Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".
проект
В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исследовательской самостоятельности на занятиях, помогает выявлять и развивать одаренных детей, применять индивидуальные образовательные маршруты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 174.32 КБ |
prezentatsiya_pedagogicheskogo_proekta.ppt | 1.28 МБ |
фото к презентации | 1.61 МБ |
фото к презентации | 1.26 МБ |
фото к презентации | 2.68 МБ |
фото к презентации | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Педагогический проект
«Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культуры, традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность».
Автор: Чумаченко Ирина Борисовна,
Педагог дополнительного образования
р.п. Мучкапский 2017
Содержание
1. Аннотация……………………………………………………………3
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность проекта…...3
3. Цели и задачи………………………………………………………..6
4. Мероприятия по проекту……………………………………………..8
5. Ожидаемые результаты …………………………………………….12
6.Описание проекта…………………………………………………….13
7. Результаты проекта…………………………………………………17
8. Методические ресурсы………………………………………………20
9. Приложение 1…………………………………………………………21
10. Приложение 2………………………………………………………..25
11. Приложение 3………………………………………………………..27
12. Приложение 4………………………………………………………..29
Аннотация
В данном педагогическом проекте представлено применение проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исследовательской самостоятельности на занятиях, который помогает разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию с каждым ребенком, помогает выявлению и развитию одаренных детей. Разработки апробированы и внедрены педагогом на образовательной площадке Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (р.п. Мучкапский) в период с 2015 г. по 2017 г., имеет положительную и стабильную результативность. Поэтому можно его использовать педагогам дополнительного образования, занимающихся художественно-прикладным творчеством с учащимися младшего и среднего школьного звена, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей, а также родителям и другим участникам образовательного процесса.
Главным ориентиром для разработки данного материала стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, через изучение и сохранение народных ремесел, на занятиях художественно-декоративного творчества.
Обоснование необходимости проекта
Концепция модернизации российского образования одной из задач ставит "формирование профессиональной элиты, выявление и поддержку наиболее одаренных талантливых детей и молодежи". Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Чем более успешно будут развиваться творческие способности одаренной личности, тем более динамично и поступательно будет осуществляться эволюция общественной жизни.
В общеобразовательной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры детей, которые должны обладать достаточно высоким и разносторонним образованием.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов, среди которых немаловажное место занимает предмет «Технология». Этот предмет способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико-ориентированным. Вместе с тем происходит сокращение количества учебных часов на изучение содержания предмета. В современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: вышивкой, лоскутным шитьем, плетением, лепкой и т.д. На уроках не всегда возможно качественно удовлетворить интересы и устремления таких учащихся. Возникает противоречие между формированием у учащихся технологической культуры, соответствующей государственному стандарту, и развитием и поддержанием интереса к народному творчеству при одновременном сокращении количества учебных часов. Дополнительное образование в данной ситуации является неотъемлемой частью образования и воспитания детей.
Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые, должны быть, заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.
Актуальность материала (слайд2) обусловлена: следующими важнейшими факторами:
-требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной и дополнительной образовательной программ, это развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них проектно-исследовательской деятельности, что способствует развитию одаренностей детей;
- необходимостью сохранения истории народа, его традиций, нравов, обычаев через возрождение традиционных промыслов Тамбовского края;
- ростом негативных воздействий внешней среды на становление школьника, более эффективной подготовкой их к самоопределению;
- обеспечением преемственности дополнительного и профессионального образования;
- недостаточностью использования национально-региональных возможностей в воспитании подрастающего поколения страны в системе дополнительного образования детей;
- слабая заинтересованность родителей во взаимоотношении с учреждениями дополнительного образования.
Потребность в реализации проекта усиливается ещё и следующими обстоятельствами, возникают противоречия (слайд3):
- между формированием у учащихся технологической культуры, соответствующей государственному стандарту, развитием и поддержанием одаренных детей через изучение народного творчества при одновременном сокращении количества учебных часов по основной программе «Технология» (а это единственный предмет практико-ориентированный);
- между необходимостью сохранения воспитательной ценности народного творчества и отсутствием системного подхода к изучению декоративно – прикладного творчества народных умельцев;
- между желанием создавать сложные, красивые изделия народного творчества и недостаточной сформированностью исследовательско - проектной культуры обучающихся.
Дополнительное образование в данной ситуации является неотъемлемой частью образования и воспитания детей.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулировать природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Приобщение детей к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, исследовательские, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Это приоритетная форма организации работы учащихся. Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний: это переход от авторитарного стиля обучения к взаимодействию «учитель – ученик». Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя – это подтверждает актуальность проекта.
Проблема педагогического проекта:
Недостаточное знание и представление детей о национальной культуре, традициях и искусстве родного Тамбовского края.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: выявление и развитие одаренных детей, через включение в активную учебно-познавательную проектную деятельность изучения культуры, традиций, ремесел родного края (слайд5).
Предмет исследования: организация и реализация процесса обучения традиционным народным ремеслам и промыслам Тамбовского края
в процессе, которого развивается познавательная инициатива, творческая и исследовательская самостоятельность, навыки самообразования учащихся.
Объект проекта – проектная деятельность обучающихся по декоративно – прикладному искусству и народному творчеству на занятиях по дополнительному образованию с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Гипотеза: если включить учащихся в активную учебно-познавательную проектную деятельность изучения культуры, традиций, ремесел родного края, то это будет способствовать нравственному воспитанию и формированию самостоятельной одаренной творческой личности.
Задачи проекта: (слайд 7)
развивающие:
-активизировать познавательную деятельности через изучение основ народного творчества и приспособлении его к современным условиям, требованиям жизни, организации активного обучения;
развитие умений:
- поисковых (самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько решений одной проблемы);
- коммуникативных (отстаивать свою точку зрения, общаться в процессе групповой работы);
- презентационных (умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления);
- менеджерских (планировать деятельность, анализировать результат собственной деятельности)
обучающие:
1. познакомить с народными художественными промыслами и ремеслами Тамбовского края (народная тряпичная кукла, Романовская глиняная игрушка).
2. организовать деятельность по проектированию изделий декоративно-прикладного творчества;
3. определить роль изучения и изготовления народной куклы, глиняной игрушки в творческом развитии и в нравственном воспитании детей.
воспитательные:
1.развитие сотруднических умений и навыков;
2.воспитание трудолюбия, уважения и бережного отношения к национальным традициям своего народа.
Сроки реализации проекта - сентябрь 2015г. – май 2017г. По продолжительности проект относится к долгосрочному. Вся работа по реализации данного проекта проводится в рамках занятий по дополнительному образованию в объединении «Рукоделие». Итогом работы по каждому разделу программы является индивидуальный, групповой или коллективный проекты.
Участники проекта (слайд8) - педагог дополнительного образования, обучающиеся объединения «Рукоделия» -34 ребенка, родители, методическая служба МБОУ ДО ДДТ.
Сотрудничество:
с объединением дополнительного образования при Шапкинском филиале Мучкапской СОШ;
с объединением дополнительного образования «Юный турист» при Доме детского творчества;
культурно - досуговыми организациями: Краеведческим музеем при Мучкапской СОШ и Шапкинском филиале, Районной библиотекой, Районным ДК.
Мероприятия, осуществляемые в ходе проекта:
-изучение состояния проблемы знания и представления детей о национальной культуре, традициях и искусстве родного Тамбовского края;
-подбор информации о художественных промыслах и ремеслах
Тамбовского края (народная кукла, глиняная игрушка);
-разработка системы занятий познавательного цикла, направленных на изучение народных промыслов и ремесел Тамбовского края;
-реализация процесса обучения по изготовлению народной куклы и глиняной игрушки;
-диагностика склонностей и способностей детей;
-подведение итогов по результатам обучения;
-подготовка информационно-методического сопровождения программы;
-публикация материалов работы по проекту;
-работа с родителями;
-проведение семинаров и творческих мастерских по теме проекта для учителей и учащихся Мучкапского района с организацией выставки изделий учащихся по изучаемым промыслам и ремеслам;
-проведение ключевых дел: «Осенены», «Моя родословная», «Наши ветераны», «Масленица», «Моя малая Родина»;
-взаимодействие образовательных учреждений района (межшкольные творческие мастерские);
-подготовка учебных материалов (инструкционные карты, готовые образцы, презентации);
-проведение экспериментальных занятий в разновозрастных группах;
-проведение экскурсий по краеведческим музеям (г. Тамбов, г. Борисоглебск, г. Муром, г. Нижний Новгород, г. Владимир, г. Суздаль);
-распространение опыта, полученного в результате работы над проектом
Формы учебной деятельности, используемые в работе (слайд 9): творческое проектирование; учебно-исследовательские работы; посещение выставок и мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству.
Кому адресован проект
Преподавателям и учащимся школ, учреждениям дополнительного образования, занимающимся вопросами развития одаренностей детей через трудовое обучение.
План мероприятий для организации образовательного процесса в 2015-2017 годах
№ пп | Содержание мероприятий | Дата | Участники |
I | Организационно-подготовительный этап | ||
1. | Поиск информации, в том числе в сети Internet по традиционным ремеслам Тамбовского края | сентябрь2015- декабрь 2015 | педагог доп. образования дети 3-его года обучения группа «Рукоделие», родители |
2. | Проводится диагностика начального уровня ЗУН Формирование учебных групп | сентябрь 2015 | педагог доп. образования, учащиеся |
3. | Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Предварительный выбор темы проекта Выбор формы представления результатов работы | октябрь 2015 | педагог доп. образования, учащиеся |
4. | Подготовка учебно-программной документации | ||
4.1 | Корректировка тем по традиционным ремеслам и промыслам в существующей программе декоративно-прикладного творчества. Анкетирование учащихся. | ноябрь 2015г. | педагог |
4.2 | Освоение новых технологий по традиционным ремеслам и разработка технологических карт | декабрь 2015 | # |
II | Основной этап | ||
1. | Работа по темам: Исследовательская работа. «Народное творчество родного края». Исследовательская работа «Безликие тряпичные куклы». Исследовательская работа «Пасха. Традиции. Сувениры». | Сентябрь 2015 – май 2016 | педагог, воспитанники |
2. | Работа по теме: Исследовательская работа. « Романовские глиняные игрушки». | Сентябрь 2016-апрель 2017 | педагог, воспитанники |
3. | Взаимодействие с семьей | ||
3.1 | Беседа для родителей «Влияние народных промыслов на развитие личности ребенка». | Ноябрь 2016г. | педагог, родители |
3.2 | Организация поездки в музей романовской игрушки | Май 2017 | педагог, родители, воспитанники |
III | Заключительный этап | ||
1. | Анализ деятельности учащихся и самоанализ своей деятельности | Апрель - май 2017 | педагог доп. образования, воспитанники |
2. | Выставки изделий в рамках традиционных ремесел | В течение всего периода работы по проекту | педагог доп. образования, воспитанники |
3. | Проведение мастер-классов по изготовлению кукол | Февраль-май 2016 | педагог доп. образования, учителя технологии, воспитатели, воспитанники, родители |
4. | Проведение мастер-классов по изготовлению романовских игрушек | Январь-май 2017г | педагог доп. образования, учителя технологии, воспитатели, воспитанники, родители |
5. | Прохождение представленных работ в отборочных этапах муниципальных конкурсов на краевые и российские конкуры | В течение всего периода | педагог доп. образования, воспитанники |
6. | Представление на научно-практических конференциях исследовательских, творческих проектов. | В течение 2015-2017г | педагог доп. образования, воспитанники |
Ожидаемые результаты проекта (продукт):
- умение учащихся создавать творческие проекты с исходным продуктом в форме готовых изделий, полностью отвечающих всем технологическим требованиям;
- формирование трудовых и технологических умений и навыков;
- повышение уровня практической направленности обучения;
-расширение и углубление знаний по истории, культуре, этнографии, прикладному искусству родного края, изучение опыта народных мастеров;
-разработка занятий познавательного цикла, направленных на изучение народных промыслов и ремесел Тамбовского края;
-использование творческих проектов на занятиях, мастер-классах, праздничных мероприятиях;
-оформление стендов Дома творчества работами учащихся;
-оформление кабинета декоративно-прикладного творчества.
Риски при реализации проекта: низкая мотивация учащихся, или они не готовы к выполнению проектов, являющихся затратными по времени и материально.
Рабочие материалы и оборудование:
кабинет, предназначенный для занятий декоративно-прикладным творчеством, имеет необходимую материально-техническую базу для организации образовательного процесса, оснащен муфельной печью для обжига керамики; оборудован информационно-дидактическими материалами, необходимой мебелью и электрооборудованием; оснащен персональным компьютерам, периферийными устройствами, цифровым фотоаппаратом, доступом в Интернет.
Описание проекта
Данный проект направлен в первую очередь на формирование универсальных учебных действий учащихся в их метапредметной деятельности по изучению различных видов декоративно-прикладного творчества. Метод проектной деятельности позволит реализовать принципы личностно-ориентированного подхода, что обеспечит каждому учащемуся возможность проявить свои индивидуальные способности. Для выявления заинтересованных и способных учащихся проводятся мониторинги через анкетирование, наблюдения на уроках, индивидуальные беседы с детьми и их родителями.
На каждом этапе проекта в зависимости от поставленных целей и задач формируются определенные универсальные учебные действия. К ним можно отнести личностные (действие самоопределения), регулятивные, позволяющие организовать учащимся свою деятельность по работе над проектом, общеучебные, включающие выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановку и формулировку проблемы с дальнейшим созданием алгоритма действия творческого характера.
Проектная деятельность учащихся позволяет соединить теорию с практикой, что делает теорию более интересной и реальной.
Организация проектной деятельности
Проект реализуется непосредственно на учебных занятиях с различными возрастными группами (с 1 по 7 классы) в несколько этапов и рассчитан примерно на три года. Программа обучения построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интереса к истории края, его природой, населением и культурой что позволяет целенаправленно поэтапно развивать творческие способности.
- На первом этапе (слайд11) (организационно-подготовительном) Проводится диагностика начального уровня ЗУН при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества. Идет осмысление целей и задач проекта, обсуждение вариантов выбора изделий для выполнения, поиск информации по проекту. Обсуждение возможных источников информации (библиотеки района, школьные краеведческие музеи, интернет и пр.) Здесь идет взаимодействие:
- с объединением дополнительного образования при Шапкинском филиале Мучкапской СОШ, занимающимся лепкой игрушек из глины;
- с объединением дополнительного образования «Юный турист» при Доме детского творчества, организующим экскурсии по краеведческим музеям;
- культурно - досуговыми организациями: Краеведческим музеем при Мучкапской СОШ и Шапкинском филиале, Районной библиотекой, Районным ДК.
Здесь цель: задать направление поиска информации.
Учимся формулировать основополагающие и проблемные вопросы, а так же основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Например:
- Можно ли назвать изделия декоративно-прикладного творчества, выполненные в национальных традициях или с использованием элементов народного творчества, современными и почему?
- Какие виды народного декоративно-прикладного творчества представлены в нашем районе, области?
- Какие традиционные куклы были у русского народа, и какие в Мучкапском районе, когда появились, какое назначение имела каждая кукла. Существует ли ремесло по изготовлению куклы сейчас?
- Что вы знаете о Романовской игрушке?
- Совместимость современного интерьера и изделий декоративно-прикладного творчества.
Для повышения эффективности обучения на основном этапе (слайд12) проводятся исследования по выбранной теме, направленные на расширение и углубление знаний по предмету. Определяются формы представления результатов:
- Учащиеся определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Считаю, что исследовательская деятельность способствует развитию культуры общения, росту информационной культуры учащихся, проникновению в этнокультуру нашего края.
Далее выполняются эскизы изделий, рассматриваются цветовое решение, композиционное построение, подбор материалов, инструментов и приспособлений. Выбор технологии изготовления. Разработка критериев, предъявляемых к работе. Этап по непосредственному выполнению изделия занимает большую часть времени, в среднем больше половины, отведенного на проект.
Знакомясь с народным творчеством, девочки узнают особенности ремесел народов нашего Тамбовского края, изготавливают тряпичные куклы, панно, глиняные игрушки-свистульки, колокольчики и др.
Данный проект учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры, традициями и обрядами, этнокультурой. Эта позиция находит свое отражение и развитие во многих проектах, разработанных учащимися: «Прошлое, настоящее и будущее безликой куклы», «Обереги в традициях и обрядах», «Пасхальные сувениры», «Природа родного края в картинах», «Деревенские мотивы», «Романовские глиняные игрушки», «Почувствуй себя мастером», «Глиняные куклы в Тамбовских костюмах» и др.
На данном этапе идет развитие таких компонентов технологической культуры как культура труда, культура дома, культура дизайна, потребительская культура, культура человеческих отношений и т. д. Обсуждая с учащимися темы творческих проектных работ, подчеркиваю их практическую полезность и значимость. Это позволяет формировать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать и сотрудничать как с учащимися, так и с учителем, полно и точно выражать свои мысли.
Сформировать глубокие познавательные интересы к выполнению проекта у всех учащихся невозможно, однако важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно, тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастает в глубокий и стойкий интерес к занятиям.
Интерес к занятиям поддерживается через новизну знаний, информации об исторических корнях того или иного ремесла, о различных новинках, о технологиях обработки материалов, о разнообразии самих изделий и т.д.
Проектом предусмотрено вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, которое идет через проведение мастер-классов, проектов, мероприятий, экскурсий, в которых принимают участие дети вместе с родителями. Благодаря этому возросла мотивация к обучению и интерес к занятиям. Реально развивается сотрудничество «ученик - учитель - родители».
Заключительным этапом (слад14) является подготовка к презентации проекта и его защита. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление презентации с результатами исследований. Оценивание результатов проекта школьниками, учителем, самооценка.
Основным элементом на последнем этапе является рефлексия учеников и учителя:
- Учащиеся оценивают работу каждого участника проекта.
-Учитель оценивает работу в целом.
Основные критерии, предъявляемые к проектам: оригинальность, качество, самостоятельность выполнения; правильное композиционное и цветовое решение. Критериями оценки результатов деятельности могут служить достижения учащихся в различных конкурсах и проектах.
Результаты проекта
Данный проект реализуется мною на протяжении нескольких лет, имеет положительную и стабильную результативность. Главная цель – развитие личности ребёнка, его адекватная самооценка для этого проводится мониторинг индивидуальных достижений ребенка, его личностного роста, успехов, участия в различных выставках, конкурсах, мероприятиях в процессе освоения им дополнительной образовательной программы. Внутренней оценкой достижений обучающихся является динамика развития универсальных учебных действий (слайды 16,17).
В процессе системного обучения по программе, с использованием проектного метода обучения, у учащихся формируются:
1.Устойчивая внутренняя мотивация к развитию творческой самостоятельности и самообразованию. Внешней оценкой достижений обучающихся становится результативное (слайд 18) участие в конкурсах, выставках:
-конкурс одаренных детей системы дополнительного образования детей «Звездочки Тамбовщины 2016», «Искорки Тамбовщины 2017» - Новикова Ксения, Жирова Мирослава;
-конкурс-выставка «Фабрика игрушек Деда Мороза» - Прохоренкова Елена;
-конкурс выставка «Зеленая планета» - Черняев Никита, Филатова Надежда;
-Всероссийский фольклорный фестиваль «Православная культура Тамбовского края» - Новикова Ксения, Жирова Мирослава, Гутин Игорь;
-конкурс по правилам дорожного движения - Пирагова Дарья.
2. Дети приобретают навыки планирования работы, пытаются найти пути осуществления поставленной цели, продумывают последовательность действий. Полученные знания по обработке материалов (глина, ткани) приводит их к умению создавать красивые, качественные изделия. 3.Самостоятельное применение технологий декоративно – прикладного направления, умение их выбирать и объединять в одном изделии, приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления.
4. Развивается социальный опыт учащихся (участие в коллективных делах способствует осознанию важности и ответственности за выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата).
В процессе использования проектного метода обучения (слайд17):
- повысилось качество обученности учащихся;
- расширился кругозор, за счет знакомства с дополнительными источниками информации;
- возрос интерес к предмету, так как каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности, начиная с идеи и заканчивая конечным продуктом.
- возросла технологическая грамотность учеников, так как учащиеся получили возможность вносить элементы новизны в конкретную технологию, а это в свою очередь формирует политехнические умения и навыки.
- сформировались умения и навыки работы с компьютерными программами Power Point, office Word.
Результаты педагога (Слайд 20)
1. Опыт работы обобщен и распространен на региональном уровне в рамках регионального межведомственного форума работников системы дополнительного образования (22.04.2017г.)
2. Разработаны модули: «Народные рукотворные куклы», «Романовская глиняная игрушка» программы «Счастливый дом».
3. Подготовлен методический и дидактический материал для занятий по декоративно прикладному творчеству.
4. Проведены мастер-классы для педагогов дополнительного образования и учителей технологии района: «Изготовление куклы - скрутки», «Лепка романовской игрушки - свистульки», «Лепка глиняных колокольчиков».
5.Выступление на семинаре «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» с докладом «Метод проекта в образовательной деятельности учащихся».
6. Участие в региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля, конкурсе «Православная культура Тамбовского края», «Палитра ремесел», «Тамбовский сувенир», региональном конкурсе исследовательских и творческих работ «Русская национальная игрушка» и др.
7. Активизация творческой проектной деятельности детей
8. Результативное участие детей в выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня (муниципальный, региональный);
Вывод:
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о влиянии включения учащихся в активную учебно-познавательную проектную деятельность на развитие и формирование самостоятельной творческой одаренной личности, подтвердилась.
Данный проект можно рекомендовать к реализации в других общеобразовательных учреждениях дополнительного и общего образования детей. Работа по этому проекту будет продолжена дальше. (Слайд 22)
Методические ресурсы, используемые для работы.
Группа авторов, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой- М: Вентана-Графф, 2003.-296с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, -М.: Народное образование, 2001.
Скребцова, Т.О. Соленое тесто. Лепим поделки и сувениры. [Текст] / Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Шептуля, А.Э. Домашние обереги своими руками. [Текст] / А.Э. Шептуля. – М.: Эксмо, 2006.
Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г.
портал «Дополнительное образование детей» http://vidod.edu.ru
сеть творческих учителей http://teacher.68edu.ru
социальная сеть работников образования nsportal.ru
справочно-информационный портал дополнительного образования детей http://www.kidsworld.ru
сайт профессионального сообщества педагогов http://metodisty.ru
Приложение 1
Тест по теме «Русская тряпичная кукла»
Теоретическая часть
1. Перечислите, какие наиболее значимые моменты жизни воспроизводились в игре с куклами?
________________________________________________________________ (Рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе).
2. Перечислите, из каких материалов изготавливали кукол на Руси?
__________________________________________________________________
(Зола, ткань, дерево, солома).
3. На какие три группы по назначению делятся куклы?
(Обереговые, игровые и обрядовые).
4. Выберите правильный ответ.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу. Как она называлась?
1) Капустка
2) Берегиня
3) Купавка
5. У куклы-оберега не было:
1) ног
2) рук
3) лица
4) волос
6. Какую куклу клали перед рождением в колыбель?
1) кувадки
2) пеленашку
3) на счастье
4) кубышку-травницу
7. Выберите правильный ответ.
Какие из перечисленных кукол являются обереговыми:
Коляда, кукла Рябинка, кукла Берегиня, Масленица, кукла ангел, желанница, неразлучники, пеленашки)
8. Как называлась кукла, которая шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию?
(на выхвалку)
9. Какие куклы относятся к обрядовым?
(коляда, купавка, сорока, десятиручка, кувадки, спиридон-солнцеворот, масленница).
10. Вставьте нужное название.
……………………..от слова "беречь", "оберег". Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов.
11. Выберите правильный ответ.
Эта кукла - подружка и советчица юной девочки в сердечных делах и житейских, оберегает сердце от тоски. Как она называется?
1)желанница
2) подружка-плакушка
3) веснянка
4) красота
11. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.
1) параскева-десятиручница
2) покостница
3) сноп
4) на выхвалку
12. Напиши название кукол:
(колокольчик, мировое дерево, неразлучники, берегиня, коза, божье око, кубышка-травница, крестец)
Практическая часть
Выполнение творческого проекта.
Критерии оценивания (от 3 до 5 баллов)
1.Соблюдение технологии при изготовлении куклы (цветовое решение, подбор материалов, качество скрутки т.д.)____
2. Аккуратность исполнения _______
3. Оригинальность и выразительность оформления изделия____
4. Качество, содержательность, оригинальность проекта и презентации_____
Итого баллов:
По итогам тестирования и выполнения задания оформляется индивидуальная карточка учета результатов обучения учащегося (приложение 3)
Приложение 2
Тест по теме «глиняные романовские игрушки»
1. Где и когда появилась романовская глиняная игрушка?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Назови основные образы романовской игрушки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажи основные базовые формы романовской игрушки:
а) шар
б) пельмень
в) кокан
г) цилиндр
д) кукан
е) лепешка
ж) катушка
4) Укажите температуру обжига игрушек:
а) 650-750; б) 850-950; в) 1050-1100
5)Соотнесите картинку и название операции.
| А. Придерживая большим пальцем середину лепешки защипываем «пельмень» оставляя внутри воздушную камеру. |
2 . | Б. Шарик расплющиваем между ладоней, получается лепешка, постучали по ней, подравняли. |
3. | В. Из небольшой лепешки формируем хвостик |
4. | Г. Отделить необходимый кусок глины (диаметр примерно 5-7см) и скатать шар. |
5. | Д. С одной стороны «пельмешка» отожимаем пальцами часть глины для шеи и головы. С другой стороны «пельмешка» вытягиваем хвостик, в нем будет свисток. |
Практическая часть
Выполнить изделие на базе любой из изученных форм или творческий проект.
Критерии оценивания изделия
(от 3 до 5 баллов)
1.Соблюдение технологии ____
2. Аккуратность исполнения _______
3. Оригинальность и выразительность оформления____
4. Качество, содержательность, оригинальность проекта и презентации_____
Итого баллов:
По итогам теста и выполнению задания оформляется индивидуальная карта учета индивидуальных достижений учащегося (приложение 3).
Приложение 3
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной
образовательной программе.
Фамилия, имя ребенка Возраст Вид и название детского объединения Ф.И.О. педагога Дата начала наблюдения | |||
Сроки диагностики Показатели | Конец первого года обучения | Конец второго года обучения | Конец третьего года обучения |
1Теоретическая подготовка ребенка: 1.1 История возникновения и основные виды народных тряпичных, кукол. | |||
1.2 История возникновения Романовской глиняной игрушки | |||
1.3 Основы цветоведения (название основных и составных цветов, хроматические и ахроматические цвета). | |||
1.4 Основы композиции | |||
1.5 Владение специальной терминологией (шаблон, лекало, выкройки, роспись, рельеф, объем, композиция, краски, палитра, линия, аппликация, симметрия). | |||
1.6 Названия инструментов и приспособлений, используемых для работы. | |||
1.7 Основные виды ручных швов | |||
1.8 Основные приемы лепки, базовые формы | |||
2.Практическая подготовка ребенка: 2.1 Умение пользоваться инструментами, приспособлениями: ножницами, иглами, линейкой, кистью, красками, стеками, и т.д. | |||
2.2 Подбор красок в соответствии поделки. | |||
2.3 Изготовление различных видов тряпичных кукол
| |||
2.4 Лепка романовской глиняной игрушки на базе основных форм | |||
2.7 Моделирование художественно- выразительных форм из глины | |||
2.8 выполнять работу: -по образцу; -схеме; - внести изменение или дополнение в оформление или конструкцию поделки; -самостоятельно; -по индивидуальному замыслу (проекту) | |||
3.Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1 Учебно-интеллектуальные умения: -использование специальной литературы, -компьютерных источников для поиска необходимой информации; -умение осуществлять учебно-исследовательскую, проектную работу.
| |||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: -умение слушать и слышать педагога; -умение выступать перед аудиторией; - участвовать в дискуссии. | |||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: -умение организовать свое рабочее место; -навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; - умение аккуратно выполнять работу. | |||
4 Предметные достижения ребенка: - на уровне детского объединения; -на уровне учреждения дополнительного образования; - на муниципальном уровне; - на региональном уровне |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Важнейшими задачами общего образования в XXI веке, которые нашли отражение в ФГОС ООО второго поколения, являются: научить учиться (учиться познавать); создавать (практическая направленность обучения); научить жить (культура дома, здоровый образ жизни); научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания Приобщение детей к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, исследовательские, творческие способности индивидуально у каждого учащегося.
Противоречия Между формированием у учащихся технологической культуры, соответствующей государственному стандарту, развитием и поддержанием одаренных детей через изучение народного творчества при одновременном сокращении количества учебных часов по основной программе «Технология» Между необходимостью сохранения воспитательной ценности народного творчества и отсутствием системного подхода к изучению декоративно – прикладного творчества народных умельцев Между желанием создавать сложные, красивые изделия народного творчества и недостаточной сформированностью исследовательско- проектной культуры обучающихся
Проектная деятельность учащихся - это
Цель проекта Выявление и развитие одаренных детей, через включение в активную учебно-познавательную проектную деятельность изучения культуры, традиций, ремесел родного края
Объект проекта – проектная деятельность обучающихся по декоративно – прикладному искусству и народному творчеству на занятиях по дополнительному образованию . Предмет – организация проектного обучения, в процессе которого развивается творческая и исследовательская самостоятельность и навыки самообразования учащихся. Гипотеза: если включить учащихся в активную учебно-познавательную проектную деятельность, то это будет способствовать эффективному развитию и формированию самостоятельной творческой одаренной личности.
Задачи проекта Активизировать познавательную деятельности через изучение основ народного творчества и приспособлении его к современным условиям, требованиям жизни, организации активного обучения; освоить, в том числе, технологию изготовления народной тряпичной куклы, глиняной Романовской игрушки; развивать творческие способности воспитанников на основе выполнения творческих заданий по разработке авторских изделий; стимулировать интерес к изучению и сохранению народного творчества через исследовательскую деятельность при создании творческих проектов; определить роль изучения и изготовления народной куклы, глиняной игрушки в творческом развитии и в нравственном воспитании детей; ф ормировать методический банк.
Участники проекта Социальные партнеры Образовательные учреждения Объединения дополнительного образования Учреждения культуры Педагог дополнительного образования Методическая служба МБОУ ДО ДДТ Родители воспитанников Воспитанники Краеведческие музеи
Формы учебной деятельности, используемые в работе: творческое проектирование; учебно-исследовательские работы; посещение выставок и мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству. п роведение экскурсий по краеведческим музеям (г.Тамбов, г. Борисоглебск, г.Муром, г. Нижний Новгород, г. Владимир, г.Суздаль) . Проведение семинаров и творческих мастерских по теме проекта для учителей и учащихся Мучкапского района. Проведение ключевых дел: «Осенены», «Моя родословная», «Наши ветераны», «Масленица», «Моя малая Родина».
1. Организационно-подготовительный этап 2.Основной этап 3.Заключительный этап Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта Организационно-подготовительный этап (сентябрь 2015- декабрь 2015) Анализ существующей авторской образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству «Счастливый дом» и модернизация программы с учетом современных педагогических подходов к образовательному процессу и культурных традиций родного края. Диагностика начального уровня ЗУН при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества 3. Использование потенциала партнерских отношений 4. Подготовка материалов для творческих работ, информационное обеспечение проекта. 5. Формирование списка учащихся. 6.Предварительный выбор темы проекта 7. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. 6. Определение формы представления результатов.
Основной этап январь 2016-январь 2017 учебный год 1.Реализация учебно-творческого процесса : организация и проведение исследований обучающимися, например: «Особенности народного творчества родного края»; «Прошлое, настоящее и будущее безликой куклы», «Пасха. Традиции. Сувениры»; «Романовские глиняные игрушки»; «Обереги». «Глиняные куклы в Тамбовских костюмах» Итогом работы по каждому разделу программы является индивидуальный, групповой или коллективный проекты. 2.Выбор безопасных способов работы, материалов, инструментов, приспособлений. Разработка эскизов изделия. Выполнение изделия. 4. Подготовка к презентации проекта. Написание сообщения или создание презентации PowerPoint . 3. Осуществление социального партнерства
Самостоятельная работа учащихся, обсуждение задания каждого в группе Поиск и обработка информации. Выполнение расчетов и схем. Выбор технологии изготовления . Разработка критериев, предъявляемых к работе. Самостоятельная работа групп и индивидуальная работа над проектом Групповые и индивидуальные консультации. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Заключительный этап февраль-май 2017 года Анализ деятельности учащихся и самоанализ своей деятельности Выставки, конкурсы, включающие новую форму работы, условно называемую «презентация», разработка и защита творческих проектов, проведение мастер-классов Прохождение представленных работ в отборочных этапах муниципальных конкурсов на областные конкуры Размещение материалов на сайте учреждения; Выпуск методической продукции, проведение семинаров-практикумов
Результаты проекта Развитие универсальных учебных действий ( регулятивных ): у чебно-организационные умения и навыки
Уровень воздействия проектной деятельности на развитие личностных качеств обучающихся Результаты проекта
Конечные результаты обучающихся Познакомились с историей развития, особенностями изготовления, основными элементами, технологическими приёмами изготовления Романовской глиняной игрушки, народной куклы, оберегов и народного творчества родного края. Повышен уровень творческой заинтересованности в изучении и сохранении народного творчества через исследовательскую деятельность при создании творческих проектов. Сформированы навыки изготовления безликой куклы, глиняной игрушки, оберегов, с использованием элементов народного творчества. Умеют разработать эскиз поделки по собственному замыслу и воплотить его в творческом проекте. Развиты умения интегрировать традиции народного творчества в авторские изделия. Развиты умения воспитанников защищать свой проект с использованием компьютерных технологий.
Участие воспитанников объединения «Рукоделие» в конкурсах, выставках Конкурс одаренных детей системы дополнительного образования детей «Звездочки Тамбовщины», «Искорки Тамбовщины»- Новикова Ксения, Жирова Мирослава; Региональный этап конкурса «Палитра ремесел» – Новикова Ксения; Региональный конкурс исследовательских и творческих работ «Русская национальная игрушка» - Сапрыкина Ксения; Конкурс выставка «Зеленая планета» - Черняев Никита, Пирагова Дарья, Филатова Надежда; Всероссийский фольклорный фестиваль «Православная культура Тамбовского края»- Новикова Ксения, Жирова Мирослава; Конкурс-выставка «Вторая жизнь ненужных вещей» - Чурсина Юлия, Черняев Никита. Результаты проекта
Результативность совместной деятельности
Результаты педагога Активизация творческой проектной деятельности детей Разработка методического и дидактического материала Разработка модуля «Народные рукотворные куклы» , «Глиняная романовская игрушка Социальная адаптация обучающихся Обобщение опыта работы Проведение мастер-классов Результативное участие детей в выставках, конкурсах
Данный проект можно рекомендовать к реализации в других общеобразовательных учреждениях дополнительного образования детей при выполнении следующих условий: 1. Использование педагогами проектной Технологии 2. Работа в рамках ФГОС II поколения 3. Использование педагогами и обучающимися ИКТ 4. Ведение педагогами активной внеурочной деятельности Анализ результативности проекта
Вывод Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о влиянии включения учащихся в активную учебно-познавательную проектную деятельность на развитие и формирование самостоятельной творческой одаренной личности, подтвердилась.
Ресурсы Группа авторов, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой- М: Вентана - Графф, 2003.-296с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, -М.: Народное образование, 2001. Скребцова, Т.О. Соленое тесто. Лепим поделки и сувениры. [Текст] / Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Шептуля, А.Э. Домашние обереги своими руками. [Текст] / А.Э. Шептуля. – М.: Эксмо, 2006. Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г. портал «Дополнительное образование детей» http://vidod.edu.ru сеть творческих учителей http://teacher.68edu.ru социальная сеть работников образования nsportal . ru справочно-информационный портал дополнительного образования детей http://www.kidsworld.ru сайт профессионального сообщества педагогов http://metodisty.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осенины
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектные работы учащихся Сапрыкина Ксения т ворческий проект «Прошлое, настоящее и будущее безликой куклы»2016г., 3-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Русская национальная игрушка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шапкинский краеведческий музей
Мастер-класс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экскурсия в Тарханы Экскурсия в г. Суздаль
Обзорные экскурсии по Мучкапу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....
Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей
При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
Поддержка и развитие одаренных детей через организацию каникулярной профильной школы «Прорыв»
Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно б...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...