рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время.
Цель предмета КНРС в начальных классах русскоязычных школ является:
- Приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
- Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку.
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
- Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
- Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
- Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
- Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
- Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_knya.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время.
Цель предмета КНРС в начальных классах русскоязычных школ является:
- Приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
- Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку.
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
- Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
- Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
- Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
- Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
- Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курса культуры народов Республики Саха (Якутия) является развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия).
Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур». Программа курса обеспечивает реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Задачи:
- Освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части и общечеловеческой культуры;
- Формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- Умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителями народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- Воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Культура народов Якутии» 9 класс
№ | Тема урока | Дата | Цель урока | |
Планир. | Фактич. | |||
1 – 5 ч | Народы Республики Саха (Якутия). (Хантан хааннаахпытый?)
| Понятие народ. Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Якутск – столица Республики Саха (Якутия). Понятие о символике РФ, РС(Я); Федеральное собрание, правительство РФ. Государственная структура РС (Я), правительство РС(Я). Улусы, центры улусов республики. Государственные и всенародные праздники. Коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющих республику (украинцы, буряты, белорусы). | ||
6 - 8 ч | Семейные отношения.
| Почитание людей старшего поколения. Организация жизни в семье: трудовые обязанности. Семейные праздники. Досуг. Взаимоотношения между членами семьи. Составление древа жизни предков. Наши ближайшие соседи, их семьи. | ||
9 - 12 ч | Материальная культура народов Республики Саха (Якутия).
(Хаьаайыстыба салаалара)
(Дьиэ - уот)
(Сылгы ынах ене дьуьунэ иитиллэр сирэ) | Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики: охота, рыболовство, собирательство, коневедство, оленеводство. | ||
12-15 ч | Жилища народов Республики Саха (Якутия). | Названия традиционных жилиц коренных народов Республики Саха (Якутия), их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня. | ||
16 -19 ч | Одежда народов.
| Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение. | ||
20-21 ч | Национальная кухня народов. | Традиционная кухня народов Якутии. Сезонные национальные блюда. Национальная кухня моего народа. | ||
22-23 ч | Национальные игры народов. | Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные). Игрушки, их виды и изготовление. | ||
24 – 28 ч | Духовная культура народов Республики Саха (Якутия).
| Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (якутия): ысыах, эвинек, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и другие). | ||
29 - 32 ч | Музыкальная культура народов Якутии.
| Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии, истоки их возникновения. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии. | ||
33 ч | Литература народов Якутии. | Общее понятие о литературах народов Республики Саха (Якутия). Детские писатели народов Якутии, их произведения. Республиканские газеты и журналы для детей. Детское творчество. | ||
35 ч | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура народов Якутии.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?»
План – конспект урока по культуре народов Якутии в 8 классе.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?» Урок – философское размышление.Цель урока: о...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...