Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.
статья по краеведению на тему

  Основной смысл краеведческой  деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельность подразумевает и творческую работу обучающихся. Исследовательская работа это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, направленная на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся

Каргина В.Ф. учитель истории и обществознания филиала МБ ОУ Наруксовской СШ - Азрапинская ОШ

За годы работы учителем истории и обществознания в Азрапинской средней школе, а теперь филиале, мною накоплен определенный  материал по краеведческой работе. Краеведением серьезно я стала заниматься с 1996 года, когда в школе был открыт музей. А самое главное, есть желание заниматься краеведением и привлечь к этому ребят, с которыми работаю.

   Основной смысл этой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать  способности  к исследовательской деятельности. Такая деятельность подразумевает  и творческую работу обучающихся. Исследовательская работа это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, направленная на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний.

   История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Первая исследовательская работа была проведена в 2002г по теме «Этнографическая экспедиция», и была направлена на изучение традиционной одежды своего края.

   В 2005г. составлена летопись «Моя малая Родина». В основу работы легли не только архивные данные, но и воспоминания старожилов села. Сбор  краеведческого материала - это сложная и кропотливая работа.   В настоящее время  деревни и села вымирают, свидетелей прошлого становится все меньше и меньше. Исследовательский материал стал ценным источником для  школы, села, сельской библиотеки.    На основе этого материала дети пишут сочинения. Работа была отмечена Почетной грамотой.      

      с.Азрапино возникло в XVI в. За четыре  с лишним  столетия повидало и пережило много событий не только местного характера, но и в масштабах всей страны. История страны тесно связана с историей любого поселения.

   Темы для исследования напрашиваются сами по себе. Музейные экспонаты, юбилейные даты за которыми стоят конкретные люди, известные люди села, школа и ее учителя, топонимика, народные промыслы, здание бывшей церкви, родники, окрестности и природа края. Исследования проводятся с точки зрения их необходимости для музейной работы и урочной деятельности. Интересной оказалась работа   об истории русского платка,  которая заняла первое место в регионе. В течение трех месяцев две ученицы собирали материал. Было много встреч с жительницами села, чтобы полнее раскрыть данную тему. Девочки были очень увлечены этой работой, и в итоге этот материал заслужил высшей похвалы у жюри.

Долгой и кропотливой была работа по исследованию истории церкви. Пришлось даже съездить в Нижегородскую епархию. Наш земляк из Москвы передал важные сведения из Центрального архива.  

    Работа отмечена Почетной грамотой.    Духовное наследие нашего края мы увидели в изучении нашего большого родника и других источников, которыми богата наша земля. Шутова Татьяна, которая писала эту работу, узнала много интересного от своего дедушки. Следовательно, такая деятельность выливается в совместное творчество детей и родителей, и  она несет большой социально-значимый эффект.  Главное не  только написать, но и уметь представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Ученица выступала на рождественских чтениях  в с. Починки.

    Старые версии материала об участниках войны, история улиц, целинники, записаны на

   электронные носители.

 Всю исследовательскую работу я стараюсь строить по изучению родного края. Русско-японская война, ну как не вспомнить нашего земляка И.Я Илюшечкина с крейсера «Варяг». С Чижкиной Олей мы приезжали несколько раз в Народный музей в Починки. По изученному материалу был составлен экскурсионный проект, занявший второе место в регионе. Для выступления с докладом в Н.Новгороде большую поддержку оказала Олина мама.

  Интересным и успешным оказался проект об истории музейного экспоната. «Воинская присяга на верность царю и Отечеству», принадлежавшая гусару лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка Маколкину С.И. Работая над проектом, были решены многие задачи: история родословной, кто такие гусары, форма, роль и значение присяги.

  Через исследовательские работы различной тематики, посвященные жизни и деятельности наших земляков, изучение родного края, в этом   и заключается  развитие патриотизма.           Считаю, что изучая   историю родного края, местные события и явления  через измерения прошлого,  учат ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

  Знания, добытые собственным трудом, с приложением мыслительных усилий, с использованием местного материала, позволяет сделать вывод о прочности знаний по изучению истории родного края.         Все   работы хранятся в музее, с которыми дети знакомятся в ходе экскурсии, частично на уроках.  

   Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы по материалам краеведческого характера.

    И в заключении мне хотелось внести предложение об организации краеведческих чтений, думаю, его накопилось у многих предостаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".

В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...