Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
творческая работа учащихся по химии (8 класс)

Чесанова Татьяна Александровна

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Химия – это не только научные книги и сложные химические термины, не только огромные лаборатории. Химия – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Химия – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные опыты всей семьей.

Самое главное, для химических опытов можно использовать любой подручный материал. Опыты повышают интерес к изучению химии, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных химических явлений, происходящих в окружающем мире.

При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых веществ, самостоятельно собирать химическое оборудование и даже решать задачи.

Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках окружающего мира занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и наблюдениям за природой.

Поэтому было решено совместно с учителем химии и биологии организовать на базе ЛДП «Непоседы» химический кружок, в котором обучающиеся начального звена и будущие первоклассники попробуют себя в роли младших научных сотрудников химической лаборатории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himisha_probirkin_issledovatelskaya.docx98.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №9

Городского округа г. Выкса Нижегородской области

“Реализация дополнительной образовательной программы

естественнонаучной направленности

в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания

«Непоседы»

«Опытно-исследовательская деятельность

детей младшего школьного возраста – «Приключение Химиши Пробиркина»”

Естественнонаучное отделение

Секция химическая

 

Работу выполнил:

Ученик 8 “Б” класса

Киселев Егор отчество

Научный руководитель:

Чесанова Татьяна Александровна

2022 год

Оглавление:

Введение …………………………………………………………………… …….3

Глава1 Теоретическая…………………… .............................................................4

1.1 Содержание программы …………………………………………………. ….7

1.2 Планируемые результаты ………………………………………..…………..8

1.3 Тематическое планирование………………………………………….. ……..8

Глава 2 Практическая...........................................................……….. …………….9

2.1. Критерии отбора опытов...........……………………….……………………..9

2.2. Проведение опытов …………………………………………....... ................10

2.3. Социальный эффект реализации программы…………….……………. …9

Выводы по работе ……………………………………………. …………………13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Приложение…………………………………………….…………………… 17-26

Введение

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

          Актуальность: Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Химия – это не только научные книги и сложные химические термины, не только огромные лаборатории. Химия – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Химия – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные опыты всей семьей.

Самое главное, для химических опытов можно использовать любой подручный материал. Опыты повышают интерес к изучению химии, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных химических явлений, происходящих в окружающем мире.

При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых веществ, самостоятельно собирать химическое оборудование и даже решать задачи.

Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках окружающего мира занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и наблюдениям за природой.

Поэтому было решено совместно с учителем химии и биологии организовать на базе ЛДП «Непоседы» химический кружок, в котором обучающиеся начального звена и будущие первоклассники попробуют себя в роли младших научных сотрудников химической лаборатории, а поможет им проводить опыты «Химиша Пробиркин».

        Цель: способствовать развитию у детей младшего школьного возраста познавательного интереса и развитие научного мышления в рамках летнего лагеря дневного пребывания в МБОУ средняя школа №9 «Непоседы».

       Задачи:

-расширить представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста;

-развивать у детей познавательные способности (видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать умозаключение и выводы);

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-обучить правилам техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

-обобщить и представить материалы педагогической общественности.

          Методы исследования: эмпирические: изучение разных источников информации; анализ полученных сведений. Теоретические: книги, научные пособия. Практические – эксперимент, проведение опытов.

          Объект исследования: программа дополнительного образования «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста – «Приключение Химиши Пробиркина»”

          Предмет исследования: блок занимательных опытов, соответствующих тематике кружка.

Глава 1 Теоретическая

  1. Содержание программы

Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования обучающихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества, в частности роли химии в решении этих проблем.

Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у обучающихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Интересным является его практическая часть, дети в процессе проведения экспериментов учатся работать как в команде, так и индивидуально. Данная программа направлена больше на практическую часть – проведение эксперимента. Поэтому для данной программы используется метод детского экспериментирования.

Структура детского экспериментирования:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  4. Проведение самого эксперимента.
  5. Обобщение полученных данных.

Срок реализации программы: 1 смена 2021 (период летнего лагеря дневного пребывания).

Содержание занятий программы:

Программа разделена на 4 блока:

  1. Химиша Пробиркин в стране химических элементов. На данном этапе основной задачей педагога является заинтересовать ребенка, для того чтобы он хотел заниматься исследовательской деятельности, мог самостоятельно поставить проблему и искать пути ее решения, а также научится работать в команде и соблюдать правила ТБ.
  2. Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами. На данном этапе главной задачей педагога является: развивать мышление и правильно выражать свои мысли, а также путем моделирования усвоить знания о строении молекул веществ.
  3. Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры. Главной задачей в данном блоке является: формировать у детей познавательные способности, а также привлекать обучающихся среднего звена в реализации опытов.
  4. Химиша Пробиркин на страже закона. Особенностью данного этапа – формирование творческих способностей и умение выступать перед аудиторией.

Формы работы: беседы, наблюдение, эксперимент.

Форма организации деятельности - фронтальная (со всей группой).

На данном этапе реализации использовались следующие элементы образовательных технологий:

- развивающее обучение;

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.   

Кружок реализован на небольшой группе детей, что способствовало удаления внимания каждому ребенку и более эффективному выполнению опытов.

1.2 Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы.

В ходе работы могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи

Материально-техническое обеспечение:

Средства обучения: реактивы и оборудование: мерные цилиндры, пробирки, химические стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные.

Техническое оснащение: необходимые составные реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии, оборудование учебного кабинета (доска, методические таблицы, демонстрационные материалы, приборы и реактивы для практических работ).

1.3 Тематическое планирование

Название

Теоретическое

Практическое

Кол-во часов

(2 дня по 3 отряда)

1.        Химиша Пробиркин в стране химических элементов.

10 минут

20 минут

3

2.        Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами.

10 минут

20 минут

3

3.        Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры.

10 минут

20 минут

3

4.        Химиша Пробиркин на страже закона.

10 минут

20 минут

3

Глава 2 Практическая

Исследовательская работа проводилась по следующей схеме:

1) Постановка проблемы.

2) Изучение информации из разных источников по данной проблеме.

3) Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

4) Сбор собственного материала – комплектование подручных материалов, проведение опытов.

5) Анализ и обобщение.

6) Формулировка выводов.

2.1. Критерии отбора опытов

При подготовке опытов необходимо учитывать следующее:

  • соблюдать меру вещества;
  • вещества должны быть доброкачественные;
  • прибор не должен иметь дефектов;
  • всё оборудование готовится заблаговременно;
  • необходим комплект нужного оборудования.

«Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе» - «золотое» правило И.И.Никитинского.

Основные требования к постановке опытов:

  • ясная постановка цели;
  • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
  • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
  • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
  • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
  • уборка рабочего места;
  • выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов.

2.2 Проведение опытов

1.        Химиша Пробиркин в стране химических элементов.

 «НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА»

Понадобится : половинка лимона, ватная            палочка, чашка       воды, лист    бумаги, настольная лампа.

Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнем             спичку           или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

2.        Химиша в микромире знакомится с атомами и молекулами.

А. Проводится изготовление шаростержневой модели углекислого газа и кислорода.

Б.  «ЦВЕТОК НА ВОДЕ»

Понадобится: лист    бумаги, ножницы, ёмкость с водой.

Ход опыта: из бумаги вырезаем цветок, загибаем       лепестки       к центру цветка.  Кладём цветок в ёмкость с водой.

Результат: цветок постепенно раскрывается. Вода проникает в самые       маленькие             пустые пространства между волокнами бумаги        и          заполняет     их.       Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются    и цветок распускается.

Вывод: вода может подниматься вверх.  

3.        Пробиркин и тайна жемчужины Клеопатры.

«Жемчужина Нила»

Понадобится: полстакана уксуса и кусочек мела.
Ход опыта 1. Бросаем в стакан кусочек мела.
2. Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, и в конце концов он полностью распадается.
Вывод: Мел — это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.

4.        Химиша Пробиркин на страже закона.

«Заметаем следы»

Понадобится: 10% аскорбиновой кислоты, р-р йода стакан, вода.

Ход опыта: Открываем пять ампул 10% аскорбиновой кислоты и выливаем ее в стаканчик, добавляем воду. Теперь смешиваем раствор йода и раствор аскорбиновой кислоты в одном стакане, он моментально обесцвечивается. Решили еще капнуть немного концентрированного йода. Капли йода, вступая в реакцию с аскорбиновой кислотой, создают на поверхности рисунок «бенгальских огней»

Вывод: Кислоты имеют свойства обесцвечивать вещества.

2.3. Социальный эффект реализации программы

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Осуществлялось совместное взаимодействие с обучающимися среднего звена, что способствовало углублению химических знаний и расширению кругозора. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся между собой, заполняя день, проведенный в лагере приятными эмоциями и впечатлениями. Программа может быть реализована во время сезонных каникул, продленки для младших школьников, как модуль по предмету «Окружающий мир» в дошкольных, общеобразовательных и организациях дополнительного образования.

Социальный опрос среди обучающихся начальной школы:

Выводы по работе: мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. Организация данного кружка в летнем лагере получили 100% результат, обучающиеся оформили плакат благодарностей, отзывов и предложений на следующий год, получены благодарность от родителей и администрации школы. Обучающиеся обсуждали занятия после урока и не хотели расходится. А улыбки на их лицах – говорили, что все было сделано не зря.

Заключение

1) Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами)
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);

2) детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

3) достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

И, пожалуй самый главный вывод: Химия - «интереснейший» предмет, требующий огромного внимания и изучения!

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список используемой литературы

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
  7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  8. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  9. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"

Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания "Легоград"

Представлен отчет о реализации программы научно-технического направления "Легоград" на базе МАОУДО "ЦДО"...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Опыт проектирования и реализации сетевой дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности

Опыт работы по сетевой программе учреждения дополнительного образования и школы...

Программа летнего лагеря дневного пребывания, «Раз-ноцветная планета» для детей 7 – 11 лет

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как...