Развитие творческой инициативы учащихся, познавательного интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность
статья на тему

Выступление на областной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kraeved_konf_niro.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой инициативы учащихся, познавательного интереса  к истории              родного края через исследовательскую деятельность

                                                Гордова Елена Николаевна

                        МОУ СОШ №6 г.Богородска Нижегородской области

             Исследовательская работа это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, т.к. именно  она  подразумевает творческую работу учащихся направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний. Для меня и моих учеников исследовательская работа началась с учебной экскурсии, когда детям было предложено в ходе экскурсии по Алле славы в родном городе рассказать об одном из героев. В роли экскурсовода оказалась  я и дети. И когда  прозвучало традиционное:  «Какие будут вопросы?» вопросы посыпались не ко мне,  а к моим помощникам «Кто? А когда? Как? Почему?» на что мои юные экскурсоводы не всегда могли дать верный и точный ответ. При обсуждении,  на заседании краеведческого кружка, само собой возникла проблема  «Почему не смогли на целый ряд вопросов ответить? Мы знаем мало- надо расширить свои знания, узнать больше». Дети «загорелись» новой работой.   Местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, узнать что-то новое. Работа вылилась сначала в небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (парке, памятниках, улицах, людях), затем в презентации «Путешествуем по родному городу»,  слайд-шоу «Мое Березополье». Лучшие  презентации и слайд-шоу показали на уроках  краеведения и истории, где были зачитаны и  первые исследовательские работы.

              Строить исследование юного краеведа   необходимо в  "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Естественно роль учителя важна, но когда работа выливается в совместное творчество детей и родителей она несет больший социально-значимый эффект. Одной из форм такой работы  стал информационно-исследовательский  проект «Будем помнить», целями и задачами которого стали организация и проведение исследовательской работы, направленной на развитие патриотизма через совместную  деятельность учащихся и их родителей. Проект  включал следующие направления деятельности :

поисковую: работу с материалами  семейных архивов, материалами школьной и городской библиотек, интервьюирование очевидцев  исследуемых событий;

исследовательскую: исследование истории страны, родного края, своей семьи, истории школы;

творческую: разнообразие деятельности,  развитие интереса к исследуемому объекту, расширение кругозора, вовлечение учащихся и их родителей в творческий процесс;

практическую: проведение акций «Память», «Солдатский платок», «Подарок ветерану», волонтерскую помощь ветеранам тыла

В ходе реализации проекта развитие   творческих склонностей и способностей подростков  шло на основе взаимодействия с семьей, формировалось чувство ответственности за порученное дело, терпимость, умение прислушиваться к мнению взрослых членов семьи, ребята получили навыки исследовательской работы. Найденная информация представлена в виде исследовательских работ, патриотических акций, публикаций на страницах электронной энциклопедии района « Березополье: от А до Я». Этот проект был представлен мною на федеральном конкурсе проектов учителей применяющих новые информационные технологии в учебной работе проводимом Российской академией образования и Федеральным институтом развития образования, где получил неплохую оценку.

    Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Главным в этой работе    становится интерес учащегося.

           Для того чтобы ребята не потеряли интерес к  работе, не запутались в потоке информации  работаем по заранее составленному алгоритму действий, который  включает  основные этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, и, конечно, собственные выводы. Такой алгоритм работы применяю при выполнении исследовательских работ в 10-11 классах, для 7-9 его немного упрощаю: выбор и формулировка темы,  знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме,  составление плана, написание конспекта,   накопление собственных выводов, обобщений, оформление результатов работы.

           Стержнем исследования является объект исследования, который и определяет его тему. Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит  не только моральное удовлетворение, но побуждает ученика идти дальше по пути научного поиска.  Помогаю определить тему, наметить объект исследования, виды и методы работ.  Считаю важным,   чтобы дети формировали свои собственные суждения, а не копировали их. При выборе темы стараюсь исходить из возможности ее освоения конкретным ребенком. Если работа интересна  и значима для ребенка, то она непременно перейдет в продолжение исследования. Так в ходе исследовательской работы «Владельцы села Богородского» дети узнали, что село  было первоначально пожаловано Кузьме Минину, затем  по пересечению рода - передано князьям Черкасским, затем Шереметевым и   заинтересовались история рода этих людей .Изучая деятельность последнего владельца села  графа В. П. Шереметева   появился вопрос - как он повлиял на развитие села, в чем причина конфликта 1859г между  Василием Петровичем Шереметевым и местными крестьянами? Вызвала интерес Варвара Алексеевна Шереметева, мать Н.П. Шереметева (владельца подмосковной усадьбы Останкино, женившегося на своей крепостной певице П.И. Ковалевой- Жемчуговой. А это значит новое исследование, новый поиск.

            История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое-настоящее-будущее. Считаю, что подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.  В прошедшем учебном году итоги исследовательской работы учащихся подвели на общешкольной ученической конференции «Творчество. Познание. Исследование». Главное не  только написать, а уметь представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Участники конференции  не только  устно излагали материал, но и  вступали в диалог, вели полемику, отвечали на вопросы. А затем - анализировали свои ошибки, давали оценку другим работам, сравнивали свое исследование с близкими по теме. И пришли к  выводу: главное в этой работе не останавливаться на достигнутом, постоянно углублять свои знания, искать новое, любить свой край.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.

  Основной смысл краеведческой  деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...