Рабочая программа "Историческое краеведение"
рабочая программа по краеведению
Авторская программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по
«Историческому краеведению»
9 класс
Срок реализации 1 год
Учитель: Лозицкая Таиса Иосифовна
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по «Историческому краеведению», рассчитана для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Основная концепция данного курса заключается в следующем:
Изучение исторического краеведения направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского этноса, чувство сопричастности, с прошлым, настоящим и будущем своей земли.
Учебные умения, навыки, способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. На уроках преобладают виды деятельности, исследовательские навыки.
Содержание уроков включает не только теоретический материал, но и словесный рассказ, беседа, работа с литературой, творческая самостоятельная работа (метод проектов).
Формы контроля: устная, письменная работа, тестовые задания, ролевые игры.
Историческое краеведение закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии
Исторического пути родного края.
Цель: воспитание патриотизма, сохранение приемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.
Задачи: 1.Обеспечить усвоение учащихся базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов, и их взаимодействии с народами Приморья и Приамурья с древнейших времен до наших дней.
2.Формировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курильских островов.
3.Способствовать воспитанию гражданственности российской идентичности, толерантности.
Требования к результатам освоения курса «Историческое краеведение»
Личностные результаты предусматривают:
— опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех её проявлениях;
— осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;
— положительную мотивацию к действиям по развитию своей гражданской ответственности, национальной идентичности, интеграции личности в социокультурную среду региона.
Метапредметными результатами являются:
историко-культурного подхода для изучения культуры человека и культурных традиций его сохранения во взаимосвязи с социомом.
— нравственного выбора и принятия обоснованного решения в стратегии действий и оценки последствий таких действий;
— участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах; общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме;
— находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать её;
— разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное; решение о возможности его реализации в жизни, вносить в пего поправки по ходу
исполнения, публично оценивать его результаты;
— подчиняться правилам работы в команде, осознанно следовать принципам социального партнёрства;
— формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;
— составлять портфолио, отражать в нём работу по повышению грамотности своей и своего окружения по вопросам краеведения.
Предметными результатами являются:
представления:
— о культурных традициях разных народов, традициях
— раскрывать содержание понятий: своеобразие исторического пути, приемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду.
— называть и идентифицировать особенности образа жизни коренных народов, их традиции.
— находить уникальность в материальной и культурной жизни коренных народов, в синхронном развитии с историческими вехами Российской Федерации в различные периоды.
Содержание курса «Историческое краеведение» 9 класс
Тема 1. Заселение и хозяйственное освоение Сахалина последней трети IXX века.
(10 час)
Тема 2. Материальная и культурная повседневная жизнь коренных народов й Сахалина и Курильских островов IXX-XX век. (5 час)
Тема 3. Сахалин и Курильские острова в русско-японской войне (3 часа)
Тема 4. Сахалин и Курильские острова периода японской оккупации (3 часа)
Тема 5. Северный Сахалин в период борьбы за власть на Дальнем Востоке февраль 17 года- январь 20 гг. (3 часа)
Тема 6. Северный Сахалин 1925-1945 гг. (8 часов)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Методы обучения |
Тема 1. Введение (1 час) | |||
1. | Экология человека как наука. Современное состояние и перспектива развития | 1 | Практический, наглядный |
Тема 2. Условия жизни человека (6 часов) | |||
2. | Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека | 1 | Работа с анкетой, беседа |
3. | Закономерности географической изменчивости организма человека | 1 | Практический, наглядный |
4. | Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия | 1 | Урок-дискуссия |
5. | Болезни и эпидемии человечества | 1 | Работа с доп.литературой |
6. | Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питание) | 1 | Практический, наглядный |
7. | Медицинская география | 1 | Практический, наглядный |
Тема 3. История взаимоотношений человека и природы (4 часа) | |||
8. | Экологические последствия появления человека на Земле | 1 | Беседа, демонстрация |
9. | История изменений взаимоотношений человека и природы | 1 | Практический, наглядный |
10. | Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды | 1 | Беседа, дискуссия |
11. | Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды, их влияние на человека | 1 | Практический, наглядный |
Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (6 часов) | |||
12. | Основные антропогенные факторы деградации природной среды | 1 | Словесный (разъяснение), наглядный |
13. | Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека | 1 | Практический, наглядный |
14. | Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология | 1 | Беседа, наглядный |
15 | Особо охраняемы территории России и их значение для человека | 1 | Работа с доп.литературой, беседа |
16. | Охраняемые территории Сахалинской области | 1 | Работа с доп.литературой, беседа |
17. | Экологические технологии | 1 | Словесный (разъяснение), наглядный |
Тема 5. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (8 часов) | |||
18. | Экологические факторы негативного воздействия на человека искусственной окружающей среды | 1 | Практический, наглядный |
19. | Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека (радиационное загрязнение и др.) | 1 | Беседа, наглядный |
20. | Пути улучшения искусственной окружающей среды | 1 | Работа с доп. литературой, беседа |
21. | Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления | 1 | Практический, наглядный |
22. | Проблемы урбанизации | 1 | Беседа, наглядный |
23. | Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий | 1 | Практический, наглядный |
24. | Охрана природы в городах и поселках | 1 | Познавательная игра |
25. | Экополитика. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга | 1 | Работа с доп. литературой, беседа |
Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (9 часов) | |||
26. | Основные причины деградации духовной среды | 1 | дискуссия |
27. | Экологические последствия деградации духовной среды | 1 | Беседа, наглядный |
28. | Миграционные процессы человека и связанные с ними проблемы демографии | 1 | Беседа, разъяснение |
29. | Пути духовного возрождения человека | 1 | Дискуссия, беседа |
30. | Социальная гигиена | 1 | Практический, наглядный |
31. | Экологическое миропонимание. Экологическая культура | 1 | Работа с доп.литературой, беседа |
32. | Экологическое образование | 1 | Беседа, наглядный |
33. | Экологические движения и международное экологическое сотрудничество | 1 | Работа с доп.литературой, беседа |
34. | Экологическое право. Ноосферный путь развития | 1 | Беседа, дискуссия |
Информационно-методическое обеспечение
Дополнительная литература
- Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. – М.: МНЭПУ, 1997г.
- Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА-природа, 1999.
- Вернадский В.И. Размышление натуралиста. – М.: Наука, 1975.
- Голубев В.С., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М..: Горизонт, 1997.
- Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. – М.: Логос, 2003.
- Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991.
- Концепции современного естествознания: лучшие рефераты. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.:АСТ, 2002.
- Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
- Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 2004.
Интернет-ресурсы
www. ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»
www/edu.nsu.ru/noos/ecology/ - экологический раздел
www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов
www.gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Краеведение
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...
Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...
рабочая программа краеведение 5 кл
Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....
Рабочая программа краеведение
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...
Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостно...
Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...
Рабочая программа «Краеведение»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»...