Рабочая программа по краеведению 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kraevedenie_7_klass.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по краеведению 7 класс
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа - первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности... Он должен быть в сущности краеведом».
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
-признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
-выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
-изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
-понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край
как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир,
следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя
географические, биологические, экологические, хозяйственно-
экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные,
этнографические, лингвистические, культурологические
компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
-несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
-пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
-обращение к реалиям повседневной жизни жителей Поволжья, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
-реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения -гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
-придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
-вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Среднего Поволжья как опорного края России.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Учебно-тематический план и содержание деятельности (34 часа)
Содержание программы
1. Введение (1час)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
2. Древняя история края (2 часа)
Первые следы пребывания человека на территории Среднего Поволжья. Памятники истории и культуры на территории края.
3. Наш край в средние века. (2 часа)
Образование государства Волжская Булгария. Общественный и политический строй. Хозяйство и культура Волжской Булгарии.
4. Наш край в XIII- первой половине XVI в. (2часа)
Славяне на Волге. Монгольское нашествие. Присоединение территории Среднего Поволжья к Русскому государству.
5. Самарский край в XVI-XVII веке. (3 часа)
Казаки на Волге. Основание Самары. Экономическое развитие края. Народы Среднего Поволжья в Крестьянской войне под предводительством СТ. Разина.
6. Самарский край в составе Российской империи XVIII. (3 часа)
Социально-экономическое развитие края. Новозакамская и Самарская укрепленные линии. Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева. Культура и быт края.
- Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX века. (3 часа) Население. Хозяйство. Сословия. Положение крестьянства в период разложения крепостнического строя. Участие самарцев в Отечественной войне 1812 г.
- Самарская губерния во II половине XIX века. (10 часов)
Образование Самарской губернии. Развитие Самары после 1851 г. Патриотизм самарцев в Крымской войне 1853-1856 гг. Реформа 1861г в Самарском крае. Экономическое развитие Самарской губернии во II половине XIX века. Помощь жителей Самарской губернии болгарскому народу в его борьбе за свободу и независимость.
Культура и просвещение народа. Церковно-приходские школы. Архитектура
Религиозная жизнь населения.
9. Гражданская война и установление Советской власти. (3 часа)
Самара в 1918 г. Восстание «белочехов». КОМУЧ. Восточный фронт. В.И. Чапаев. Освобождение Самары.
10. Самарский край в 1920-1922 гг. (2 часа)
НЭП. Коллективизация и индустриализация. Голод 1933 г. События 1920-1930-ых годов в Кинельском районе.
11. Великая Отечественная война. (3 часа)
Тыл – фронту. Всенародная забота о Красней Армии. Ратные подвиги куйбышевцев. Культурная жизнь области.
Тематическое планирование краеведение 7 класс
№ | Название тем и уроков | Кол-во |
урока | часов | |
1. | Что изучает краеведение | 1 |
2. | Первые следы пребывания человека на территории Среднего Поволжья | 1 |
3. | Памятники истории и культуры на территории края | 1 |
4. | Образование государства Волжская Булгария | 1 |
5. | Культура Волжской Булгарии | 1 |
6. | Наш край в XIII -1 половине XVI века | 1 |
7. | Присоединение территории Среднего Поволжья к Русскому государству | 1 |
8. | Основание Самары | 1 |
9. | Экономическое развитие края в XVII веке | 1 |
10. | Народы самарского края в Крестьянской войне под предводительством С. Разина | 1 |
11. | Самарский край в составе Российской империи в XVIII веке | 1 |
12. | Новозакамская и Самарская укрепленные линии | 1 |
13. | Культура и быт края в XVIII веке | 1 |
14. | Социально-экономическое развитие края в I половине XIX века | 1 |
15. | Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года | 1 |
16. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
17. | Образование Самарской губернии | 1 |
18. | Развитие Самары после 1851 года | 1 |
19. | На редутах Севастополя | 1 |
20. | Крестьянская реформа в Самарской губернии | 1 |
21. | Проведение реформы 1861 года в Самарском крае | 1 |
22. | Экономическое развитие Самарской губернии во II половине XIX века | 1 |
23. | Самарское знамя в Болгарии | 1 |
24. | Просвещение и культура в Самарском крае | 1 |
25. | Просвещение и культура в Самарском крае | 1 |
26. | Итоговое повторение | 1 |
27. | Самара в 1918 году | 1 |
28. | Восточный фронт | 1 |
29. | Освобождение Самары | 1 |
30 | Коллективизация и индустриализация в Самаре | 1 |
31 | События 1920-30 годов в Кинельском районе | 1 |
32 | Тыл-фронту | 1 |
33. | Ратные подвиги куйбышевцев | 1 |
34. | Культурная жизнь области в годы войны | 1 |
Библиографический список
- Междуречье. История Кинельского района. – Самара: « Самарский Дом печати». – 1998. – 132 с.
- Навечно в памяти народной. Составитель Костюшина З. – М.: Молодая гвардия, 1975 г. – 176 с., с ил.
- Павлов А. Запасная столица. Самара: Самарский Дом печати, 1995.
- Самарская область: Учебное пособие. - Изд.2. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». - 1998. – 356с.
- Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. -
Самара: НТЦ, 2003. – 213с. - Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. - Куйбышев: Книжное
издательство, 1988. – 389с. - Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.
- Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство,
1985. – 431с. - Шла война народная / В.Н. Мясников. – Самара: Книжное издательство,1991. – 241с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....