Развитие творческой инициативы учащихся, познавательного интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность
статья на тему
Выступление на областной конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kraeved_konf_niro.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой инициативы учащихся, познавательного интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность
Гордова Елена Николаевна
МОУ СОШ №6 г.Богородска Нижегородской области
Исследовательская работа это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, т.к. именно она подразумевает творческую работу учащихся направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний. Для меня и моих учеников исследовательская работа началась с учебной экскурсии, когда детям было предложено в ходе экскурсии по Алле славы в родном городе рассказать об одном из героев. В роли экскурсовода оказалась я и дети. И когда прозвучало традиционное: «Какие будут вопросы?» вопросы посыпались не ко мне, а к моим помощникам «Кто? А когда? Как? Почему?» на что мои юные экскурсоводы не всегда могли дать верный и точный ответ. При обсуждении, на заседании краеведческого кружка, само собой возникла проблема «Почему не смогли на целый ряд вопросов ответить? Мы знаем мало- надо расширить свои знания, узнать больше». Дети «загорелись» новой работой. Местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, узнать что-то новое. Работа вылилась сначала в небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (парке, памятниках, улицах, людях), затем в презентации «Путешествуем по родному городу», слайд-шоу «Мое Березополье». Лучшие презентации и слайд-шоу показали на уроках краеведения и истории, где были зачитаны и первые исследовательские работы.
Строить исследование юного краеведа необходимо в "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Естественно роль учителя важна, но когда работа выливается в совместное творчество детей и родителей она несет больший социально-значимый эффект. Одной из форм такой работы стал информационно-исследовательский проект «Будем помнить», целями и задачами которого стали организация и проведение исследовательской работы, направленной на развитие патриотизма через совместную деятельность учащихся и их родителей. Проект включал следующие направления деятельности :
поисковую: работу с материалами семейных архивов, материалами школьной и городской библиотек, интервьюирование очевидцев исследуемых событий;
исследовательскую: исследование истории страны, родного края, своей семьи, истории школы;
творческую: разнообразие деятельности, развитие интереса к исследуемому объекту, расширение кругозора, вовлечение учащихся и их родителей в творческий процесс;
практическую: проведение акций «Память», «Солдатский платок», «Подарок ветерану», волонтерскую помощь ветеранам тыла
В ходе реализации проекта развитие творческих склонностей и способностей подростков шло на основе взаимодействия с семьей, формировалось чувство ответственности за порученное дело, терпимость, умение прислушиваться к мнению взрослых членов семьи, ребята получили навыки исследовательской работы. Найденная информация представлена в виде исследовательских работ, патриотических акций, публикаций на страницах электронной энциклопедии района « Березополье: от А до Я». Этот проект был представлен мною на федеральном конкурсе проектов учителей применяющих новые информационные технологии в учебной работе проводимом Российской академией образования и Федеральным институтом развития образования, где получил неплохую оценку.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Главным в этой работе становится интерес учащегося.
Для того чтобы ребята не потеряли интерес к работе, не запутались в потоке информации работаем по заранее составленному алгоритму действий, который включает основные этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, и, конечно, собственные выводы. Такой алгоритм работы применяю при выполнении исследовательских работ в 10-11 классах, для 7-9 его немного упрощаю: выбор и формулировка темы, знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме, составление плана, написание конспекта, накопление собственных выводов, обобщений, оформление результатов работы.
Стержнем исследования является объект исследования, который и определяет его тему. Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит не только моральное удовлетворение, но побуждает ученика идти дальше по пути научного поиска. Помогаю определить тему, наметить объект исследования, виды и методы работ. Считаю важным, чтобы дети формировали свои собственные суждения, а не копировали их. При выборе темы стараюсь исходить из возможности ее освоения конкретным ребенком. Если работа интересна и значима для ребенка, то она непременно перейдет в продолжение исследования. Так в ходе исследовательской работы «Владельцы села Богородского» дети узнали, что село было первоначально пожаловано Кузьме Минину, затем по пересечению рода - передано князьям Черкасским, затем Шереметевым и заинтересовались история рода этих людей .Изучая деятельность последнего владельца села графа В. П. Шереметева появился вопрос - как он повлиял на развитие села, в чем причина конфликта 1859г между Василием Петровичем Шереметевым и местными крестьянами? Вызвала интерес Варвара Алексеевна Шереметева, мать Н.П. Шереметева (владельца подмосковной усадьбы Останкино, женившегося на своей крепостной певице П.И. Ковалевой- Жемчуговой. А это значит новое исследование, новый поиск.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое-настоящее-будущее. Считаю, что подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления. В прошедшем учебном году итоги исследовательской работы учащихся подвели на общешкольной ученической конференции «Творчество. Познание. Исследование». Главное не только написать, а уметь представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Участники конференции не только устно излагали материал, но и вступали в диалог, вели полемику, отвечали на вопросы. А затем - анализировали свои ошибки, давали оценку другим работам, сравнивали свое исследование с близкими по теме. И пришли к выводу: главное в этой работе не останавливаться на достигнутом, постоянно углублять свои знания, искать новое, любить свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся
Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
«Развитие творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве школы через журналистскую деятельность»
Выступление на конференции...
Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.
Основной смысл краеведческой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...
Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...