Рабочая программа по краеведению 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Уханова Елена Александровна

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Цель:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kraevedenie_7_klass.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по краеведению 7 класс

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа - первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности... Он должен быть в сущности краеведом».

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

      Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

-признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

-выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

-изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

-понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край
как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир,
следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя
географические, биологические, экологические, хозяйственно-
экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные,
этнографические,        лингвистические,        культурологические

компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

-несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

-пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

-обращение к реалиям повседневной жизни жителей Поволжья, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

-реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения -гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

-придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

-вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Среднего Поволжья как опорного края России.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности,  поликонфессиональности  и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Учебно-тематический план и содержание деятельности (34 часа)

Содержание программы

1.    Введение (1час)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

2.    Древняя история края (2 часа)

Первые следы пребывания человека на территории Среднего Поволжья. Памятники истории и культуры на территории края.

3.          Наш край в средние века. (2 часа)

Образование государства Волжская Булгария. Общественный и политический строй. Хозяйство и культура Волжской Булгарии.

4.        Наш край в XIII- первой половине XVI в. (2часа)

Славяне на Волге. Монгольское нашествие. Присоединение территории Среднего Поволжья к Русскому государству.

5.        Самарский край в XVI-XVII веке. (3 часа)

Казаки на Волге. Основание Самары. Экономическое развитие края. Народы Среднего Поволжья в Крестьянской войне под предводительством СТ. Разина.    

6.        Самарский край в составе Российской империи XVIII. (3 часа)
Социально-экономическое развитие края. Новозакамская и Самарская укрепленные  линии. Народы края в Крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева. Культура и быт края.

  1. Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX века. (3 часа) Население. Хозяйство. Сословия. Положение крестьянства в период разложения крепостнического строя. Участие самарцев в Отечественной войне 1812 г.

  1. Самарская губерния во II половине XIX века. (10 часов) 

Образование Самарской губернии. Развитие Самары после 1851 г. Патриотизм самарцев в Крымской войне 1853-1856 гг. Реформа 1861г в Самарском крае. Экономическое развитие Самарской губернии во II половине XIX века. Помощь жителей Самарской губернии болгарскому народу в его борьбе за свободу и  независимость.

Культура и просвещение народа. Церковно-приходские школы. Архитектура
Религиозная жизнь населения.        

9.        Гражданская война и установление Советской власти. (3 часа)

Самара в 1918 г. Восстание «белочехов». КОМУЧ. Восточный фронт. В.И. Чапаев.   Освобождение Самары.        

10.        Самарский край в 1920-1922 гг. (2 часа)

НЭП. Коллективизация и индустриализация. Голод 1933 г. События 1920-1930-ых годов в Кинельском районе.

11.        Великая Отечественная война. (3 часа)

Тыл – фронту. Всенародная забота о Красней Армии. Ратные подвиги куйбышевцев. Культурная жизнь области.

Тематическое планирование краеведение 7 класс

Название тем и уроков

Кол-во

урока

часов

1.

Что изучает краеведение

1

2.

Первые следы пребывания человека на территории Среднего Поволжья

1

3.

Памятники истории и культуры на территории края

1

4.

Образование государства Волжская Булгария

1

5.

Культура Волжской Булгарии

1

6.

Наш край в XIII -1 половине XVI века

1

7.

Присоединение территории Среднего Поволжья к Русскому государству

1

8.

Основание Самары

1

9.

Экономическое развитие края в XVII веке

1

10.

Народы самарского края в Крестьянской войне под предводительством С. Разина

1

11.

Самарский край в составе Российской империи в XVIII веке

1

12.

Новозакамская и Самарская укрепленные линии

1

13.

Культура и быт края в XVIII веке

1

14.

Социально-экономическое развитие края в I половине XIX века

1

15.

Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года

1

16.

Повторительно-обобщающий урок

1

17.

Образование Самарской губернии

1

18.

Развитие Самары после 1851 года

1

19.

На редутах Севастополя

1

20.

Крестьянская реформа в Самарской губернии

1

21.

Проведение реформы 1861 года в Самарском крае

1

22.

Экономическое развитие Самарской губернии во II половине XIX века

1

23.

Самарское знамя в Болгарии

1

24.

Просвещение и культура в Самарском крае

1

25.

Просвещение и культура в Самарском крае

1

26.

Итоговое повторение

1

27.

Самара в 1918 году

1

28.

Восточный фронт

1

29.

Освобождение Самары

1

30

Коллективизация и индустриализация в Самаре

1

31

События 1920-30 годов в Кинельском районе

1

32

Тыл-фронту

1

33.

Ратные подвиги куйбышевцев

1

34.

Культурная жизнь области в годы войны

1

Библиографический список

  1. Междуречье. История Кинельского района. – Самара: « Самарский Дом печати». – 1998. – 132 с.
  2. Навечно в памяти народной. Составитель Костюшина З. – М.: Молодая гвардия, 1975 г. – 176 с., с ил.
  3. Павлов А. Запасная столица. Самара: Самарский Дом печати, 1995.
  4. Самарская область: Учебное пособие.  -  Изд.2. -  Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». - 1998. – 356с.
  5. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. -
    Самара: НТЦ, 2003. – 213с.
  6.  Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное
    издательство, 1988. – 389с.
  7.  Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. -  Самара: НТЦ, 2003.
  8.  Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой
    Отечественной войны 1941-1945гг. -  Куйбышев: Книжное издательство,
    1985. – 431с.
  9.  Шла война народная / В.Н. Мясников. – Самара: Книжное  издательство,1991. – 241с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....