Рабочая программа по краеведению. 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по краеведению для 5 класса с календарно-тематическим планированием. Саратовская область.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поволжье немыслимо без упоминания о Волге. В какой области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый предмет отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому учебный предмет «Культура народов Поволжья» сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Поволжье и людях, его населяющих.
Главная цель вводимого предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
- просветительская (приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья);
- агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
- эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья);
- лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
- обучающая (обучить начальным навыкам музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Общая характеристика программы
Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
- Учебная:
- классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты);
- внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, поиск справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; сбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
- развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), реализуемое в разных формах работы: устный рассказ о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
- Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи).
- Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Основные принципы реализации программы:
- научность;
- доступность;
- добровольность;
- субъектность;
- деятельностный и личностный подходы;
- преемственность;
- результативность;
- партнерство;
- творчество и успех.
Описание места предмета в учебном плане
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе». Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю.
После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.
Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- учиться обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
- работать по составленному плану;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
- предполагать, какая информация нужна;
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения предмета ученик должен знать:
- Содержание произведений, подлежащих изучению;
- Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;
- Основные теоретико-литературные понятия предмета.
В результате изучения предмета ученик должен уметь:
- Работать с книгой;
- Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;
- Выражать свое отношение к прочитанному;
- Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- Владеть различными видами пересказа;
- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Жанры устного народного творчества. Моя родословная | 2 |
2 | Топонимика. История в названиях | 2 |
3 | Предания волгарей | 2 |
4 | Обитатели Среднего Поволжья | 2 |
5 | Сербские сказки | 2 |
6 | Татарские легенды | 2 |
7 | Мифы и легенды чувашей | 2 |
8 | Мифы и легенды мордвы | 2 |
9 | Предания княжеской Руси | 2 |
10 | Сказания о немцах Поволжья | 2 |
11 | Мифы и легенды казахов | 2 |
12. | Предания о волжских малороссах | 2 |
13 | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | 4 |
14 | Защита проектов | 2 |
15 | Резерв (желательно использовать на экскурсии) | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Жанры устного народного творчества. Моя родословная
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Родословная. Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).
Топонимика. История в названиях
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.
Экскурсии
- Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».
- Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
- Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
Предания волгарей
Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.
Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Экскурсии
- Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».
- Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
- Экскурсия в музей этнографии.
Сербские сказки
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Татарские легенды
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.
Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».
Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).
Экскурсии
- Экскурсия на раскопки.
- Экскурсия в областной краеведческий музей.
- Экскурсия в школы татарских сел, изучающие историю своего народа.
Мифы и легенды чувашей
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.
Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.
Экскурсии
Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Базарный Карабулак.
Мифы и легенды мордвы
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).
Экскурсии
Возможна экскурсия в школы мордовских сел, изучающие историю своего народа.
Предания княжеской Ручи
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Сказания о немцах Поволжья
Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Экскурсии
Возможна экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».
Мифы и легенды казахов
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Предания о волжских малороссах
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».
Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).
Календарно-тематическое планирование курса «Краеведение» на 2015-2016 учебный год.
№ урока | Тема и тип урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды контроля | Дата проведения | |||
предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД | план | факт | ||||
1-2 | Жанры устного народного творчества. Моя родословная | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Актуализация знаний | 3.04 10.04 | |
3-4 | Топонимика. История в названиях | комбинированный | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Устный опрос | 17.09 24.09 | |
5- 6 | Предания волгарей | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: изучать историю своей страны; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Устный опрос | 1.10 8.10 | |
7- 8 | Обитатели Среднего Поволжья | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Тестовый контроль | 15.10 22.10 | |
9-10 | Сербские сказки | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Тестовый срез знаний | 29.10 12.11 | |
11-12 | Татарские легенды | Урок обобщения и систематизации знаний | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Практическая работа №1 | 19.11 | |
13-14 | Мифы и легенды чувашей | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Устный опрос | 26.11 3.12 | |
15-16 | Мифы и легенды мордвы | комбинированный | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Решение проблемных заданий. | 10.12 17.12 | |
17-18 | Предания княжеской Руси | комбинированный | Научатся: выстраивать причинно-следственные связи. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Фронтальный опрос | 24.12 14.01 | |
18-20 | Сказания о немцах Поволжья | Урок обобщения и систематизации знаний | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с людьми других национальностей. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Тестирование | 21.01 | |
21-22 | Мифы и легенды казахов | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Устный опрос | 28.01 4.02 | |
23-24 | Предания о волжских малороссах | комбинированный | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | Тестовый контроль | 11.02 18.02 | |
25-26-27 | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | Урок обобщения и систематизации знаний | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Фронтальная беседа | 25.02 3.03 17.03 | |
28-29 | Защита проектов | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Тестовый контроль | 24.03 7.04 | |
30-34 | Резерв | Урок ознакомления с новым материалом | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Тестовый опрос | 14.04 21.04 28.04 12.05 19.05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.
Предполагаемые результаты реализации программы
и критерии их оценки
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Фактологическая точность | 1-3 балла |
Оригинальность | 1-3 балла |
Дизайн | 1-3 балла |
Композиционная целостность | 1-3 балла |
Качество изображения | 1-3 балла |
Интерактивность | 1-3 балла |
Грамотность | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Новизна и необычность подхода автора | 1-3 балла |
Актуальность изображаемого | 1-3 балла |
Эмоциональность изображаемого | 1-3 балла |
Техника | 1-3 балла |
Композиция | 1-3 балла |
Изобразительная целостность рисунка | 1-3 балла |
Художественное качество рисунка | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
(РАССКАЗОВ, ЭССЕ, СОЧИНЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ, РЕЦЕНЗИЙ, ФАНФИКОВ)
Содержание | 1-3 балла |
Творческая глубина | 1-3 балла |
Логичность и последовательность | 1-3 балла |
Умение работать с источниками | 1-3 балла |
Оригинальность | 1-3 балла |
Художественное оформление | 1-3 балла |
Грамотность | 1-3 балла |
Итого | Максимум 21 балл |
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ
0-10 – «2»
11-14 – «3»
15-18 – «4»
19-21 – «5»
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
- Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса / сост. Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»: Добродея, 2008.
- Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография / К.Д. Зеленин. – Москва, 1995.
- Культура и искусство Поволжья: межвузовский сборник научных статей. – Саратов: Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
- Культура народов Поволжья: электронный УМК.
- Материалы музеев краеведения и этнографии.
- Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
- Рабочая тетрадь для 5 класса к пособию «Волжские сказки, легенды, были» (программа «Культура народов Поволжья») / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева, Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
- Саратовский вестник. – 1995. – Вып. 5. Костюм.
- Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.
- Юнг Е.Л. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья» / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2009.
Литература для учащихся
- Волга – река русская. – Саратов: Саратовское книжное изд-во, 1954.
- Волжские сказки / сост. В.Н. Морохин, В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1993.
- Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
- Серия «Сказки народов мира».
- Сказки Саратовской области. – Саратов: Областное изд-во, 1937.
- Толкачева Л.П. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
- Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....