Рабочая программа по краеведению. 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по краеведению. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1titulnyy_list._kultura_narodov_povolzhya.docx | 13.83 КБ |
2poyasnitelnaya_zapiska.docx | 16 КБ |
3obshchaya_harakteristika_uchebnogo_predmeta_knp.docx | 18.83 КБ |
4mesto_uchebnogo_predmeta_v_uchebnom_plane.docx | 16.75 КБ |
7tematicheskoe_planirovanie.docx | 28.47 КБ |
9planiruemye_rezultaty.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО /_____ /ПанкратоваЖ.А. Протокол № _____ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР (ИР) «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» /_______/ Бубенцова Т. Е. «____»____________ 2015 г. | «Уверждено» Директор МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовкой области» /_______/Авдеева О.Н. Приказ № _____ о «___»______________2015 г |
Рабочая программа по краеведению
«Культура народов Поволжья»
5 класс
учителя русского языка и литературы
Суриной Инны Сергеевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____»_________2015г
2015 – 2016 учебный год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Общая характеристика учебного предмета «Культура народов Поволжья
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Главная его цель – показать, что при всех национальных различиях, идеалы и жизненные ценности у разных народов очень сходны, что запечатлено в их творчестве. Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть определяющими в отношениях между людьми. Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты);2) прослушивание аудио и видео записей выступлений фольклорных ансамблей;3)сообщение об интересных традициях разных народов: кухне, праздниках, обрядах,поверьях.
4) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодическихизданий,их классификация.
5) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа,отдельного человека.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология». Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как литература. Так же прослеживается связь с уроками русского языка, истории, географии.В результате прохождения курса учащиеся должны приобрести умения собирать информацию по заданной теме, оформлять свои наблюдения в виде буклетов, презентаций, альбомов, выступать с краткими выступлениями
3
Предварительный просмотр:
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Культура народов Поволжья» представлен в части формируемой участниками образовательного учебного плана основного общего образования «МОУ СОШ № 4г.Ртищево Саратовской области».. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом основного общего образования на изучение программы по краеведению в 5 классе отводится 1 час в неделю. В конце учебного года обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе».После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал. По предмету «Культура народов Поволжья» предусмотрено 3 пр/р. Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.
4
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Содержание разделы. темы) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план |
факт | |||||
1. | Введение. Знакомство с жанрами . (Мифы, легенды, предания, сказки) Повторение по теме «Фольклор» | 1 | Учебное пособие, рабочая тетрадь | Л.: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); испытывать чувство гордости за красоту родного края, родной природы, свою малую родину, страну. П.: Знать: 1. Основные биографические сведения. 2. Содержание прочитанных литературных произведений, подлежащих изучению. 3. Изученные теорико-литературные понятия: Литература - искусство слова. Портретная характеристика героев. Сюжет. Композиция. 4.Осознавать разницу между литературой и фольклором. 5. Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья. 6.Основные теоретико-литературные понятия предмета | ||
2-3. | Предания волгарей. Мы родом с Волги. | 2 | ||||
4. | Топонимика. Что изучает топонимика? | 1 | ||||
5. | Топонимика. Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. | 1 | ||||
6. | Моя родословная. Практическое занятие. | 1 | Учебное пособие. рабочая тетрадь. | |||
7. | Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.. | 2 | Учебное пособие. рабочая тетрадь | М./р: учиться обнаруживать и формулировать проблему;
Познавательные:
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. М/к.:организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
. | ||
Рабочая тетрадь Учебное пособие, | ||||||
8. | Обитатели Древней Волги. Легенды, предания. | 1 | Учебное пособие. рабочая тетрадь | |||
9. | Сербы. Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. | 1 | ||||
10. | Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. | 1 | ||||
11. | Татары. Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. | 1 | ||||
12. | Татары на Волге. Отражение действитель ности в легендах и сказках. | 1 | Учебное пособие, рабочая тетрадь | |||
13. | Чуваши. Чуваши на Волге. | 1 | ||||
14. | Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. | 1 | ||||
15. | Мордва на Волге. | 1 | ||||
16. | Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. | 1 | ||||
17. | Русские на Волге. Что значит быть русским? | 1 | ||||
18-19 | Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. | 2 | Диафильм по легенде «Утёсы над Волгой | |||
20. | Немцы. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. | 1 | Учебное пособие, рабочая тетрадь | |||
21. | Сказания о немцах Поволжья. | 1 | ||||
22-23 | Казахи. Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. | 2 | ||||
24. | Сюжет, герои. | 1 | ||||
25. | Украинцы. Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. | 1 | Кроссворд, рабочая тетрадь. | |||
26-27. | Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". | 2 | Презентация. Компьютер. Учебное пособие, рабочая тетрадь | |||
28. | Творческая работа. Сочинение сказки. | 1 | Учебное пособие, рабочая тетрадь | |||
29. | Калмыки. Обычаи. Устройство дома. | 1 | Раздаточный материал: иллюстрации. Рабочая тетрадь. | |||
30. | Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца". | 1 | Презентация. Компьютер. | |||
31. | Легенды и предания калмыков. "Три мудреца". | 1 | Иллюстрации к произведениям | |||
32. | Мари Эл на Волге | 1 | - | |||
33. | Итоговый урок. Защита творческих проектов. | 1 | Проект | |||
34-35 | Резервные уроки | 1 |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура народов Поволжья»
В результате изучения данного курса выпускник научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
_ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
_ характеризовать народности Поволжья;
- объяснять традиции и обычаи;
- сравнивать особенности народностей в быту, фольклоре, традициях, костюмах и т.д.
- составлять презентации и проекты, писать рефераты на заданную тему.
Выпускник получит возможность узнать:
народности Поволжья; обычаи, традиции, быт народов Поволжья; фольклор народов Поволжья, его отличительные черты.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Фактологическая точность | 1-3 балла |
Оригинальность | 1-3 балла |
Дизайн | 1-3 балла |
Композиционная целостность | 1-3 балла |
Качество изображения | 1-3 балла |
Интерактивность | 1-3 балла |
Грамотность | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Новизна и необычность подхода автора | 1-3 балла |
Актуальность изображаемого | 1-3 балла |
Эмоциональность изображаемого | 1-3 балла |
Техника | 1-3 балла |
Композиция | 1-3 балла |
Изобразительная целостность рисунка | 1-3 балла |
Художественное качество рисунка | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
(РАССКАЗОВ, ЭССЕ, СОЧИНЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ, РЕЦЕНЗИЙ, ФАНФИКОВ)
Содержание | 1-3 балла |
Творческая глубина | 1-3 балла |
Логичность и последовательность | 1-3 балла |
Умение работать с источниками | 1-3 балла |
Оригинальность | 1-3 балла |
Художественное оформление | 1-3 балла |
Грамотность | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ
0-10 – «2»
11-14 – «3»
15-18 – «4»
19-21 – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....