программа ДОД "Уроки предков"
рабочая программа по теме
Курс предполагает изучение учащимися 7-15 лет культурного наследия предков кетского языка и национальных промыслов коренных малочисленных народов Севера. Дети, обучаясь национальным промыслам, приобщаются к культуре и духовности своего народа. Программа построена по модульному принципу с изучением кетского языка и кетского национального промысла – резьбы по дереву. Материальную основу быта кетов издревле составляли предметы из дерева и бересты, часто украшенные резьбой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_predkov.doc | 134.5 КБ |
prilozh_k_uroki_pred1.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детско-юношеского творчества «Аист»
Утверждена методическим советом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Туруханского районного центра детско - юношеского творчества «Аист» Протокол №____ от _______ 20__ года Директор ТРЦДЮТ «Аист» _____________Г.В. Зверева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
П Р О Г Р А М М А
Художественно – эстетической направленности
Возраст 7 - 15 лет Срок реализации 2 года Уровень дополнительной общеобразовательной программы – основное общее образование Составители программы: Коганов Юрий Николаевич - педагог дополнительного образования II категории Шишкарева Людмила Ивановна- педагог дополнительного образования II категории Краснопеева Наталья Александровна педагог дополнительного образования II категории |
. Туруханск Красноярского края
Программа разработана в 2009 году
Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая. По программе обучаются дети коренных малочисленных народов Севера.
Актуальность: Изучение созданного предками кетов, селькупов, эвенков специфического образа жизни, их национальных традиций и промыслов помогает сохранить национальную культуру этих народов.
Жизнь невозможно повернуть вспять, и многое из своего традиционного опыта кеты - уникальный малый народ Севера – утратили навсегда. Появилось поколение, ориентированное на всё русское. Дезаптационные процессы затронули лиц, оторвавшихся от традиционного уклада и по разным причинам не нашедших своего места в иных условиях. Традиционный культурный опыт соответствующий природной среде и выработанный поколениями , часто остаётся невостребованным. Между тем историческая память народа поддерживает его национальное самосознание, поэтому требуют особого внимания и поддержки программы, направленные на восстановление языка и народных ремесел.
Педагогические идеи
Курс предполагает изучение учащимися 7-15 лет культурного наследия предков кетского языка и национальных промыслов коренных малочисленных народов Севера.
Дети, обучаясь национальным промыслам, приобщаются к культуре и духовности своего народа. Программа построена по модульному принципу с изучением кетского языка и кетского национального промысла – резьбы по дереву. Материальную основу быта кетов издревле составляли предметы из дерева и бересты, часто украшенные резьбой.
Реквизиты программы, на основании которой сделана данная программа, - «Уроки предков». // «Учительская газета 1998, 27.11,С.10.
Цель программы:
- привитие любви к родному языку и исконно народным ремеслам, выработанным поколениями предков коренных малочисленных народов Севера.
Задачи программы:
- сохранить традиционную культуру через устное народное творчество;
- воспитать в детях доброту, чувство причастности к своим истокам;
- привить детям навыки и умения традиционных ремесел.
Характеристика контингента обучающихся
По программе обучаются дети коренных малочисленных народов Севера. Данная программа рассчитана на 2 года обучения, адресована учащимся 7-15 лет. Объем программы первого модуля ежегодно 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), объем второго модуля 1 год 72 часа (1 раз неделю 2 часа), 2 год 144 часа (2 раза в неделю 2 часа)
Особенности содержания
Программа построена по модульному принципу. 1 модуль- «Малые народы Севера Туруханского края» (7-10 лет); 2 модуль- «Кетская национальная резьба по дереву» (11-15 лет). Во второй модуль принимаются: 1. Окончившие первый модуль. 2. Школьники желающие овладеть навыками национального промысла. В основу программы «Уроки предков» положен концентрический принцип. Основные разделы программы: «Жилище», «Традиции и обычаи», «Устное народное творчество», «Кочевье», «Нравственные устои» являются сквозными и изучаются на протяжении 2 лет обучения. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся и обеспечивает доступность понимания материала и постепенное увеличение объема и его усложнение.
Программа включает в себя практическую деятельность: приобретение навыков изучения родного языка и освоения одного из видов национальных ремесел.
Место реализации программы
Данная программа реализуется на базе школ района на основании договоров со школами. Работают коллективы «Язык моей матери», «Кетская резьба по дереву» (Келлогская средняя школа), «Родничок» (Зотинская средняя школа).
Формы и методы работы
Основная форма обучения - занятие. Программой предусматривается использование различных видов деятельности детей: исполнительской, воспроизводящей, преобразующей, контролирующей, поисковой. Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.
Во втором модуле большинство занятий построены по традиционной схеме проведения, включает в себя проведение инструктажей на каждом этапе работы. На каждом занятии уделяется внимание технике безопасности.
Используются также небольшие беседы о национальной культуре, предваряющие освоение каждого нового вида изделия. Несколько занятий проводится в форме походов в лес за древесиной. В воспитательных мероприятиях по национальной тематике используются национальные игры, конкурсы.
Используются методы : практические, наглядные, словесные.
Используются приёмы: логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, вывод, обобщение); организационные (работа групповая, индивидуальная, воспроизведение по образцу); технические (использование технических средств).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Выставка творческих работ по итогам года. Уровень промежуточных знаний, умений и навыков определяется на занятиях в ходе мини – выставок, обсуждений работ, сравнением с образцом. Кинестетический уровень восприятия, характерный для малых народов Севера, даёт возможность творческой интерпретации образцов.
Учебно-тематический план
Модуль «Малые народы Севера Туруханского края»
1-й год обучения
№ п/п | Название Разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в образовательную программу «Уроки предков» | 2 | - | 2 |
2. | Раздел 1 «Мои предки» -«В краю родном, где отчий дом» - «Из какого ты рода?» - «Что означает твое имя?» - Организация жизни в семье - Малочисленные народы Севера | 17 3 3 3 4 4 | 2 1 - 1 - - | 15 2 3 2 4 4 |
3. | Раздел 2«Туруханский район - моя Родина» - Своеобразие района - Мой поселок - Карта моего района | 13 4 5 4 | 1 1 - - | 12 3 5 4 |
4. | Раздел 3 «Жилище» - «Чум - мой дом» - Внутренние убранство кочевого жилища - Понятие «дух» огня, очага - Изготовление макета чума | 10 3 3 2 2 | 0,5 - - 0,5 - | 9,5 3 3 1,5 2 |
5. | Раздел 4 «Традиции и обычаи» - В какие игры и какими игрушками играли наши предки - Древние верования кетов - Народный календарь кетов: осеннее- зимний период - Народный календарь кетов: весенне -летний период - Подготовка и участие в национальном празднике «День реки» - Обряд погребения - Свадебные обряды - Орнамент народов Сибири | 26 6 4 4 4 4 2 2 6 | 5 1 1 - - - 2 2 2 | 21 5 3 4 4 4 - - 4 |
6 | Раздел 5 «Устное народное творчество» - сказки моих предков - меткое слово народное - кетские народные песни - колыбельные песни - Значение устного народного творчества для сохранения традиций | 34 10 8 10 4 2 | 1 0,5 0,5 - - - | 33 9,5 7,5 10 4 2 |
7 | Раздел 6 «Одежда наших предков» - Как одевались наши предки? -Материалы для пошива одежды - Подготовка шкур к пошиву -Языком орнамента | 30 8 8 8 6 | 6 3 1 1 1 | 24 5 7 7 5 |
8 | Раздел 7 «Нравственные устои наших предков» - Почитание старших - Бережное отношение к природе и ее дарам | 10 5 5 | 2 1 1 | 8 4 4 |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
Итого 144 17,5 126,5
Описание каждой темы
1 год обучения
1 «Мои предки» - «В краю родном, где отчий дом», «Из какого ты рода?», «Что означает твое имя?» Организация жизни в семье Кого мы называет предками, где они жили, чем занимались, что умели делать? Почему эвенков, кетов, селькупов называют малочисленными? Изготовление альбомов «Кетские фамилии», «Кетские имена».
2. «Туруханский район - моя Родина» Своеобразие района. Мой поселок. Что такое родина? Родина- государство, Отечество; родина-место, где ты родился и живешь?
3. «Жилище» Внутренние убранство кочевого жилища. Понятие «дух» огня, очага. Чум, его устройство, из каких материалов он строится, как отапливается, освещается, каким образом сохраняется тепло? Сбор загадок о чуме и домашних вещах.
4 «Традиции и обычаи» В какие игры и какими игрушками играли наши предки. Игры, которые способствовали развитию интеллекта. 2.Игры, способствующие выработке у детей смекалки, ловкости, силы воли. 3. Игры, которые способствовали физическому развитию детей. 4. Виды игрушек и их изготовление. Народный календарь кетов: осеннее- зимний период. Народный календарь кетов: весенне -летний период. Разучивание кетских игр, разгадывание головоломок. Сбор кетских названий месяцев. Рисование сцен из жизни охотника. Древние верования кетов.
5 «Устное народное творчество». Какие сказки рассказывали наши предки: Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Рисование на темы сюжетов старинных кетских песен.
6. «Одежда наших предков». Как одевались наши предки? Какую одежду носили наши предки? Из каких материалов шили одежду и обувь? Почему для этого использовались шкуры и меха зверей и животных? Дать первые понятия о технологии выделки шкур: доска, нож, скрепки; простейших способов выделки шкур: снятия со шкуры пленки, обработки шкуры специальными растворами. Первоначальные сведения о мехах. Семантика орнамента и ритуальное значение вышивок. Изготовление альбома «Кетский орнамент». Шитье одежды для кукол кетским швом. Эскизы национальной одежды.
7. Нравственные устои наших предков. Почитание старших, непререкаемость слова старших, старейшин, Уважительное отношение друг к другу. Значение для детей понятия «нельзя». Бережное отношение к природе и ее дарам.
Модуль «Малые народы Севера Туруханского края»
2-й год обучения
№ п/п | Название Разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Раздел 1 «Мои предки» - Карта предков - Отличие жизни и быта современных северян от жизни и быта предков. - Культура наших предков - Одежда и обувь наших предков - Как вели себя наши предки в экстремальных ситуациях - Отдых наших предков | 30 2 2 2 6 6 6 6 | 6 - - 1 2 1 1 1 | 24 2 2 1 4 5 5 5 |
3. | Раздел 2«Кочевье» - Кочевье предков и современное кочевье - Без нарты в лесу не прожить - Природа и человек - Мой папа охотник - Поговорим о рыбе и рыбаках - Мой верный друг. - Охотничье хозяйство
| 26 2 2 2 6 4 4 6 | 15 1 1 1 4 2 2 4 | 11 1 1 1 2 2 2 2 |
4. | Раздел 3 «Жилище» - Этические правила подбора места для чума - Изготовление макета летнего чума - Оборудование спальных мест. | 10 2 4 4 | 3 - 2 1 | 7 2 2 3 |
5. | Раздел 4 «Традиции и обычаи» -Поведение членов семьи в жилище - Взаимопомощь и взаимовыручка в жизни предков - Организация семейного праздника - Религиозные верования - Ремесла и промыслы народов Севера | 21 2 2 3 5 9 | 7 - 1 1 2 3 | 14 2 1 2 3 6 |
6 | Раздел 5 «Устное народное творчество» - Малые жанры устного народного творчества - Народные приметы - Мифы о Древе жизни у малых народов Севера. - Театрализованный вечер сказок | 22 6 4 6 6 | 4 1 1 1 1 | 18 5 3 5 5 |
7 | Раздел 6 «Одежда наших предков» - Национальная одежда и обувь - Особенности одежды для детей - Уход и хранение меховой обуви и одежды - Мастер-класс «Виды женского рукоделия народов Севера». | 18 4 6 4 4 | 4 1 1 1 1 | 14 3 5 3 3 |
8 | Раздел 7 «Нравственные устои наших предков» - Воспитание детей в семье - «Котел - мера» - Социальная акция помощи пожилым людям | 13 5 4 4 | 4 2 1 1 | 9 3 3 3 |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
Итого 144 43 101
1. «Мои предки». Семья. Кто такие прапрадед, прадед, прапрабабушка, прабабушка. Составление карты предков по линии матери и отца. Значение знания родственных связей в вопросах брака, семьи. Актуальность этих знаний. Жизнь и быт предков, отличие от жизни и быта современных северян. Понятие о культуре, особенности культуры малочисленных народностей Севера. Внутренняя культура наших предков, в чем она выражалась, из чего складывалась? Духовная жизнь наших предков, их мировоззрение, взаимоотношения с природой, с людьми (соседями, членами рода). Во что верили наши предки? Какие развлечения были у наших предков, какие праздники отмечали? Изготовление альбома «Птицы нашего леса». Рисование нарт. Сочинение и рисунки, посвященные собакам.
2. «Кочевье» Кочевье предков и современное кочевье. Без нарты в лесу не прожить. Природа и человек. Мой папа охотник Поговорим о рыбе и рыбаках. Что такое кочевка? Почему кочевали наши предки ? Чем отличается кочевье наших предков от современного кочевья? Жизненная необходимость перекочевок. Что значит кочевой, полукочевой, оседлый образ жизни? Роль транспортных оленей при перекочевках. Назначение всевозможного снаряжения для транспортных оленей, их названия на родном языке. Составление композиции «Стойбище».
3. «Жилище» Изготовление макета летнего чума. Традиции в выборе места расположения жилища-чума. Какие места для установки жилища выбирали наши предки. Этические правила подбора места для чума: расстояние между чумами, кто первым выбирает место для установки жилища. Что учитывалось при выборе места для жилища. Оборудование спальных мест.
4.«Традиции и обычаи». Поведение членов семьи в жилище. Взаимопомощь и взаимовыручка в жизни предков. Гостевание и взаимогостевание - встреча гостя, угощение лучшей национальной едой, правила угощения, умения слушать гостя, людей старшего поколения, одаривание гостя, его проводы. Взаимопомощь, взаимовыручка в жизни наших предков: обычай первой добычи, помощь престарелым, как решали наши предки судьбу сирот. Авторитет старших. Кетские фетиши: дось и алэл, уход за алэлом. Значение шамана в жизни малых народов Севера. История возникновения шаманских атрибутов (бубин, калатушка, и др.)
- организация семейного праздника
5.«Устное народное творчество» Малые жанры устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки, потешки, их роль в становлении личности. Как использовали наши предки малые жанры устного народного творчества в воспитании детей.
Народные приметы. Роль наставлений в воспитаний подрастающих поколений. Отражение традиций и обычаев в приметах и наставлениях.
6. «Одежда и обувь наших предков» (продолжение темы) . Национальная одежда и обувь по сезонам. Виды одежды, особенности кроя, украшения (мех, кожа, бисер), цвет и орнаментальный декор национального костюма. Особенности одежды для детей. Виды обуви. Уход и хранение меховой обуви и одежды после зимней кочевки, после мокрого снега или дождя.
7 «Нравственные устои наших предков» Воспитание детей в семье. «Котел- мера» Знание нашими предками народной медицины: особенности сбора в тундре лекарственных растений, их применение при различных заболеваниях. Способы извлечения насекомых, камушков из уха ребенка, остановка кровотечения при ранениях, порезах. Лечение простудных заболеваний, правила поведения людей в жилище, если в чуме, балке находится больной. Способы дезинфекции в условиях тундры.
Учебно-тематический план
Модуль «Кетская народная резьба по дереву»
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Подготовка рабочего места, инструментов и материала. | 2 | 1 | 1 |
3. | Древесиноведение
| 2 | 1 | 1 |
4. | Особенности контурной резьбы
| 3 1 1 1 | 1 0,5 - 0,5 | 2 0,5 1 0,5 |
5. | Декоративный язык контурной резьбы
| 4 | 1 | 3 |
6. | Выжигание | 7 | 1 | 6 |
7. | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы.
| 6 4 2 | 2 1 1 | 4 3 1 |
8. | Исходные элементы геометрической резьбы, работа по образцам.
| 9 8 1 | 1 0,5 0,5 | 8 7,5 0,5 |
9. | Сочетание контурной и геометрической резьбы на фоне.
| 7 6 1 | 1 - 0,5 | 6 6 0,5 |
10. | Изготовление работ | 14 | 1 | 13 |
11. | Оформление работами школы (детского сада). | 1 | - | 1 |
12. | Поход в лес за древесиной | 4 | - | 4 |
13. | Воспитательные дела по национальной культуре. | 10 | - | 10 |
14. | Заключительное занятие. | 1 | - | 1 |
Всего: | 72 | 11 | 61 |
2-й год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Декоративные особенности рельефной резьбы Инструменты и материалы.
| 10 2 1 7 | 2 2 - - | 8 - 1 7 |
2. | Композиции из растительного орнамента, задания по образцам.
| 12 10 2 | 2 1 1 | 10 9 1 |
3. | Декоративные композиции на свободную тему.
| 18 | 1 | 17 |
4. | Исполнения изделия , строганного или точёного с резной заставкой. | 20 | 1 | 19 |
5. | Композиции по сюжетам народных сказок. | 9 | 1 | 8 |
6. | Изготовление работ. | 50 | - | 50 |
7. | Выставка по итогам года | 2 | - | 2 |
8. | Поход в лес за древесиной. | 3 | - | 3 |
9. | Воспитательные дела по национальной культуре | 18 | - | 18 |
10. | Заключительное занятие. | 2 | - | 2 |
Всего : | 144 | 7 | 137 |
Основное содержание модуля
Модуль предусматривает ознакомление учащихся 12-15 лет с основными технико – технологическими знаниями, умениями и навыками деревообработки.
Теоретические сведения. Породы древесины. Части дерева. Правила безопасности труда. История контурной резьбы (контурного гравирования). Пластический характер решения композиции. Инструменты, применяемый при контурной резьбе. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по тёмному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на тёмный фон. Приёмы резьбы. Устройство и назначение инструментов для геометрической резьбы. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры разных композиций из истории местного народного промысла. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их размётки и последовательность их исполнения. Всевозможные композиционные сочетания разных элементов. Приёмы использования одного или нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки разной поверхности дерева. Декоративные особенности рельефной резьбы.
Практические работы. Подготовка базовой поверхности . Упражнения по освоению приёмов работы ручными инструментами с помощью приспособлений. Разметка по шаблону, с помощью копировальной бумаги или при помощи линейки и угольника. Пиления фанеры и брусков столярной ножовкой, применение приспособлений для изготовления деталей с прямолинейным контуром. Проверка линейкой и угольником. Отделка поверхности. Подготовка основы на изделии для контурной и геометрической резьбы. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы. Декоративная переработка образцов под сочетание геометрической и контурной резьбы. Зарисовка схем простейших композиций. Выполнение орнамента, размещение и прорисовка композиции. Решение творческой задачи: нахождение наиболее решения композиции изделия в рельефной резьбе. Тонирования и лакирование. Контроль готового изделия по чертежу. Сравнение запланированного хода работы с фактическим. Определение причин отклонений.
Примерный перечень изделий . Тематика подсказывается конкретными потребностями социума т.е. носит, как правило, общественно полезный характер. Это может быть оборудование для детского сада, оформление для школы, эстетически привлекательные изделия для ярмарки в пользу семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Культурологический аспект. Знакомство с особенностями кетской культуры через беседы, вечера фольклора.
Условия реализации программы
Модуль «Малые народы Севера Туруханского края»: кабинет, литература о малых народах Севера.
Модуль «Кетская народная резьба по дереву»: необходимые инструменты и материалы - рейсмус, размёточный циркуль, шерхебель, рубанок, столярный угольник, ножовка, рашпиль, абразивная шкурка, водные красители, лак, клей, гвозди, копировальная бумага, образец национального промысла, чертежи.
Л и т е р а т у р а.
- Алексеенко Е.А. Кеты. – Санкт – Петербург: Просвещение, 1999
- Кривоногов В.П. Кеты на пороге III тысячелетия. – Красноярск, 1998
- Девушка и месяц (Кетские сказки). – Красноярск, 1987
- Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей., М., Северные просторы. 2002 г.
- Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России., М., Северные просторы. 2002 г
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детско-юношеского творчества «АИСТ»
Сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой,
иными информационными ресурсами и материально - техническим оснащением.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Уроки предков»
№ п/п | Наименование дисциплин (разделов, тем, занятий) | Количество обучающихся | Автор, название, место издания, издательство, год издания | Количество (экз) |
1 | «Малые народы Севера Туруханского края» «Кетская народная резьба по дереву» | 43 |
| 4 2 4 1 1 |
Материально-техническая база | ||||
43 | Мастерская Наборы резцов для объемной резьбы наборы резцов для геометрической резьбы линейки наждачная бумага карандаши лак Лобзики ножовки тиски | 10 10 20 10 10 10 |
М.П.
Руководитель образовательного учреждения Директор ТРЦДЮТ «АИСТ» __________________________ Г.В. Зверева
Наименование соискателя лицензии
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детско-юношеского творчества «АИСТ»
Сведения о педагогических работниках.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Уроки предков»
№ п/п | Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом | Обеспеченность педагогическими работниками | |||||||
Ф.И.О. Должность по штатному расписанию | Какое образовательное учреждение профессионального образования окончил (а), специальность по диплому. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет. | Ученая степень и учёное (почетное) звание | Стаж научно-педагогической работы | Основное место работы, должность | Условия привлечения к трудовой деятельности (штатный, совместитель, иное) | ||||
Всего | В т.ч. педагогической | ||||||||
Всего | В т.ч. по преподаваемой дисциплине | ||||||||
1. | «Малые народы Севера Туруханского края» «Кетская народная резьба по дереву» Малые народы Севера Туруханского края» «Кетская народная резьба по дереву» Малые народы Севера Туруханского края» «Кетская народная резьба по дереву» | Коганов Юрий Николаевич Педагог дополнительного образования Шишкарева Людмила Ивановна Педагог дополнительного образования Краснопеева Наталья Александровна | Лесосибирский государственный педагогический институт 2009год. Преподаватель черчения и рисования в общеобразовательной школе. Красноярское педагогическое училище. 1988 год. Воспитатель в дошкольных учреждениях Нижнетагильский индустриально-педагогический техникум. Техник, технолог мастер производственного обучения.1995 год Краевая школа традиционных технологий «ГКУК Государственный Центр народного творчества Красноярского края» 2009 год | 12 25 14 | 12 25 14 | 10 4 4 | Келлогская СШ Учитель Трудового обучения Келлог детский сад, Воспитатель Зотинская СШ , учитель начальных классов | Совмести тель Совмести тель Совмести тель |
М.П. Директор ТРЦДЮТ «АИСТ» __________________________ Г.В.Зверева
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Дорогой предков" "
Данное занятие проводится для ознакомления воспитанников с прораммой "Дороггой предков"...
Программа внеурочной деятельности "Быт наших далеких предков" 6 класс
Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен пом...
Программа "Достойны будем славы предков"
Программа детской пионерской организации им. Почетного гражданина г. Дмитриева Николая Максимовича Новикова...
Рабочая программа "Тропою предков"
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знани...
Программа внеурочной деятельности "Пропою предков"
Программа внеурочной деятельности "Пропою предков" туристско-краеведческой направленности....
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...