Исследовательская деятельность учащихся при изучении родного края, как одно из условий формирования творческой личности.
учебно-методический материал по краеведению (7 класс) на тему
Изучение малой родины-родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.odt | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся
при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.
Чиглакова С.В.
учитель географии
Воронеж 2017
Как сохранить интерес к урокам географии и краеведения? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили эти предметы и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Познавательный интерес, жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи научно- исследовательской деятельности:
- Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
- создание конечного продукта исследования.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.
Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.
В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.
Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 7 классах.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.
Исследования, которые я реализую в своей практике:
- экологические исследования;
- изучение родного края через составление буклета;
- исследования в рамках предмета и т.д.
Обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении краеведения, в 7 классе, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Географическое положение Воронежской области» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Какие особенности района отражены на гербе?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить особенности района»; задачи исследования: «Определить географическое положение и основной род деятельности населения Воронежской области». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.
Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект «Экологическая ситуация г. Воронежа и здоровье населения».
Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицины, химии. Учащиеся используют различные источники получения информации: книги, журналы, атласы, интернет и т.д.
В результате обучения географического краеведения с применением научно - исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
- назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
- устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
- характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
- устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
- прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
- пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
- представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
На уроках географического краеведения в 2016-2017 учебном году с учащимися 7 классов мы на протяжении уроков составляли буклет по районам Воронежской области. Каждый ученик в начале учебного года получает название района и работает по плану. Каждая новая тема исследования- отдельный лист в папке. Таким образом, к концу учебного года у ученика 7 класса на основании исследовательской деятельности формируется полное представление о районах Воронежской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....
Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формирования нравственной личности.
Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формированиянравственной личности....
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как одно из условий формирования творческой личности
Методтческая разработка по исследовательской работе на уроках истории...
«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-часть 1
«Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние ...
Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.
Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности по изучению родного края.Рекомендации пошагово раскрывают организацию работы ....
«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»
В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным применение исследовательской технологии, которая способствует б...
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края
Эко-тропа по Московскому Парку Победы....