рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Винокурова Екатерина Рафаэловна

      Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.

      Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время. 

Цель предмета КНРС в начальных классах русскоязычных школ является: 

  • Приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям; 
  • Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку. 
  • Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей. 

Задачи: 
             Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой; 

  • Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре; 
  • Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки; 
  • Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся; 
  • Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников; 
  • Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_knya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Пояснительная записка к рабочей программе по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

      Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.

      Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время. 

Цель предмета КНРС в начальных классах русскоязычных школ является: 

  • Приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям; 
  • Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку. 
  • Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей. 

Задачи: 
             Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой; 

  • Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре; 
  • Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки; 
  • Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся; 
  • Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников; 
  • Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов. 

                                                                           Общая характеристика учебного предмета

      Отличительной особенностью курса культуры народов Республики Саха (Якутия) является развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия).

      Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур». Программа курса обеспечивает реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Задачи:

  • Освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части и общечеловеческой культуры;
  • Формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
  • Умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителями народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
  • Воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.

                                             Календарно – тематическое планирование по предмету «Культура народов Якутии» 9 класс

Тема урока

Дата

Цель урока

Планир.

Фактич.

1 – 5

ч

Народы Республики Саха (Якутия). 

(Хантан хааннаахпытый?)

  1. Россия судаарыстыбатын сурун бэлиэлэрэ – символ.
  2. Россия киин куората – Москва.
  3. Дьокуускай – Саха сирин киин куората
  4.  Саха сирин айыл5ата.
  5. Саха сирин олохтоох омуктара

Понятие народ. Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Якутск – столица Республики Саха (Якутия). Понятие о символике РФ, РС(Я); Федеральное собрание, правительство РФ. Государственная структура РС (Я), правительство РС(Я). Улусы, центры улусов республики. Государственные и всенародные праздники.

Коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющих республику (украинцы, буряты, белорусы).

6 - 8 ч

Семейные отношения.

  1. Мои родители, роль отца и матери в семье.
  2. Воспитание детей в семье. 
  3. Семейные ценности.

Почитание людей старшего поколения. Организация жизни в семье: трудовые обязанности. Семейные праздники. Досуг. Взаимоотношения между членами семьи. Составление древа жизни предков. Наши ближайшие соседи, их семьи.

9 - 12 ч

Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). 

  1. Хозяйство моего народа.

(Хаьаайыстыба салаалара)

  1.  Домашнее хозяйство моей семьи.

(Дьиэ - уот)

  1.  Домашний скот – богатство и благополучие народа.

(Сылгы ынах ене дьуьунэ иитиллэр сирэ)

 Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики: охота, рыболовство, собирательство, коневедство, оленеводство.

12-15 ч

Жилища народов Республики Саха (Якутия). 

Названия традиционных жилиц коренных народов Республики Саха (Якутия), их устройство, строение.  Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.

16 -19 ч

Одежда народов.

 

Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.

20-21 ч

Национальная кухня народов.

Традиционная кухня народов Якутии. Сезонные национальные блюда. Национальная кухня моего народа.

22-23 ч

Национальные игры народов.

Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные). Игрушки, их виды и изготовление.

24 – 28 ч

Духовная культура народов Республики Саха (Якутия).

  1. Ыьыах
  2. Уруу
  3. Кэргэн суктуу
  4. Танха

Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (якутия): ысыах, эвинек, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и другие).

29 - 32 ч

Музыкальная культура народов Якутии. 

  1. Кылыьах,  Тойук

  1. Оьуохай
  2. Дьиэрэнкэй
  3. Хомус

Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии, истоки их возникновения. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.                

33  ч

Литература народов Якутии.

 Общее понятие о литературах народов Республики Саха (Якутия). Детские писатели народов Якутии, их произведения. Республиканские газеты и журналы для детей. Детское творчество.

35 ч

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура народов Якутии.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?»

План – конспект урока по культуре народов Якутии в 8 классе.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?»           Урок – философское размышление.Цель урока: о...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)

Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

     Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...