопровождающего экскурсию | |
23 | Составление плана экскурсии | 1 | Практикум | Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов | |
24 | Я–экскурсовод | 1 | Практикум | Пробная экскурсия для обучающихся начальной школы. | |
25 | Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира. | 1 | Виртуальное путешествие | Показ и анализ экспонатов, просмотр виртуальных экскурсий с последующим анализом. | |
Раздел 4: Проектная и социально-значимая деятельность 10ч. | |||||
26 | «Живая книга» | 1 | Встреча, интервьюирование. | Встреча с ветеранами Вов, ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла. Интервьюирование.
| |
27 | «Живая книга» | 1 | Творческая мастерская
| На основе интервью выполнить презентации, оформление выставки - экспозиции, посвященной защитникам Родины. Представление результатов своей работы.
| |
28 | Интерактивная программа «Тоннель времени» (подготовка) | 1 | Групповая работа (групповой проект)
| Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: солдатское письмо, котелок, утюг, пионерский галстук. Поиск информации, составление описания предмета | |
29 | Интерактивная программа «Тоннель времени» (подготовка) | 1 | Работа над групповым проектом | Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: солдатское письмо, котелок, утюг, пионерский галстук. Поиск информации, составление описания предмета | |
30 | Интерактивная программа «Тоннель времени» | Презентация проектов | Презентация проектов | ||
31 | Участие в интерактивной городской краеведческой игре, посвященной годовщине Победы. | Интерактивная игра | Прохождение маршрута,поиск информации, составление фотолетописи и репортажа. | ||
32 | Участие кружка совместно с активом музея в фестивале школьных музеев | Передвижная выставка | Оформление передвижной выставки, презентация. | ||
33 | Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей” | Практикум | Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей” | ||
34 | Устный журнал «Музейная азбука от А до Я» | Практикум-зачет | Зачет по основной музейной терминологии. | ||
35 | Проведение дня музея в школе. | Творческий отчет | Презентация проектов, проведение элементов экскурсии. |
Программно-методическое обеспечение.
1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина. - М: -Вече, 2002.-520 с.
2. Бузыкова В.С. Программа «Музейная культура». - Владимир, 2003-23 с
3. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
4. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
5. Дьякова Р.А. И др. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985.
6. Качкина Т.Б. «Теоретические и практические основы деятельности школьного музея» . – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.-184с
7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Министерство культуры РФ. Рос. институт культурологии. - М., 2001.-200 с
Интернет-ресурсы:
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка " Музееведение"
Пояснительная записка...
Образовательная программа кружка "Музееведение"
Рабочая программа кружковой деятельности в школе....
Опыт оптико-электронной реставрации изображений в школьном музее (методическая разработка занятия кружка "Музееведение")
Методическая разработка предсталяет собой занятие кружка "Музееведение". В ходе занятия учащиеся смогут познакомиться с основами оптико-электронного восстановления документов и самостоятельн...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Программа кружка "Музееведение"
Программа кружка "Музееведение"...
Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8классов
Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8 классов, рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. В данном контесте учащиеся имеют возмо...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...