Рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_5_klass_2014-2015g._tlepovoy_o.g.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2
города Пугачева Саратовской области»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО / Курова О.В. Протокол №_____от «___»_________2014г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ « СОШ №2 г. Пугачева» ________/ Чурикова Л.В./ «____»_________2014г | УТВЕРЖДЕНО Приказ № _______от «____»_________ 2014г. Директор МОУ «СОШ №2 г. Пугачева» _________/ Подольнова О.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Тлеповой Оксаны Георгиевны,
учителя русского языка и литературы
второй категории,
по литературному краеведению в 5б классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______ от
«___»_________201___г.
2014-2015 уч. год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»).
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.
На I четверть – 8 ч.
На II четверть – 8 ч.
На III четверть – 10 ч.
На IV четверть – 8 ч.
Планируется контрольных уроков – 2 , зачетов – 2 , тестов – 2 .
3.Содержание учебного предмета.
Тема 1. Введение. (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.
Тема 2. Предания волгарей. (2ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 3.Топонимика. (2ч.)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.
Тема 4. Моя родословная. (1ч.)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа "Мы на карте области".
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)
Тема 6 Сербы . (2ч.)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Тема 7 Татары . (2ч.)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 8 Чуваши . (2ч.)
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Тема 9 Мордва. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 10 Русские. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Тема 11 Немцы . (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.
Тема 12 Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.
Тема 13 Украинцы. (2ч.)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа.
Тема 14. Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.
Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
Тема 15. Мари-Эл. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня.
Легенды и предания Мари-Эл.
3. Календарно-тематический план по краеведению в 5 классе
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся. УУД. | Информац. оснащение | ПРИМ. | |
План | Факт | ||||||
Введение в краеведение | 1 | Использовать языковые средства языка для создания образов. Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников. УУД: Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | Презент. | ||||
Предания волгарей. Ковыли. | 1 | Излагать своё мнение в монологе. Пересказывать текст. Характеризовать героев УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы, умение строить высказывание. Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | |||||
Предания волгарей | |||||||
Топонимика. История в названиях | 1 | Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. УУД: Личн.- самоопределение собственной позиции Позн.- постановка и решение проблемы, умение строить высказывание. Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, отбирать цитаты из текста. | Презент. | ||||
Топонимика | 1 | ||||||
Моя родословная | 1 | Составить свою родословную. УУД: Позн.-постановка и решение проблемы | Презент. | ||||
Обитатели Древней Волги | 1 | Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. Писать отзывы на произведения. УУД: Регул.- оценивание работ собеседника Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы. | |||||
Обитатели Древней Волги | 1 | ||||||
Сербы на Волге | 1 | Мультимедийная презентация | |||||
Сербские сказки | 1 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. УУД: Позн.-постановка и решение проблемы. Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли. | |||||
Татары на Волге | 1 | Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения. Передавать личное отношение к произведению. | Мультимедийная презентация | ||||
Татарские легенды | 1 | Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения. УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы. | |||||
Чуваши на Волге | 1 | Выразительно читать произведения. Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | Мультимедийная презентация | ||||
Мифы и легенды чувашей | 1 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Охарактеризовать героя произведения. | |||||
Мордва на Волге | 1 | Мультимедийная презентация | |||||
Мифы и легенды мордвы | 1 | ||||||
Русские на Волге | 1 | Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения. Видеть основную идею рассказов. Оценивать и давать характеристику героям произведения УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы. Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | Мультимедийная презентация | ||||
Предания Княжеской Руси | 1 | ||||||
Немцы на Волге | 1 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | Мультимедийная презентация | ||||
Сказания о немцах Поволжья | 1 | ||||||
Казахи Поволжья | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | Мультимедийная презентация | |||||
Мифы и легенды казахов | 1 | ||||||
Украинцы на Волге | 1 | Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения. УУД: Регул.- оценивание работ собеседника Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы. | Мультимедийная презентация | ||||
Предания о волжских малороссах | 1 | ||||||
Резервный урок | 1 | ||||||
Резервный урок | 1 | ||||||
Калмыки | 1 | Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения. Видеть основную идею рассказов. Оценивать и давать характеристику героям произведения УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции Позн.-постановка и решение проблемы. Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли | |||||
Легенды и предания калмыков | 1 | ||||||
Мари Эл на Волге | 1 | Выразительно читать произведения. Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. УУД: Личн.-самоопределение собственной позиции | Мультимедийная презентация | ||||
Легенды Мари Эл | 1 | ||||||
Экскурсия | 1 | Посетить краеведческий музей. | |||||
« Мы разные, но вместе. Мы Россия» | 1 | Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями. Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений. Оценивать и давать характеристику выступающим. УУД: Личн.- самоопределение собственной позиции. Позн.- постановка и решение проблемы. Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, постановка вопросов. Рег.- оценивание | Проекты учащихся | ||||
Защита проектов | 1 | Проекты учащихся | |||||
Обобщающий урок | 1 | ||||||
Всего: | 34 |
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
Раздел 6. Материально-техническое обеспечение.
Уроки литературы ведутся в кабинете №24, в котором имеется :
- Интерактивная доска
- Компьютер
Информационное оснащение
- Диск 1. «Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы». Методическое пособие с электронным приложением./ Н.П. Архипова – М.: Глобус, 2009.
- Диск 2.«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 класс».
- Диск 3. «Русская литература от Нестора до Маяковского».
- Диск 4. «Большая детская энциклопедия. Литература».
Раздел 7. Список литературы.
- Программа для 5-го класса Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» Е.Л.Юнг;
- Учебного пособия для 5-го класса «Волжские сказки, легенды, были». Сост. Л.П.Толкачёва, КИЦ «Саратовтелефильм». – «Добродея», Саратов, 2009г.;
Дополнительная литература:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005г.
ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 1997-2004гг.
- «Саратовский вестник». Вып.5. Костюм. 1995г.
- Волжские сказки. Сарат. изд. «Надежда», 1993г.
- Интернетресурсы.
Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....