Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков»
рабочая программа

Цель программы: развитие познавательного интереса, к истокам русской народной культуре. Цель может быть достигнута при решении следующих задач: а) образовательные: - ознакомить учащихся с бытом, традициями и обычаями русской народной культуры; - ознакомить с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников; - создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр. - ознакомить подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными); - ознакомить народным играм, праздничным обрядам. б) развивающие: - развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора; - развивать устойчивый интерес к художественным произведениям; - развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей; - способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы; - развивать двигательную активность, укрепление здоровья. в) воспитательные: - воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность; - воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д. - воспитывать коллективизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zemlya_moih_predkov.docx81.59 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» является модифицированной и составлена на  основе учебно-методического пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа» (авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2014г.). 

Направленность образовательной программы – социально-педагогическая.

Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Актуальность образовательной программы заключается в необходимости приобщения детей к традициям своего народа, культуре своего края. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, а дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура – это многовековой опыт искусства, материализованный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, её самобытность, уникальность, её социальные и духовные особенности. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создаётся критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующие поколения ценнейшего достояния народной культуры и окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечают его возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для её реализации. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача – особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубоко познания богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к русскому народному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Цель программы: развитие познавательного интереса, к истокам русской народной культуре.

Цель может быть достигнута при решении следующих задач:

а) образовательные:

  • ознакомить учащихся с бытом, традициями и обычаями русской народной культуры;
  • ознакомить с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников;
  • создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомить подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными);
  • ознакомить  народным играм, праздничным обрядам.

б) развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья.

в) воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность;
  • воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • воспитывать коллективизм.

Программа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Отличительными особенностями данной программы является то, что в оборот педагогического процесса введено всё богатство русской культуры по всем направлениям и работа приобщению детей к народной культуре строится в соответствии с народным календарём, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности на земле, а также праздники.

Программа «Земля моих предков» рассчитана на 1 год обучения в объёме 36 часов и ориентирована на следующую возрастную ступень - старший дошкольный возраст – 5-6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу (30 минут).

Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, обрядовые, дни именин и т.д.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Планируемые результаты и способы их проверки.

Планируемые личностные результаты освоения программы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других учащихся;
  • формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • проявление индивидуальных творческих способностей при работе с русским народным фольклором (загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, песни).

Планируемыми метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий.

Планируемые метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные УУД:

Учащиеся будут уметь:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»

Познавательные УУД:

Учащиеся будут уметь:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при работе с русским народным фольклором (загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, песни).

Коммуникативные УУД:

Учащиеся будут уметь:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличимые от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые предметные результаты освоения программы:

Учащиеся будут знать:

  • проведения народных праздников: Покров, Рождество, Масленица, Пасха;
  • название русских народных сказок и сказочных героев;
  • называние жанров устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, колыбельные песни);

Учащиеся будут уметь:

  • играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
  • использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички;
  • узнавать сказки и сказочных героев в художественных произведениях и произведениях изобразительного искусства;
  • бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества.

Формы подведения итогов реализации программы и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • начальный или входной (в начале учебного года)- определение уровня развития детей, их творческих способностей): собеседование.
  • текущий (в течение всего учебного года) – определение степени усвоения учащимися учебного материала, готовности детей к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении: педагогическое наблюдение.
  • промежуточный – определение степени усвоения учащимися учебного материала, определение результатов обучения: педагогическое наблюдение, устный групповой опрос.
  • итоговый (в конце курса обучения) - определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей, определение результатов обучения: педагогическое наблюдение, устный групповой опрос, мониторинг.

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Для большинства учащихся основным результатом является объём знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями. Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:

  • Высокий уровень. Ребёнок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребёнок выполняет задания без особых затруднений.
  • Средний уровень. Ребёнок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
  • Низкий уровень. Ребёнок в полном объёме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.

Основными способами проверки планируемых результатов являются наблюдение, беседа, мини-опросы, игры-путешествия.

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Земля моих предков» используются разные виды контроля:

текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, конкурсы, игры, проводимые в Доме детского творчества;

итоговый – открытые занятия, итоговое обобщающее занятие.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • наблюдение;
  • мини-беседа «Народные традиции»;
  • игра-путешествие «Времена года. Народный календарь»
  • игра-путешествие «По народным праздникам»
  • мини-опросы.

 

 

 

 .

  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в народную культуру

1

0,5

0,5

Устный опрос

2

Народный календарь. Осень.

12

4,5

7,5

Мини-викторина

3

Народный календарь. Зима.

11

5

6

Мини-опрос

4

Народный календарь. Весна.

11

5

6

Устный опрос

5

Итоговое занятие

1

1

Устный групповой опрос

6

Социализация и воспитание

Итого

36

15

21

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1.Введение в народную культуру. (1 час)

1.1.Вводное занятие «Давайте познакомимся», вводный инструктаж по охране труда.

2.Народный календарь. Осень. (12 часов)

2.1.«Сентябрь - ревун». Дидактическая игра «С какого дерева детки?»

Теория: рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Практика: рисование листочка (по шаблону), разучивание песенки-попевки «Восенушка - осень».

2.2.«Вершки да корешки».

Теория: знакомство со сказкой «Мужик и медведь», русские народные загадки.

Практика: дидактическая игра «Вершки да корешки».

2.3.«Хоть и холоден батюшка Сентябрь - да сыт».

Практика: подвижные игры «Овощи - фрукты», «Огородник», «Огородник и воробей».

2.4.«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

Теория: рассказ о первых признаках октября, народный календарь.

Практика: подвижные игры «Дрозд», «Чёрный жук», «В углы».

2.5.«Покровская ярмарка».

Практика: шуточная народная песня «Купим мы, бабушка…», подвижные игры «Кумок, продай  уголок», «Я – весёлая ткачиха», «Челнок».

2.6.«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт бараньи».

Теория: рассказ о дне Пелагии и Трифона (21 октября) и о зимней русской национальной одежде.

Практика: изготовление рукавичек, игра «У дядюшки Трифона».

2.7.«Небылицы-неслыхальщины».

Теория: беседа о небылицах.

Практика: разучивание и инсценировка небылиц.

2.8.«Юровая – праздник охотников, рыбаков».

Теория: рассказ о дне 13 ноября – празднике рыбаков и охотников - Юровая.

Практика: загадывание загадок о диких животных, чтение и обсуждение русской народной сказки «Липовая нога».

2.9.«Осенние посиделки».

Практика: развлечение с играми, загадками.

2.10.«Ноябрь – ворота зимы».

Теория: рассказ о существенных признаках ноября, народный календарь.

Практика: изготовление кормушек из бросового материала, русские народные игры «Кузнецы», или «Ярка», «Золотые ворота».

2.11.« Как звери готовятся к зиме».

Теория: рассказ о подготовке диких животных к зиме.

Практика: загадывание загадок о диких животных.

2.12.Обобщающее занятие «Что нам осень принесла?».

Теория: обобщение по теме «Народный календарь. Осень».

Практика: подвижные игры «Огородник и воробей», «В углы», «Кумок, продай уголок», «У дядюшки Трифона».

3.Народный календарь. Зима. (11 часов)

3.1.«Декабрь год кончает, зиму начинает».

Теория: беседа о зиме на основе знакомства с существенными признаками декабря, с народным земледельческим календарём; установление разнообразных связей в природе.

Практика: народная игра «Кузовок», загадывание загадок о зимних явлениях природы, народные игры «Два Мороза» и «Дрёма».

3.2.«Наум наведи нас на ум».

Теория: беседа о том, как учились в старину.

Практика: пальчиковая игра «Гномики-прачки», игра «Угадай, какая буква», изготовление закладки.

3.3.«В гости к дедушке Фольклору».

Практика: конкурс – путешествие с играми, загадками и другими заданиями на тему русского фольклора.

3.4. «Сказочная зима. Декабрь».

Практика: игровое упражнение «Закончи предложение», «Какой? Какая? Какое?», «Противоположность»; дидактическая игра «Исправь ошибку»; пальчиковая игра «Медведь в берлоге»; игра « Доскажи словечко».

3.5.«Месяц январь – зимы государь».

Теория: рассказ о существенных признаках января, народный календарь.

Практика: игра малой подвижности «Заморожу», игра «Отгадай загадку».

3.6.«Рождество – главный зимний праздник».

Практика: развлечение с песнями (колядками), загадками, народными играми.

3.7.«Святки. Обычаи святок».

Практика: развлечение с песнями, хороводами, играми, загадками.

3.8.«Ефрем Сирин – запечник».

Теория: рассказ о народном календаре зимы, о приметах февраля, работа с пословицей, беседа о птице снегире.

Практика: игра «Домовой», чтение сказки А.Толстого «Хозяин».

3.9.«Сретенье Господне».

Теория: беседа о традиционном праздновании Сретенье Господне.

Практика: разучивание народной заклички «Солнышко-вёдрышко», народной игры со словами  «Согревалочка». Хоровод-игра «Ручеёк». Игра « Баба-яга».

3.10.«Февраль рог зиме сшибает».

Теория: беседа – диалог о существенных признаках февраля, народный календарь.

Практика: отгадывание загадок о зиме, игры «Четвёртый - лишний», «Снег идёт», народная игра «Горелки».

3.11.«Уж как я ль мою коровушку люблю».

Теория: беседа о народном календаре (18 февраля – Агафья Коровница).

Практика: разучивание потешки, игра «Дедушка - рожок».

4.Народный календарь. Весна. (11 часов)

4.1.«Март – возращение птиц. Герасим - грачевник».

Теория: беседа о весне на основе знакомства с существенными признаками март, с народным земледельческим календарём; установление разнообразных связей в природе.

Практика: обыгрывание обряда закликания весны, хороводная игра «Пройди в воротца».

4.2. «Март-марток».

Теория: знакомство с удивительными загадками весеннего месяца-марта. Март - «капельник» и «протальник».

Практика: игра «Подскажи словечко»; разучивание пословиц  и поговорок  о марте; подвижная игра «День и ночь»; загадки.

4.3.«Красна птица пеньем, а человек уменьем».

Теория: рассказ о ремёслах на Руси, о Кузьме и Демьяне – покровителях ремёсел (кузнечного искусства и женского рукоделия).

Практика: разучивание пословиц и поговорок о труде, чтение и обсуждение русской народной сказки «Марья-искусница».

4.4«Весёлые посиделки».

Практика: отгадывание загадок, работа над пословицами и поговорками, русская народная игра «Ручеёк», игра «Летает – не летает».

4.5.«Апрель водою славен, почками красен».

Теория: беседа о весне на основе знакомства с существенными признаками апреля, с народным земледельческим календарём (7 апреля - Благовещенье).

Практика: игры «Отгадай загадку», «Садовник», «Четвёртый - лишний», разучивание заклички «Весна! Весна! Приди красна!».

4.6.«Апрель-снегогон. Апрель-время подготовки к полевым работам».

Теория: продолжение беседы о месяце-апреле и его существенных признаках.

Практика: игры «Садовник», «Четвёртый - лишний», разучивание заклички «Весна! Весна! Приди красна!».

4.7.«Человек, одетый в шкуру. День Василия Парийского».

Теория: рассказ о дне Василия Парийского (25 апреля), народные поверья о медведях.

Практика: отгадывание загадок о диких животных, игра «Медведь», чтение и обсуждение русской народной сказки «Маша и медведь».

4.8.«Весна пришла, тепло принесла».

Теория: знакомство с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними месяцами.

Практика: игра «Когда это бывает?», игра «Признаки весны», игра «Зимующие и перелётные птицы».

4.9.«Ай, ай, ай, месяц май – и тепел, и холоден, не холоден, так голоден».

Теория: беседа о существенных признаках мая, народный календарь.

Практика: отгадывание загадок о природных явлениях мая, игра «Связующая нить», народная игра «Сундучок», игра «Кузнечик».

4.10.«Май - начало посевов, время выгона скота».

Теория: продолжение беседы о мае-месяце, народный календарь.

Практика: игры, песни и пословицы.

4.11. «Цветущий май».

Теория: «Май-цветень, песенник».

Практика: отгадывание загадок о природных явлениях мая, чтение и обсуждение сказки «Трусишка-скворец».

5.Итоговое занятие. (1 час)

Практика: опрос о народном календаре, мини-викторина «Знаешь ли ты сказки?», проведение понравившихся русских народных подвижных игр, конкурс на лучшее исполнение потешки, считалки, загадки, заклички.

6.Социализация и воспитание.

Практика: игры, конкурсы, эстафеты, загадки, заклички.

Календарный учебный график

Дата

проведения

Форма занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма   контроля

05.09.2020

Вводное

занятие-беседа

1

«Давайте познакомимся!»

Здание учреждения

12.09.2020

Занятие-беседа

1

«Сентябрь - ревун»

Здание учреждения

Творческая работа

19.09.2020

Занятие-игра

1

«Вершки да корешки»

Входная аттестация

Здание учреждения

Игра

26.09.2020

Занятие-игра

1

«Хоть и холоден батюшка Сентябрь-да сыт»

Здание учреждения

Игра

03.10.2020

Занятие-беседа с игровыми элементами

1

«Октябрь-грязник-ни колеса, ни полоза не любит»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

10.10.2020

Занятие-игра

1

«Покровская ярмарка»

Здание учреждения

Игра

17.10.2020

Занятие-беседа

1

«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт бараньи»

Здание учреждения

Творческая работа

24.10.2020

Занятие-сказка

1

«Небылицы-неслыхальщины».

Здание учреждения

Инсценировка небылицы

31.10.2020

Занятие-сказка

1

«Юровая-праздник охотников, рыбаков»

Здание учреждения

Мини-викторина

07.11.2020

Занятие-игра

1

Осенние посиделки

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

14.11.2020

Занятие-беседа

1

«Ноябрь-ворота зимы»

Здание учреждения

Творческая работа

21.11.2020

Обобщающее занятие

1

«Как звери готовятся к зиме»

Здание учреждения

Опрос

28.11.2020

Занятие-беседа

1

«Что нам осень принесла?»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

05.12.2020

Занятие-беседа

1

«Декабрь год кончает, зиму начинает»

Здание учреждения

Опрос

12.12.2020

Занятие-беседа

1

«Наум наведи нас на ум»

Промежуточная аттестация

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

19.12.2020

Игра-путешествие

1

«В гости к дедушке Фольклору»

Здание учреждения

Игра

26.12.2020

Занятие-развлечение

1

« Сказочная зима. Декабрь»

Новогодний утренник

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

16.01.2022

Занятие-беседа

1

«Месяц январь – зимы государь»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

23.01.2021

Занятие-развлечение

1

«Рождество – главный зимний праздник»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

30.01.2021

Занятие-развлечение

1

«Святки. Обычаи святок»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

06.02.2021

Занятие-беседа

1

«Ефрем Сирин-запечник»

Здание учреждения

Сюжетно-ролевая игра

13.02.2021

Занятие-беседа

1

«Сретенье Господне»

Здание учреждения

Творческая работа

20.02.2021

Занятие-беседа

1

«Февраль рог зиме сшибает»

Здание учреждения

Загадки о зиме

27.02.2021

Занятие-игра

1

«Уж как я ль мою коровушку люблю».

Здание   учреждения

Игра

06.03.2021

Занятие-развлечение

1

«Март-возвращение птиц. Герасим-грачевник»

Здание учреждения

Мини-опрос

13.03.2021

Занятие-игра

1

«Март-марток»

Масленица

Здание учреждения

Мини-опрос

20.03.2021

Занятие-беседа

1

«Красна птица пеньем, а человек уменьем»

Здание учреждения

Мини-опрос

27.03.2021

Занятие-игра

1

« Весёлые посиделки»

Промежуточная аттестация

Здание учреждения

Игра

03.04.2021

Занятие-беседа

1

«Апрель водою славен, почками красен»

Здание учреждения

Мини-опрос

10.04.2021

Занятие-беседа

1

« «Апрель-снегогон. Апрель-время подготовки к полевым работам»

Здание учреждения

Инсценировка сказки

17.04.2021

Занятие-беседа

1

«Человек, одетый в шкуру. День Василия Парийского»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

24.04.2021

Занятие-беседа

1

«Весна пришла, тепло принесла»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

08.05.2021

Занятие-беседа

1

«Ай, ай, ай, месяц май – и тепел, и холоден, не холоден, так голоден».

Здание учреждения

Загадки о мае

15.05.2021

Занятие-беседа с игровыми элементами

1

«Май - начало посевов, время выгона скота».

Промежуточная

аттестация

Здание учреждения

Игра

22.05.2021

Занятие-игра

1

«Цветущий май»

Путешествие в страну «Светофорию»

Здание учреждения

Мини-опрос, игра

29.05.2021

Итоговое занятие

1

Итоговое занятие

Здание учреждения

Мини-викторина, устный групповой опрос

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Земля моих предков» развивает и воспитывает детей старшего дошкольного возраста в духе русской культурной традиции. Русская культурная традиция - это профилактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь.

Методика проведения занятий строится на тематическом разнообразии, предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией старинных вещей, репродукций, прослушивание сказок, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления материала в виде заучивания текстов народных подвижных игр, потешек, закличек, прибауток, небылиц, загадок, пословиц и поговорок.

Методы обучения.

Данная программа предусматривает следующие методы обучения:

1. Словесные методы:

  • - рассказ педагога (объяснение нового материала);
  • - рассказы детей (о наблюдаемых явлениях природы);
  • - беседа.

2. Наглядные методы:

  • - наблюдение;
  • - демонстрация наглядных пособий (картинок, старинных вещей).

3. Игровые методы:

  • - дидактическая игра;
  • - сюжетно-ролевая игра;
  • - русская народная игра (разной подвижности).

Формы проведения занятий:

  • ознакомительные (беседы);

  • творческие (игровые);
  • подведение итогов раздела.

Современные педагогические технологии, используемые в программе: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Приёмы организации учебно-воспитательного процесса:

- общеразвивающие задания (разучивание потешек, закличек, потешек, пословиц, отгадывание загадок, чтение и обсуждение русских народных сказок);

- игровые задания и упражнения.

Материально-техническое оснащение.

Для реализации программы «Земля моих предков» необходимо следующее оборудование:

  • кабинет, отвечающий санитарно – эпидемиологическим требованиям;
  • аудиоаппаратура, фонограммы;
  • компьютер/ ноутбук;
  • проектор.

Дидактические материалы:

  • наглядные пособия (репродукции, старинные вещи);
  • материалы для дидактических игр и для подвижных народных игр;
  • материалы и инструменты для выполнения работ;
  • тексты русских народных сказок, сборники загадок, потешек, пословиц и поговорок.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • наблюдение;
  • мини-беседа «Народные традиции» (Приложение 1).
  • мини-опросы;
  • игра-путешествие «По народным праздникам» (Приложение 1)
  • игра-путешествие «Времена года. Народный календарь» (Приложение 1).

Диагностика личностных результатов учащихся осуществляется с помощью следующих методик: «Волшебная палочка», «Лесенка» (Приложение 2).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Методическое пособие. / Авт.- сост.: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336 с.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /авт.-сост.: Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна и др. Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 395 с.
  3. Календарные обрядовые праздники для дошкольников. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2010. – 144 с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 304 с.
  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Айрис-пресс», 2014. – 192 с.
  6. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 304 с.
  7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 78 с.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь. – СПб.: «Ирмос», 2010. – 167 с.

2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. А.Н. Аникин. – М.: «ЭКСМО». – 2010. – 208 с.

3. Ладушки, ладушки… Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, скороговорки. / Сост. П. Садчиков, Е. Алифанова. – М.: «ГНОМ и Д», «Граф-Пресс», - 2013. – 88 с.

4. Некрылова А.Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Изд.2-е. – М.: «ЭКСМО», 1991. – 496 с.

5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: «ГНОМ и Д», 2013. – 64 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

1.Мини-беседа «Народные традиции»

1. Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

2. Какие народные праздники ты знаешь?

3. Какие праздники отмечают в твоей семье?

4. Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил).

5. Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?

6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

 

2.Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цель: закрепить и расширить у детей представление о народных праздниках, обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1 Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках. На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1) Игру проводит педагог, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний.

2) Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1 Пояснить пословицу.

2 Рассказать как играть в подвижную игру.

3 Отгадать загадку.

4 Назвать сказку и др.

3. Игра-путешествие «Времена года. Народный календарь

Цели и задачи:

• Формирование у детей потребности в бережном отношении к окружающему миру;

• Знакомство детей с устным календарём природы, основанном на приметах, накопленных в результате многолетних наблюдений за окружающим миром;

• Воспитание любви к природе, к родному языку.

С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле. Такой дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают о погоде и предстоящих сменах времен года.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой

Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года).

Зима

Вот и пришла зима, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей весне. Декабрь - год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль – зиму замыкает.

Народные пословицы и поговорки зимы

1. Мороз не велик, да стоять не велит.

2. Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

3. Береги нос в большой мороз!

4. Солнце - на лето, зима – на мороз!

Народные приметы зимы

• Дым столбом – к морозу.

• Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

• Кошка - в печурку, стужа – на двор.

• Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

• Ранний снег - к ранней весне.

• Обильные снегопады в начале зимы - к сильным дождям в начале лета.

• Снежная зима - к затяжной весне, к дождливому лету.

• Тёплая зима - к холодному лету.

• Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.

• Если февраль холодный - к благоприятному лету.

Зимние вопросы - викторины.

1. Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь)

2. Какой месяц называют: студень, хмурень, ледостав, рекостав? (Декабрь, т. к. он землю студит, небо хмурит, приходит время ранних сумерек, замерзают реки и водоёмы).

3. О каком месяце говорят: полночь года и почему? (О декабре. Самые длинные ночи. Самый тёмный месяц)

4. Какой месяц середина зимы и начало года? (Январь)

5. Самый короткий месяц года? (Февраль)

Игра «Путешествие»

Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.

- Выходим из дома и идем по морозцу (топают ногами);

- Сворачиваем на проселочную скользкую дорогу (скользящие движения ногами);

- Впереди глубокие сугробы (трут ладонью о ладонь);

- А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям);

- Речку перешли и снова идем по морозцу;

- А теперь по скользкой дорожке;

- По сугробам

- Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как ветви);

- А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям);

- А над головой снежок (руками ловим снежинки).

Весна

Вот и пришла весна, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящем лете.

Март - утро года. Апрель – с водою. Май – с цветами.

Народные пословицы и поговорки весны

1. Весна, зажги снега, заиграй овражки!

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. Увидел грача, весну встречай.

4. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

5. До первой грозы лягушки не квакают.

6. Апрель с водою – май с травою!

Народные приметы.

Весна только робко вступает в свои права, а люди хотят знать, какой она будет, что расскажет им о лете, которое идёт следом. И тут опять к вашим услугам народный календарь погоды, в народных приметах.

• Если весной воды в реке не прибавиться – к жаркому лету.

• Если весной на крышах при таянии снега образуются длинные сосульки – к продолжительной весне.

• Если в середине марта тепло – к тёплому лету.

• Холодная весна – к градобойному лету.

• Если быстро тает и вода бежит дружно – к дождливому лету.

• Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

Весенние вопросы - викторины.

1. С какого дня (по календарю) считается начало весны? (С 21 марта).

2. В честь, какой богини май получила своё наименование? (Май - в честь древнеиталийской богини весны Майи).

3. Старославянские названия какого месяца я назову? – Березозоль, «капельник», «протальник» «дорогорушитель», «грачевник», «солнцегрей», «свистун» и «ветронос», «парник» и «огородник» нарекли его. (Март).

4. Какой месяц назывался «утром весны и утром года» (Март).

5. Какой месяц назывался Травень, Травный, Цветень, Майник или Розоцвет. (Май)

Игра «Путешествие»

Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.

- Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами);

- Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами);

- Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь);

- А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям);

- Речку перешли и снова идем по песочку;

- А теперь по листьям;

- Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как ветви);

- А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям);

- А теперь кустик, прыгаем…

Лето

Вот и пришло лето, а с ним по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей осени.

Июнь – разноцвет. Июль – макушка лета. Август – венец лета.

Народные пословицы и поговорки лета

1. Что летом родится, зимой пригодится.

2. Готовь летом сани, зимой – телегу.

3. Летний день за зимнюю неделю

4. Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Летние народные приметы.

• Если июль жаркий – к холодам в декабре.

• Сухое и жаркое лето предвещает морозную и малоснежную зиму.

• Дождливое лето – к долгой зиме.

• Если летом часто гремели грозы и шли дожди – к метелям зимой.

• Лягушки расквакались – к непогоде.

• Ласточки летают низко – перед дождём.

• Сильная роса – к ясному дню.

• Дождь сквозь солнце – к ненастью.

• Радуга вечером – к хорошей погоде.

• Радуга утром – к дождю.

Летние вопросы.

1. Как связаны между собой слова «июль» и «царь»? (Оба обязаны своим происхождением имени великого римского императора Гая Юлия Цезаря: Юлий - июль, Цезарь - Царь).

2. И ещё одному римскому императору мы обязаны названием месяца, на этот раз августа, Какому именно? (Октавиану Августу, который после смерти Гая Юлия занял его место).

3. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик. А в саду – лиловая сирень. Когда её цветы начинают осыпаться – весне конец).

4. Какой гриб лето кончает? (Белые грузди).

5. Кто купается в муравейнике? (Тетерева. Они, как домашние куры, «купаются» в земле, чтобы избавиться от насекомых. В лесу самое удобное место для такого «купания» - старый заброшенный муравейник).

6. Весной или летом цветёт сирень? (Весной: Лето начинается со времени отцветания сирени).

Осень

Вот и пришла осень, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей зиме.

Сентябрь – вечер года. Октябрь – зазимник. Ноябрь – зимы запевка, ворота зимы.

Народные пословицы и поговорки осени

1. Лето со снопами, осень с пирогами.

2. Весной дождь растит, а осенью гноит.

3. В ноябре зима с осенью борется.

4. Первый снежок – не лежок.

Народные приметы.

• Гром в сентябре – тёплая осень.

• В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

• Если осень ненастная, будет дождливая весна.

• Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.

• Гром в сентябре – к долгой осени.

• Если в октябре лист с берёзы опадает не чисто – жди суровую зиму.

Осенние вопросы викторины.

1. С какой стороны дерева нужно искать грибы? (С северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага).

2. Какие народные названия имеет месяц сентябрь? (серпень, жнивень, густарь, зорничник, хлебосол).

3. Какие народные названия имеет месяц октябрь? (листопадник, листопад, листобой, грязник).

4. Какие народные названия имеет месяц ноябрь? (грудень, снеговей, бездорожник, полузимник).

5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клёна).

Педагог: Итак! Наша беседа подошла к концу.

Времена года в народных пословицах, поговорках, загадках научит вас владеть полнее и искуснее русским словом - русскою складною речью, а знакомство с народными приметами разовьёт наблюдательность и любовь к родной природе.

 

 Приложение 2

Диагностика личностных результатов учащихся

1. Методика «Волшебная палочка»

Цель: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры дошкольников, определить доминирующие потребности воспитанника.

Инструкция: ребятам предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить три любых желания. Дошкольников просят назвать эти три желания. Возможен вариант, попросить детей расположить эти желания, начиная с самого главного для них.

Интерпретация: ответы анализируются по следующей схеме: для себя, для близких, для людей в целом. Педагогу рекомендуется в дальнейшем выстраивать свои занятия исходя их результатов данной методики по каждому воспитаннику и по всей группе в целом.

2. Методика определения самооценки "Лесенка" (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.1.)

Назначение: позволяет определить самооценку дошкольника

Инструкция: педагог рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показывает учащимся лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Земля у нас одна»

Данная программа является дополнительным звеном в обучении детей предметам школьного курса  «Окружающий мир»,  а также может изучаться как самостоятельный предмет. Особое вн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всё в моих руках"

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Всё в моих руках» предназначена для детей с особыми образовательными потребностями в возрасте 14-18 лет.По целевой направленнос...