Рабочая программа по краеведению для 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Программа предназначена для изучения родного края и привития любви к малой родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_5_klass_fgos.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 2 г. Яранска
Утверждаю:
Директор
Приказ № _от________
Рабочая программа
по краеведению
5 класс
Автор-составитель:
Хорюшина И.Г.
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Яранск
2015
Пояснительная записка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувстве принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации.
Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.
Познание окружающего микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.
Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (при выполнении учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательное занятие, способствующее формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Системный подход в краеведении
Цели краеведческого образования.
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
взаимодействовал с ним; - осознавал значимость наследия родного края в своей жизни,
в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; - осознавал проблемы окружающего его микромира;
- интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию — о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Таким образом, цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Цели и задачи курса:
Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.
- Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.
- Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической преемственности.
- Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои суждения.
- Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.
- Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций и народностей.
Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики, политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.
Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.
Задачи программы:
- Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем;
- Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
- Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей нашего края; знакомство с культурой края; изучение истории Яранска.
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа “Мой отчий край ” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
- владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
- использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
- приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
- владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Предполагаемые результаты программы “Мой отчий край ” включают следующие формы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития края);
- рецензирование знаний;
- тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ
Содержание программы
1. | Введение | Что означает «моя малая родина», «мой край». | 1 | 1 | ||
2. | История школы | Экскурсия в краеведческий музей. |
| 1 | 1 | |
Творческая работа «Моя школа» | 1 | 1 | ||||
3. | Моя малая родина – город Яранск | История города Яранска. Герб г.Яранска | 1 | 1 | 2 | |
Улицы и здания родного города. Экскурсия. | 1 | 1 | 2 | |||
Практическая работа «Дома рассказывают» | 1 | 1 | ||||
Практическая работа «Памятники истории и культуры г.Яранска». | 1 | 1 | ||||
Святые места родного края | 1 |
| 1 | |||
Благовещенская церковь-памятник истории и культуры. | 1 | 1 | 2 | |||
Краеведческая игра «Город чудный, город древний» | 1 | 1 | ||||
4. | Наши земляки | Яранские умельцы. Л.Л.Шамшуренков-изобретатель самобеглой коляски. Экскурсия. | 1 | 1 | 2 | |
Знатные люди нашего края. Практическая работа. | 1 | 1 | 2 | |||
Краеведческий конкурс знатоков родного края. | 2 | 2 | ||||
Поход выходного дня | 1 | 1 | ||||
5 | Моя семья. Моя родословная. | Моя семья. Происхождение имени, фамилии. Практическая работа «Откуда мое имя» | 1 | 1 | 2 | |
Родственные отношения. Составление родословной |
| 1 | 1 | |||
Творческая работа «Моя родословная» | 1 | 1 | ||||
Семейный альбом – летопись семьи. | 1 | 1 | 2 | |||
История семьи в истории страны. | 1 |
| 1 | |||
Семейные праздники и традиции. |
| 1 | 1 | |||
6 | Военные события | Яранск и Великая Отечественная война. | 1 | 1 | 2 | |
Война в памяти народной. Практическая работа по сбору воспоминаний. |
| 1 | 1 | |||
Великая Отечественная война и моя семья. Практическая работа «Составление плаката Памяти» | 1 | 1 | 1 | |||
Краеведческая игра « мой край » | 2 | 2 | ||||
Итого: |
|
| 34 |
:
План методической работы педагога
№п/п | Виды деятельности | Сроки |
1. | Изучение, анализ литературы, средств массовой информации | В теч.года |
2. | Подготовка выступлении на методобъединении ПДО | |
3 | Разработка учебно-методического материалов | В теч.года |
4. | Разработка и проведение открытого урока | февраль 2014г. |
5. | Подготовка материалов для участия в фестивале «Открытый урок» | Декабрь 2013г. |
6. | Обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности в детском объединении | До 1 марта 2014г. |
Литература для педагогов
1. Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с.
2. Клестова Г.А.Рабочая тетрадь по истории для самостоятельной работы учащихся. – Киров, 2007. – 128 с.
3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги . – Киров, 1995.
4. Энциклопедия Земли Вятской. Том 4. История. – Киров, 1995.
5. Энциклопедия Земли Вятской. Том 9. Культура и искусство. – Киров, 1995.
6. Историко-этнографический атлас Кировской области – М.: Издательство ДИК, 1998. – 40 с.: ил., карт.
7. Хрестоматия по истории Кировской области. – Киров, 1982.
8. Балыбердин А.Г. Повесть о стране Вятской. – Киров, 2006.
9. Тинский А.Г. Вятская мозаика. – Киров, 1994.
10. Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. - Киров, 2005.
11. Востриков В. Над Вяткою старинный городок. – Киров, 1993.
Литература для детей
- Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. – Киров, 1989.
- Изергина Н.П. Писатели в Вятке. – Киров, 1979.
- История города Кирова: Пособие для учащихся. – Киров, 1974.
- Клестова Г.А. На земле Вятской. – Киров, 2006.
- Пленков В.Г. Вятские умельцы. – Киров, 1991.
- Маракулин П.П. Записки вятского Робинзона: сборник рассказов, очерков, миниатюр. – Киров, 1997.
- Эммаусский А.В. К вопросу о времени основания г. Вятки (Кирова). – Киров, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....