Рабочая программа по краеведению в 6 классе
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

Программа рассчитана на учащихся 6 класса интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_v_6_kl.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никулинская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Никулинская ООШ»

_____________________И.А.Мартынова

«____»______________20_____г.

Рабочая программа по _краеведению_________

(базовый уровень)

_____6_____ класс

Составитель: _Степанова Н.А.___,

учитель _высшей категории_____

2015г

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

            В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы,  населения, его культуры и быта.

        Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

        Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

         Программа рассчитана на учащихся 6 класса интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Количество воспитанников -7. Срок обучения - 1 год. Количество часов -35 ч.

В программе  «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

                - История Каширского края;

                - Изучение истории села.        

           Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цель программы:  -  способствовать    процессу    познания    в    области    культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего села.

Задачи:

1.Обучающие 

а)реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать  формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г)создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского   становления,   удовлетворения   их   запросов,   формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

2. Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение.

3.  Воспитательные:

а) воспитывать  любовь  к родной земле;

б) возродить духовные ценности великого русского народа.

Предполагаемые результаты

- приобретение учащимися знаний об  истории, культуре села Никулина, Каширского края;

- овладение школьниками навыками изучения истории родного края;

- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии);

- пропаганда краеведческих знаний ( газеты, выступления перед другими учащимися).

Уметь:

  1. владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете);

  1. организовать себя и свое рабочее место;
  2. выполнять первичные исследовательские навыки по краеведческой  работе;
  1. записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен

знать/понимать

• изученные виды источников краеведческой информации;

• основные краеведческие понятия и термины;

• значение официальных символов Москвоской  области, своего муниципального образования;

• основные этапы и ключевые события истории Каширского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

• результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

• изменение природной среды Каширского района в результате деятельности человека; географическую зональность;

• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Каширского района;

• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Каширского района.

уметь

• соотносить даты событий истории Каширского края  с основными периодами отечественной истории;

• рассказывать о важнейших событиях истории Каширского края  и их участниках,

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

• понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

• ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии края.

Содержание программы

        Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

          Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

          В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию  Московской обл., Каширского края. Исходя, из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка :

Направления работы:

  1. Познавательное;
  2. Краеведческое.

Познавательная часть программы (формы работы):

- беседы, написание рефератов, презентации;

- практические занятия (работа с историческими документами );

- познавательные историко- краеведческие  игры

- викторины

- конкурсы рисунков , плакатов

Краеведческая часть программы (формы работы):

- изучение краеведческой литературы;

- сбор краеведческого материала;

- встречи с жителями села.

Список литературы

Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.

Учительская газета, № 15, 2006 год.

Учительская газета, № 21, 2006 год.

Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.

Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.

Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.

Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год

Календарно – тематическое планирование

по краеведению в 6 классе.(35 ч.)

учитель:Степанова Н.А.

№ урока

Тематика

        Дата

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10

Урок 11

Урок 12

Урок 13

Урок 14

Урок 15

Урок 16

Урок 17

Урок 18

Урок 19

Урок 20

Урок 21

Урок 22

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Урок 26

Урок 27

Урок 28

Урок 29

Урок 30

Урок 31

Урок 32

Урок 33

Урок 34

Урок 35

Раздел 1: История Каширского края. - 21ч.

Тема 1.Природно-климатическая  характеристика Каширского района.(3ч.)

Природно-климатическая характерист-ка Каширского района.

Игровое занятие « Что? Где? Когда?»

Экскурсия в краеведческий музей г.Кашира.

Тема 2. Природа района в прошлом и настоящем. (3ч.)

Эпоха камня на территории Каширского района.

Экскурсия «К тайнам природы родного края».

Практическая работа по теме: «География моего края».

Тема 3. От первобытных племен до форми -рования раннефеодальных отношений. (2ч.)

Каширский край в первого тысячелетия до н.э. до начала формирования раннефеодальных отношений.

Практическое занятие.

Тема 4. Формирование раннефеодальных отношений. (2ч.)

Каширский край в XIV-XVI вв.

Семинарское занятие.

Тема 5. Смутное время. (3ч.)

Экономическое развитие края в первой половине XVII в.

Социально-экономическая характеристика края второй половины XVII в.

Игровое занятие « Брейн-ринг».

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие края в 18-19вв. (4ч.)

Хозяйственное и общественно-политическое развитие Каширского края в  XVIII в.

Культура второй половины XVIII в.

Кризис крепостнического хозяйства края в XIX в.Культура и быт XIX в.

Игровое занятие «Своя игра».

Тема 7.Топонимика края.(1ч.)

История названий местных деревень.

Тема 8. История Каширских деревень. (1ч.)

Изучение истории деревень Каширского края.

Тема 9. Великая Отечественная война в жизни жителей села Никулино. (2ч.)

Мое село в годы Великой Отечественной войны.

Женщины села-участницы трудового тыла в Великой Отечественной войне. Встреча с ветераном, тружеником тыла.

Раздел 2. Моя малая Родина. -

Тема 1. История моего села.(4ч.)

История возникновения, развития сел  Никулино, Кипелово, Завалье и др.

Выдающиеся люди нашего села.

Урок – экскурсия по школьному музею.

История одного храма . Поисково-исследовательская работа (храм в д. Завалье)

Тема 2.  Мой дом.(5ч.)

Связь поколений.  Семейные традиции, реликвии.

Что такое генеалогическое древо. Правила составления герба.

Практическая работа: «Составление генеалогического древа моей семьи».

Творческая работа: « За что я люблю свою семью».

Творческая работа. «О чем рассказала старая фотография», «Рассказ – воспоминание моей бабушки        (дедушки, прабабушки, прадедушки) о памятном историческом событии.

Тема 3. История школы. (2ч.)

История Никулинской школы.

Поисковая работа. Мои близкие,земляки в годы Великой Отечественной войны.

Тема 4. Экскурсии,экспедиции, походы по родным местам. (3ч.)

Экскурсия в краеведческий музей г.Кашира

Экспедиция по местам боевой славы. (Никулино-Барабаново-Зендиково).

Туристско-краеведческий поход по родным местам.

1 четверть -9 ч

02.09

09.09

16.09

23.09

30.09

07.10

14.10

21.10

28.10

2 четверть- 7 ч.

11.11

16.11

25.11

02.12

09.12

16.12

23.12

3 четверть — 10ч.

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

02.03

09.03

16.03

4 четверть-9ч.

30.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....