Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
статья по краеведению (8 класс) по теме
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жизненных ситуациях, способствует социализации подростков, выработке у них активной жизненной позиции, приводятся примеры исследовательских проектов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
Чудова Светлана Витальевна
учитель биологии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», г.Тейково.
21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая.
Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.
К сожалению, в нашей школе нет учебного предмета экология, поэтому восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях учащимся помогает творческое объединение школьников «Экологическое краеведение», которое существует в школе более шести лет. За время существования объединения изменился возрастной состав участников, возросло их количество, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения.
Это применение технологий творческого характера, связанных с развитием опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Цель которых – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.
Организация образовательного процесса в объединении характеризуется следующими особенностями:
- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог)
- психологическая атмосфера носит неформальный характер;
- учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной творческой группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
Объединение является официально зарегистрированной детской организацией, имеет свой паспорт, устав и свои традиции.
ПАСПОРТ
1Название : Творческое объединение школьников:«Экологическое краеведение».
2.Колличество членов: 30 человек.
3.Система приёма в объединение : Личное желание учащихся, личное заявление. 4.Цель объединения : Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, изучение природы родного края. 5.Направлени работы:
- заседания объединения;
- исследовательская работа;
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- работа с научно-популярной литературой;
- лекторская работа.
6.формы и методы, используемые в работе объединения : Исследовательская работа на природе, экскурсии и встречи, практические работы, экологические акции, сюжетно-ролевые игры.
7.Руководитель: Чудова Светлана Витальевна учитель биологии МСОШ .№10 г.Тейково.
8. Адрес объединения: г. Тейково. М.СОШ .№10.
УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1 Юным экологом может быть любой учащийся школы , любящий природу , желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 2 Юные экологи обязаны :
- принимать участие в охране окружающей среды;
- знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- изучать природные богатства родного края;
- постоянно повышать уровень своих знаний о природе.
3 Юные экологи объединения имеют право:
- принимать участие в городских и областных экологических акциях и мероприятия;
- вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
- излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе.
4 Юный эколог всегда должен помнить:
- природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
- от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников.
В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении определённого промежутка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные проекты
Примеры исследовательских проектов:
«Красота вокруг нас» - (проект состоит из двух частей: 1)определение плодородия почвы различными методами; 2 )творческие работы по проектированию пришкольной клумбы).
«Какую воду мы пьём?»;
«Экологическое состояние скверов нашего города»;
«Сударыня – речка»;
информационные – «Экология сада»; «Экология нашего дома»; «Заповедные места моего города»;
творческие – «Проект создания экологической тропы Рубское озеро – памятник природы Ивановской области»; «Красота и индивидуальность нашего города»;
практико-ориентированные – «Экологические проблемы города Тейково и возможные пути их решения»; «Школа – наш дом» и др.
Проект: «Экологические проблемы г.Тейково»
Целью проекта стало исследование противоречий «общество – природа» на уровне города, в котором мы живём.
В ходе исследования ребята провели:
- социологический опрос населения.
- изучили и проанализировали материалы СМИ Ивановской области за прошедшие три года.
- организовали встречи:
- С председателем комитета по экологии города и района.
- Посетили Центр Госэпиднадзора г. Тейково и побеседовали с главным санитарным врачом города.
- Совершили экскурсию в лабораторию СЭС.
- Побывали на очистных сооружениях АО «Тейково – Текстиль».
По результатам исследования были выявлены основные экологические проблемы города Тейково и предложены меры по их устранению.
Проект был представлен на региональной исследовательской конференции «Молодёжь изучает окружающий мир» в г. Иваново.
Проект «Заповедные места моего города»
Интерес к своему прошлому, к истории своей малой родины возникает и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. От прошлого остаются памятники духовной и материальной культуры. Они достаточно удачно вписаны в окружающие природные ландшафты, и вместе с ними составляют единое целое и неразрывное наследие, являющееся своеобразной «визитной карточкой» местности.
Целью проекта было выявление таких мест и природных объектов в нашем городе.
Проект: «Исследование экологии парков»
6 сентября 2007 года знаменательное событие для нашего города – это день его рождения. 80-летний путь, пройденный им, отмечен многими событиями. Тысячи людей были их участниками, писали своими судьбами страницы городской биографии. Учащиеся попытались заглянуть в прошлое с помощью архивов и воспоминаний свидетелей тех событий, чтобы поразмыслить о настоящем и будущем нашего города.
Парки города были исследованы по плану:
- История создания сквера (парка);
- Экологическое состояние сквера (парка) на сегодняшний день;
- Меры по улучшению состояния зелёных насаждений.
Проект Создания экологической тропы: «Рубское озеро – памятник природы Ивановской области»
Рубское озеро -жемчужина нашей области. Мы любим там отдыхать и купаться. Прекрасное место отдыха. Но это ещё и памятник природы, нуждающийся в нашем бережном отношении.
Цель проекта: исследовать экологические проблемы этого памятника природы и попытаться найти пути их решения.
В ходе исследования была выявлена главная проблема охраняемых территорий несущих рекреационную нагрузку – это недостаток экологической культуры населения.
Одним из решений этой проблемы на наш взгляд это создание экологической тропы.
Главной задачей, которой является воспитание экологической культуры и экологического сознания, чувства гражданина, патриота, хозяина своей земли, своей малой Родины.
Назначение экологической тропы:
-формирование экологической культуры;
-экскурсионная работа;
-учебно-исследовательская деятельность;
-экологический мониторинг.
Режим пользования:
Проведение экскурсий, экологический мониторинг, исследовательские работы.
Разработка маршрута и стоянок.
Маршрут имеет общую протяжённость 1400 метров. В зависимости от целей посещения он может быть сокращён до 700 метров.
Маршрут позволяет посетителям ознакомиться с различными природными сообществами, а также с редкими и особо охраняемыми растениями местной флоры, изучить последствия антропогенного влияния.
Информативность тропы определяется тем, что на ней представлены все основные природные сообщества нашего края: (водное – озеро Рубское, тёмнохвойный лес, светлохвойный лес, мелколиственный лес, болото).
В самом озере и его окрестностях обитают редкие и охраняемые растения и животные. Среди обитателей леса много легендарных растений. О них и других загадках природы рассказывают наши экскурсоводы
Успешно реализованный экологический проект способствует решению целого ряда задач.
Во-первых, участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.
Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, жителями микрорайона, учителями во время работы над проектом способствует социализации ребёнка.
В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.
В результате работы над проектом школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...
"Творческий проект "Филармония школьника" как одна из форм привлечения детей к искусству"
Здесь я делюсь своим опытом создания проекта привлечения детей к искусству....
Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся
«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...
Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.
"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...
Исследовательская деятельность учащихся при изучении родного края, как одно из условий формирования творческой личности.
Изучение малой родины-родного края....
Формирование опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся по экологии родного края
Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из спо...
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края
Эко-тропа по Московскому Парку Победы....