Образовательная программа кружка "Музееведение"
рабочая программа по краеведению (10 класс) по теме
Рабочая программа кружковой деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_mbou_sosh_no63.rar | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Мельникова Н.И. городского округа Самара
(МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара)
«Согласованно» «Утверждаю»
с председателем М/О Директор МОУ Школы №63
______________________ __________________Н.М. Попова
«___»___________2012г.
Рабочая программа
кружка «Музееведение»
на 2012-2013 учебный год
Направление развития личности школьника:
духовно-нравственное и общекультурное.
Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.
Количество часов по учебному плану: всего 72 ч.
в неделю 2 ч.
всего 72 ч.
в неделю 2 ч.
Автор программы: Мишина О.В
г.о. Самара 2012
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является формирование гражданина - патриота. Противоречия между объективными требованиями повысить уровень работы по патриотическому воспитанию и недостаточной разработанностью организационно-методических основ осуществления данной работы заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Но программ, которые было бы возможно непосредственное применить на практике очень мало. В МБОУ СОШ №63 музей отсутствует, необходимость в нем существенна, т.к. школа имеет богатую историю, являясь самым старинным учебным заведением в городе. Поэтому практическая необходимость заставила автора разработать данную программу. Программа носит авторский характер.
Программа занятий кружка «Музееведение» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов. Учащиеся данных классов уже имеют достаточно знаний по истории, краеведению, сформированный уровень информационной компетентности, самостоятельность, что позволит организовать обучение на высоком продуктивном уровне.
Цель: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей и юношества.
Задачи программы:
- получить представление об основах музейного дела;
- сформировать практические навыки работы в музее;
- привлечь учащихся к работе по организации и созданию музея на базе школы № 63;
- организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
- исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы;
- публично представить результаты своей работы.
Режим занятий: раз в неделю по 2 учебных часа.
Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.
Формы работы | Цели и практическая направленность |
Лекции | Получение первичных знаний о музейной работе. |
Посещение музеев, экскурсии | Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций. |
Создание презентаций по профилю музея | Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу |
Оформление выставки | Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций |
Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями. | Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией. |
Видеозанятия | Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира. |
Работа по индивидуальному плану Индивидуальные консультации | Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ. |
Проектно - исследовательская деятельность | Создание и реализация коллективного проекта по организации школьного музея. |
Ожидаемые результаты:
- в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);
- в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
- в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.
В результате работы кружка будет создана экспозиция, посвященная истории школы и деятельности ее выдающихся педагогов, ряд проектов по профилю организуемого музея.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.
Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по истории и искусству, интернет - сайты, содержащие информацию о музеях страны и мира. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Срок реализации программы – один год.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия. | Теоретические занятия | Практические занятия | Итого |
Введение | 1 | 1 | ||
Тема №1. Понятие о музее – 11 часов. | ||||
1.1. | Понятие о музее. Функции и профили музея. | 1ч | 1ч | |
1.2. | Из истории музеев. Известные музеи России и мира. | 2ч | 2ч | |
1.3. | Многообразие музеев Самары. | 2ч. | 2ч | |
1.4. | Экскурсии в музеи Самары. | 4ч | 4ч | |
1.5. | Понятие о школьном музее. | 1ч | 1ч | |
1.6. | Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея. | 1ч | 1ч | |
Тема №2.Фондовая работа – 26 часов. | ||||
2.1 | Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов. | 2ч | 4ч | 6ч |
2.2 | Основной и вспомогательный фонды. | 2ч | 6ч | 8ч |
2.3 | Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов. | 2ч | 4ч | 6ч |
2.4 | Шифрование предметов. | 2ч | 4ч | 6ч |
Тема № 3.Экспозиционная работа – 17 часов. | ||||
3.1 | Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план. | 2ч | 2ч | 4ч |
3.2 | Виды текстов. Этикетаж | 2ч | 4ч | 6ч |
3.3 | Музейная выставка. | 1ч | 6ч | 7ч |
Тема № 4.Экскурсионная работа – 17часов. | ||||
4.1 | Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии. | 2ч | 2ч | |
4.2 | Подготовка и проведение тематической экскурсии . | 8ч | 8ч | |
4.3 | Массовые мероприятия в музее. | 1ч | 6ч | 7ч |
Итого | 24ч | 48ч | 72ч |
Содержание программы
Введение (1ч)
Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны получить первичное представление о музее и музееведение как науке;
- представлять структуру кружка «Стань патриотом своей школы»;
- принимать на себя роль участника кружка;
- освоение коммуникативной компетенции.
Тема №1. Понятие о музее (11ч)
1.1. Понятие о музее, функции и профили музея.
Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать основную музейную терминологию, функции и задачи музея;
- должны уметь свободно ориентироваться в музейной терминологии;
- уметь различать профили музеев;
- называть особенности профилей музеев.
1.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их развития. Музеи, имеющие мировое значение.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать основные этапы становления и развития музеев в России;
- уметь систематизировать полученный материал и составлять таблицу;
- знать ведущие музей мира;
- уметь создавать презентации о различных музеях России и мира.
1.3. Многообразие музеев Самары.
Музеи Самары. Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История родного города в экспозициях музея.
Планируемые результаты:
- получить представление о различных музеях города Самары;
- понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.
- уметь составлять презентации о деятельности музеев города Самара.
1.4.Серия экскурсий в местные музеи.
Проведение экскурсий в музеи города. По желанию учащихся посещение 2-х или более музеев города для знакомства с профилем и деятельностью музея. Изучение фондов музея. (Экскурсии в музей РЖД и ФСБ)
Планируемые результаты:
- знакомство с деятельностью конкретного музея;
- определение его специфики
1.5. Понятие о школьном музее.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать признаки школьного музея;
- иметь представление об основных этапах создания школьного музея;
1.6. Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея.
Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к сотрудникам музея.
Планируемые результаты:
- представлять специфику профессии «работник музея», знать их функции и требования, предъявляемые к ним.
- оценка своих возможностей и способностей в овладении данной профессии.
Тема 2.Фондовая работа музеев (26 ч).
2.1 Фонды музея и их характеристика.
Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.
Практические занятия (практическая работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе).
Планируемые результаты:
- знать понятия фонды музея, музейный предмет;
- уметь характеризовать и классифицировать фондовые материалы;
- соотносить музейные предметы к основному либо вспомогательному фонду.
2.2 Основной и вспомогательный фонд.
Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.
Практические занятия (практическое задание по отбору материалов в основной фонд).
Планируемые результаты:
- знать понятия основные фонды и критерии отбора материалов в основные фонды;
- уметь классифицировать музейные предметы согласно критериям;
- активно взаимодействовать в группе, совершенствовать коммуникативную компетенцию.
- . Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.
Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практические занятия (комплектование и обработка материалов для выставки).
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать структуру фондов и фондовую документацию; особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
- уметь работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
- атрибутировать материалы для выставки.
2.4 Шифрование предметов
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать понятие шифр, правила шифрования предметов;
- изучить схему описания музейных предметов;
- освоить технику описания музейных предметов;
- уметь описывать музейные предметы;
Практическая работа по описанию и шифрованию музейных предметов.
Тема №3. Экспозиционная работа музея (17ч).
3.1. Экспозиционный план.
Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Планируемые результаты:
- знать основные принципы размещения экспонатов в экспозиции;
- разработка и составление экспозиционного плана.
Практическая работа по составлению плана экспозиции.
3.2. Виды текстов. Этикетаж.
Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.
Планируемые результаты:
- знать характеристику основных видов текстов и этикетажа.
- знать особенности этикетажа различных музейных предметов;
- активно взаимодействовать в группе;
- изготовление этикеток для музейных экспонатов.
Практическая работа по изготовлению этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.
3.3. Музейные выставки.
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Создание тематической фондовой выставки, посвященной деятельности Мельникова Н.И. и истории школы в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать: характеристику музейной экспозиции и особенности экспозиционно-выставочной работы;
- освоить основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
- уметь пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
- активно взаимодействовать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
Практическая работа по разработке и созданию тематической фондовой выставки.
Тема № 4.Экскурсионная работа (17ч).
4.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать виды культурно-просветительной деятельности музея, правила написания, подготовки и проведения экскурсии, правила поведения экскурсовода;
- грамотно пользоваться письменной речью;
- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
4.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий (экскурсии будут посвящены деятельности Мельникова Н.И. и истории школы в годы ВОВ)
Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.
Планируемые результаты:
- знание механизма проведения экскурсий;
- составление маршрута экскурсии;
- извлечение необходимой информации из различных источников;
- ориентировка в экспозиционно-выставочном пространстве;
- проведение диалога со слушателями.
Практическая работа по составлению маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.
4.3.Массовые мероприятия в музее.
Проведение дня музея в школе. Экскурсии на фондовую выставку, посвященной деятельности Мельникова Н.И. Участие в краеведческих конференциях, викторинах, конкурсах, олимпиадах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение в истории школы.
Планируемые результаты:
- активизация участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
- проведение экскурсии и дня музея в школе.
- коммуникация с педагогами - ветеранами.
Практическая работа по проведению дня музея в школе и организации встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.
Список литературы по методике музейной деятельности
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.
Литература, рекомендуемая для учащихся
- Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
- Музейный мир России. — М., 2003.
- Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
- Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
- Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
- Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
- Интернет-ресурсы:
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...