Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество"
материал (9, 10, 11 класс) по теме
Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения написана в сентябре - октябре 2015 года для учащихся объединения "Юные журналисты-краеведы" Полины Чешевой (17 лет) и Софьи Цветковой (16 лет). Девочки начинали заниматься в объединении с 2010 (С. Цветкова) - 2011 (П. Чешева) года, в тот период оно работало на базе Дома детского творчества Красноперекопского района Ярославля. Перейдя в 2012 году в Детско-юношеский центр "Ярославич" на должность методиста, педагог разрабатывала для учащихся индивидуальные образовательные маршруты. И данная программа, собственно, является программой одного их таких. Выбор темы программы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество» обусловлен, во-первых, стремлением учащихся закрепить полученные знания данного жанра на практике, а также желанием педагога, имеющей многолетний опыт краеведа-исследователя, автора целого ряда публикаций на краеведческие темы, показать, как можно использовать знания краеведческой заметки в публицистике и литературной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distants._progr._po_kraeved._zametke.docx | 146.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования мэрии города Ярославля
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Ярославич»
Индивидуальная дополнительная образовательная программа
дистанционного обучения социально-педагогической направленности
«Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр,
исследовательская работа и литературное творчество»
Возраст обучающихся: 16 – 17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор: Баршевская Изабелла Игоревна, педагог дополнительного образования, методист |
г. Ярославль, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
I. Пояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание учебного плана IV. Методическое обеспечение V. Список литературы VI. Приложения Приложение I. Итоговое тестирование Приложение II. Презентации отдельных занятий (фрагментов и полностью) | 3 8 9 14 16 17 17 20 |
I. Пояснительная записка
Обоснование написания индивидуальной образовательной программы
дистанционного обучения
(актуальность и педагогическая целесообразность, характеристика учащихся)
В культурологической и социально-педагогической работе с детьми и подростками всегда отводится большое место краеведению. Приобщение школьников к краеведческой деятельности расширяет кругозор, развивает исследовательские компетенции, содействует нравственно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Как основа для пропаганды высоких принципов нравственности и патриотизма краеведческий материал часто используется в прессе. Ни одно из печатных изданий не обходится без краеведческих заметок, посвящённых истории города (края), отдельных улиц, памятников и памятных мест, связанных с выдающимися земляками, известными людьми. Пропаганда и популяризация глубоких знаний своего исторического прошлого является одним из инструментов нравственно-патриотического и гражданского воспитания не только подрастающего поколения, но и всего общества в целом.
Прививать культурологические познания, развивать вкус и интерес к интеллектуальным занятиям 13 – 17-летним детям особо важно ещё и потому, что сейчас, в виду развития всеобщей компьютеризации, идёт огромный поток различного рода негативной и лишней для этого возраста информации. Заниматься исследовательской работой и литературным творчеством не менее увлекательно, чем смотреть по компьютеру фильмы или играть в сомнительные игры. А пробовать заниматься ещё и самостоятельно, разумеется, при творческой поддержке педагога, увлекательнее вдвойне. Организация сопровождения ребёнка в образовательном процессе является одной из наиболее значимых в современных условиях.
Основанием написания индивидуальной образовательной программы дистанционного обучения «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество» для учащихся Полины Чешевой и Софьи Цветковой стало успешное освоение ими 3-х годичной программы детского объединения «Юные журналисты-краеведы», желание заниматься исследовательской деятельностью в дальнейшем. Полина Чешева поступила в объединение в сентябре 2011 года, занимается освоением жанра «краеведческая заметка» с 13 лет, на момент подготовки данной индивидуальной программы проходит уже 5-й год обучения. Неоднократно была победителем различных научно-практических краеведческих конференций, исследовательских, литературных и журналистских конкурсов. Софья Цветкова поступила в объединение в сентябре 2009 года, ещё в 10-летнем возрасте (!), закончила заниматься по программе «Юные журналисты-краеведы» в мае 2012 года. Так же, как и Полина, участвовала в научно-практических краеведческих конференциях и конкурсах литературного творчества и занимала призовые места. В сентябре 2015 года пришла заниматься вновь.
Индивидуальные особенности учащихся – развитое чувство ответственности, пунктуальность, серьёзность, любознательность, доброжелательность и общительность. Обе склонны к занятиям гуманитарного плана, проявляют интерес к журналистике, легко находят контакт с окружающими, хорошо проявляют себя в литературе, показали растущую заинтересованность в участии в конкурсах литературного и журналистского творчества, исследовательских работ школьников краеведческой направленности.
Выбор темы программы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество» обусловлен стремлением не только продолжать закреплять полученные знания данного жанра на практике. В 2014 – 2015 учебном году Полина Чешева уже занималась по программе индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – «Краеведческая заметка в редакторской и издательской деятельности». На этот раз учащимся предлагается познакомиться с тем, как можно использовать знания краеведческой заметки в публицистике и литературной работе. Предусматривается их участие, преимущественно, в литературно-творческих конкурсах (наряду с исследовательскими конкурсами школьников и студентов). А для этого они должны продолжать совершенствоваться как в применении полученных навыков и умений по поиску и подаче краеведческого материала, так и в редактировании его, в литературной обработке.
Выбор формы обучения – дистанционные занятия-презентации обусловлен стремлением предоставить учащимся возможность самостоятельно развивать и совершенствовать полученные знания для участия в дистанционных конкурсах литературного творчества и исследовательских мероприятиях.
В основу создания индивидуальной дополнительной образовательной программы дистанционного обучения по ИОМ «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество» легли авторские программы И.И. Баршевской, имеющие социально-педагогическую направленность:
1. Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы» (2007 – 2011 годы), опубликована в приложении к журналу «Внешкольник» - «Дополнительные общеобразовательные программы», 2014, № 4, стр. 3 - 61 (М.: Новое образование).
2. Индивидуальная дополнительная образовательная программа индивидуального образовательного маршрута «Краеведческая заметка в редакторской и издательской деятельности» (подготовлена в апреле 2015 года).
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дистанционного обучения «Основы журналистики и газетного дела» (подготовлена в 2015-2016 учебном году).
Цель программы
- закрепить полученные знания и развить приобретённые навыки проведения исследования по краеведческой теме, оформления его в научную исследовательскую работу или популярную краеведческую заметку, расширить знания о литературной работе и литературном творчестве, продолжить ознакомление с правилами редактирования различных текстов.
Задачи
Обучающие:
- Закрепить знания и навыки работы с различными источниками информации, умение обобщать её, оформлять логически и стилистически
- Учить пользоваться электронными ресурсами – выбирать необходимые сайты
- Закрепить знания жанра «краеведческая заметка» и навыки работы в нём
- Учить использовать краеведческие материалы в различных информационных и публицистических жанрах, таких как репортаж, рецензия, проблемная статья
- Учить использовать краеведческие материалы в литературном творчестве, а именно в таких литературно-художественных жанрах, как очерк, путевые заметки, эссе
- Закрепить умение использовать публицистические приёмы в краеведческой заметке и в некоторых других информационных и литературно-художественных жанрах
- Продолжать осваивать виды редакторской правки текстов
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать интерес и вкус к занятиям, связанным с повышением своего интеллекта, общего кругозора, образовательного потенциала.
- Продолжать способствовать формированию общественно значимых ценностных ориентаций, активной жизненной позиции
- Способствовать формированию гражданственности
- Способствовать социальной адаптации подростков
Развивающие:
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся
- Способствовать развитию творческой активности, исследовательских навыков и компетенций
- Развивать самостоятельность, умение заниматься самоподготовкой
Этапы реализации программы
Программа данного индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) рассчитана на 1 год обучения учащихся, освоивших 3-х годичную программу детского объединения «Юные журналисты-краеведы» и индивидуальную образовательную программу индивидуального образовательного маршрута «Краеведческая заметка в редакторской и издательской деятельности». Ребята уже знакомы с наиболее популярными жанрами газетной журналистики, такими как информационная заметка, интервью, репортаж, очерк и краеведческая заметка, рассказывающая об истории улиц, домов, других памятных мест родного края, о выдающихся земляках. Они знают источники получения информации в журналистике, методы сбора краеведческого материала, как оформить его в виде популярной краеведческой заметки для публикации в газете, как на его основе выполнить исследовательскую работу. Учащиеся ознакомлены и с азами издательской, редакторской деятельности, готовили к выпуску альманах лучших исследовательских работ объединения прошлых лет под руководством сотрудников Ресурсно-методического центра по работе с одарёнными детьми при Ярославском педагогическом университете имени К.Д. Ушинского. Работали над стилистикой текстов, проверяли наличие и содержание сносок, иллюстраций, приложений, списка использованных источников и литературы.
Содержание занятий по программе индивидуального образовательного маршрута «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество» сводится к тому, что учащиеся, опять-таки, вспомнят все основы работы краеведа-исследователя, выступающего также в роли корреспондента, работающего в жанре краеведческой заметки, то есть пишущего для газет статьи о краеведческих датах, изысканиях и мероприятиях. Вспомнят практику подготовки краеведческой заметки, методы сбора информации, использование публицистических приёмов.
В ходе занятий учащиеся будут осваивать такую первостепенную характеристику данного жанра, как его многогранность. Краеведческой заметке (краеведческому материалу) присущи:
- Информационность
- Исследовательская деятельность
- Просвещение
- Познавательность и занимательность
- Воспитательность (формирование основ нравственности и патриотизма)
- Публицистичность (формирование общественного мнения, оказывание определённого влияния на него).
Учащиеся научатся различать исследовательскую деятельность корреспондента, специализирующегося в этом жанре, и краеведческую заметку как продукт литературного творчества. Исследовательская деятельность – это:
- Изучение архивных документов и др. источников (музейных фондов, мемуаров и т.п.)
- Изучение трудов специалистов, учёных, временного периода, о котором идёт речь в исследовании
- Изучение различной справочной литературы, путеводителей, периодики
- Интервьюирование специалистов, старожилов, знатоков и др.
- Написание исследовательской работы (научной статьи) для представления на научную конференцию или в научный сборник, журнал.
Краеведческая заметка, как таковая, – не научная статья. Её на досуге может прочитать человек, далёкий от исторической науки. Сухие исторические факты в газетной интерпретации необходимо подавать с обязательным использованием публицистических приёмов, к фактам надо добавлять понятия и образы, что подробно и будет разбираться на занятиях данного курса.
Ребята более подробно познакомятся с некоторыми литературно-художественными жанрами – очерк, эссе, путевые заметки, которые можно рассматривать и как публицистические, ибо они тоже способствуют формированию общественного мнения, его развитию, и узнают, как использование краеведческих материалов в этих жанрах помогает сделать статью или заметку более содержательной и значимой. Они будут учиться делать репортаж с краеведческой конференции, методику подготовки которого можно применить к освещению любого другого научного форума, писать рецензию на новую музейную выставку, готовить историко-биографический очерк или эссе о каком-либо выдающемся земляке.
Особое место в данной программе отведено занятиям, посвящённым работе с дистанционными сайтами различных литературно-творческих конкурсов, конкурсов журналистского мастерства и исследовательских работ школьников и студентов. Учащиеся узнают, как важно внимательно изучать Положения конкурсов, правильно выбирать номинации, учитывать критерии оценки работ в разных из них.
Условия реализации программы
Возраст учащихся на момент создания программы – 16 – 17 лет.
Комплектование – в соответствии с Уставом учреждения.
Наполняемость группы – 2 (двое) учащихся.
Режим организации занятий
Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Общее количество часов в год – 36.
Форма организации занятий
Занятия (теоретические и практические) проводятся дистанционно в форме презентаций (см. Приложения).
Формы проведения занятий
Теоретических:
- рассказ-объяснение, рассказ-изложение;
- беседа-объяснение (при наличии скайпа).
Практических:
- дидактические и тематические задания, упражнения;
- работа с текстами;
- упражнения на виды правки текстов;
- редактирование выпусков ежемесячной газеты Центра – «Ярославчик»;
- проработка Положений дистанционных конкурсов исследовательских работ, журналистского мастерства и литературного творчества для подготовки к участию в таковых;
- опросы.
Использование учащимися возможностей для самообразования,
саморазвития, самовоспитания и самореализации
1.Индивидуальные дистанционные занятия с педагогом программы «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество».
2.Уроки по истории, литературе и географии в школе.
3.Работа с тематическими каталогами библиотек, справочной литературой и периодикой, музейными фондами, с Интернет-источниками.
4.Интервью (беседы), по мере необходимости, со специалистами в сфере ярославского краеведения, сотрудниками библиотек.
5.Посещение различных краеведческих и культурологических общегородских мероприятий.
Предполагаемые результаты обучения
1.Способность применять полученные в формате индивидуального образовательного маршрута (индивидуальной образовательной программы) знания на практике.
2.Сформированность устойчивого интереса к краеведческому профилю деятельности и к работе журналиста, корреспондента, специализирующегося в жанре «краеведческая заметка».
3. Сформированность устойчивого интереса к занятию литературным творчеством.
4. Наличие исследовательских и редакторских компетенций учащихся:
- знаний и умений подготовки и оформления исследовательской работы, т.е.научной статьи, доклада;
- знаний и умений редактирования текстов.
5. Наличие знаний и умений подготовки популярной краеведческой заметки, пригодной для публикации в газете.
6. Наличие знаний и умений использования публицистических приёмов в краеведческой заметке, а также в эссе, очерке, рецензии, путевых заметках.
7. Сформированность умения работать с сайтами дистанционных конкурсов и другими электронными ресурсами.
8.Стабильность достижений учащихся.
Предполагаемые результаты воспитания
1.Способность реализовать личностно значимые цели.
2.Нравственность деятельности и поведения.
3.Культурная воспитанность.
4.Уважение к культурным ценностям, понимание истоков, знание нравственно-патриотических основ.
Предполагаемые результаты развития
1.Наличие способности к развитию качества ума (познавательных процессов).
2.Наличие мотивов труда и учения, самооценки творческих способностей.
3.Умение развивать свой кругозор, логику, совершенствовать мыслительные навыки.
Отслеживание результатов
- Опросы по проделанной работе (постановка проверочных вопросов).
- Тестирование.
Формы подведения итогов
- Конкурсы литературного творчества
- Конкурсы редакций школьных газет и индивид. журналистского мастерства
- Конкурсы исследовательских работ школьников и студентов
- Публикации
- Выполнение практических заданий и упражнений
- Работа с текстом
II. Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестаци/ контроля | |||
Всего | Теор | Пр. | ||||
1. | Вводное занятие. Выбор темы ИОМ | 1 | 1 | |||
2. | Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество | 1 | 1 | Опрос (постановка проверочных вопросов) | ||
3. | Разновидности краеведческой заметки | 4 | 4 | опрос | ||
4. | Вспоминаем методы сбора и обработки информации для краев. заметок | 4 | 4 | опрос | ||
5. | Топонимика как источник интересных статей в газете | 1 | 1 | опрос | ||
6. | Краеведение и дайджест | 1 | 1 | опрос | ||
7. | Интернет как источник информации | 1 | 1 | |||
8. | Публицистические приёмы в краеведческой заметке | 1 | 1 | опрос | ||
9. | Выполняем упражнения: «Неизвестное об известном», «Добавим материал в путеводитель» | 1 | 1 | Упражнения | ||
10. | Обзор сайтов Всероссийских дистанционных конкурсов журналистского и литературного творчества | 1 | 1 | Участие в конкурсах | ||
11. | Презентация Положения Всеросс. творч. конкурса «ПРЕ-образование» (номинация «Краеведение – культура народов родного края») и выбор жанра, его обсуждение | 1 | 1 | Участие в конкурсе | ||
12. | Практика написания репортажа с мероприятия краеведческой направленности | 1 | 1 | Упражнения | ||
13. | Презентация Положения викторины Литературно-образовательного портала (Москва) по Александру Невскому. Выбор жанра, его обсуждение | 1 | 1 | Участие в викторине | ||
14. | Практика написания историко-краеведческого очерка | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
15. | Презентация Положения викторины Литературно-образоват. портала «Серебряный век русской поэзии». Выбор жанра, его обсуждение | 1 | 1 | Участие в викторине | ||
16. | Практика написания эссе | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
17. | Презентация Положения Всероссийского литературного конкурса школьников «Проба пера» (Омск). Выбор жанра, его обсуждение | 1 | 1 | Участие в конкурсе | ||
18. | Практика написания проблемной статьи | 1 | 1 | Упражнения | ||
19. | Вспоминаем правила редактирования текстов | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
20. | Редактирование отдельных номеров газеты «Ярославчик» для участия во Всероссийском творческом конкурсе «Лучшая школьная газета» | 3 | 3 | Участие в конкурсе | ||
21. | Презентация Положения Всероссийского литер. конкурса шк-ков «Восхождение к образу» (Обнинск). Выбор жанра, его обсуждение | 1 | 1 | Участие в конкурсе | ||
22. | Путевые заметки. Практика написания | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
23. | Исследовательская работа. Отличия от реферата | 1 | 1 | Опрос | ||
24. | Вспоминаем практику подготовки исследовательской работы | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
25. | Обзор сайтов Всероссийских конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов | 1 | 1 | Участие в конкурсах | ||
26. | Литературное творчество и журналистская работа в рекламе новой музейной экспозиции (выставки) | 1 | 1 | Опрос | ||
27. | Написать рецензию на новую музейную экспозицию (выставку) | 1 | 1 | Раб. с текстом | ||
28. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Тестирование | ||
Всего часов: | 36 | 25 | 11 |
III. Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Выбор темы ИОМ.
Цель и задачи курса «Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество». Знакомство с тематикой занятий.
2. Краеведческая заметка – оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество
Теоретическое занятие. Многогранность жанра. Различие краеведческой заметки – научной статьи, доклада на научную конференцию как результата проделанной исследовательской работы и краеведческой заметки как продукта литературного творчества. Использование краеведческих материалов в литературно-художественных и публицистических жанрах: эссе, очерк, путевые заметки, проблемная статья и др.
3. Разновидности краеведческой заметки
Теория: содержание и стиль краеведческой заметки; краеведческие рубрики; разновидности (краеведческая заметка, репортаж с мероприятия краеведческой направленности, рецензия на музейную выставку, историко-биографический очерк и др.).
Практика: работа с текстом (статьи педагога «Дом купца и его дочки», газета «Северный край», 17.10.92., и А. Набиевой «Сохраним прошлое для будущего», газета ДДТ «Наше время», октябрь 2009 года). Выполнение упражнения «Подбери рубрику».
4. Вспоминаем методы сбора и обработки информации для краеведческих заметок
Теория: характеристика источников получения информации в журналистике и методов работы с ними.
Практика: работа с текстом – статья педагога «Давно отвергнутый тобой», газета «Северный край», 10 июля 1993 года. Выполнение заданий: 1.определить и назвать источники информации, задействованные в этой статье; 2. какие разделы краеведческого каталога библиотеки могут понадобиться для получения дополнительных сведений об О.И. Нечаевой – одной из героинь статьи?
5. Топонимика как источник интересных статей в газете
Теория: понятия «топонимика», «бытовой топоним»; 4 группы названий улиц до 1917 года; источники современных названий улиц; взаимосвязь топонимики и краеведческой заметки.
Практика: работа с текстом – статья педагога «Пусть бывшая Стрелецкая останется улицей Ушинского», газета «Заводская жизнь», 11 апреля 1992 года. Выполнение упражнения «Подбери рубрику». Задание: сравните этот материал с тем, что написано в путеводителе, и составьте примерный план действий педагога по поиску дополнительных сведений об этой улице. Ответ на бонусный вопрос в контексте занятия: что такое Стрелка? (Топоним).
- Краеведение и дайджест
Теория: понятия «дайджест», «формирование текста».
Практика: работа с текстом (статьи «К нам не едут», Б. Недорезов «Купцы и меценаты Градусовы», «К празднованию 1000-летия Ярославля»). Задание: 1.какая из них является дайджестом?; 2. В статье «Купцы и меценаты Градусовы» много интересных фактов. Как на её основе сделать новый, собственный материал? (Взять любой факт и развить его, а для этого собрать дополнительные сведения).
- Интернет как источник информации
Теоретическое занятие. Три типа потенциальных источников информации в Интер-
нете: 1. информационные агентства, сетевые СМИ, вебсайты традиционных СМИ; 2. справочные источники – словари, энциклопедии, базы данных; 3. социальные сети. Методы поиска информации в Интернете. Преимущества и недостатки Интернет-технологий.
8. Публицистические приёмы в краеведческой заметке
Теория: публицистические приёмы, то есть средства, воздействующие на общественное мнение, – это факты, понятия, образы. Разбор определений «факты», «понятия», «образы».
Практика: работа с текстом – статья педагога «Дом со львами», газета «Северный край», 23 января 1992 года. Задание. Найдите в этой статье факты, понятия, образы.
9. Выполняем упражнения: «Неизвестное об известном», «Добавим материал в путеводитель»
Практическое занятие. Работа с текстом – статья педагога «По следам братьев Чеховых, или Об одной краеведческой ошибке», газета «Северный край», 28 ноября 1992 года. Упражнение «Неизвестное об известном»: найдите общеизвестные сведения в этой статье и факты, выявленные педагогом.
Упражнение «Добавим материал в путеводитель». Приводятся 2-е группы данных по дому Кузнецова (Волжская набережная, 17), памятнику истории и архитектуры конца XIXвека, ныне это Музей истории города. Одна группа – это данные из путеводителя Козлова и Марова (Ярославль, 1988) об этом историческом здании. Другая – сведения педагога, которых нет в путеводителе. Задание: объедините те и другие сведения в связный рассказ (не более 8-10 строк), дайте заголовок, рубрику.
10. Обзор сайтов Всероссийских дистанционных конкурсов журналистского и литературного творчества для школьников и студентов
Теоретическое занятие. Характеристики сайта и конкурсов Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск): Открытый конкурс творческих работ «Восхождение к образу» и литературно-философский конкурс «Озарение». Для учащихся 5 – 11 классов и студентов I – II курсов. Преимущества: академическое жюри, публикации по итогам (печатные и электронные сборники).
Характеристики сайта и конкурсов детского клуба Таис (г. Омск) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: Всероссийский конкурс литературного творчества «Проба пера». Для учащихся 5 – 11 классов. Работы победителей Конкурса издают в литературном сборнике. Работы призёров (Похвальная грамота) публикуют в эл. сборнике на сайте.
Характеристики сайта, конкурсов и викторин Литературно-образовательного портала для детей, молодёжи и педагогов (г. Москва). Моложёжь – до 25 лет. Тематика конкурсов и викторин – различна.
Характеристика сайта Виртуального института развития образования (ВИРО) и Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ обучающихся «ПРЕ-образование». Участвовать могут и студенты до 18 лет. Независимо от итоговых результатов можно разместить свою работу на сайте ВИРО и заказать свидетельство о публикации.
11. Презентация Положения Всероссийского творческого конкурса «ПРЕ-образование» (номинация «Краеведение – культура народов родного края») и выбор жанра, его обсуждение
Теоретическое занятие. Разбор номинаций; критериев оценки творческой работы (статьи в выбранном журналистском или литературном жанре); критериев оценки исследовательской работы, её структурных элементов.
12. Практика написания репортажа с мероприятия краеведческой направленности
Теория: характеристика жанра «репортаж»; цель написания подобного материала; понятия «событийный репортаж», «эффект присутствия»; приём «картина словами или журналист – художник».
Практика: работа с текстом – репортаж Аиды Набиевой и Яны Стужиной «Сохраним прошлое для будущего», газета Дома детского творчества «Наше время», октябрь 2009 года. В репортаже рассказывается о Городском слёте юных путешественников и краеведов. Задания: 1. Найти стилистическую ошибку в репортаже. 2. Придумать 2 – 3 подходящие рубрики, сравнить с рубрикой авторов. 3. Найти в этом материале лид.
13. Презентация Положения викторины Литературно-образовательного портала (Москва) по Александру Невскому. Выбор жанра, его обсуждение
Теоретическое занятие. Характеристика Всероссийского конкурса «Верны своей истории великой», посвящённого Дню памяти Святого Благоверного Князя
Александра Невского. Выбор литературной номинации «Александр Невский – великий русский полководец и защитник». Надо отправить эссе или небольшое сочинение. То есть можно отправить небольшой историко-биографический очерк, посвящённый А. Невскому.
Характеристика жанра «очерк», его разновидности – историко-биографический очерк.
Инструкция по сбору материала об А. Невском.
14. Практика написания историко-краеведческого очерка
Практика: работа с текстом – историко-биографический очерк Максима Телушкина и Полины Чешевой «Улица Терешковой (История и современность древнего города в общественной деятельности самой знаменитой ярославны)», ноябрь 2014 года. Задания: 1. Составить план подготовки и написания очерка. 2. Выделить в тексте публицистические приёмы.
15. Презентация Положения викторины Литературно-образовательного портала «Серебряный век русской поэзии». Выбор жанра, его обсуждение
Теоретическое занятие. Понятие «викторина». Цель мероприятия. Одно из заданий – написать эссе об одном из поэтов «Серебряного века русской поэзии». Один из поэтов «Серебряного века русской поэзии» - наш земляк, К.Д. Бальмонт, в Ярославле вышла первая книга его стихотворений, он был студентом Демидовского юридического лицея. Понятие «Серебряный век русской поэзии». Понятие «эссе». Характерные особенности жанра. Структура.
16. Практика написания эссе
Теория: разбор-объяснение стилистических особенностей написания эссе.
Практика: работа с текстом – эссе «Герой моего времени» Софьи Цветковой; задание «Эссе или зарисовка».
17. Презентация Положения Всероссийского литературного конкурса школьников «Проба пера» (Омск). Выбор жанра, его обсуждение
Теоретическое занятие. Характеристика Всероссийского литературного конкурса школьников «Проба пера». Организаторы – детский клуб «Таис» и Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Преимущества участия в Конкурсе. Выбор жанра – проблемная статья. Понятие «проблемная статья». Характеристики жанра. Признаки статьи.
18. Практика написания проблемной статьи
Практическое занятие. Работа с текстом – проблемная статья Бабетте Йохум «Рыба цвета ультрамарин». Выполни задания: 1.Назови структурную часть статьи, где обозначена проблема. 2.Как автор доказывает её актуальность? Какие предлагает пути решения?
3. Перечисли имеющиеся в этом материале аналитические операции. 4. По предлагаемому педагогом лиду написать свою проблемную статью.
19. Вспоминаем правила редактирования текстов
Теоретическое занятие. Понятие «редактирование»; необходимость правки; виды правки; особо – о литературной записи; корректура.
20. Редактирование отдельных номеров газеты «Ярославчик» для участия во Всероссийском творческом конкурсе «Лучшая школьная газета»
Практические занятия. III Всероссийский конкурс «Лучшая школьная газета». Участники конкурса – издательские коллективы различных образовательных организаций, выпускающие школьные печатные газеты. Разбор номинаций Конкурса. Вопрос-задание: при редактировании текстов, поступающих в газету «Ярославчик», какие, на ваш взгляд, применяются виды правки? (Правильный ответ: практически, все, особенно правка-переделка и корректура). Предлагается отредактировать тексты, поступившие в газету «Ярославчик» за текущий период.
21. Презентация Положения Всероссийского литературного конкурса школьников «Восхождение к образу» (Обнинск). Выбор жанра, его обсуждение
Теоретическое занятие. Характеристика Конкурса. Цель. Номинации. Выбор жанра – путевые заметки. Понятие «путевые заметки». Характеристика жанра. Возможная структура путевых заметок.
22. Путевые заметки. Практика написания
Практическое занятие. Работа с текстом – путевые заметки (путевые очерки) Максима Телушкина «Волшебная страна» и Полины Чешевой «Китай – это сказка».
Задания: 1. Выделить особенности очерка М. Телушкина (правильный ответ: наличие главок, одного из характерных признаков путевых заметок). 2. Выделить особенности очерка П. Чешевой (правильный ответ: нетипичность – несвойственная путевым заметкам краткость). 3. Вспомните структуру путевых заметок (путевых очерков) и ответьте, что в очерке М. Телушкина является вступлением? (Правильный ответ: лид). 4. Докажите, что, несмотря на краткость путевых заметок П. Чешевой, структура жанра соблюдена.
23. Исследовательская работа. Отличия от реферата
Теория: понятия «исследовательская работа», «предмет исследования», «объект исследования», «проблематика исследования», «реферат»; сходство методов научного исследования и способов получения информации в журналистике; структура исследовательской (научной) работы.
Практика. 1. Работа с текстом – 2-е статьи педагога «Где стоял дом отца поэта?», газета «Северный рабочий», 1 июля 1990 года, и «Ярославский дом Некрасовых», историко-литературный сборник «Карабиха», Ярославль, 1991 год. 2. Задание: назовите, какие элементы научной работы нельзя переносить в популярную газетную краеведческую заметку? 3. Рассмотрите приведённую на слайде структуру исследовательской работы «О.И. Нечаева – зачинательница системы дошкольного образования и воспитания в Ярославском крае. Страницы биографии». В чём особенность оформления основной части? (Разбита на главы). Выделите цель, задачи, проблему, предмет и объект исследования. 4. Сформулируй отличия исследовательской работы от реферата.
24. Вспоминаем практику подготовки исследовательской работы
Практическое занятие. Работа с текстом – статья «Рыбинское водохранилище – это наша уникальная жемчужина и богатство, которое надо сохранить». Задания: 1. Определить жанр статьи. 2. Подумайте, как подготовить и оформить исследовательскую работу на эту тему? 3. Как вы считаете, исходный заголовок более подходит для газетной статьи или для научной работы? Обоснуйте свое мнение.
Работа с текстом – статья педагога «Дом купца и его дочки», газета «Северный край», 17 октября 1992 года. Задания: 1. Какая исследовательская работа была проделана автором для написания этой газетной статьи? Сравните свой ответ с действиями педагога (план работы педагога помещён в презентации).
25. Обзор сайтов Всероссийских конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов
Теоретическое занятие. Например, Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир». Его характеристика. Организаторы. Номинации. Критерии оценки исследовательских работ. Преимущества участия в данном Конкурсе.
26. Литературное творчество и журналистская работа в рекламе новой музейной экспозиции (выставки)
Теория. Понятия «реклама», «социальная реклама», «имиджевая реклама», «продающая реклама». Рекламные приёмы: заинтересованность, «эффект додумывания», «ноу-хау» и др. Виды печатной рекламы.
Практика. Задания: 1. Составьте план подготовки рекламной статьи о музее «Дом фабричных Волковых» (ул. Захарова, 46). 2. Ответьте на вопрос: в случае с книгой, музейной выставкой и т.п. как избежать перехода рекламы в рецензию? (Правильный ответ: не допускать анализа, давать только благоприятную оценку).3. Напишите рекламную статью о вашем учебном заведении – не более 8 строк!
Работа с текстом – статья педагога «Противостоять культурному и нравственному беспамятству», газета «Юность», 17 октября 1992 года. Вопрос: это реклама новой музейной экспозиции или рецензия? Обоснуйте свой ответ.
27. Написать рецензию на новую музейную экспозицию (выставку)
Теория. Понятие «рецензия». Характеристика жанра. Главная особенность – впечатление и анализ.
Практика. Задание 1. Из предложенных фраз напишите рецензию, дайте заголовок, рубрику, выделите лид. Задание 2. Назовите книжный вариант рецензии (послесловие, предисловие).
Работа с текстом – статья педагога «Коннентабль» - значит, рупор». Упражнение «Отдать статью на рецензию»: отрецензируйте приведённую статью, то есть… рецензию на газету.
28. Итоговое занятие
Практическое занятие. Предлагаются 3 проверочных теста: «Краеведческая заметка как жанр», «Исследовательская работа», «Литературное творчество». Проверяются знания жанров, понятий и терминов, особенностей журналистских текстов, публицистических и риторических приёмов, наличие исследовательских и редакторских компетенций.
IV. Методическое обеспечение
Форма организации занятий
Дистанционная – занятия-презентации.
Формы проведения занятий
Теоретические:
- Рассказ-объяснение
- Рассказ-изложение
- Беседа-объяснение (при наличии скайпа)
Практические:
- Упражнения и задания:
- по редактированию текстов;
- по стилистике;
- по применению публицистических приёмов;
- по выделению лида, написанию заголовка, придумыванию рубрик;
- по особенностям журналистских текстов;
- по знанию жанров
- Работа с текстом
- Проверочные вопросы (опрос)
- Тесты
Типы занятий
Теоретические:
- закрепление изученного.
Практические:
- применение знаний и умений;
- проверка и коррекция знаний.
Комбинированные занятия.
Методы и приёмы обучения
- Наглядность
- Сочетание словесных и наглядных методов
- Визуально-демонстрационный метод
- Метод формирования интереса к учению
- Метод вовлечения в исследовательскую деятельность
- Метод вовлечения в литературное творчество
- Ознакомление с редакционно-издательской деятельностью
- Организация выполнения практических упражнений и заданий
- Организация опроса в формате занятий-презентаций (постановка проверочных вопросов)
- Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, выполнение эвристических заданий, исследовательский)
- Репродуктивные методы (иллюстрирование, объяснение, инструктаж)
- Организация самостоятельной работы с книгой, документами, библиотечными каталогами, электронными ресурсами и т.д.
- Закрепление умений и навыков поиска материала (информации), его обработки и представления (подачи)
Методы контроля
- Организация дистанционного опроса (постановка проверочных вопросов)
- Тестирование
Наглядно-дидактический материал
- Презентации занятий (текстовой и наглядный материал в виде иллюстраций газет, вырезок газетных статей, снимков памятных мест города)
- Тексты работ выпускников объединения «Юные журналисты-краеведы» разных лет (включены в презентации)
- Краеведческие и публицистические статьи педагога, тексты которых (сканированные копии) включёны в презентации
- Сканированные копии различных газетных публикаций, подобранных к теме конкретного занятия (включены в презентации)
- Положения конкурсов
- Номера газеты Центра МОУДО ДЮЦ «Ярославич» - «Ярославчик»
Материально-техническое обеспечение
- Наличие компьютера
- Интернет
- Скайп
V. Список литературы
1. Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы» / И. И. Баршевская // Дополнительные общеобразовательные программы: Приложение к журналу "Внешкольник". – М.: Новое образование. – 2014. - № 4. – Стр. 3 – 61.
2. Баршевская И. Давно отвергнутый тобой // Северный край. – 1993. – 10 июля.
3. Баршевская И. Дом купца и его дочки // Северный край. – 1992. – 17 октября.
4. Баршевская И. Дом со львами // Северный край. – 1992. – 23 января.
5. Баршевская И. По следам братьев Чеховых, или Об одной краеведческой ошибке// Северный край. – 1992. – 28 ноября.
6. Быстрова И. Противостоять культурному и нравственному беспамятству // Юность. – 1992. – 17 октября.
7. Баршевская И. Пусть бывшая Стрелецкая останется улицей Ушинского // Заводская жизнь. – 1992. – 11 апреля.
8. Баршевская И. Старые дома рассказывают: неизвестное об известном. – Ярославль: Ремдер, 2004.
9. Баршевская И. Старые дома рассказывают: прогулки по Волжской набережной. – Ярославль: Ремдер, 2005.
10. Баршевская И. Старые дома рассказывают: о некоторых топонимических загадках Перекопа. – Ярославль: Ремдер, 2006.
11. Баршевская И. Твои знакомые улицы. – Ярославль: Ремдер, 2008.
12. Баршевская И. Братья Некрасовы: беречь и помнить. – Ярославль: Канцлер, 2009.
13. Быстрова И. Где стоял дом отца поэта? // Северный рабочий. – 1990. – 1 июля.
14. Быстрова И. Ярославский адрес Любови Орловой // Северный рабочий. – 1991. – 20 сентября.
15. Быстрова И. Ярославский дом Некрасовых /И. Быстрова // Карабиха: Историко-литературный сборник / Сост. Б.В. Мельгунов. Вып.1. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. – С. 216-222.
16. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001.
17. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб, 1998.
18. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом? / П.С. Лернер // PR в образовании. – 2006. - № 2.
19. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб, 2000.
20. Рымашевская Ю. Рекламная бомба. Рецепты копирайтинга, взрывающие рынок. –
СПб: Питер, 2007.
21. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики / А. П. Сковородников, Г.А. Копнина // Журналистика и культура русской речи. – 2004. - № 1.
22. Славкин В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1.
23. Сметанина С.И. Литературное редактирование. – СПб, 2003.
24. Солганик Г.Я. Язык современных СМИ / Г.Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. – 2004. - № 1.
25. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2002.
26. Успенский Л. Имя дома твоего: Очерки по топонимике. – Ленинград: Детская литература, 1967.
27. Успенский Л. Загадки топонимики. – Москва: Молодая гвардия, 1969.
28. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 4.
VI. Приложения
Приложение I.
Итоговое тестирование
Тест I. Краеведческая заметка как жанр
1. Это жанр (убери лишнее):
А. Информационный
Б. Литературно-художественный
В. Публицистический
Г. Аналитический
2. Разновидности краеведческой заметки (убери лишнее):
А. Историко-биографический очерк
Б. Путевые заметки
В. Репортаж с научно-краеведческой конференции
Г. Информационная заметка краеведческой направленности
Д. Календарь знаменательных дат
Е. Интервью с сотрудником музея
Ж. Реклама новой музейной экспозиции (выставки)
З. Рецензия на новую музейную экспозицию (выставку)
3. - Неизвестное об известном
- Добавим материал в путеводитель
- Календарь знаменательных дат
Это: А. Рубрики к краеведческим заметкам
Б. Заголовки к краеведческим заметкам
4. Выражение «имя дома твоего» относится:
А. К топонимике
Б. К географии
В. К краеведению
Тест. II. Исследовательская работа
1. Отдели методы исследования от источников получения информации:
- Документы и справочная литература, монографии, периодика
- Интервьюирование
- Личные наблюдения
- Изучение документов, научной и научно-популярной литературы
- Интервью
- Проведение опытов
2. Изложение, описание, обобщение. Эти слова относятся к понятию:
А. Тезисы
Б. Реферат
3. Структура исследовательской работы. Расставь по порядку и убери лишнее:
- основная часть,
- список источников и литературы,
- итоги,
- обоснование,
- введение,
- приложения,
- заключение.
4. К какой структурной части исследовательской работы относятся следующие понятия:
- проблема,
- актуальность,
- предмет исследования,
- объект исследования,
- цель, задачи,
- методы исследования,
- характеристика источников
5. Дай определение:
- Предмет исследования – это…
- Объект исследования – это…
Тест III. Литературное творчество
1. Назови литературно-художественные и публицистические жанры (убери лишнее):
- очерк,
- эссе,
- зарисовка,
- интервью,
- рецензия,
- проблемная статья,
- корреспонденция,
- краеведческая заметка,
- хроника,
- репортаж.
2. Найди синоним выражению «путевые заметки» (убери лишнее):
- путевые зарисовки,
- путевые рассказы,
- путевой очерк,
- путевые репортажи.
3. Субъективность трактовки конкретной темы, свободная композиция, небольшой объём, склонность к парадоксам, ориентация на разговорную речь и т.п. Это признаки:
- зарисовки,
- эссе,
- очерка,
- рассказа,
- путевых заметок.
4. Публицистические приёмы (убери лишнее):
- факты,
- метафоры,
- понятия,
- фразеологизмы,
- образы,
- синонимы.
5. Риторические приёмы письменной речи (убери лишнее):
А. Стилистические.
Б. Гносеологические.
6. Литературная запись – это (убери лишнее):
- вид редакторской правки,
- творческая работа.
Приложение II.
Презентации отдельных занятий (фрагментов и полностью)
Публицистические приёмы (средства, воздействующие на общественное мнение) – это факты, понятия, образы.
Факт – отражение реального факта, события, случая.
Понятие – результат осмысления факта, воплощённый в определённую мысль, идею, рассуждение, нравоучение и т.п.
Образ – сжатое отображение какого-либо реального объекта: предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особенностях.
Читаем статью педагога «Дом со львами» (впервые опубликована в газете «Северный край», 23 января 1992 года):
«Более чем неприглядно выглядит ныне некогда роскошный особняк по Б.Октябрьской улице (бывшая Рождественская), 48, известный краеведам как дом Сорокина. В советское время здесь размещался областной туберкулезный диспансер. Давно уже здание в аварийном состоянии. В начале 80-х годов XX века обветшавшая кирпичная ограда и ворота, украшенные скульптурами львов, были воссозданы заново. А до самого дома руки так и не дошли....
Задание. Найдите в этой статье факты,
понятия, образы.
Факты – даты, история дома, сведения из
жизни его владельцев и жильцов и т.д.
Понятия – рассуждения автора о судьбе этого
исторического здания.
Образы – выразительные фразы и выражения,
характеризующие его обстановку и важность,
значительность в прошлом, а также
его плачевное состояние в наши дни.
Подберите эти даты, авторские мысли и
выразительные фразы.
Занятие 21.
«Презентация Положения Всероссийского литературного конкурса
«Восхождение к образу». Выбор жанра, его обсуждение»
Конкурс проводит так называемая Малая Академия Наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск). Цель: активизация творческой деятельности детей и учащейся молодёжи; поддержка учащихся, увлечённых журналистикой, литературным творчеством.
В Конкурсе принимают участие не только школьники 5 – 11 классов, но и студенты I – II курсов высших учебных заведений. С 2015-16 учебного года Конкурс называется Российским открытым конкурсом творческих работ.
Номинации:
- «Золотое перо» - журналистские работы
- «И божество, и вдохновенье» - стихи, проза
- «Чудное мгновение» - фотографии, фоторепортажи
- «Линия образа» - художественные графические (компьютерные) и живописные работы
Темы и жанры – любые. Главное – собственный взгляд, личностное видение и понимание, открытость переживания и сопереживания и, конечно, адекватное логичное и образное отражение и изложение.
Для нас подходят первые три номинации. Более подробно – см. Положение конкурса на сайте: www. future4you.ru.
Предлагаю остановиться на жанре «путевые заметки», который, в определённой степени, тоже можно считать краеведческим.
Википедия нам сообщает, что одной из форм изложения географических и этнографических (а значит, краеведческих) сведений в литературном произведении стало путешествие.
Путешествие – это основа такого литературного жанра как путевой очерк, также оно нашло широкое применение в приключенческой и научно-фантастической литературе. Путевые заметки обычно включают в себя повествования о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях. До середины XIX века форма путевых заметок активно использовалась в научных произведениях. Более чёткое определение жанра следующее.
Путевые заметки – это описание увиденного места, рассказ о своих чувствах и ощущениях, вызванных прикосновением к его истории и сегодняшнему дню.
Цель: рассказать, что увидели интересного, что вызвало восхищение, что произвело на вас впечатление, что заставило задуматься при посещении конкретного места.
Возможная структура путевых заметок:
- Оригинальное вступление.
- Основная часть (описание – рассказ).
Также можно подать в оригинальной форме – например, в форме диалога с человеком, с историей, с эпохой и т.п.
- Оригинальное заключение – закончить путевые заметки надо так, чтобы читателю обязательно захотелось посетить это место.
На следующем занятии разберём примеры некоторых типичных путевых заметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
Презентация. Дополнительная образовательная программа "Ступеньки творчества" для детей 5-7 лет
Модифицированная программа "Ступеньки творчества" расчитана на 2 года обучения (72 часа в год) для детей 5-7 лет. Форма организации занятий - групповая.Для выполнения поставленных учебно-воспитательны...
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО» Для детей 11-17 лет. Составитель: Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополни...
Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"
В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...
Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»
Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....
Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...