Программа кружка " Музееведение"
рабочая программа (9 класс) по теме
Пояснительная записка
Программа занятий кружка « Музееведение» имеет культурологическую направленность.
Цель:формирование интереса к истории народов мира, воспитание толерантного отношения в условиях совместного сосуществования разных культур.Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
Задачи программы:
- заинтересовать учащихся познавательной и исследовательской деятельностью;
- опираясь на педагогику развития творческих способностей, привлекать учащихся к работе в музее;
- осуществлять сотворчество и взаимодействие учащихся, их родителей и педагогов;
-организовывать поиск материалов для пополнения музейного фонда;
- исследовать, систематизировать и обобщать материалы, связанные с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Педагогическая целесообразность и актуальность программы основывается на том, что в современных условиях школьный музей становится центром учебно-воспитательной работы и дополнительного образования, интегрирован в учебный процесс ( материалы музея широко используются на уроках литературы, МХК, экологии, ИЗО, технологии).В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание , музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.
Программа рассчитана на возраст 7-17лет.
Срок реализации программы – один год.
Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа .
Формы занятий и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Формы работы | Цели, практическая направленность
|
Посещение музеев, экскурсии | Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.
|
Написание рефератов
| Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить написанную работу. |
Оформление выставки | Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций
|
Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями. | Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией. |
Видеозанятия | Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира. |
Работа по индивидуальному плану | Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ |
Индивидуальные консультации | Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ |
Интерактивные формы экскурсий | «Погружение» в тематику. Создание эмоционального фона. Стимулирование выбора индивидуальных тем.
|
Создание фото- и художественной выставок
| Учить умению оформления стендов, переносных выставок в соответствии с выбранной темой. Развивать творческую активность и индивидуальность |
Составление плана работы члена кружка на год | Оказание помощи – выявление интереса, формулирование конечной цели исследования - реферат, сообщение, доклад, самостоятельная экскурсия, фотовыставка, создание экспозиции, статьи в школьную газету и т.д. Совместное составление алгоритма исследования. |
Создание информационного блока в музее | Накопление архивного ,научно- исследовательского материала, накопление аудио- видео и мультимедийных программ, создание «Библиотеки юного музееведа»
|
Проектно- исследовательская деятельность | Создание совместного школьно-семейного проекта по составлению полного каталога музеев Москвы. Работа с родителями. Исследовательская работа в школьном музее «Живая память» .Реализация проекта « Театральная гостиная».
|
Ожидаемые результаты:
В обучающей сфере – приобретение учащимися знаний по музееведению,усиление интереса учащихся к музейной деятельности ( активность в создании самостоятельных исследований и проектов);
В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории, людям труда, создателям материальной культуры.
В развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, , проведению экскурсий по экспозициям музея. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентаций и творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания сознания школьников.
Расширение музея «Живая память», поиск музейных предметов силами членов музейного кружка;
Создание в школе «Музея театра» и « Театральной гостиной» .
Учебно - тематический план.
76 часов в год.
№№ | Тема | Количество часов |
1. | Раздел 1.Что такое музей.
| 6ч. |
| История появления и развития музеев. Лекция.
| 3ч. |
| Какие бывают музеи. | 3 ч
|
2. | Раздел 2.Музейная экспозиция и выставка. Практическая работа в музее. | 16ч.
|
| Проектирование экспозиции. Практическая работа в музее. |
8ч |
| Как сделать музейную экспозицию (выставку). Практика в музее. | 8ч. |
3. | Что такое Раздел 3. Музейные предметы. Работа в основном фонде.
| 15ч. |
| Что такое музейный комплекс. Лекции - презентации.
| 5ч. |
| Музейные экспонаты | 10ч. |
4.
| Что такое раздел 4.Музейные фонды. | 14ч. |
| Как сформировать фонды школьного музея. | 3ч.
|
| Основные правила работы с музейными материалами. Практическое занятие. | 4ч.
|
| Учет и хранение музейных материалов. Практическое занятие по делопроизводству. | 3ч.
|
| Подготовка выставки или экспозиции в школьном музее.
| 4ч. |
5. | Раздел 5.Музейная экскурсия.
| 15ч. |
| Виды музейных экскурсий.
| 7ч. |
| Особенности музейных экскурсий. Методика проведения музейных экскурсий.
| 8ч. |
6. | Раздел 6.Исследовательская деятельность в музее.
|
|
| Итоговые занятия. Выставки творческих работ учащихся. Итоговая исследовательская конференция.
| 10ч. |
Содержание программы.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.
В разделе « Что такое музей» работа строится на первичном ознакомлении учащихся с историей появления музеев, их классификации. Для закрепления завершается экскурсиями в музеи разного профиля.
Раздел 2 « Музейная экспозиция» раскрывает принципы построения экспозиции, ее отличие от выставки, дает теоретические основы построения экспозиции музея. Практическое занятие строится на создании собственной выставки по лично интересующей ребенка тематике.
Раздел 3 дает представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.
Раздел 4 рассматривает как формируются фонды музея, дает понятие об основном и вспомогательном фондах,, Учащиеся на практике овладевают правилами ведения музейной документации, учета и хранения музейных предметов.
Раздел 5 знакомит в правилами проведения экскурсии и завершается практической работой – самостоятельно подготовленной экскурсией по школьному музею или виртуальной экскурсией ( в виде презентации) по музеям Москвы.
Заключительный раздел программы, « Исследовательская деятельность в музее», включает в себя лекции по методике исследовательской деятельности и практические занятия. Итогом может быть защита собственного исследовательского проекта в рамках « Ярмарки Идей на Юго –Западе», краеведческого движения « Отечество» и др.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда школьного музея « Живая память». Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Список литературы по методике музейной деятельности.
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4. Искусство музейной экспозиции. Сб., научн. тр.НИИ культуры. №45, М., 1977
5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
7. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
8. Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб., 1997.ТельчаровА.Д. Основы музейного дела Издательство: Омега-Л, 2005 г.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов.Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста. М., 1988.
10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
11. Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.
12. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380
13. Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.
14. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
15. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.
16. Современная историографичекая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.
2. Т.П. Полякова «Как делать музей?»
3. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2003.
4.
Юхнев ич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.5. Интернет. http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программакружка "Юный географ"
Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....
Программа факультатива " Музееведение"
Программа факультатива "Музееведение"...
Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...
Игра по музееведению "Умники и умницы"
С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры викторины по принципу телевикторины «Умники и умницы». Такая форма проведения занятия существе...
Образовательная программа кружка "Музееведение"
Рабочая программа кружковой деятельности в школе....
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".
Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...
Музееведение в школе
Мезей - один из важных институтов культуры современного общества, имеющих отношение к сбору, хранению и передаче социально значимой информации, наряду с архивами, библиотеками ит.п. Облик музея и пони...
Комментарии
Программа расчитана на