Программа кружка "Музееведение"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование « Люберецкий муниципальный район Московской области»
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
им. Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина
140013 Московская обл. тел. /факс 8(495) 558 – 37 - 14
г. Люберцы, ул. Гоголя, д.21 lubschool11@mail.ru
Программа кружка «Музееведение»
выполнила:
слушатель курсов повышения квалификации по теме
«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО»
Черепанюк Галина Юрьевна.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 11
имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина
Люберецкого муниципального района
Московской области
Люберцы 2014
Пояснительная записка
Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология». Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности. Данная программа рассчитана на 34 часа кружковой работы , из расчета 1 час в неделю. Кружок предназначен для учащихся 8-11 классов.
Цели программы:
1.Способствовать гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
2.Сохранять и развивать культурно-историческое наследие.
3.Сформировать представление о науке музееведение, ее предмете и структуре.
4.Способствовать интеллектуальному развитию и гуманизации личности учащихся.
Основные понятия
Музейное дело – вид общественной деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование культурного наследия и осмысление этих процессов; музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство – создание музеев и музейной сети, организация управления музеями – музейный менеджмент, подготовка, переподготовка и повышение квалификации музейных работников и создание соответствующих учреждений); музейную практику (научно-фондовая, научно-просветительская, рекреационная, экспозиционная, научно-исследовательская и издательская работа); музееведение как науку.
Музей (по уставу ICOM, принятому на XVI Генеральной ассамблее этой организации в 1989 г.) – «постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».
Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующая на определенной территории. Имеет два употребления: музейная сеть определенной страны, региона независимо от их профиля (музейная сеть СССР, музейная сеть РФ и т.п.) или совокупность музеев определенного профиля (сеть исторических музеев, сеть технических музеев и т.п.).
Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и средств научной информации, обеспечения, хранящихся в музее. В состав собрания входят фонды музея (основной, обменный, дублетный, научно-вспомогательный), библиотека и архив музея. В более узком смысле – совокупность музейных коллекций.
Музейные фонды – совокупность всех материалов, поступивших на хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (законами, инструкциями, положениями и т.д.), документирующих социально значимые феномены и процессы, связанных с профилем музея и служащих средством музейной коммуникации, а также относящиеся к ним научно-вспомогательные материалы. Состоят из фонда музейных предметов и фонда научно-вспомогательных материалов (в естественнонаучных музеях есть еще фонды научных сырьевых материалов).
Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Складываются в результате целенаправленных усилий по их формированию.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема раздела, занятия | Кол. часов | Дата проведения | Материалы и оборудование |
Теоретическая часть | ||||
1. | 1. Классификация музеев | 1 | Схемы, документы, словари | |
2. История музейного дела | ||||
2.1 | История музейного дела в мире | 1 | Схемы, документы, словари | |
2.2 | История музейного дела в России | 1 | Схемы, документы, словари | |
2.3 | Музеи Московской области | 1 | Схемы, документы, словари | |
3. Основные направления музейной деятельность . Научно- фондовая работа музеев. | ||||
3.1 | Комплектование музейных фондов | 1 | Материалы районного музея | |
3.2 | Учет музейных фондов | 1 | Материалы районного музея | |
3.3 | Требования к музейным зданиям | 1 | Материалы районного музея | |
4. Экспозиционная работа музеев | ||||
4.1 | Теория экспозиционной работы | 2 | ||
4.2 | Методы создания экспозиции | 1 | ||
4.3 | Экспозиционное оборудование | 1 | ||
4.4 | Художественное проектирование музейной экспозиции | 1 | ||
5. Культурно-образовательная работа музеев | ||||
5.1 | Экскурсионная работа | 2 | Учебные пособия | |
5.2 | Классификация экскурсий | 1 | Словари | |
5.3 | Методическая разработка экскурсий | 2 | Учебные пособия | |
5.4 | Требования к экскурсоводу | 1 | ||
6. Другие формы культурно-образовательной работы в музеях | ||||
6.1 | Лекции и консультации | 2 | ||
6.2 | Конкурсы, викторины, олимпиады | |||
6.3 | Праздники | |||
Практическая часть | ||||
7. | Подготовка и проведение экскурсий по школьному музею «Боевой и трудовой Славы школы» | 5 | Материалы школьного музея «Боевой и трудовой Славы школы» | |
8. | Подготовка и проведение викторины «Гордись своей малой родиной» (для учащихся 7 кл.) | 2 | Материалы краеведческой экспозиции «Наш край» | |
9. | Подготовка и проведение лекции «История школы» (для учащихся 8-11 кл.) | 3 | Материалы истории школы | |
10. | Подготовка и проведение праздника «Этих дней не смолкнет слава» | 3 | Материалы экспозиции боевой и трудовой славы | |
11. | Экскурсия в Краеведческий музей г. Люберцы | 1 | Краеведческий музей г.Люберцы |
Структура курса:
Теоретическая часть
2.1. История музейного дела в мире
2.2. История музейного дела в России
2.3. Музеи Подмосковья
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Научно-фондовая работа музеев
3.1. Комплектование музейных фондов
3.3. Требования к музейным зданиям
4 . Экспозиционная работа музеев
4.1. Теория экспозиционной работы
4.2. Методы создания музейных экспозиций
4.3. Экспозиционное оборудование
4.4.Художественное проектирование музейной экспозиции
5. Культурно-образовательная работа музеев
5.2.Классификация экскурсий
5.3. Методическая разработка экскурсии
5.4. Требования к экскурсоводу
6. Другие формы культурно-образовательной работы в музеях
1 Лекции . 2 Конкурсы, викторины, олимпиады
3. Праздники
Практическая часть
1. Подготовка и проведений экскурсий в школьном музее «Боевой и трудовой Славы» ( для учеников 5-11 классов )
2. Подготовка и проведение викторины “Гордись своей малой родиной” для уч. 7 кл.
3. Подготовка и проведение лекции “История МОУ СОШ № 11 имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина” ( 8-11 кл )
4. Подготовка и проведение праздника “Этих дней не смолкнет слава” ( 5-6 кл )
5. Экскурсия в Краеведческий музей г.Люберцы
6. Экскурсия в музей МОУ СОШ № 25 г.Люберцы
7. Экскурсия в музей на Поклонной горе.
8. Музей вертолетостроения ОАО Камов.
Содержание программы
1.Классификация музеев. (1 час).
Классификация музеев по масштабам деятельности, форме собственности, административно-территориальному признакам. Выделение типов музеев. Профили музеев. Музеи отдельных отраслей культуры.
2.История музейного дела.(3часа).
История музейного дела в мире, в России ,в Подмосковье, Люберцах. Первые музеи Древней Греции, Древнего Рима. Становление музейного дела, музееведения. Появление новых типов и профильных групп музеев. Формирование и усиление роли международных организаций, занимающихся проблемами сохранения культурного наследия. Русские музеи, Эрмитаж. Смена приоритетов в деятельности музеев. История подмосковных музеев.
Музеи Подмосковья органично вплетены в культуру и историю нашей страны. История многих подмосковных музеев уходит корнями в прошлое, когда ученые и коллекционеры собрали и подарили жителям громадное культурное и научное наследие. Подмосковье по праву можно назвать областью-музеем.
3.Основные направления музейной деятельности. Научно-
фондовая работа музеев.(3 часа).
Основа деятельности музеев работа с фондами, создание оптимальных условий для отбора, сохранения, исследования, использования музейных предметов. Этапы работы с фондами. Способы комплектования музейных фондов. Воспроизведение музейных предметов. Учет музейных предметов и коллекций. Требования к музейным зданиям. Проектирование.
4.Экспозиционная работа музеев. (5 часов).
Теория экспозиционной работы. Этапы создания экспозиций. Постоянные и временные экспозиции. Экспозиционные комплексы. Участники экспозиционной работы. Экспонаты. Методы создания экспозиций. Систематический, ансамблевый, тематический методы. Инсталляции. Виртуальные экспозиции. Экспозиционное оборудование. Тексты в экспозиции. Технические средства. Модульные системы. Художественное проектирование музейной экспозиции. Раскладка и генеральный проект. Вернисаж.
5. Культурно-образовательная работа музеев. (6 часов).
Выработка специфических форм работы с людьми. Основная форма культурно-образовательной работы музеев подготовка и проведение экскурсий. Экскурсии как особый вид коммуникации. Классификация экскурсий по профилю, целевой направленности, по широте охвата тематики, по составу экскурсантов, по месту проведения. Методическая разработка экскурсии. Основные части. Развернутый план. Методы установления контакта с посетителями. Требования к экскурсоводу. Движение, жестикуляция, эмоциональный настрой. Завершение экскурсии.
6. Другие формы культурно-образовательной работы в
музеях. (2 часа).
Базовые формы культурно-образовательной работы: лекции, консультации, научные чтения, конкурсы, праздники, игры и т.д. Лектории и музейные коллекции. Консультации для индивидуальных посетителей. Кружки при музеях. Знакомство с музейной коллекцией через конкурсы, викторины, олимпиады. Нетрадиционные формы работы с посетителями. Музейный праздник. Презентации. Ролевые игры. Интегральные формы работы музея.
7. Практическая часть.(14 часов).
Экскурсионная работа в школьном музее «Боевой и трудовой Славы».
Применение полученных знаний на практике. Подготовка и проведение экскурсий по музею, викторины «Гордись своей малой родиной» ( на основе материалов краеведческой экспозиции музея) , лекции «История школы» ( на основе экспозиции по истории школы ), праздника «Этих дней не смолкнет слава» ( на основе материалов экспозиций об учениках и учителях школы – участников Великой Отечественной войны, локальных конфликтов…). Исследовательская работа. Дополнение коллекции музея. Экскурсии в Краеведческий музей г.Люберцы, школьные музеи, музей вертолетостроения фирмы ОАО Камов. музеи Подмосковья и Москвы.
Список литературы:
1. Долак Я. «Музеология – настоящее и будущее» Спб.,2009
2. Ионина Н.А. «Сто великих музеев» М.,1999
3. Майоров А.В. «Музеология как научная дисциплина» Спб.,2005
4. Сотникова С.И. «Подготовка музейных специалистов: История и современное состояние» М.,2005
5. Поправко Е.А. «Музееведение» М.,2008
6 .Шляхтина Л. ,Зюкин С. «Основы музейного дела» Спб.,2000
7. Шулепова Э.А. «Основы музееведения» М.,2005
8. Юренева Т.Ю. «Музееведение» М.,2007
9. Большая Российская Энциклопедия музеев М.,2009
10. Краткий словарь музейных терминов М.,1974
11. Школьные музеи М. 2011
Интернет-ресурсы:
www.unesko.ru
www.museum.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...