Рабочая программа «Историческое краеведение» 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)
Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Рабочая программа «Историческое краеведение» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике Российской Федерации, Калининградской области, законам Российской Федерации, старшему поколению, к природе. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.
Актуальность Программы заключается в том, что воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе «Об образовании в Российской Федерации»
Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ
Программа рассчитана на применение практического опыта учащихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Учащиеся не занимаются подробным теоретическим изучением немецкой части истории нашей области, а изучают исторические события советского/российского периода через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0_5kl.rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Илюшинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МС Директор школы
_________Т.Д.Панахова _________Р.А.Ажгирей
Подпись/расшифровка подписи Подпись/расшифровка подписи
Протокол № от «22 » июня 2020г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________Т.Д.Панахова
Подпись/расшифровка подписи
« 22 » июня 2020 г.
Принято на заседании
педагогического совета
_______Р.А.Ажгирей
Подпись/расшифровка подписи
Протокол № 9 от «26 » июня 2019г.
.
Рабочая программа
кружка внеурочной деятельности
«Историческое краеведение»
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
( (основное) общее образование с указанием классов)
Направление программы – духовно - нравственное
Составитель:
учитель обществознания
предмет
Юсько Татьяна Анатольевна
ФИО учителя
п. Илюшино
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Рабочая программа «Историческое краеведение» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике Российской Федерации, Калининградской области, законам Российской Федерации, старшему поколению, к природе. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.
Актуальность Программы заключается в том, что воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе «Об образовании в Российской Федерации»
Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ
Программа рассчитана на применение практического опыта учащихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Учащиеся не занимаются подробным теоретическим изучением немецкой части истории нашей области, а изучают исторические события советского/российского периода через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)
Цель программы:
1.Воспитание чувства патриотизма;
2.Формирование понимания необходимости исторической преемственности поколений.
Задачи изучения курса:
образовательные:
структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Калининградской области, культурой, природой, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие:
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-11 лет
Срок реализации рабочей программы– 1 год
На реализацию программы отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Методической основой программы
является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной деятельности, чтения, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.
Все занятия имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения -эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей
Формы подведения итогов
- краеведческие конкурсы
- беседы-тестирования
- викторины
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Историческое краеведение»
Личностные УУД:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической ирелигиозной группы, локальной и региональной общности
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмыслениесоциально-нравственногоопытапредшествующихпоколений,способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные УУД:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы ит.д.),
Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Предметные УУД:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических исовременныхисточников,раскрываяеесоциальнуюпринадлежностьипознавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Что должны знать учащиеся к концу курса:
-где расположена наша область, наш район, посёлок Илюшино
какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного посёлка Илюшино, историю города Нестерова, его достопримечательности, исторические памятники. Знать исторические личности основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны региона, на примере Куршской косы..
Уровни результатов работы по программе
Результаты первого уровня:
Приобретение обучающимися социальных знаний, интереса к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку, любви к своему краю, своей семье, школе, близким людям.
Формы достижения результатов первого уровня: беседа, игры-путешествия, практические занятия.
Результаты второго уровня:
получение школьниками опыта переживания и ценностного отношения к людям, отдавших жизнь за мир; проявление заботы, оказания помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.
Формы достижения результатов второго уровня: практические занятия, встречи со становленцами области, беседы, интервью.
Результаты третьего уровня
Получение школьниками опыта самостоятельного действия в поисковой работе,
Формы достижения результатов третьего уровня: создание и защита исследовательских работ, проектов, участие в конкурсах.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. История Калининградской области.
2. История Нестеровского района
3. История нашего поселка Илюшино.
4.Родная школа.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов | Всего | |
теория | практика | ||||
Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области -15 часов | |||||
Введение в программу. Выполнение вводного мониторинга. | Вводное занятие. Определение целей и задач предстоящей работы | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Страницы истории нашей области (Калининградская область – история создания) | Как и по какой причине Калининградская область появилась на карте нашей страны, какие социально-политические и экономические особенности легли в основу создания нашего региона Какие исторические периоды можно выделить в истории нашего края, каковы их хронологические рамки, особенности | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес… Калининградская область (Калининградская область – географическое положение) | Географическое положение нашей области, водные и сухопутные границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Символы нашего края | Герб, флаг Калининградской области. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5-6 | «Их именами названы города области» | Города, названные в честь героев Великой Отечественной войны, военных частей. | 1 | 1 | 2 |
7-8 | Достопримечательности нашего края. | Известные достопримечательности Калининградской области, какое влияние они оказывали на развитие нашего региона. | 1 | 1 | 2 |
9-10 | Архитектурные памятники Калининградской области | Известные архитектурные памятники Калининградской области. Их влияние на развитие нашего региона | 1 | 1 | 2 |
11-12 | Герои и яркие личности нашей Калининградской области. Наши космонавты. | Знакомство с биографией известных личностей нашего региона, какое влияние эти люди оказали на развитие нашего региона. | 1 | 1 | 2 |
13 | «Что у нас растет?» | Какова флора нашего края, какие редкие растения здесь растут, как люди их охраняют. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | «Вода, вода, кругом вода» викторина о водных ресурсах нашего края. | Какими водными ресурсами обладает наш регион: море, заливы, реки, озера. Как эти ресурсы влияют на развитие нашей области. | 1 | 1 | |
15 | Кусочек солнышка у меня в руке (янтарь) мини-музей | Какими полезными ископаемыми обладает наша область. Какие полезные ископаемые добываются на нашей территории. Как их добыча влияет на развитие нашего края. | 1 | 1 | |
История района (10ч ) | |||||
16 | Шталлупенен-Нестеров – город с двойной историей. | История города Нестерова | 1 | 1 | |
17 | Геральдика, символика города Нестерова | Знакомство с гербом и флагом Нестеровского района | 0,5 | 0,5 | 1 |
18-19 | Герой Советского Союза С.К.Нестеров | Изучение биографии С.К.Нестерова. Посещение места последнего боя героя. | 1 | 1 | 2 |
20-23 | Герои Советского Союза, захороненные на территории Нестеровского района | Изучение биографии Героев Советского Союза, захороненных на территории нашего района. | 2 | 2 | 4 |
24 | Достопримечательности нашего района. | Известные достопримечательности Нестеровского района, какое влияние они оказывали на развитие нашего региона. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Космонавт В.И.Пацаев | Знакомство с биографией космонавта В.Пацаева, выпускника Нестеровской школы | 0,5 | 0,5 | 1 |
История нашего поселка Илюшино. (6 ч ) | |||||
26-27 | Мюлленгартен.Илюшино | Историческая справка о п. Илюшино. Посещение музея. | 1 | 1 | 2 |
28 | Мемориальный комплекс п. Илюшино. | История создания братского захоронения в п.Илюшино | 1 | 1 | |
29 | Памятники прошлого п.Илюшино. | Экскурсия | 1 | 1 | |
30 - 31 | Они были первыми | Первые переселенцы.История бывшего с-за «Нестеровский» | 1 | 1 | 2 |
Родная школа (2ч ) | |||||
32-33 | История школы. Учителями славится Россия. | История Илюшинской школы. Первые учителя. Первые выпускники. | 1 | 1 | 2 |
Итоговое занятие | |||||
34 | Итоговый мониторинг | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Итого: | 17 | 17 | 34 |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы
Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование....
Рабочая программа исторического кружка (краеведение)
laquo;Любовь к родному краю, знание его истории – основа,на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
Рабочая программа "Историческое краеведение"
Авторская программа...