Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
материал по теме
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, но и профессиональная нацеленность. Программа не усредняет и не упрощает учебный компонент в театральном воспитании. Многие мечтают связать свою жизнь с театром, но не каждый знает, что театр – это не только блеск рампы и аплодисменты, но и труд. Пройдя свои первые шаги в театральной студии, ребёнок, подросток сможет определить, насколько серьёзен и глубок его интерес к театру. Поэтому при выборе профессии подросток уже не сделает опрометчивого шага.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. направленность настоящей программы - духовно-нравственное и художественное развитие детей и подростков средствами театрального искусства. Как педагог я ставлю перед собой и реализую определенную
ЦЕЛЬ:
Помочь личности ребенка разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры; максимально раскрыться ее творческим возможностям и активизировать свой познавательный интерес.
В театральной студии «Зеркало» занимаются ребята в возрасте от 6-18 лет, т.е с 1-11 классы.
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, но и профессиональная нацеленность. Программа не усредняет и не упрощает учебный компонент в театральном воспитании. Многие мечтают связать свою жизнь с театром, но не каждый знает, что театр – это не только блеск рампы и аплодисменты, но и труд. Пройдя свои первые шаги в театральной студии, ребёнок, подросток сможет определить, насколько серьёзен и глубок его интерес к театру. Поэтому при выборе профессии подросток уже не сделает опрометчивого шага.
Театральная студия «Зеркало» была образована мной в 1996г. и вот уже на протяжении 16 лет я занимаюсь преподавательской деятельностью и ставлю спектакли с детьми и подростками.
Работая с подростками, со временем стала замечать, что , благодаря накоплению отношений и опыта, исходная предметная деятельность у подростков в театральной студии, превращается в личностно значимое действие более высокого уровня. Так у некоторых воспитанников осуществилось развитие внутренних мотивов, возвышение целей, самосовершенствование. Назревает необходимость перехода к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее. Именно в этот момент возникает особая потребность в педагогической поддержке подростка, когда он смутно представляет направленность своего развития. Я также стала осознавать и тот факт, что не всеми подростками может быть осознана и обнаружена личная значимость профессионального самоопределения. Ведь мотивы по началу могут быть и другими: познание, общение, увлечение процессом и т.д. Необходимость обновления деятельности театральной студии в направлении социально-профессионального самоопределения подростков предопределило разработку изучаемого явления. Стимулируя самоопределение обучающихся через деятельность театральной студии, его содержание, способствовало усилению стартовых возможностей выпускника на рынке труда и профессионального образования. Актуальность проблемы на лицо. Была введена новая ступень в обучении:
МАСТЕРСТВА и САМОРЕАЛИЗАЦИИ -5-й и последующие годы обучения (возраст учащихся 15-18 лет), где предоставляется возможность студийцу максимально реализовать накопленные им навыки в постановках разного жанра и оказании педагогической помощи в подготовки к поступлению в ВУЗы и колледжи на театральные факультеты. Помощь, прежде всего, заключается в выявлении и развитии актерской или режиссерской одаренности; выявлении готовности к профессии. Приводимая ниже таблица показывает, в какой степени развитие способностей зависит от внешних, объективных, и внутренних, субъективных причин.
Внешние и внутренние условия становления актера | |
Внутренние субъективные условия | Внешние, объективные факторы |
|
|
Таким образом, такие качества, как специальные способности, общая художественная одаренность, творческий потенциал, духовно-нравственные качества личности в сочетании с творческой и профессиональной мотивацией, знаниями, навыками и умениями, определяют успешность обучения по данной программе и формирование профессионального самоопределения подростков.
Необходимым условием реализации стимулирования профессионального самоопределения подростка, является уважение к его личности, создание условий для проявления и развития его способностей, содействующих самоутверждению и самореализации подростка в деятельности творческого объединения.
Основными принципами при этом являются:
1. Принцип целенаправленности в работе означает:
- целенаправленно отбирается содержание деятельности объединения
- целенаправленное методическое оснащение деятельности
-целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий.
2. Принцип субъективности – постоянное внимание к тому, что центральной фигурой профессионального самоопределения является сам подросток, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями профессии.
3. Принцип контекстности заключается в обеспечении направленности образования и профессионального самоопределения не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего познать больше в этом направлении.
4. Принцип импровизированности предполагает уникальное и ценное состояние постоянного поиска и создания без предварительной подготовки чего-то свободного, неожиданного.
5. Принцип целостности отражает необходимость следования тезису А.С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям, а что деление педагогического процесса на блоки, компоненты выступает лишь условно.
Все обучение построено на Системе К.С. Станиславского. Когда выявляется готовность подростка идти в дальнейшем в театральную профессию, то я, как педагог начинаю заниматься с ним дополнительно: это беседы по истории театра, драматургии, осведомленности подростков в других областях жизнедеятельности и искусства; это выбор и подготовка чтецкого репертуара для поступления; это участие в дополнительном спектакле и другое.
Таким образом, содержание образовательной деятельности, способствующее профессиональному самоопределению подростка представляется как совокупность компонентов: когнитивного (отражающего диапазон осведомленности), мотивационного (отражающего отношение к проблеме) и практического (отражающего наличие опыта).
Вывод: Актерская и режиссерская профессии очень сложные, они требуют от человека за мизерную оплату труда огромной внутренней, самоотдачи. Конкурс в театральные училища самый высокий в нашей стране. Так, например в Москве и Санкт -Петербурге он составляет около 200-300 человек на место. В основном всех влечет внешний мотив- стать знаменитым. На мой взгляд, только тот человек, который познает театр изнутри, будучи еще школьником, сможет сделать правильный, осознанный выбор в пользу этой профессии. Многие ребята, которые приходят в театральную студию, объявляют о том, что они собираются стать актерами, но не многие по истечении ряда лет обучения, адекватно оценив свои силы, все же останавливают свой выбор на данной профессии. Это хорошо. Я горжусь тем, что многих остерегла от неправильного выбора и тем, что четверо моих воспитанников поступили и обучаются в ВУЗах и колледжах на театральных факультетах на 2-ом и 3-м курсах. Это Альбина Бузник, Мария Сафарянц, Матвей Югин, Сергей Геращенко. Две воспитанницы готовятся к поступлению. Кто знает, может быть они станут знаменитыми актерами и режиссерами и ими буду гордиться не только я, но и вся страна. Мы поддерживаем, друг с другом связь, они делятся своими успехами и неудачами, а я до сих пор по-своему их опекаю. Некоторые ребята учатся у педагогов, которые учили меня. И в прошлом году перед Новым годом привезли мне видео-привет от моих, и теперь уже их, учителей:
Параметры отслеживания и критерии, по которым можно оценивать результаты обучения
№ | Параметры отслеживания | Критерии параметров | через что отслеживают | формы отслеживания | Кто подлежит обследованию | Сроки проведения |
1 | Творческая мотивация | «внутренний мотив» | Оценивается количество выбранных ответов учащимся по отношению к общему количеству ответов. | Анкета, наблюдения | Учащиеся 1-го и последующих лет обучения | Конец 1-го и последующих лет обучения |
2 | Уровень воспитанности |
| Процентное соотношение положительных нравственных проявлений личности к общему количеству: Ситуаций, поручений, воспитанников. | Наблюдения, поэтапные педагогические срезы по запланированному комплексу методик ,разработанных Шемшуриной психологические тесты . | Учащиеся 1-го и последующих лет обучения | Начало и конец 1-го года обучения и конец каждого последующего |
3 | Творческий потенциал |
| Движение человека , число деталей рисунка Оригинальность Число ответов на целую карту Оценивается результат художественной деятельности, который определяется в процентном соотношении количества достижений- побед в различных творческих конкурсах по отношению к общему количеству конкурсов | Методика Роршах «Рисунок» Конкурсные театральные фестивали различного уровня: внутрицентровские, городские. Областные и т.д. | Учащиеся 1-го и последующих лет обучения 2-й и последующие года обучения | конец 1-го года обучения и конец каждого последующего Конец каждого года обучения, начиная со 2-го. |
4 | Специальные актерские способности:
|
| Количество оригинальных и логических ответов на ряд поставленных вопросов. Число выделенных испытуемым групп, предложенных карточек и число элементов в группах. | Тест-задание, ПАЛТ Кузнецова, наблюдения. Тест Гарднера, наблюдения. | Учащиеся 2-го и последующих лет обучения. Учащиеся 2-го и последующих лет обучения | Конец каждого года обучения. Начиная со 2-го Конец каждого года обучения. Начиная со 2-го |
5 | Теоретические знания. Запланированные программой |
2) основы истории театра 3) методика работы над ролью | Оценивается по пятибалльной шкале степень овладения театральной терминологией Знания о творчестве выдающихся деятелей театра; основные драматические системы. Оценивается по пятибалльной шкале. Правильность выполнения самостоятельной работы по идейно-тематическому анализу произведения и роли. | Беседы, наблюдения, тесты Беседы, тесты-опросники Беседы. Письменная самостоятельная работа уч-ся | 3-й и последующие года обучения 3-й и последующие года обучения 3-й и последующие года обучения | Конец каждого года обучения, начиная с 3-года Конец каждого года обучения, начиная с 3-года Конец каждого года обучения, начиная с 3-года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".
Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Пр...
Дополнительная образовательная программа "Основы театрального искусства"
В предлагаемой программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки в области театрального творчества детей среднего школьного возраста и подростков.Программа рассчитана на послед...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...