Рабочая программа по литературному краеведению
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературному краеведению. Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов. Тамбов 2007.     Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie_8_kl.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьевский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  

Шпикуловской средней общеобразовательной школы

 

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол № 1 от «30» августа  2013 г.

Утверждаю.

Директор школы __________/П.А. Чернов/

                                           Ф.И.О.

Приказ № 138 от «31» августа  2013 г.

                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета

литературное краеведение

для  8  класса

на 2013-2014 год

составитель:

учитель русского языка и литературы

Иволгина Надежда Валентиновна

Петровка 2013-2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 8 класса разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Авторская программы профессора  Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т.

3.Положение о рабочей программе МБОУ Шпикуловской СОШ;

     4..Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;

     5..Учебный  план Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на    2013-2014 учебный год.

      6.  Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов. Тамбов 2007.     Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т.      

      7.Литературное краеведение. Хрестоматия для 8 класса Тамбов 2007.

Изучение литературного краеведения  на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Тамбовского края  путем изучения произведений писателей, чье творчество связано с тамбовским краем и отражает его жизнь.      

 Задачи курса:  воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;  сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;  расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края;  помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края;  развить практические навыки исследовательской работы обучающихся с литературно-краеведческим материалом.  

Сведения о программе

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа способствует формированию общеучебные умений и навыков, применению различных методов ( наблюдение, исследование, беседа, анализ, сопоставление, эксперимент).     Рабочая программа предусматривает  осуществление межпредметных  и внутрипредметных связей: - обращение к другим видам искусства, истории,  историческому краеведению

Обоснование программы      

Обучение по программе «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившем писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не

зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи  со всей родной страной».  Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, М.Ю.Лермонтова, С.Н.Сергеева- Ценского, Е.И.Замятина, А.П.Платонова, Н.Е.Вирты, А.И.Солженицына и многих других. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.  Программа  направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.  

Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов:  17 часов, 1час в неделю в течение полугодия.

Формы организации образовательного процесса

 Основной формой организации образовательного процесса является урок.  Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-исследование, урок- экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы.

Технология обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.  

Формирования ключевых компетенций  обучающихся

Содержание обучения литературе в 9 классе структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая , коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления,  умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование  теоретико-литературных знаний в различных речевых ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.  

Языковая компетенция – владение нормами речевой деятельности учащихся на уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Культуроведческая компетенция –  осознание специфики литературы в ряду других искусств,  исторической эстетической обусловленности литературного процесса, взаимосвязь литературы и истории,  овладение нормами речевого этикета.

 Организационная компетенция  предполагает умение организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования и проектирования, вступать в проектную деятельность.  

Виды и формы контроля

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ обучающихся по изученному материалу

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов

 В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» обучающиеся должны  

знать и понимать:  

 взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;  историю создания произведений;  биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;  характеристику героев;  характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;  жанровые особенности произведений;  тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.  

Уметь:  

 анализировать и оценивать произведение как художественное целое;  выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;  пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;  давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;  писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;  составлять рассказ об авторе книги;  подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;  выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;  делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;  работать со справочной и критической литературой;  вести переписку с писателями края.

                             Содержание программы                     

VIII класс

Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении.      Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.       Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбора.  «Край» как образ или герой литературного произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.       Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.

Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков.        Понятие «литературная жизнь края». Связь выдающихся деятелей литературы Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, М.Ю.Лермонтова, С.Н.Сергеева- Ценского, Е.И.Замятина, А.П.Платонова, Н.Е.Вирты, А.И.Солженицына и многих других с Тамбовским краем.

Тема 3. Державин Гаврила Романович.  Поэзия Тамбовского периода творчества. «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и др. Тематическое своеобразие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма.  

Тема 4. Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина.  

Тема 5. Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Мааре. Анализ стихотворений. Переход от романтизма к реалистическому искусству.

 Тема 6. Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее острог». Характер юмора и иронии в поэме.  

Тема 7. Терпигорев С.Н. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края. Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа. Историко- литературные ассоциации.  

Тема 8. Жемчужников А.М. Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни». Тамбовский период творчества поэта. Социальный колорит и зрительность образов поэзии.

 Тема 9. Замятин Е.И. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь») Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землей. Философия красоты и образ героя.  

Тема 10. Цветаева М.И. Повесть «Вольный проезд». Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта.

Тема 11. Серафимович А.С.  и его визиты в Тамбовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и поведение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности малого жанра.      

                                       

                                             8-й класс                          

                           Учебно-тематический план  

№ п/п        

                                         Тема урока                        

Кол-во часов

1

1 Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении

2

2

Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков

2

3

Державин Г.Р. Поэзия Тамбовского периода творчества.

1

4

Пушкин А.С. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная»

2

5

Баратынский Е.А. связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре

1

6

Лермонтов М.Ю. Поэма «Тамбовская казначейша»

1

7

Терпигорев С.Н. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края

1

8

Жемчужников А.М. Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни»

1

9

Замятин Е.И. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»)

1

10

Цветаева М.И. Повесть «Вольный проезд»

1

11

Серафимович А.С. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

1

12

Итоговые уроки

2

Итого

17

                           Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Дата

Формы контроля

1

У литературной карты края

1

Предварительный/устный

2

Родной край как источник творчества

1

Текущий/индивидуальный

3

Литературная жизнь Тамбовского края 17-19 веков.

1

Тематический

4

Литературная жизнь  

Тамбовского края 20-21 веков

1

Тематический/фронтальный

5

Державин Г.Р. Поэзия Тамбовского периода творчества.

1

Фронтальный

6

Анализ стихов Державина, написанных в Тамбовский период творчества

1

Тематический

7

Пушкин А.С. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная»

1

Фронтальный

8

Баратынский Е.А. Связь с Тамбовским краем.  

1

Текущий/индивидуальный

9

Анализ стихотворений, написанных в Маре.

1

Фронтальный

10

Лермонтов М.Ю. Поэма «Тамбовская казначейша»

1

Тематический/фронтальный

11

Терпигорев С.Н. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края.

1

Текущий/индивидуальный

12

Жемчужников А.М. Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни»

1

Фронтальный

13

Замятин Е.И. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»)

1

Текущий/индивидуальный

14

Цветаева М.И. Повесть «Вольный проезд»

1

Тематический

15

Серафимович А.С. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

1

Фронтальный

16

Презентация творческих работ

1

Тематический

17

Урок-зачет

1

Итоговый

   

                     

                           Литература и средства обучения  

Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов. Тамбов 2007. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т

Литературное краеведение. Хрестоматия для 8 класса Тамбов 2007. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т

Литература Тамбовского края. (Справочно-информационный материал для учителя).

Литературное краеведение. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Пособие для учителя. Тамбов 2007.  

                                           Интернет - ресурсы

  http://.www.proshkolu.ru

http://.www.kraeved.ru

http://.www.openclass.ru

http://.www.it-n.ru

http://festival.1 september.ru

http://.www.pedsovet.ru

http://.wikipedia.org/wiki                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса....