Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы
рабочая программа по краеведению (8, 9 класс) на тему
Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 54.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа по предмету «Краеведение»
(региональный компонент основной образовательной программы ООО)
5 - 9 классы
Срок освоения 5 лет
Составитель: Романенко Ж. В.
Учитель ПСЗД
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013г. №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. №760»
- Основной образовательной программой МКОУ Новомеловатская СОШ
- Учебным планом МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.
Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания.
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как
основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федеративного государства. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 19 декабря 2012 г. № 1067 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Краеведение» в 8-9 классах в объеме 1 час в неделю «Историческое краеведение».
Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников,
- организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо
- действия и участия в решении проблем окружающего социума.
Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»
Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса в объеме 69 часов (по 1часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в до современности. Преподавание курса целесообразно вести синхронно - параллельно с историей России. В предлагаемом тематическом планировании представлен примерный вариант распределения учебного материала по темам и урокам.
Однако, с учетом авторских подходов учителя, возможны другие варианты распределения часов. В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения.
Цели и задачи курса
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
- развивать историческое мышление учащихся;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данному курсу
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):
- основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
- общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения
УМК для учителя по историческому краеведению
- Историческое краеведение Воронежской области. 8 – 9 классы
- В.И.Панова «История Воронежского края» Воронеж. Родная речь.2010г
- В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Воронежского края. 2012г
- Историко-культурное краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Воронежского края. 2012г
- Люби и знай родной край. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края; 2012.
- А.Е.ершова, М.Л.Воронова «Историческое краеведение». Примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8-9 классов общеобразовательной школы. Воронеж 2012г
УМК для учащихся по историческому краеведению
- Историческое краеведение Воронежской области. 8 – 9 классы
- В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Воронежского края. 2012г
- Историко-культурное краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Воронежского края. 2012г
- Люби и знай родной край. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края; 2008г
Основное содержание курса
Историческое краеведение 8класс – 35 часов.
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти.
Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Эпоха бронзы. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. – по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в XII – первой половине XVI века.
На юго – восточной окраине русских земель. Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.
Тема 4. . Воронежский край в конце XVI – и в XVII веке.
Образование Воронежа и его развитие в XVII веке. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце XVII –первой четверти XVIII века. Петровский период .
Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.
Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)
Тема 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII века. Формирование административно – территориальной структуры. Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Социальные конфликты. Повседневная жизнь жителей края.
Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XVIII века.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Историческое краеведение 9 класс – 34 часов.
Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.
Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.
Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.
Тема 9. Воронежская губерния в начале XX столетия (1900 -1917 годы).
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.
Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.
Тема 10. Воронежская губерния в годы Великой российской революции 1917 года.
События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)
Тема 11. Воронежский край в 1920–1930 годы.
Индустриальное развитие. Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.
Тема 12. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы). Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.
Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.
Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.
Народное хозяйство области в восстановительный период.
Тема 13. Воронежская область в послевоенный период.
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в г. Воронеже и области.
Достижения наших земляков в области культуры.
Тема 14. Воронежская область в годы «оттепели» (1953 – 1964 годы).
Реабилитация. Географические изменения Воронежской области. Социальная жизнь области. Развитие отечественной промышленности. Рост социального оптимизма. Превращение Воронежской области в аграрно – индустриальный регион страны. Воронежские научно – исследовательские институты. Хрущёвская «оттепель».
Тема 15. Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964 – 1985 годы)
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.
Развитие образования и культуры в Воронежской области. Нефтяная «игла». Кризис советской системы.
Тема 16. Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985 – 1991 годы).
Новая политика Горбачёва. Развитие кооперативного движения в Воронеже. Ухудшение экономического и финансового положения в стране. Ветер перемен в Воронежской области. Введение в Воронежской области талонов. Референдум. Завершение перестройки.
Тема 17. Воронежская область в условиях новой России (1991 – 1999 годы).
Перемены, коснувшиеся региональных органов власти. Экономические реформы. Возникновение значительного слоя бедных. Приватизация. Воронежская областная дума. Дефолт.
Тема 18. Воронежская область в начале 21 века (2000 – 2014 годы).
Новый президент России. Семь федеральных округов. Культура и образование. Сельское хозяйство. Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.
Тематическое планирование
8 класс
№ | Тема | часы |
1 | Вводный урок. | 1 ч |
2 | Тема 1. История Воронежского края в истории России. | 2 ч |
3 | Тема 2. Воронежский край в древности. | 7ч |
4 | Тема 3. Воронежский край в XII – первой половине XVI века. | 3 ч |
5 | Тема 4. Воронежский край в конце XVI – и в XVII веке. | 4 ч |
6 | Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце XVII –первой четверти XVIII века. Петровский период . | 3 ч |
7 | Тема 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII века. | 8 ч |
8 | Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XVIII века. | 4 ч |
9 | Повторение | 2 ч |
10 | Резерв | 1 ч |
Всего | 35 ч |
Тематическое планирование
9 класс
№ | Тема | часы |
1 | Вводное занятие. | 1 ч |
2 | Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века. | 5ч |
3 | Тема 9. Воронежская губерния в начале XX столетия (1900 -1917 годы). | 6ч |
4 | Тема 10. Воронежская губерния в годы Великой российской революции 1917 года. | 2 ч |
5 | Тема 11. Воронежский край в 1920–1930 годы. | 5 ч |
6 | Тема 12. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). | 9 ч |
7 | Тема 13. Воронежская область в послевоенный период. | 1 ч |
8 | Тема 14. Воронежская область в годы «оттепели» (1953 – 1964 годы). | 1 ч |
9 | Тема 15. Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964 – 1985 годы) | 1 ч |
10 | Тема 16. Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985 – 1991 годы). | 1 ч |
11 | Тема 17. Воронежская область в условиях новой России (1991 – 1999 годы). | 1 ч |
12 | Тема 18. Воронежская область в начале 21 века (2000 – 2014 годы). | 1 ч |
13 | Повторение | 1 ч |
Всего | 34 ч |
«Рассмотрено» на методобъединении учителей общественно-научных предметов Руководитель МО Коновалова Т.Ф Протокол № от «____» ___________2016 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ И.И. Малёваный «___»________ 2016 г | «Утверждаю» Директор МКОУ Новомеловатская СОШ А.Н. Протасов Приказ № от «___»_________ 2016г |
Календарно-тематическое планирование
уроков Исторического краеведения
в 8 – 9 г д классах
Учитель Романенко Ж. В.
2016 – 2017 уч. г.
8 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема |
1 | Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина. (1 ч) | ||
Тема 1. История Воронежского края в истории России. (2ч) | |||
2 | Древние корни культуры на территории Воронежского края | ||
3 | Ученые краеведы Воронежской области. Исследования по истории края. | ||
Тема 2. Воронежский край в древности. 7ч | |||
4 | Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека. | ||
5 | Памятники эпохи мезолита, неолита энеолита. | ||
6 | Эпоха бронзы. | ||
7 | Железный век. | ||
8 | Появление восточнославянских племён. | ||
9 | Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата | ||
10 | На пути кочевников. | ||
Тема 3. Воронежский край в XII –первой половине XVI века. (3 ч) | |||
11 | На юго – восточной окраине русских земель. | ||
12 | На русско – ордынском пограничье. | ||
13 | На окраине Русского государства. | ||
Тема 4. Воронежский край в конце XVI – и в XVII веке. (4 ч) | |||
14 | Основание Воронежа и его развитие в XVII веке. | ||
15 | Социальные особенности развития Воронежского края XVII веке. | ||
16 | Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар. | ||
17 | Возникновение и развитие городов. | ||
Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце XVII –первой четверти XVIII века. Петровский период . 3ч | |||
18 | Начало Государственной деятельности Петра I | ||
19 | Воронеж – колыбель русского флота. | ||
20 | Наш край в петровскую эпоху | ||
Тема 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII века. (8 ч) | |||
21 | Формирование административно – территориальной структуры. | ||
22 | Экономическое развитие | ||
23 | Социальная структура. | ||
24 | Судостроение в послепетровский период. | ||
25 | Органы власти и управления | ||
26 | Воронеж – цнтр губернии. | ||
27 | Социальные конфликты. | ||
28 | Культурная и научная жизнь | ||
Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XVIII века. (4 ч) | |||
29 | В годы Отечественной войны 1812 года | ||
30 | Социально экономическое развитие Воронежской губернии. | ||
31 | Общественная жизнь | ||
32 | Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине XIX века | ||
33 | Повторение | ||
34 | Обобщение изученного. | ||
35 | Резерв |
Календарно - тематическое планирование.
9 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса краеведения за 9класс. История края как часть истории нашей Родины. 1ч | ||
Тема 1 (8). Воронежская губерния во второй половине XIX века. 5 ч | |||
2 | Отмена крепостного права. | ||
3 | Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. | ||
4 | Проведение реформ 1860 – 1870 годов в Воронежской губернии. | ||
5 | Общественные движения в Воронежской губернии. | ||
6. | Просвещение и культура. | ||
Тема 2 (9). Воронежская губерния в начале XX столетия (1900 -1917 годы). 6 ч | |||
7 | Социально-экономическое развитие губернии. | ||
8 | Общественные движения в Воронежской губернии в начале XX века | ||
9 | Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии. | ||
10 | Общественно-культурная жизнь губернии. | ||
11 | Воронежская губерния в период Первой мировой войны. | ||
12 | Социально-экономическое развитие губернии. | ||
Тема 3 (10). Воронежская губерния в годы Великой российской революции 1917 года. 2 ч | |||
13 | События Февраля 1917г в Воронеже и губернии | ||
14 | Гражданская война в губернии | ||
Тема 4 (11). Воронежский край в 1920–1930 годы. 5 ч | |||
15 | Индустриализация в Воронежской области | ||
16 | Коллективизация в Черноземном крае | ||
17 | Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве | ||
18 | Сталинские репрессии в Воронежском крае | ||
Тема 5 (12). Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). 9 ч | |||
19 | Воронежская область в начале войны | ||
20 | Военные действия на территории Воронежской области. | ||
21 | 212 дней боев за Воронеж. | ||
22 | Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. | ||
23 | Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа. | ||
24 | Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи» | ||
25 | Оккупационный режим и преступления захватчиков. | ||
26 | Восстановление народного хозяйства. | ||
27 | Урок-зачет по теме «Воронежская область в годы Великой отечественной войны и послевоенного строительства» | ||
Тема 6 (13). 1 ч | |||
28 | Воронежская область в послевоенный период. | ||
Тема 7 (14). 1 ч | |||
29 | Воронежская область в годы «оттепели» (1953 – 1964 годы). | ||
Тема 8 (15). 1 ч | |||
30 | Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964 – 1985 годы) | ||
Тема 9 (16). 1ч | |||
31 | Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985 – 1991 годы). | ||
Тема 10 (17). 1 ч | |||
32 | Воронежская область в условиях новой России (1991 – 1999 годы). | ||
Тема 11 (18). | |||
33 | Воронежская область в начале 21 века (2000 – 2014 годы). 1 ч | ||
34 | Обобщающий урок. 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа исторического кружка (краеведение)
laquo;Любовь к родному краю, знание его истории – основа,на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
Рабочая программа «Историческое краеведение» 5 класс
Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание гра...
Рабочая программа "Историческое краеведение"
Авторская программа...