Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
статья по краеведению (8 класс) по теме

Чудова Светлана Витальевна

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жизненных ситуациях, способствует социализации подростков, выработке у них активной жизненной позиции, приводятся примеры исследовательских проектов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое объединение школьников как одна из форм развития  учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

Чудова Светлана Витальевна

учитель биологии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», г.Тейково.

21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая.

Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

К сожалению, в нашей школе нет учебного предмета экология, поэтому восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях  учащимся помогает творческое объединение школьников «Экологическое краеведение», которое существует в школе более шести лет. За время существования объединения изменился возрастной состав участников, возросло их количество, но неизменными остаются  основные принципы и методы работы объединения.

Это применение технологий творческого характера, связанных с развитием опыта изучения и решения реальных экологических проблем.  Цель которых – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.

Организация образовательного процесса в объединении характеризуется следующими особенностями:

  1. учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
  2. обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог)
  3. психологическая атмосфера носит неформальный характер;
  4.  учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
  5. допускается переход учащихся из одной творческой группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Объединение является официально зарегистрированной детской организацией, имеет свой паспорт, устав и свои традиции.

ПАСПОРТ

1Название : Творческое объединение школьников:«Экологическое краеведение».                                                                

2.Колличество членов: 30 человек.

3.Система приёма в объединение : Личное желание учащихся, личное заявление.                                                                                        4.Цель  объединения : Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, изучение природы родного края.                                                                                                         5.Направлени работы:

-  заседания объединения;

-  исследовательская работа;

-  участие в школьных и городских олимпиадах;

-  работа с научно-популярной литературой;

-  лекторская работа.                                                                                                                                                                                                                      

6.формы и методы, используемые в работе объединения : Исследовательская работа на природе, экскурсии и встречи, практические работы, экологические акции, сюжетно-ролевые игры.

7.Руководитель: Чудова Светлана Витальевна учитель биологии МСОШ .№10    г.Тейково.                                                                              

      8. Адрес объединения: г. Тейково. М.СОШ .№10.

УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1   Юным  экологом  может  быть  любой  учащийся  школы , любящий  природу  , желающий  внести  свой  посильный  вклад  в  дело  охраны природы.                                                                               2   Юные  экологи  обязаны :                                                                     

-  принимать   участие  в  охране окружающей  среды;

      -   знать  и  соблюдать  нормы  экологической  этики  и  морали;

-    изучать  природные  богатства   родного  края;                              

-   постоянно  повышать  уровень  своих   знаний  о      природе.  

3   Юные  экологи  объединения  имеют  право:                                 

-  принимать  участие  в  городских  и  областных   экологических      акциях  и  мероприятия;                                                                  

-  вести  исследовательскую  работу  по  изучению  природы  и  экологии  родного        края;

-  излагать  своё  мнение  на  заседаниях  объединения  и  в  прессе.

 4  Юный  эколог  всегда  должен  помнить:                               

-  природа – это  живая, чувствительная, очень  сложная  система;

-  от каждого  из  нас  зависит, что  останется  в  этом  мире  будущим  поколениям.

Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников.

В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении определённого промежутка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные проекты

Примеры исследовательских проектов:

 «Красота вокруг нас» - (проект состоит из двух частей: 1)определение плодородия почвы различными методами;  2 )творческие работы по проектированию пришкольной клумбы).

«Какую воду мы пьём?»;

«Экологическое состояние скверов нашего города»;

«Сударыня – речка»;    

информационные – «Экология сада»; «Экология нашего дома»; «Заповедные места моего города»;

 творческие – «Проект создания экологической тропы Рубское озеро – памятник природы Ивановской области»; «Красота и индивидуальность нашего города»;

 практико-ориентированные – «Экологические проблемы города Тейково и возможные пути их решения»; «Школа – наш дом» и др.

Проект: «Экологические проблемы г.Тейково»

Целью проекта стало исследование противоречий «общество – природа» на уровне города, в котором мы живём.            

В ходе исследования ребята провели:

       - социологический опрос населения.

       - изучили и проанализировали материалы СМИ Ивановской области за    прошедшие три      года.                                                            

       - организовали встречи:                          

  1. С председателем комитета по экологии города и района.
  2. Посетили   Центр Госэпиднадзора г. Тейково и побеседовали с главным санитарным врачом города.  
  3. Совершили экскурсию в лабораторию СЭС.                                          
  4. Побывали на очистных сооружениях АО «Тейково – Текстиль».

По результатам исследования были выявлены основные экологические проблемы города Тейково и предложены меры по их устранению.

Проект был представлен на региональной исследовательской конференции «Молодёжь изучает окружающий мир» в г. Иваново.

Проект «Заповедные места моего города»

Интерес к своему прошлому, к  истории своей малой родины возникает и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. От прошлого остаются памятники духовной и материальной культуры. Они достаточно удачно вписаны в окружающие природные ландшафты, и вместе с ними составляют единое целое и неразрывное  наследие, являющееся своеобразной «визитной карточкой» местности.

Целью проекта было выявление  таких мест и природных объектов в нашем городе.

         

Проект: «Исследование экологии парков»

6 сентября 2007 года  знаменательное событие для нашего города – это день его рождения. 80-летний путь, пройденный им, отмечен многими событиями.                                                   Тысячи людей были их участниками, писали своими судьбами страницы городской биографии. Учащиеся попытались заглянуть в прошлое с помощью архивов и воспоминаний свидетелей тех событий, чтобы поразмыслить о настоящем и будущем нашего города.  

Парки города были исследованы по плану:

- История создания сквера (парка);

- Экологическое состояние сквера  (парка) на сегодняшний день;

-  Меры по улучшению состояния зелёных насаждений.

 

Проект Создания экологической тропы: «Рубское озеро – памятник природы Ивановской области»

Рубское озеро -жемчужина нашей области. Мы любим там отдыхать и купаться. Прекрасное место отдыха. Но это ещё   и памятник  природы, нуждающийся в нашем бережном отношении.  

 

Цель проекта: исследовать экологические проблемы этого памятника природы и попытаться найти пути их решения.

В ходе исследования  была выявлена главная проблема охраняемых территорий несущих рекреационную нагрузку – это недостаток экологической культуры населения.                 

Одним из решений этой проблемы на наш взгляд это создание экологической  тропы.

Главной задачей, которой является воспитание экологической культуры и экологического сознания, чувства гражданина, патриота, хозяина своей земли, своей малой Родины.

Назначение экологической тропы:

-формирование экологической культуры;

-экскурсионная работа;

-учебно-исследовательская деятельность;

-экологический мониторинг.

Режим пользования:

Проведение экскурсий, экологический мониторинг, исследовательские работы.

Разработка маршрута и стоянок.

Маршрут имеет общую протяжённость 1400 метров. В зависимости от целей посещения он может быть сокращён до 700 метров.

Маршрут позволяет посетителям ознакомиться с различными природными сообществами, а также с редкими и особо охраняемыми растениями местной флоры, изучить последствия антропогенного влияния.

Информативность тропы определяется тем, что на ней представлены все основные природные сообщества нашего края: (водное – озеро Рубское, тёмнохвойный лес, светлохвойный лес, мелколиственный лес, болото).

       В самом озере и его окрестностях обитают редкие и охраняемые растения и животные. Среди обитателей леса  много легендарных растений. О них и других загадках  природы рассказывают наши экскурсоводы

Успешно реализованный экологический проект способствует решению целого ряда задач.

Во-первых, участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной    деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.

Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, жителями микрорайона, учителями во время работы над проектом способствует социализации ребёнка.

В-третьих,  метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной       работы.      

В результате работы над проектом школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

"Творческий проект "Филармония школьника" как одна из форм привлечения детей к искусству"

Здесь я делюсь своим опытом создания проекта привлечения детей к искусству....

Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Формирование опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся по экологии родного края

Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из спо...