Программа ДО "Музееведение" 2 год обучения
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Волкова Галина Николаевна

Программа «Музееведение» предлагает одну из форм приобщения обучающихся к истории, географии, культуре малой родины. Расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививая им любовь и уважение к истории, географии и культуре родного края, педагог «открывает двери» в прошлое, настоящее и будущее края. Активно используются технические средства обучения (ноутбуки, гарнитуры, фотоаппарат и др.) для создания компьютерных презентаций, аудио и видеороликов, создания «творческого» облачного хранилища и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_muzeevedenie.docx164.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРХНЕМАЗИНСКАЯ СРЕДНЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.В.ДАВЫДОВА»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от 18.08. 2022 г.

«Утверждаю»:

Руководитель образовательной организации

______________Агапова М.А.

Приказ № 60  от 18.08. 2022 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«Музееведение»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень:  базовый

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Разработала:

Волкова Г.Н.- учитель истории и обществознания,

Педагог дополнительного образования

Верхняя Маза

2022 год


1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от              04.09.2014 № 1726;
  • письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
  • приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • Устав образовательной организации;
  • Нормативные акты образовательной организации;
  • Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.04.2020 №2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Уровень освоения программы – стартовый.

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Актуальность программы: Программа «Музееведение» предлагает одну из форм приобщения обучающихся к истории, географии, культуре малой родины. Расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививая им любовь и уважение к истории, географии и культуре родного края, педагог «открывает двери» в прошлое, настоящее и будущее края. Активно используются технические средства обучения (ноутбуки, гарнитуры, фотоаппарат и др.) для создания компьютерных презентаций, аудио и видеороликов, создания «творческого» облачного хранилища и др.

Отличительные особенности программы. Программа включает  в себя материалы, которые не содержатся в школьных программах, способствует углублению знаний обучающихся по истории, в частности по истории родного края, знакомит с традициями народа. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию детей. Предполагает использование методов активного обучения. Способствует воспитанию речевой культуры. Используется проектная деятельность, метод погружения на занятиях с обучающимися.

Педагогическая целесообразность программы. Данные занятия вводят обучающихся в мир истории, географии и культуры  и человеческих отношений. Программа актуальна в настоящее время и потому, что используемые краеведческие знания воспитывают в детях жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя. Занятия по краеведению очень важны, так как через них воспитывается в детях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нем.

Программа адресована обучающимся  среднего школьного возраста (11-14 лет). Состав группы – 12-15 человек. Группы разновозрастные. Состав группы постоянный.

Возрастные особенности детей 11-14 лет

Ведущая деятельность: младший подростковый возраст – общение со сверстниками

Основные новообразования – самосознание, потребность в самопознании и самоопределении, чувство взрослости, эмансипация от родителей, формирование «Мы» - концепции, чувство одиночества.

«Второе рождение личности». Критический период в психическом развитии человека. «Бескризисное» развитие в этот период является крайне редким явлением. Зачастую оно либо кажется таковым (сглаженная форма), либо наступление кризиса несколько замедлено во времени. Завершается детство, начинается переход к взрослости. Наступает «кризис переходного возраста»

Активно формируется:

- характер;

- чувство взрослости;

- склонность к рефлексии.

Положительные факторы: 

- возрастает самостоятельность ребенка

- более разнообразным и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми

- Значительно расширяется сфера деятельности

Объем программы: 72 часа.

Формы обучения и виды занятий

Форма обучения - очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий. Очное обучение: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, викторины, экскурсии. Электронная среда используется в дополнение к основному традиционному учебному процессу для организации самостоятельной работы обучающихся (электронные материалы для самоподготовки и подготовка к лабораторным работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование и т.д.); проведение консультаций с использованием форумов и вебинаров, организации текущего и итогового контроля, организации проектной и исследовательской работы в электронной среде.

Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий: занятия базоваго модуля проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (2 по 45 минут с перерывом не менее 10 минут).

Знания, полученные в ходе обучения, могут быть использованы обучающимися в школе - на уроках литературы, истории, географии, обществознания. В процессе освоения программы используются различные формы работы: творческие, оформительские, организаторско-массовые, семинарские. Используются различные средства обучения: беседы, экскурсии, учебные занятия, конкурсы, выставки, аудиозаписи и др. Все занятия  проводятся с наличием наглядных пособий и текстов, в дружественной обстановке. Занятия проводятся не только в классе, на местности, в музеях.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности  школьника среднего возраста на основе  краеведческой деятельности.

Базовый модуль

Цель - расширение у обучающихся краеведческих знаний.

Задачи:

1. Обучающие

- расширять и углублять знания учащихся об истории, культуре  родного края;

 - формировать навыки исследовательской работы;

- формировать умение оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных источников, применять их в новой ситуации;

2.Развивающие:

 - формировать умения: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения;

-         формировать  готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

3.Воспитательные:

- воспитывать у учащихся понимание личной ответственности за судьбу малой родины.

Планируемые результаты:

Базовый модуль

Личностные результаты:

         - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        - формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

Метапредметные результаты:

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

         - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

        - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

         - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Предметные результаты

- формирование представлений о географии, истории, животном и растительном мире своего региона, её роли в освоении планеты человеком, о краеведческих знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты при изучении своего региона;

Содержание программы

1.2.1. Содержание учебного  плана стартового модуля

Раздел 1. История моего города

Теория: Строительство города-крепости, крестьянские войны на территории нашего края под предводительством Емельяна Пугачева и Степана Разина, предания об историческом прошлом, легенды о народных вождях, история и символика герба нашего города, «пугачевщина». Отечественная война 1812 года; восстание на Сенатской площади 1825 года, декабристы Ивашев, Тургенев. Дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, российский город Симбирск конца ХIХ века. Деятельность инспектора народных училищ И.Н. Ульянова, генеалогическое древо семьи Ульяновых. В.И. Ленин (Ульянов) - политический деятель, революционер, создатель партии большевиков. Градостроительство в Ульяновске к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Мемориал. Первая мировая война, тыл, участники войны. Октябрьская революция 1917 года, большевики, гражданская война, интервенция, Г.Д. Гай, Железная Дивизия. Великая Отечественная война, подвиг тружеников тыла, эвакуация, участники Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза, орден Славы, медали ВОВ. Эвакуация людей и предприятий: Ульяновский автозавод, фабрика КИМ, электротехнический завод, эвакуация Патриархии Русской Православной церкви.

Практика: Подготовка рассказов о любимом уголке нашего города. Проектирование (создание) города-крепости, определение его названия.

Сочинение на тему «Один день в Симбирской крепости». Чтение и разбор легенд, подготовка выставки рисунков, участие в конкурсах юных историков-краеведов «История моего города», лучших чтецов стихотворений.

Посещение выставки музеев. Подготовка докладов, презентаций о Б.М. Хитрово: Изучение произведений Ильи Таранова. Создание модели Симбирской крепости, работа с исторической картой, создание семейного герба. Просмотр фильмов об истории Симбирска, знаменитых людях, архитектуре. Составление каталога зданий, созданных архитектором А.А. Шодэ, составление презентации о его деятельности и творчестве. Виртуальные экскурсии по родному краю. Поиск информации о родственниках – участников Великой Отечественной войны, составление списка улиц, названных в честь героев ВОВ.

Оборудование и материалы: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат,  презентации, столы для выставки, толковый словарь, герб Симбирска, портрет Степана Разина и Емельяна Пугачева, А.А. Шодэ, В.И. Ленина, И.Н. Ульянова, героев ВОВ, иллюстрации Симбирска-Ульяновска.

Методы и формы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Вид и способы работы: самостоятельная и практическая работы, беседа, инструктаж по технике безопасности, тестирование.

Формы контроля: текущий.

Виды оценивания работ: опрос, тестирование, конкурсы.

Раздел 2. Народы Ульяновской области

Теория: Численность населения, движение населения, миграции, плотность населения, типы населённых пунктов, этнография, этнос, языковые семьи: русские, традиционная культура; татары, татары-мишари, татарская культура; мордовский этнос (мокша, эрзя), мордовский просветитель А. Ф. Юртов; чувашский этнос (верховые и низовые чуваши), тюркский народ, просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев; немцы, германские народы, заселение Поволжья немцами при Екатерине II, лютеранство, протестантизм, кирха, пастор.

Православные церкви. Андрей Блаженный- юродивый, канонизация, святой. Знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного. Храм, собор, часовня, устройство православного храма. 300-летняя история Жадовской обители.

Ислам, мечеть, минарет, мулла, намаз. Иудаизм, синагога, община, диаспора.

Промысел, ремесло, кустарное производство.

Практика: Работа с картой населения Ульяновской области, работа с картой народов Ульяновской области. Просмотр фильма о народах Ульяновской области, подготовка сообщений обучащихся «Мой сосед – русский (татарин,…)»

Зарисовка мордовского национального костюма, зарисовка чувашского национального костюма.

Виртуальная экскурсия по музею Яковлева, виртуальная экскурсия по кирхе, видеоэкскурсия по православному Симбирску-Ульяновску, видеоэкскурсия по скверу Духовности у Спасо-Вознесенского собора. Подготовка презентаций, сообщений, рисунков обучающихся по изучаемой теме.

Оборудование и материалы: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера, иллюстрации, презентации, народные песни, праздничные наряды, сказки на дисках, портреты, репродукции картин.

Методы и формы: объяснение, рассказ, демонстрация, учебно-тренировочные занятия. 

Вид и способы работы: беседа, практическая и самостоятельная работы. 

Формы контроля: промежуточная диагностика.

Виды оценивания работ: опрос, конкурсы, тестирование.

Раздел 3. Промышленные предприятия региона

Теория: Промышленность, предприятия, машиностроение, приборостроение, авиастроение Ульяновской области. История УАЗ.

Самолетостроение, авиация.

 Строительство мостов через Волгу. Порт, речное судоходство, навигация.

Железнодорожный транспорт, история железных дорог Ульяновской области, вокзалы.

Авиационный транспорт, история аэропортов Ульяновска.

ВУЗы Ульяновской области. История старейших ВУЗов региона.

Практика: Подготовка презентаций по изучаемым темам. Виртуальная экскурсия по музею завода (какого), виртуальное путешествие по музею гражданской авиации. Сочинение «Я еду по мосту через Волгу». Выставка фотографий обучающихся, подготовка презентаций о вокзалах города, подготовка сообщений, работа с картой Ульяновской области.

Оборудование и материалы: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера, тексты, иллюстрации, портреты.

Методы и формы: объяснение, демонстрация, рассказ.

Вид и способы работы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа

Формы контроля: проведение текущей диагностики.

Виды оценивания работ: конкурсы, тестирование, опрос, выставка фотографий.

 

1.2.2 Учебный план базового модуля

Раздел

Наименование раздела

Всего ч.

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

Введение

2

1,5

0,5

1.1

Вводное занятие. Наш край родной.

1

0,5

0,5

Опрос, наблюдение

1.2

Я-исследователь. Методики историко-культурных и географических исследований и их применение.

1

1

0

Наблюдение, тестирование

2

Мой край на карте Родины

4

2

2

2.1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

2

1

1

Практическая работа

2.2

Ульяновск  – частица России. Символика Ульяновска. Работа с географической картой Ульяновской области

2

1

1

Практическая работа

3

Города Ульяновской области

4

1,5

2,5

3.1

Административно-территориальное деление Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Практическая работа

3.2

Город Ульяновск

1

1

0

Опрос, наблюдение

3.3

Достопримечательности  города Ульяновска.

1

0

1

Тестирование

3.4

Малые города области: Димитровград, Инза, Новоульяновск, Сенгилей, Барыш.

1

0

1

Тестирование

4

Физическая география Ульяновской области

31

16

15

4.1

 Географическое положение Ульяновской области

1

0,5

0,5

Практическая работа

4.2

Тектоническое и геологическое строение территории Ульяновской области

1

0,5

0,5

Практическая работа

4.3

Геологические памятники нашего региона

1

1

Практическая работа

4.4

Полезные ископаемые Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.5

Составление карты полезных ископаемых региона

1

1

Практическая работа

4.6

Рельеф Ульяновской области

1

0,5

0,5

Тестирование

4.7

Формы рельефа населённого пункта

1

1

Практическая работа

4.8

Климат региона. Климатообразующие факторы

1

1

0

Практическая работа

4.9

Стихийные природные явления на территории области. Ученый-климатолог Воейков А.И.

1

0,5

0,5

Опрос

4.10

Музей «Метеорологическая станция Симбирска». История наблюдений за погодой в регионе.

1

0,5

0,5

Опрос

4.11

Внутренние воды Ульяновской области.

1

1

0

Практическая работа

4.12

Волга-крупнейшая река европейской части России. Куйбышевское водохранилище.

1

1

0

Опрос

4.13

Река Свияга.

1

1

0

Опрос

4.14

Малые реки Ульяновской области

1

1

0

Практическая работа

4.15

Озёра и болота региона.

1

1

0

Тестирование

4.16

Белое озеро-жемчужина юга Ульяновской области.

1

1

0

Опрос

4.17

Подземные воды. Родники Ульяновской области.

1

0

1

Практическая работа

4.18

Почвы региона. Охрана почв региона

1

1

0

Тестирование

4.19

Изучение состава почв. Составление почвенного профиля

1

0

1

Практическая работа

4.20

Природные комплексы. Характеристика природных комплексов региона.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.21

Растительный мир Ульяновской области

1

0,5

0,5

Тестирование

4.22

Особо охраняемые виды растений региона. Реликты и эндемики флоры. Долина диких пионов в Радищевском районе.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.23

Лекарственные и ядовитые растения Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Практическая работа

4.24

Съедобные и ядовитые грибы Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.25

Фауна Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.26

Особо охраняемые виды животных Ульяновской области. Императорский орел, изучение и охрана вида на территории региона.

1

0,5

0,5

Тестирование

4.27

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

1

0

1

Практическая работа

4.28

Национальный парк «Сенгилеевские горы»

1

0,5

0,5

Опрос

4.29

Защита проектов обучающихся

2

2

Практическая работа

5

Население Ульяновской области 

17

7

10

5.1

Численность населения региона,  миграции населения, особенности расселения жителей. Народы Ульяновской области

1

0,5

0,5

Практическая работа

5.2

Русские на территории региона. Традиционная культура русского населения. Старообрядцы Симбирской губернии.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.3

Традиционная культура татар Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.4

Старокулаткинский район – один из важнейших центров культуры татар Поволжья.

1

0,5

0,5

Опрос

5.5

Мордва Ульяновской области. Культура и традиции мордовского народа.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.6

Село Кивать Кузоватовского района – центр мордовской культуры.

1

0,5

0,5

Опрос

5.7

Чуваши региона. Культура и традиции чувашей.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.8

Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева»

1

0,5

0,5

Опрос

5.9

Украинцы Ульяновской области.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.10

Немцы Поволжья, их традиции и культура

1

0,5

0,5

Тестирование

5.11

Лютеранско-евангелическая церковь святой Марии в городе Ульяновске.

1

0,5

0,5

Опрос

5.12

Евреи региона. Ульяновская еврейская община.

1

0,5

0,5

Тестирование

5.13

Народные промыслы на территории Симбирско-Ульяновского края.

2

1

1

Практическая работа

5.14

Занятие-викторина «Народные промыслы Симбирско- Ульяновского края»

1

0

1

Викторина

5.15

Защита проектов обучающихся

2

0

2

Практическая работа

6

Известные люди нашего края

13

5

8

6.1

Н.М. Карамзин. Памятник писателю и историку в Ульяновске.

1

0,5

0,5

Тестирование

6.2

А.С. Пушкин в Симбирске.

1

0,5

0,5

Опрос

6.3

Село Языково, дворянский род Языковых.

1

0,5

0,5

Тестирование

6.4

Село Верхняя Маза – имение поэта и партизана Д.В. Давыдова.

1

0,5

0,5

Опрос

6.5

Д.Д. Минаев и Д.Н. Садовников

1

0,5

0,5

Опрос

6.6

 И.А. Гончаров. Дом И.А. Гончарова в Ульяновске

1

0,5

0,5

Тестирование

6.7

А.С. Неверов – автор повести «Ташкент – город хлебный»

1

0,5

0,5

Опрос

6.8

Поэт Н.Н. Благов, его творчество.

1

0,5

0,5

Опрос

6.9

Село Прислониха Карсунского района – родина художника Аркадия Пластова

1

0,5

0,5

Тестирование

6.10

Село Шаховское Павловского района – родина М.А. Суслова

1

0,5

0,5

6.11

Ученые нашего региона.

1

1

Опрос

6.12

Защита проектов обучающихся

2

2

Практическая работа

7

Итоговое занятие

1

1

Опрос, наблюдение

Всего:

72

33

39

1.2.4. Содержание учебного плана базового модуля

Раздел 1. Введение

1.1 Вводное занятие. Наш край родной.

Теория: Знакомство со структурой курса. Техника безопасности. Что такое краеведение?

Практика: Оформление контурных карт Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

1.2 Я-исследователь. Методики историко-культурных и географических исследований и их применение.

Теория: Разновидности исторических источников. Краеведческое и историко-культурологическое исследование обучающегося. Методические рекомендации.

Практика: Разработка памятки юного исследователя.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

Раздел 2.        Мой край на карте Родины

2.1        Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

Теория: Российская Федерация, государственные символы.

Практика: Работа с географической картой России.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

2.2        Ульяновск  – частица России. Символика Ульяновска. Работа с географической картой Ульяновской области

Теория: Ульяновская область на карте Российской Федерации. Символы Ульяновской области.

Практика: Работа с географической картой Ульяновской области. Подготовка рефератов и презентаций по символике Ульяновской области, муниципальным образованиям Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

Раздел 3. Города Ульяновской области

3.1 Административно-территориальное деление Ульяновской области.

Теория: Город, село, поселок городского типа, районы области.

Практика: Работа с картой.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

3.2 Город Ульяновск

Теория: Ульяновск, областной центр, промышленный центр

Практика: Выпуск газеты, подготовка рефератов и презентаций по городам Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

3.3 Достопримечательности  города Ульяновска.

Теория: 10 достопримечательностей г. Ульяновска: памятник букве «Ё», памятник Богдану Хитрово, памятник Н.М. Карамзину, памятнику И.А. Гончарову, памятник Дмитрию Разумовскому, Спасо-Вознесенский кафедральный собор, музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» и др.

Практика: Работа по карте г. Ульяновска. Виртуальное путешествие. По городу Ульяновску.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

3.4 Малые города области: Димитровград, Инза, Новоульяновск, Сенгилей, Барыш.

Теория: Малый город

Практика: Составление карты достопримечательностей малых городов.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

Раздел 4. Физическая география Ульяновской области

4.1 Географическое положение Ульяновской области

Теория: Географическое положение территории, характеристика региона

Практика: Составление плана ГП области, развитие навыков работы с картой.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.2 Тектоническое и геологическое строение территории Ульяновской области

Теория: Тектоника, геология, тектоническая и геологическая карты, платформы, области складчатости.

Практика: Работа с тектоническими и геологическими картами, знакомство с легендой карты и условными картографическими знаками.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.3 Геологические памятники нашего региона

Теория: Геология, геологический памятник, правила проведения геологических исследований.

Практика: Работа с контурной картой, подготовка рефератов и презентаций по геологическим памятникам Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

4.4  Полезные ископаемые Ульяновской области.

Теория: Полезные ископаемые, их классификация: магматические, осадочные и метаморфические полезные ископаемые

Практика: Работа с картой и контурной картой, знакомство с образцами полезных ископаемых.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

4.5 Составление карты полезных ископаемых региона.

Практика: Составление карты полезных ископаемых региона, подготовка рефератов и презентаций по полезным ископаемым Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

4.6 Рельеф Ульяновской области.

Теория: Рельеф, горы, равнины, долины, овраги. Никольская гора, разрез Милановского.

Практика: Работа с картой, подготовка рефератов и презентаций по формам рельефа Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

4.7 Рельеф населённого пункта.

Практика: Составление карты форм рельефа населённого пункта.

4.8 Климат региона. Климатообразующие факторы.

Теория: Понятие о климате, климатических поясах, климатообразующие факторы.

Практика: Знакомство с климатической картой региона, определение важнейших климатообразующих факторов региона.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.9 Стихийные природные явления на территории области. Наш земляк ученый-климатолог Воейков А.И.

Теория: стихийные природные явления, климатология, Воейков А.И.

Практика: подготовка рефератов и презентаций о стихийных природных явлениях, составление презентации об ученом.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

 4.10 Музей «Метеорологическая станция Симбирска». История наблюдений за погодой в регионе.

Теория: Метеорология, история метеорологических исследований

Практика: Виртуальная экскурсия, подготовка рефератов и презентаций о погоде в Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

4.11 Внутренние воды Ульяновской области.

Теория: внутренние воды, речная сеть Ульяновской области

Практика: Работа с географической картой.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.12 Волга-крупнейшая река европейской части России. Куйбышевское водохранилище

Теория: Река, притоки реки, речной бассейн, исток, устье, дельта, города на Волге, водохранилище, каскад волжских водохранилищ, плотины, ГЭС, дамбы.

Практика: Заполнение контурной карты. Виртуальное экскурсия по Куйбышевскому водохранилищу, подготовка рефератов и презентаций о Волге.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

4.13 Река Свияга.

Теория: Приток, антропогенное загрязнение, уникальность направления течения Свияги.

Практика: Составление описания реки, подготовка рефератов и презентаций о Свияге.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

4.14 Малые реки Ульяновской области

Теория: Реки Черемшан, Сура, Барыш, Сызранка, Терешка

Практика: Заполнение контурной карты, подготовка рефератов и презентаций о малых реках Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

4.15 Озёра и болота региона.

Теория: Озеро, типы озер по происхождению, болото.

Практика: Заполнение контурной карты, подготовка рефератов и презентаций об озерах Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.16 Белое озеро-жемчужина юга Ульяновской области.

Теория: История и природа Белого озера. Работа с понятиями флора, фауна, экология.

Практика: Путевые заметки путешественника.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

 4.17 Подземные воды. Родники Ульяновской области.  

Теория: Подземные воды, источник

Практика: Виртуальная экскурсия на родник

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

4.18 Почвы региона. Охрана почв региона

Теория: Почва, типы почв, почвенная карта, охрана почв.

Практика: Изучение почвенной карты региона, просмотр фильма об охране почв.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

4.19 Изучение состава почв. Составление почвенного профиля.

Практика: Изучение состава образцов почвы. Зарисовка почвенного профиля.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат, экшн-камера.

4.20 Природные комплексы. Характеристика природных комплексов региона.

Теория: Природный комплекс. Природные комплексы Ульяновской области.

Практика: Описание природного комплекса.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат, экшн-камера.

4.21 Растительный мир Ульяновской области.

Теория: Флора, деревья, кустарники, травы, флора лесостепи и степи.

Практика: Просмотр фильма о флоре региона. Фотовыставка работ обучающихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

4.22 Особо охраняемые виды растений региона. Реликты и эндемики флоры. Долина диких пионов в Радищевском районе.

Теория: Реликты, эндемики, Красная книга.

Практика: Описание краснокнижного вида флоры, виртуальная экскурсия по долине пиона узколистного в Радищевском районе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

4.23 Лекарственные и ядовитые растения Ульяновской области.

Теория: Лекарственные растения, правила сбора растений, ядовитые растения

Практика: Составление медицинского атласа растений, составление памятки о ядовитых растениях, фотовыставка лекарственных и ядовитых растений Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоапарат.

4.24 Съедобные и ядовитые грибы Ульяновской области.

Теория: Грибы пластинчатые и трубчатые

Практика: работа с определителем грибов, подготовка рефератов и презентаций о грибах Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.25 Фауна Ульяновской области.

Теория: Фауна, животные различных природных зон

Практика: подготовка рефератов и презентаций о животных Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

4.26 Особо охраняемые виды животных Ульяновской области. Солнечный орёл – символ Ульяновской области, изучение и охрана вида на территории региона.

Теория: Красная книга, национальный парк, заказник, хищные птицы, кольцевание

Практика: Описание животного, просмотр фильма о животных

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

4.27 Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

Теория: ООПТ, национальный парк, заповедник, заказник

Практика: Работа с картой, подготовка рефератов и презентаций об особо охраняемых природных территориях  Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

4.28 Национальный парк «Сенгилеевские горы»

Теория: национальный парк

Практика: Виртуальная экскурсия

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

4.29 Защита проектов учащихся.

Практика: Защита проектов по темам раздела.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

Раздел 5. Население Ульяновской области

5.1 Численность населения региона, миграции населения, особенности расселения жителей. Народы Ульяновской области

Теория: Численность населения, движение населения, миграции, плотность населения, типы населённых пунктов, этнография, этнос, языковые семьи

Практика: Работа с картой населения Ульяновской области, подготовка рефератов и презентаций о народах Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.2 Русские на территории региона. Традиционная культура русского населения. Старообрядцы Симбирской губернии.

Теория: Русские, традиционная культура, раскол, кулугур, старообрядец, культура старообрядцев

Практика: выставка фоторабот «Старообрядцы в Ульяновской области»

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

5.3  Традиционная культура татар Ульяновской области.

Теория: Татары, татары-мишари, татарская культура.

Практика: Подготовка сообщений обучающихся по изучаемой теме, подготовка рефератов и презентаций о татарах Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.4  Старокулаткинский район – один из важнейших центров культуры татар Поволжья.

Теория: Центр культуры, Старая Кулатка.

Практика: Виртуальная экскурсия по Старокулаткинскому району, подготовка рефератов и презентаций о культуре татар Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

5.5 Мордва Ульяновской области. Культура и традиции мордовского народа.

Теория: Мордовский этнос (мокша, эрзя), мордовский просветитель А. Ф. Юртов

Практика: Зарисовка мордовского национального костюма, подготовка рефератов и презентаций о мордве в Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.6 Село Кивать Кузоватовского района – центр мордовской культуры.

Теория: Мордовские праздники, финно-угорские народы.

Практика: Виртуальная экскурсия по селу Кивать, фотовыставка «Мордва Ульяновской области».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

5.7 Чуваши региона. Культура и традиции чувашей.

Теория: Чувашский этнос (верховые и низовые чуваши), тюркский народ

Практика: Зарисовка чувашского национального костюма, подготовка рефератов и презентаций о чувашах Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

5.8 Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».

Теория: Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев.

Практика: Виртуальная экскурсия по музею Яковлева.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

5.9 Украинцы Ульяновской области.

Теория: Украинцы, славянские народы, столыпинские реформы, хутор.

Практика: подготовка рефератов и презентаций об украинцах в Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.10 Немцы Поволжья, их традиции и культура.

Теория: Немцы, германские народы, заселение Поволжья немцами при Екатерине II, лютеранство

Практика: подготовка рефератов и презентаций о немцах Ульяновской области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

5.11 Лютеранско-евангелическая церковь святой Марии в городе Ульяновске.

Теория: Протестантизм, лютеранство, кирха, пастор

Практика: Виртуальная экскурсия по кирхе, подготовка рефератов и презентаций о сотрудничестве немцев Ульяновской области с Германией.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

5.12 Евреи региона. Ульяновская еврейская община.

Теория: Иудаизм, синагога, община, диаспора.

Практика: подготовка рефератов и презентаций о евреях в Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.13 Народные промыслы на территории Симбирско-Ульяновского края.

Теория: Промысел, ремесло, кустарное производство

Практика: Подготовка сообщений обучающихся по теме, презентаций о народных промыслах Ульяновской области.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

5.14 Занятие-викторина «Народные промыслы Симбирско-Ульяновского края».

Практика: Викторина

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

5.15 Защита проектов учащихся.

Практика: Защита проектов по темам раздела.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

Раздел 6. Известные люди нашего края

6.1 Н.М. Карамзин. Памятник писателю и историку в Ульяновске.

Теория: Историография, «История государства Российского», памятник Карамзину

Практика: Виртуальная экскурсия по Карамзинскому скверу.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

6.2 А.С. Пушкин в Симбирске.  

Теория: Написание Пушкиным истории Пугачёвского бунта, достопримечательности, связанные с именем Пушкина

Практика: Литературная гостиная, презентации о А.С.Пушкине 

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

6.3 Село Языково, дворянский род Языковых.

Теория: Родовое имение дворян Языковых.

Практика: Видеопутешествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений Н.М. Языкова, его жизнь и творчество. Подготовка презентаций о Н.Языкове.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук.

6.4 Село Верхняя Маза – имение поэта и партизана Д.В. Давыдова.

Теория: История Верхней Мазы и легенды о возникновении села. Жизнь и творчество героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д.В. Давыдова.

Практика: Виртуальная экскурсия в музей Дениса Давыдова в Верхней Мазе. Подготовка презентаций о Д.Давыдове.

Знакомство с произведениями Д.В. Давыдова. Конкурс чтецов стихов о родине.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

6.5 Д.Д. Минаев и Д.Н. Садовников.

Теория: Д.Д. Минаев, Д.Н. Садовников, их биография и творчество.

Практика: Чтение стихотворений. Подготовка презентаций о Минаеве, Садовникове.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат, экшн-камера.

6.6 И.А. Гончаров. Дом И.А. Гончарова в Ульяновске

Теория: Русский роман, дом-музей Гончарова, история часов на башне

Практика: Виртуальная экскурсия в музей. Викторина по произведениям И.А. Гончарова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

6.7  А.С. Неверов – автор повести «Ташкент – город хлебный»

Теория: голод в Поволжье в 20-е годы ХХ века.

Практика: Актёрское чтение отрывков произведения. Подготовка презентаций о А.Неверове.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

6.8 Поэт Н.Н. Благов, его творчество.

Теория: Биография и творчество Н.Н. Благова

Практика: Выразительное чтение стихотворений поэта.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

6.9 Село Прислониха Карсунского района – родина художника Аркадия Пластова

Теория: Живопись, графика. Жизнь и творчество А. Пластова.

Практика: Виртуальное путешествие в музей им. Пластова. Подготовка презентаций о творчестве Пластова. Фотовыставка работ «Пластовские краски».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

6.10 Село Шаховское Павловского района – родина М.А. Суслова.

Теория: КПСС, партийная идеология, биография М. А. Суслова.

Практика: Подготовка презентаций о М.А.Суслове.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

6.11 Ученые нашего региона.

Теория: Жизнь и учёная деятельность В.В. Благовещенского, А.А. Любищева, Р.Е. Левиной, Н.С. Ракова

Практика: Подготовка презентаций об учёных.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера.

6.12 Защита проектов учащихся.

Практика: Защита проектов.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ,  мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, гарнитура для компьютера, фотоаппарат.

Раздел 7. Итоговое занятие

Подведение итогов.

Оборудование: многофункциональное устройство МФУ, мультимедийный проектор, экран для проектора, со штативом, ноутбук, фотоаппарат.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

базового модуля

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планируемая

(число, месяц)

Дата фактическая

(число, месяц)

Причина изменения даты

Раздел 1.введение

1

Вводное занятие. Наш край родной.

1

Игра-путешествие

Опрос, наблюдение

2

Я-исследователь. Методики историко-культурных и географических исследований и их применение.

1

Комб.беседа

Наблюдение, тестирование

Раздел 2. Мой край на карте Родины

3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

2

практикум

Практическая работа

4

Ульяновск  – частица России. Символика Ульяновска. Работа с географической картой Ульяновской области

2

практикум

Практическая работа

Раздел 3. Города Ульяновской области

5

Административно-территориальное деление Ульяновской области.

1

практикум

Практическая работа

6

Город Ульяновск

1

заочное путешествие

Опрос, наблюдение

7

Достопримечательности  города Ульяновска.

1

Урок-экскурсия

Тестирование

8

Малые города области: Димитровград, Инза, Новоульяновск, Сенгилей, Барыш.

1

Проектный урок

Тестирование

Раздел 4. Физическая география Ульяновской области

9

 Географическое положение Ульяновской области

1

Заочное путешествие

Практическая работа

10

Тектоническое и геологическое строение территории Ульяновской области

1

Комб.занятие

Практическая работа

11

Геологические памятники нашего региона

1

путешествие

Практическая работа

12

Полезные ископаемые Ульяновской области.

1

практикум

Тестирование

13

Составление карты полезных ископаемых региона

1

проект

Практическая работа

14

Рельеф Ульяновской области

1

Комб

.занятие

Тестирование

15

Формы рельефа населённого пункта

1

практикум

Практическая работа

16

Климат региона. Климатообразующие факторы

1

Комбинир.

Практическая работа

17

Стихийные природные явления на территории области. Ученый-климатолог Воейков А.И.

1

Теоретич.

Опрос

18

Музей «Метеорологическая станция Симбирска». История наблюдений за погодой в регионе.

1

путешествие

Опрос

19

Внутренние воды Ульяновской области.

1

Комбининир.

Практическая работа

20

Волга-крупнейшая река европейской части России. Куйбышевское водохранилище.

1

Комбинир.

Опрос

21

Река Свияга.

1

Комбинир.

Опрос

22

Малые реки Ульяновской области

1

теоретический

Практическая работа

23

Озёра и болота региона.

1

Комбинир.

Тестирование

24

Белое озеро-жемчужина юга Ульяновской области.

1

экскурсия

Опрос

25

Подземные воды. Родники Ульяновской области.

1

Комбинир.

Практическая работа

26

Почвы региона. Охрана почв региона

1

Комбинир.

Тестирование

27

Изучение состава почв. Составление почвенного профиля

1

Практикум на природе

Практическая работа

28

Природные комплексы. Характеристика природных комплексов региона.

1

Комбинир.

Тестирование

29

Растительный мир Ульяновской области

1

экскурсия

Тестирование

30

Особо охраняемые виды растений региона. Реликты и эндемики флоры. Долина диких пионов в Радищевском районе.

1

экскурсия

Тестирование

31

Лекарственные и ядовитые растения Ульяновской области.

1

практикум

Практическая работа

32

Съедобные и ядовитые грибы Ульяновской области.

1

практикум

Тестирование

33

Фауна Ульяновской области.

1

практикум

Тестирование

34

Особо охраняемые виды животных Ульяновской области. Императорский орел, изучение и охрана вида на территории региона.

1

Заочная экскурсия

Тестирование

35

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

1

Комбинир.

Практическая работа

36

Национальный парк «Сенгилеевские горы»

1

Заочная экскурсия

Опрос

37

Защита проектов обучающихся

2

проекты

Практическая работа

Раздел 5. Население Ульяновской области 

38

Численность населения региона,  миграции населения, особенности расселения жителей. Народы Ульяновской области

1

теоритический

Практическая работа

39

Русские на территории региона. Традиционная культура русского населения. Старообрядцы Симбирской губернии.

1

Этнгр.

экспедиция по селу

Тестирование

40

Традиционная культура татар Ульяновской области.

1

практикум

Тестирование

41

Старокулаткинский район – один из важнейших центров культуры татар Поволжья.

1

Тв.встреча

Опрос

42

Мордва Ульяновской области. Культура и традиции мордовского народа.

1

Тв.встреча

Тестирование

43

Село Кивать Кузоватовского района – центр мордовской культуры.

1

экскурсия

Опрос

44

Чуваши региона. Культура и традиции чувашей.

1

Тв.встреча

Тестирование

45

Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева»

1

экускурсия

Опрос

46

Украинцы Ульяновской области.

1

Тв.встреча

Тестирование

47

Немцы Поволжья, их традиции и культура

1

Теоретич.

Тестирование

48

Лютеранско-евангелическая церковь святой Марии в городе Ульяновске.

1

Комбинир.

Опрос

49

Евреи региона. Ульяновская еврейская община.

1

Тв.встреча

Тестирование

50

Народные промыслы на территории Симбирско-Ульяновского края.

2

практикум

Практическая работа

51

Занятие-викторина «Народные промыслы Симбирско- Ульяновского края»

1

викторина

Викторина

52

Защита проектов обучающихся

2

проекты

Практическая работа

Раздел 6. Известные люди нашего края

53

Н.М. Карамзин. Памятник писателю и историку в Ульяновске.

1

Заочное путешествие

Тестирование

54

А.С. Пушкин в Симбирске.

1

Изучение первисточников

Опрос

55

Село Языково, дворянский род Языковых.

1

Онлайн-встреча

Тестирование

56

Село Верхняя Маза – имение поэта и партизана Д.В. Давыдова.

1

Музейный час

Опрос

57

Д.Д. Минаев и Д.Н. Садовников

1

Твоческое занятие

Опрос

58

 И.А. Гончаров. Дом И.А. Гончарова в Ульяновске

1

Заочная экскурсия

Тестирование

59

А.С. Неверов – автор повести «Ташкент – город хлебный»

1

Литературное тво-во

Опрос

60

Поэт Н.Н. Благов, его творчество.

1

беседа

Опрос

61

Село Прислониха Карсунского района – родина художника Аркадия Пластова

1

Комбинир.

Тестирование

62

Село Шаховское Павловского района – родина М.А. Суслова

1

Комбинир.

63

Ученые нашего региона.

1

Комбинир.

Опрос

64

Защита проектов обучающихся

2

проекты

Практическая работа

65

Итоговое занятие

1

тестирование

Опрос, наблюдение

Всего:

72

2.2. Условия реализации программы

  • Материально- техническая база

- Помещение для проведения занятий (класс);

- Необходимая мебель: доска, столы, стулья;

- Освещение помещения – согласно нормам, соблюдение санитарно-гигиенических условий (проветривание, влажная уборка);

- информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи  информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)

Оборудование:

- гарнитура для компьютера – 4 шт.

- многофункциональное устройство МФУ) – 1 шт.

- мультимедийный проектор – 1 шт.

- ноутбук – 4 шт.

- фотоаппарат – 1 шт.

- экран для проектора, со штативом – 1 шт.

- программное обеспечение – 1 упак.

2. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования

             3. Программно-методическое обеспечение:

- Методическая и учебная литература, справочный материал;

- Наглядные материалы: стенды, портреты, экспонаты, карточки с рисунками и заданиями.

            

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы проведения аттестации: итоговое занятие, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, творческий отчёт, тематические чтения, конкурс, собеседование.

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Промежуточная аттестация, проводится по завершению полугодия.

2. Итоговая диагностика после завершения всей учебной программы.

Для определения уровня знаний, умений и навыков воспитанников по программе используются следующие формы контроля:

•        Непрерывное наблюдение за детьми по ходу занятий;

•        Тестовые и контрольные задания по окончании занятий и курса;

•        Устные и письменные опросы в течение курса;

•        Творческие и исследовательские задания в течение курса.

Критерии оценки содержания проекта

п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

Баллы

1.

Выбор темы.

При выборе темы учитывается:

Актуальность и важность темы;

Научно-теоретическое и практическое значение;

Степень освещенности данного вопроса в литературе.

Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.

Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях

1 балл – имеют место



0 баллов – отсутствуют

2.

Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.

3.

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

4.

Планирование, определение последовательности и сроков работ

5.

Проведение проектных работ или исследования

Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.

Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.

6.

Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования

Форма работы должна соответствовать содержанию.

Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.

ИТОГО

12

Количество баллов

Отметка

10-12 балла

5 (отлично)

7-9 баллов

4 (хорошо)

5 – 6 баллов

3 (удовлетворительно)

4 баллов и менее

2 (неудовлетворительно)

Критерии оценки защиты проекта

п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

Баллы

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3 - доклад пересказывается, суть работы объяс­нена

4 - кроме хорошего доклада, владение иллюст­ративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечат­ление

2.

Качество ответов на вопросы

1 - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демон­страционного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе, информативен, автор свободно в нём ориентируется

4.

Оформление демонст­рационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3 - к демонстрационному материалу нет пре­тензий

ИТОГО

14

Количество баллов

Отметка

12-14 балла

5 (отлично)

9-11 баллов

4 (хорошо)

6 – 8 баллов

3 (удовлетворительно)

5 баллов и менее

2 (неудовлетворительно)


2.4. Литература

Список литературы для педагога

 

1.        Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007. – 233 с.

3. Географическое краеведение: Учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений/ под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 240 с.

4. Историческое краеведение: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 240 с.

5. Костин Н.М., Костина С.Н. История Сталинского района г. Ульяновска.1942-1958 гг. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2020 – 328 с.

6. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

 7. Раков Н.С. Флора города Ульяновска и его окрестностей. – Ульяновск, 2003.- 123 с.

8. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.

9.«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения». – 150 с.

10. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева,          О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 100 с.

11. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 54 с.

12. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.- 112 с.

13. Блохинцев А.И. И жизни след оставили своей… Прив. книж. из-во. 1985.

14. Воробьев К. Кустарно-ремесленные промыслы Симбирской губернии. -Симбирск, 1916.

15. Гончарова Л.Н. Художественные промыслы Ульяновской области. «Краеведческие записи». - Ульяновск, 1971.

16. Край Ильича. Памятные места. Прив. книж. из-во. 1976.

17.  Край симбирский. Краткий исторический очерк. Прив. книж. из-во. 1989.

18. Кузьминский Н.А. Край наш родной. Прив. книж. из-во. 1975.

19. Пономарева. Родной край Ильича. Прив. книж. из-во. 1976.

20. Рыкова Е.И. Культура Симбирского края. Ульяновск, 1997.

21. Симбирск и его прошлое. Лаборатория культурологи. 1993.

22. Шабалина Л.И. Кустарные промыслы русского сельского населения  Ульяновской области. Ульяновск. 1972.

Список литературы для учащихся

1.        Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю /         С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

2.        Ульяновско – Симбирская  энциклопедия. – Ульяновск: Ульяновская «Симбирская книга», 2007г. Т.1. – 560 с

3.        Ульяновско – Симбирская  энциклопедия. – Ульяновск: Ульяновская «Симбирская книга», 2007г. Т.2.  - 708 с.

Интернет-ресурсы

1. http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. http://uobdu-aksakov.org/

3. http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

4. http://www.ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/

5. http://www. rgo-ul.ru

6. http://www.ulzapovednik.ru/

7. https://taranov-book.ru/kak-bogdan-xitrovo-simbirsk-stroil

8. http://www.leninmemorial.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Банк тестовых заданий по программе «музееведение»

Базовый модуль

1 Раздел Викторина "История моего города". Тестирование из конкурса.

1.Год основания нашего города?

А)1648г.

Б)1464г.

В) 1641г.

2.Имя основателя города Синбирска?

А)Боярин Богдан Хитрово

Б) Воевода И.Б.Милославский

В)Князь Ю.Н.Барятинский

3.Происхождение названия города.

А)Булгарский хан Симбир

Б)Зеленая гора

В)Капище

4.Выбираем место для строительства города.

А)Гора

Б)Равнина

В)Овраг

5.Выбираем материал для строительства крепости.

А)Дерево

Б) Камни

В)Кирпич

6)Какое дерево использовалось для строительства крепости?

А) Дуб

Б)Береза

В)Сосна

7)Какую форму имела крепость?

А) Круг

Б)Прямоугольник

В) Квадрат

8.Что располагалось внутри крепости?

А) Боеприпасы

Б)Продовольствие

В)Дом воеводы

9.Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Назовите дату осады крепости.

А) 4 сентября 1670 года

Б) 24 октября 1671

В) 7 апреля 1672

10.Какие города были уже заняты Степаном Разиным?

А) Самара, Саратов, Царицын, Астрахань

Б) Оренбург, Уфа, Самара

В) Казань, Саранск, Оренбург, Уфа

11.Симбирский воевода во время нашествия Степана Разина.

А) И.Б.Милославский

Б)Ю.Н.Барятинский

В)Н.В.Поливанов

12.Герб Симбирска. Кем иза что вручен городу?

А)Царь Алексей Михайлович, осознавая важность победы над Ст. Разиным, пожаловал герб городу в 1672г.

Б)Степан Разин вручил герб городу за стойкость в 1670г

В)И.Б.Милославский пожаловал герб городу за неприступность в 1671г.

13.Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева на территории Симбирского края.

А) 1770г

Б)1772г

В)1871г

14.Единственный крупный город на всю огромную округу от Пензы до Уфы и Оренбурга, от Казани и Царицына, который не сдался.

А)Симбирск

Б)Пенза

В)Самара

15.Отряды самого лучшего российского полководца направлены на разгром и поимку легендарного «анператора». Назовите его.

А) А.Суворов

Б)  М. Кутузов

В) Д.Донской

16.Главнокомандующий правительственных войск генерал Панин грозно спросил Пугачева, как посмел он, вор, назваться именем государя императора? Что ответил плененный?

А) Ворон еще летает

Б)Я не вор

В)Я царь Петр Федорович

За каждый правильный ответ один балл получает обучающийся. Максимальное количество баллов-16 баллов.

Высокий уровень - 12-16 баллов,

Средний уровень – 8-11 баллов,

Низкий уровень – 0-7 баллов.

Писатели и поэты Симбирского-Ульяновского края

1.Какое чувство, по мнению Н.М.Карамзина, является самым сильным, святым.

А) Любовь

Б)Страх

В)Уважение

2. О чем повествует стихотворение Карамзина "Осень"?

А)О семейных ценностях

Б) Об увядании природы

В)О любви

3.В каком году Дом Языковых посетил Пушкин?

А)1735г

Б)1875г

В)1833г

4. Центральная тема творчества Языкова.

А) Тема родины

Б) Тема войны

В) Тема любви

5.Какой материал собирал Пушкин, побывав проездом в Симбирске?

А)О восстании Степана Разина

Б)О восстании Емельяна Пугачева

В)О сказочнике Абраме Новопольцеве

6. Кому принадлежат слова " Я был грустным узником на чужбине, постоянно рвавшимся к родной святыне из удушья чужих стен"

А) Н.М.Языкову

Б)Н.М.Карамзину

В)И.А.Гончарову

7. Назовите имя поэта, который за два года до смерти вернулся в Симбирск "лечиться воздухом родным"

А)Д.Д.Минаев

Б)А.А.Коринфский

В)С.Т.Аксаков

8.Автор песни "Из-за острова на стрежень".Песня о Волге и Степане Разине.

А) Д.Н.Садовников

Б) А.А.Коринфский

В) Д.Д.Минаев

9. С какого стихотворения в 1873 году началась публикация творчества Садовникова в стихах?

А)"Усолка.Народное предание"

Б)"Богатырка"

В)"Красна девица"

10.В каком году вышел сборник Садовникова "Загадки русского народа"

А)1888г

Б)1876г.

В)1976г

11.Где пошли детские и юношеские годы Николая Благова?

А) деревня Андреевка Чердаклинского района Ульяновской области

Б) село Баевка Кузоватовского райпна Ульяновской области

В) деревня Калда Барышского района Ульяновской области

Викторина "Народные промыслы"

1.Керамическая роспись сине-белого орнамента.

А.Гжель

Б.Хохлома

В.Городец

2.Роспись металлических подносов, делается по черному фону цветочные букеты.

А.Жостово

Б.Городец

В. Палех

3.Нижегородская декоративная роспись. Деревянная посуда. Используются черный, красный, золотой.

А.Хохлома

Б.Палех

В.Гжель

4.Основные темы росписи-сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, быт.

А.Городец.

Б.Хохлома

В.Палех

5.Роспись, пришедшая из иконописи.

А.Палеховская

Б.Вологодская

В.Орловская

6.Шерстяные платки с набивным  цветочным узором.

А.Павлопасадские

Б.Московские

В. Питерские

Максимальное количество баллов- 6баллов.

Высокий уровень-5-6 баллов

Средний уровень-3-4 баллов

Низкий уровень- 0-2 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения

Миссией  школы-интерната VIII вида является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности...

Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения

Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида. Статус программы: рабочая программа   учебного курса. Назначение программ...

Рабочая программа по трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд» 8 класс специального (коррекционного) обучения

Назначение программы: -          для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образователь...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...