Рабочая программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Рабочая программа по краеведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_7_klass.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Согласовано» «Согласовано» Утверждена
Руководитель ШМО Заместитель директора приказом директора
_____Софронова М.В.. по УР Баринова А.Н. от__________№_______
Протокол № _______ __________________ Королева М.Н.
От ______2014г «___»___________2014г _________________
Рабочая программа
Учителя истории I категории
Егошиной Елены Владимировны
по краеведению
7 класса
рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____ от « »________ 2014г
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Преподавание краеведения в 7 классе углубляет первый концентр исторического образования, а именно изучается история земли Нижегородской.
Программа разработана для 7 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы Г. Б. Гречухина «Нижегородский край с древнейших времён до конца XVIII века », Н. Н., ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, 2011.
Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.
Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю Нижегородского края и населяющих Россию народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных территорий, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике Нижегородчины. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости истории Нижегородской земли, так и её связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.
Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.
Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса истории краеведения состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути как нашей области, так и страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения краеведения в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.
Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении местной и отечественной истории.
Цели курса:
а) формирование целостного представления об историческом пути Нижегородчины и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях местной истории, о месте и роли Нижегородского края во всемирно-историческом процессе
б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире
в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе
г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
д) формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
Задачи курса:
а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
б) овладение основными знаниями по краеведению, понимание места и роли Нижегородчины во всемирно-историческом процессе
в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по истории Нижегородской земли
д) формирование умения применять знания по истории Нижегородчины для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях местной истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней
ж) освоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации
з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления Нижегородской истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов
и) обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества
й) формирование умения применять усвоенные исторические знания по нижегородской истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития областей России.
Срок реализации программы – один год.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, обществознанием и МХК.
С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:
- словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)
- частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка исторического портфолио, анализ художественного исторического произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)
- репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).
В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Режим занятий – дневной, уроки проходят в первой половине дня, по 1 часу в неделю.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России
б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия
в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека
Метапредметные:
а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации
б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей
в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов
Предметные:
а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством
б) овладение целостным представлением об историческом пути народов Нижегородчины, базовыми знаниями о закономерностях местной истории
в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность.
Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:
а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС
б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Нижегородчины. Использование знаний об историческом пути и традициях народов Нижегородского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование по краеведению 7 класс
Номер урока № | Раздел | Тема | Вид занятий | Планируемый результат | Формы контроля | Дата урока плановая | Дата урока фактическая |
1 | Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края | Археологическое прошлое Нижегородского края | Теория | Раскрывать значение терминов «археология», «археологический памятник», «археологическая культура». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать краеведение | Устный ответ | ||
2 | Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края | Теория | Рассказывать об истории Городца. Показывать его на карте. Характеризовать реальные письменные источники, археологические данные и легендарное «Сказание о граде Китеже» в истории Городца | Устный ответ | |||
3 | Основание Нижнего Новгорода | Практика | Оценить роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси. Организовать дискуссию о спорных вопросах основания города | Дискуссия | |||
4 | У истоков Нижегородского Поволжья | Практика | Характеризовать древнюю историю Нижегородского Поволжья. Подготовить сообщение «Битва на реке Сити» | Сообщение | |||
5 | Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.) | Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол | Теория | Рассказать об условиях развития Москвы. Объяснить, как стала возвышаться Тверь. | Устный ответ | ||
6 | Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского | Практика | Рассказывать об основных периодах истории Великого княжества Нижегородского. Сравнивать его положение в разные годы. Подготовить сообщение «Пьянское побоище» | Сообщение | |||
7 | Раздел 3. Наш край в составе Московского государства | Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения | Теория | Рассказывать о Нижегородском крае в контексте истории России XV века. Объяснять его экономическое и политическое положение | Устный ответ | ||
8 | XVI век: под стягами Москвы | Теория | Объяснять, как Нижний Новгород попал под власть Москвы. Рассказывать о новых возможностях города в изменившейся ситуации | Устный ответ | |||
9 | Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства | Теория | Раскрывать особенности системы обороны русского государства. Объяснять место Нижнего Новгорода в ней. | Устный ответ | |||
10 | Нижегородский край в эпоху Ивана IV Васильевича Грозного | Теория | Рассказывать о Нижегородском крае в эпоху Ивана Грозного. Показывать на карте путь рати царя через Нижегородчину на Казань | Устный ответ | |||
11 | Раздел 4. Нижегородский край в XVII веке | Смута и Нижегородский край | Теория | Рассказывать о событиях Смуты в Нижегородском крае. Характеризовать позицию нижегородцев по отношению к событиям в Москве | Устный ответ | ||
12 | Великое дело К. Минина и Д. Пожарского | Практика | Раскрывать сущность поступка Минина и Пожарского. Подготовить сообщение на тему «Жизнь Минина и Пожарского» | Сообщение | |||
13 | Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII веке | Теория | Называть её причины и сущность бунтов на Нижегородчине. Раскрывать новые черты хозяйственной жизни в XVII веке. Рассказывать об участии нижегородцев в восстании Разина | Устный ответ | |||
14 | Города и посады Нижегородского Поволжья, Нижний Новгород в XVII веке | Теория | Объяснять, как развивались города Нижегородчины в XVII веке. Указывать новые тенденции хозяйственной жизни | Устный ответ | |||
15 | Промышленная Балахна | Теория | Рассказывать о балахнинском усолье как производстве мануфактурного типа. Объяснять, почему балахнинская добыча соли со временем сошла на нет | Устный ответ | |||
16 | Арзамас в XVII веке | Теория | Сравнивать позиции Арзамаса в начале и середине XVII века. Акцентировать внимание на хозяйственной жизни города и его участии в восстании Разина | Устный ответ | |||
17 | Макарьевская ярмарка | Теория | Называть причины возникновения ярмарки. Характеризовать особенности её торговли | Устный ответ | |||
18 | Нижегородчина и церковный раскол | Практика | Объяснять причины противостояния Никона и Аввакума. Сделать акцент на их идейной борьбе. Составлять сообщение об Аввакуме | Сообщение | |||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край в составе Московского государства» | Практика | Выполнять самостоятельную работу по изученному разделу | Тесты | |||
20 | Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II | Рождение губернии Нижегородской | Теория | Рассказывать о рождении Нижегородской губернии. Описывать её социально-экономическое развитие | Устный ответ | ||
21 | Пётр I в Нижнем Новгороде | Теория | Рассказывать о приезде в Нижний Новгород Петра I. Описать положение города в глазах императора | Устный ответ | |||
22 | Питирим и нижегородское старообрядчество | Теория | Рассмотреть основные течения старообрядчества. Рассказать о Питириме | Устный ответ | |||
23 | Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.) | Теория | Соотносить ценности дворян и крестьян. Формировать образ нижегородских бунтарей. Рассмотреть особенности крестьянской войны на территории края | Устный ответ | |||
24 | Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг. | Теория | Выделять основные этапы истории Нижегородского наместничества. Рассказывать о его губернаторах | Устный ответ | |||
25 | Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества | Теория | Называть результаты социально-экономического развития Нижегородского наместничества. Рассказывать, что оно собой представляло | Устный ответ | |||
26 | Города, промышленность, ремёсла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье | Теория | Рассказывать об основных достижениях экономики Нижегородского Поволжья. Осветить историю малых городов региона | Устный ответ | |||
27 | Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы | Теория | Рассказывать о природных богатствах Приокского горного округа. Объяснять влияние промышленников Баташевых на экономику Нижегородчины | Устный ответ | |||
28 | Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещённого абсолютизма» | Теория | Анализировать состояние и трудности духовной сферы горожан. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе развития науки, культуры и образования | Устный ответ | |||
29 | Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещённого абсолютизма» | Практика | Составлять сообщение о Кулибине, Ананьине, Лобачевском | Сообщение | |||
30 | Сергач в 11 – 17 веках. | Теория | Называть результаты социально-экономического развития в данный исторический период. | Сообщение. | |||
31 | Сергач в 18 – 20 веках. | Теория | Называть результаты социально-экономического развития в данный исторический период. | Сообщение. | |||
32 | История родного села. | Теория. | Знать историю своей малой Родины. | Сообщения. | |||
33 | История сел Сосновки, Мигина, Вершинина, Блрисовки. | Теория | Знать историю своей малой Родины. | Сообщения. | |||
34 | Повторительно-обобщающий урок | Практика | Выполнять итоговую самостоятельную работу | Тесты |
Перечень учебно-методического обеспечения
а) Методические и учебные пособия:
1. Нижегородский край: факты, события, люди, Н. Ф. Филатов, А. В. Седов, Н. Н., НГЦ, 1997
2. Г. Б. Гречухин, рабочая программа «Историческое краеведение», раздел «Нижегородский край с древнейших времён до конца XVIII века», Н. Н., ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, 2011
б) Оборудование и приборы:
1. Локальная сеть
2. Компьютер
Список литературы
а) Литература:
1. Богородицкая Н., Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников, Н. Н., 2000
2. Каптерев Л., Нижегородское Поволжье X – XVI веков, Горький, 1979
3. Карпенко В., Великие князья нижегородские, Н. Н., 2003
4. Морохин Н., Наши реки, города и сёла, Н. Н., 2007
5. Седов А., Глядя с откоса. Рассказы о родном крае, Н. Н., «Нижегородская ярмарка», 1995
б) Интернет-ресурсы:
Приложения
Основные понятия: археология, сказание, стол, побоище, твердыня, кремль, рать, усолье, мануфактура, никонианин, ревнитель, губерния
Списки тем рефератов, проектов, творческих работ:
- Жизнь К. Минина
- Нижегородцы в восстании С. Разина
- Балахнинское усолье
- Родина огнепального Аввакума
- Изобретения И. П. Кулибина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....