Программа внеурочной деятельности "Пропою предков"
календарно-тематическое планирование по краеведению ( класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Пропою предков" туристско-краеведческой направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
Методический Совет Директор МБОУ Варьеганская ОСШ
Протокол № _______________ О.В. Дубровко
От
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направленность туристско-краеведческая
Наименование «Тропою предков»
Составлено на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования, М, ЦДЮТиК, 2004г.
Для обучающихся 12 – 17 лет
Срок реализации программы 18 часов
Ф.И.О. педагога, составившего программу Куклина Маргарита Павловна
С. Варьеган
2012
Программа туристского краеведения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Тропою предков» туристско-краеведческой направленности рассчитана на 18 часов. Целью данной деятельности является в формировании готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению в условиях родного края.
Программа разработана на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования, М, ЦДЮТиК, 2004г.
Для реализации программы используются здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированного обучения. Ведущим методом работы с обучающимися является метод решения задач (познавательные, исполнительские, творческие).
Задачи:
1. Научить обучающихся методам сбора и обработки материалов, отражающих особенности родного края, с использованием компьютерных информационных технологий.
2. Способствовать развитию кругозора, развивать природные задатки и способности детей, способствующие успеху в познавательной деятельности.
3. Воспитывать мотивацию к изучению особенностей (исторических, географических, культурных и др.) родного края, к технологиям освоения опыта здорового образа жизни.
Воспитательные задачи
1. Формирование положительной мотивации старшеклассников в познавательной деятельности по изучению родного края и освоение ЗОЖ.
2. Сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятниками, с музеями, архивными материалами.
Методические принципы работы
1. В условия партнерского общения открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении возникающих жизненных проблем.
2. Единство учебно-воспитательного процесса и образа жизни, традиций объединения.
3. Историчность изложения учебного материала.
Ожидаемые результаты:
- интерес к истории малой родины;
-знания об истории родного края;
-умение вести поисковую работу, работу в музеях, хранилищах;
- защита исследовательской работы;
- соблюдение правил культуры и поведения в общественных местах во время экскурсии, в
походе, в экспедиции, в Интернет сети.
В качестве методологической основы программы могут быть использованы следующие педагогические идеи: идея поэтапного развития (В.В.Давыдов); идея о дополнительном образовании как о механизме обеспечения полноты и цельности образования (Горский В.А.); идея развития, как ведущая и значимая применительно к становлению личности в образовании (Бондаревская Е, В., Сериков В.В., Якиманская И.С); идея диалога культур (Бахтин М.М., Лотман Ю.М., Библер В.С., Коган М.С. и др.); идея реализации компетентностного подхода (Зимняя, Холодная) и др.
Структура программы отражает образовательный маршрут, в котором практическая подготовка к походу (экспедиции) интегрируются со смежными образовательными областями.
Систематизирующим началом в освоении содержания программы может выступать культурологическое знание, представленное «горизонталью» этнографического знания (быт, традиции, культурный уровень людей - участников исторических событий, особенности их творческой деятельности, привычки и наклонности, верования и т.п.).
Особенностью образовательной области социальная практика является тот факт, что она, охватывает основные сферы социальной жизни: экономика – экономический эффект тех или иных действий муниципальных властей, юриспруденция – права и обязанности исследователя, понятие о защите интеллектуальной собственности, проблемы экологии и т.п.
Содержательной стороной образовательной области физическая культура является раскрытие возможностей человека, через показ здорового образа жизни реальных исторических личностей, знаменитых земляков, путешественников-исследователей.
Образовательная область духовная антропология (психологическая культура) предполагает персонифицированное общение обучающихся с педагогом, с окружающими людьми, через постижение психических процессов и состояний, через выстраивание активного, бытия и постижение смысла жизни на пути развития собственной личности, через смещение внешней оценки на самооценку, через выстраивание собственной «линии» жизни.
Знание и опыт в образовательной области технология обучающиеся осваивают тренинги физического и духовного развития и информационные компьютерные технологии, приемы работы в музеях, архивах, хранилищах, в использовании разнообразного туристского оборудования.
В условиях партнерского общения, обучающихся и педагога, характерных для неформальных объединений, открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении возникающих жизненных проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Работа по программе предполагает проведение экскурсий, читательские конференции, конкурсы и состязания. В летний период организуются походы, экспедиции. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся. Разработка наглядных пособий, различного туристского оборудования с привлечением возможностей компьютерных информационных технологий, могут быть предметом совместной творческой работы педагога и обучающихся.
Поиск интересующих материалов может быть осуществлен путем использования ключевых слов, например, туризм, ориентирование, станция юных туристов и т.п.
Успех поиска материалов в сети Интернет во многом определяется опытом подобной поисковой работы, профессионально-личностными качествами педагога и готовностью к такой работе обучающихся.
Содержание программы первого года занятий предназначено для работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста не имеющими опыта в туристско-краеведческой деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа в школьном музее.
При успешном освоении содержания программы первого года занятий, с учетом особенностей обучающихся педагог совместно с обучающимися и с участием их родителей может составить программу второго года занятий.
Учебно-тематический план
первого года занятий
№ | Наименование | Кол-во часов | ||
Темы | Всего | Теор. | Практ | |
1 | Вводное занятие. Туризм как постоянно расширяющееся образовательное пространство. Понятие о топонимике. Проведение инструктажей по ТБ Ж/Д. | 2 | 1 | 1 |
2 | Естественнонаучные, исторические и культурологические основы краеведения. | 2 | 1 | 1 |
3 | Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов питания, движения и отдыха туристов-краеведов. | 2 | 1 | 1 |
4 | Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-краеведов. | 2 | 1 | 1 |
5 | Технология и экология туристского быта в полевых условиях. | 2 | 1 | 1 |
6 | Тренинги по сбору информации, интервьюирования и анкетирования. | 4 | 4 | |
7 | Компьютерные информационные технологии в краеведческой работе. | 3 | 1 | 2 |
8 | Подготовка и проведение итоговой конференции юных туристов. | 1 | 1 | |
Всего: | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы. Вводное занятие.
Туризм как постоянно расширяющееся образовательное пространство. Понятие о топонимике. Цель и задачи туристско-краеведческой деятельности. Составление поискового задания. Источники информации о природных, исторических, культурных, геологических, экологических и других особенностей родного края.
Практическая работа. Ознакомление с краеведческими материалами сети Интернет. Систематизация интересующей информации о местных краеведческих музеях, мемориальных центрах, памятниках культуры.
Психологическая и физическая подготовка юных туристов-краеведов.
Понятие о возрастной психологии, о психологии общения, об особенностях психологии туристско краеведческой деятельности. Особенности интервьюирования ветеранов труда, ветеранов боевых действий, специалистов различных отраслей науки и техники. Тренинги общения. Тренинги на восприятие и внимание. Приемы самодиагностики готовности к выполнению тех или иных видов краеведческой деятельности. Особенности работы в музее и в архиве.
Практическая работа. Составление опросных листов, анкет. Работа по сбору информации с использованием разработанных анкет.
Технология и экология туристского быта в полевых условиях.
Понятие о правилах здорового образа жизни, о режиме питания, о калорийности различных продуктов питания, о правилах составления меню в 2-3 дневном походе. Понятие об обеспечении безопасных условий туристско-краеведческой деятельности.
Практическая работа. Составление меню и приготовление пищи на костре в полевых условиях. Мытье котлов и личной посуды.
Компьютерные информационные технологии в краеведческой работе.
Ознакомление с возможностями использования компьютерных информационных технологий (графические и текстовые редакторы, электронные таблицы, система управления базами данных (СУБД), системы мультимедиа и телекоммуникационные системы, картографические системы и др.) для разработки авторских обучающих программ, при подготовке и проведении дискуссий и заочных краеведческих конференций.
Практическая работа. Подготовка компьютерных презентаций краеведческих материалов.
Подготовка и проведение итоговой конференции юных туристов-краеведов.
Список литературы
Аппенянский А. И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. – М.: ЦРИБ «Турист», 1990.
Аппенянский А. И. Физическая тренировка в туризме: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
Бабенко Т. И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод. рекомендации. – Ростов-н/Д, 1995.
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка). – М., 1992.
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М., 1994.
Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Барышева Ю. А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. – М., 1997.
Велитченко В. К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993. – (Б-ка учителя физ. культуры).
Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. – Ярославль, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Быт наших далеких предков" 6 класс
Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен пом...
программа ДОД "Уроки предков"
Курс предполагает изучение учащимися 7-15 лет культурного наследия предков кетского языка и национальных промыслов коренных малочисленных народов Севера. Дети, обучаясь национальным промыслам, п...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков»
Цель программы: развитие познавательного интереса, к истокам русской народной культуре. Цель может быть достигнута при решении следующих задач: а) образовательные: - ознакомить учащихся с бытом, т...
Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»
Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...