Рабочая программа «Историческое краеведение» 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Татьяна Анатольевна Юсько

Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Рабочая программа «Историческое краеведение» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике Российской Федерации, Калининградской области, законам Российской Федерации, старшему поколению, к природе. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.

Актуальность Программы заключается в том, что воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня  является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе «Об образовании в Российской Федерации»

Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ

  Программа рассчитана на применение практического опыта учащихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Учащиеся не занимаются подробным теоретическим изучением немецкой части истории нашей области, а изучают исторические события советского/российского периода через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Илюшинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено                                                                                 Утверждаю

на заседании МС                                                                    Директор школы

_________Т.Д.Панахова                                                     _________Р.А.Ажгирей

Подпись/расшифровка подписи                                                       Подпись/расшифровка подписи

Протокол №   от «22 » июня 2020г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________Т.Д.Панахова

Подпись/расшифровка подписи

«  22  » июня 2020 г.

Принято на заседании

педагогического совета

_______Р.А.Ажгирей

Подпись/расшифровка подписи

Протокол № 9 от «26 » июня  2019г.

 .

Рабочая программа

кружка внеурочной деятельности

«Историческое краеведение»

Уровень образования (класс)   основное  общее образование, 5    класс

(  (основное) общее образование с указанием классов)

Направление программы – духовно - нравственное

 

Составитель:

                                                                                                        учитель обществознания

предмет

         Юсько Татьяна Анатольевна      

                                                                                 ФИО учителя

 

п. Илюшино

2020  г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Рабочая программа «Историческое краеведение» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике Российской Федерации, Калининградской области, законам Российской Федерации, старшему поколению, к природе. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.

Актуальность Программы заключается в том, что воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня  является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе «Об образовании в Российской Федерации»

Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ

  Программа рассчитана на применение практического опыта учащихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Учащиеся не занимаются подробным теоретическим изучением немецкой части истории нашей области, а изучают исторические события советского/российского периода через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)

Цель программы: 

1.Воспитание чувства патриотизма;

2.Формирование понимания необходимости исторической преемственности поколений.

Задачи изучения курса:

 образовательные:

структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Калининградской области, культурой, природой, историей возникновения и развития Малой Родины;

 развивающие:

развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

 воспитательные:

воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю 

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-11 лет

Срок реализации рабочей программы– 1 год

На реализацию программы отводится  34 часа  из расчёта 1 час в неделю.

Методической основой программы

является самостоятельное творчество детей с  использованием  игр,  изобразительной  деятельности,  чтения,  бесед,  викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

     Все  занятия  имеют  практическую  направленность  и  требуют  от  ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения -эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей

Формы подведения итогов

- краеведческие конкурсы

- беседы-тестирования

- викторины

 

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Историческое краеведение»

Личностные УУД: 

-осознание  своей  идентичности  как  гражданина  страны,  члена  семьи,  этнической ирелигиозной группы, локальной и региональной общности

-освоение  гуманистических  традиций  и  ценностей  современного  общества, уважение прав и свобод человека;

-осмыслениесоциально-нравственногоопытапредшествующихпоколений,способность  к  определению  своей  позиции  и  ответственному  поведению  в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные УУД:  

-способность  сознательно  организовывать  и  регулировать  свою  деятельность -учебную, общественную и др.;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать  факты,  составлять  простой  и  развернутый  план,  тезисы,  конспект, формулировать    и обосновывать    выводы    ит.д.),

Использовать современные  источники  информации,  в  том  числе материалы  на  электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с  поставленной задачей  и  условиями  ее  реализации;  определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Предметные УУД: 

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и  человечества  как  необходимой  основой  для  миропонимания  и  познания современного общества;

-способность  применять  понятийный  аппарат  исторического  знания  и  приемы исторического  анализа  для  раскрытия  сущности  и  значения  событий  и  явлений прошлого и современности;

-умения  изучать  и  систематизировать  информацию  из различных  исторических исовременныхисточников,раскрываяеесоциальнуюпринадлежностьипознавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

-готовность  применять  исторические  знания  для  выявления  и  сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Что должны знать учащиеся к концу курса:

-где расположена наша область, наш район, посёлок Илюшино

 какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного посёлка Илюшино, историю города Нестерова, его достопримечательности, исторические памятники. Знать  исторические личности основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны региона, на примере Куршской косы..

Уровни результатов работы по программе

Результаты первого уровня:

Приобретение обучающимися социальных знаний, интереса к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку, любви к своему краю, своей семье, школе, близким людям.

Формы достижения результатов первого уровня: беседа, игры-путешествия, практические занятия.

 Результаты второго уровня:

получение школьниками опыта переживания и  ценностного отношения к  людям,  отдавших жизнь за мир; проявление заботы, оказания помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.

Формы достижения результатов второго уровня: практические занятия, встречи со становленцами области, беседы, интервью.

Результаты третьего уровня

Получение школьниками опыта самостоятельного действия в поисковой работе,  

Формы достижения результатов третьего уровня:  создание и защита исследовательских работ, проектов, участие в конкурсах.

Содержание курса внеурочной деятельности

 

1. История  Калининградской области.

2. История  Нестеровского района

3. История нашего поселка Илюшино.  

4.Родная школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Всего

теория

практика

Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области -15 часов

Введение  в программу. Выполнение вводного мониторинга.

Вводное занятие. Определение целей и задач предстоящей работы

0,5

0,5

1

Страницы истории нашей области (Калининградская область – история создания)

Как и по какой причине Калининградская область появилась на карте нашей страны, какие социально-политические и экономические особенности легли в основу создания нашего региона Какие исторические периоды можно выделить в истории нашего края, каковы их хронологические рамки, особенности

0,5

0,5

1

Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес… Калининградская область (Калининградская область – географическое положение)

Географическое положение нашей области, водные и сухопутные границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения

0,5

0,5

1

   Символы нашего края

Герб, флаг Калининградской области.

0,5

0,5

1

5-6

«Их именами названы города области»

Города, названные в честь героев Великой Отечественной войны, военных частей.

1

1

2

7-8

Достопримечательности нашего края.

Известные достопримечательности Калининградской области, какое влияние они оказывали на развитие нашего региона.

1

1

2

9-10

Архитектурные памятники Калининградской области

Известные архитектурные памятники Калининградской области. Их влияние на развитие нашего региона

1

1

2

11-12

Герои и яркие личности    нашей Калининградской области. Наши космонавты.

Знакомство с биографией известных личностей нашего региона, какое влияние эти люди оказали на развитие нашего региона.

1

1

2

13

 «Что у нас растет?»

Какова флора нашего края, какие редкие растения здесь растут, как люди их охраняют.

0,5

0,5

1

14

«Вода, вода, кругом вода» викторина о водных ресурсах нашего края.

Какими водными ресурсами обладает наш регион: море, заливы, реки, озера. Как эти ресурсы влияют на развитие нашей области.

1

1

15

Кусочек солнышка у меня в руке (янтарь) мини-музей

Какими полезными ископаемыми обладает наша область. Какие полезные ископаемые добываются на нашей территории. Как их добыча влияет на развитие нашего края.

1

1

История района (10ч )

16

Шталлупенен-Нестеров – город с двойной историей.  

 История города Нестерова

1

1

17

Геральдика, символика  города Нестерова

Знакомство с гербом и флагом Нестеровского района

0,5

0,5

1

18-19

 Герой Советского Союза С.К.Нестеров

 Изучение биографии С.К.Нестерова. Посещение места последнего боя героя.

1

1

2

20-23

 Герои Советского Союза, захороненные на территории Нестеровского района

Изучение биографии Героев Советского Союза, захороненных на территории нашего района.

2

2

4

24

Достопримечательности нашего района.

Известные достопримечательности Нестеровского района, какое влияние они оказывали на развитие нашего региона.

0,5

0,5

1

25

Космонавт В.И.Пацаев

Знакомство с биографией космонавта В.Пацаева, выпускника Нестеровской школы

0,5

0,5

1

  История нашего поселка Илюшино.  (6 ч )

26-27

Мюлленгартен.Илюшино

Историческая справка о п. Илюшино. Посещение музея.

1

1

2

28

Мемориальный комплекс п. Илюшино.

История создания братского захоронения в п.Илюшино

1

1

  29

 Памятники прошлого п.Илюшино.

Экскурсия 

1

1

30 - 31

 Они были первыми

Первые переселенцы.История бывшего с-за «Нестеровский»

1

1

2

Родная школа (2ч )

32-33

История школы.     Учителями славится Россия.

История Илюшинской школы. Первые учителя. Первые выпускники.

1

1

2

Итоговое занятие

34

Итоговый мониторинг

Подведение итогов

1

1

Итого:

17

17

34

Лист корректировки рабочей программы

№  урока по

тематическому

планированию

До корректировки

Способ

корректировки

После корректировки

Тема

урока

Количество

часов

Тема

урока

Количество

часов

Дата

урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы

Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование....

Рабочая программа исторического кружка (краеведение)

laquo;Любовь к родному краю, знание его истории – основа,на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»

Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...