ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»
рабочая программа по краеведению по теме

Пархомов Виктор Филиппович

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия»

 

Ф. Гансберг

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МО «ПРАВДИНСКИЙ РАЙОН»

______________________________________________________

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом Детского творчества г. Правдинска

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ ДОД

ДДТ г. Правдинска

__________ Е.М. Гаврилова

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей по краеведению

«История нашего города»

 Возраст детей: 11-15 лет

 Срок реализации: 1 год

Автор: Пархомов Виктор Филиппович,

педагог дополнительного образования

«СОГЛАСОВАННО»

на методическом Совете

31.08.2010

г. Правдинск

2010 - 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия»

Ф. Гансберг

   Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает её.

   Программа дополнительного образования учащихся «История нашего города» рассчитана на то, чтобы учащиеся изучили и познали свою историю – историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.  

   Созданная в 2006 – 2007 году Программа «История нашего города» успешно прошла апробацию и ежегодно с учетом появления новых архивных, информационных данных корректируется.

    Учреждения дополнительного образования играют важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Они дают воспитанникам систематизированные знания и именно в них должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

     Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – г. Правдинска, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями города, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций МО «Правдинского района». Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы воспитанников, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

   Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников чёткого понятия  исторической характеристики  края.

Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством краеведческой деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  1. приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
  2. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
  3.  сохранение исторической памяти;
  4. ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта;
  5. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  6. формирование познавательной деятельности;
  7. выработка необходимых навыков самоанализа;
  8. развитие умений и навыков в работе с документами

Принципы реализации программы:

  1. личностно-ориентированный подход

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в деятельность;

- свобода проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.

  1. духовность

- формирование у детей гуманистических духовных ориентаций;

- формирование потребностей к освоению и производству ценностей культуры;

- соблюдение нравственных норм морали.

  1. толерантность

- терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.

  1. гуманизация межличностных отношений

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- создание ситуации успеха;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления вредных привычек;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за сои поступки и действия

Содержание программы

   Все занятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на ознакомление учащихся с историей своего города, через практические занятия с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным  местам города.

Приоритетные направления деятельности:

  1. патриотическое
  2. духовно-нравственное
  3. творческое

Структура программы:

  1. «Старый город» 

Раздел посвящён истории г.Фридланда (г. Правдинска) и истории послевоенного периода.

  1. «Новый город»

Современная история г. Правдинска

  1. Архив, краеведческий музей, исторические места города

Ознакомление учащихся с историческими материалами, с навыками работы с документами и их анализом, посещение  исторических мест с их кратким описанием.

  1. «Фотосессии»

Проведение фотосессий по историческим и современным местам г. Правдинска для выполнения будущих индивидуальных и самостоятельных работ.

  1. Подготовка индивидуальных работ.

Проведение консультаций по созданию презентаций (компьютерных) и созданию индивидуальных, самостоятельных работ (видеофильмы, фотоальбомы, газеты и т.д.) по выбранным темам.

  1. Защита и обсуждение индивидуальных  работ

Проведение занятий по просмотру, обсуждению и защите своих индивидуальных, самостоятельных работ.

   Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 11-15 лет.

Время проведения: 1 занятие в неделю, продолжительность -  1 год.

Методы и формы проведения занятий:

  1. лекции;
  2. беседы;
  3. экскурсии;
  4. анкетирование;
  5. интервьюирование;
  6. уроки - консультации;
  7. фотосессии;
  8. выпуск видеороликов, фото-газет, фото-альбомов;
  9. практическая работа в архиве и краеведческом музее города;
  10. Домашнее задание (выполнение домашнего задания)

Содержание программы

«История нашего города»

Тема №1. Старый город

( 4 часа)

     

 Знакомство. Введение в курс программы  дополнительного образования « История нашего города». Разговор на тему истории родного города и края. Для чего эта программа нужна? Что даёт нам изучение истории нашей малой Родины. Просмотр и обсуждение компьютерной презентации «Прошлое и настоящее нашего города» (авт. Пархомов В.Ф.)

Тема № 2.Новый город

( 4 часа)

   

 Разговор на тему истории нашего города в современный период. Просмотр  и обсуждение компьютерных  презентаций «Фридланд - мирная Земля» и «Современный Правдинск»

(авт. Пархомов В.Ф.)

Тема №3.Архив, краеведческий музей

города Правдинска, исторические и

памятные места нашего города

(6 часов)

     

Беседы. Ознакомление с работой архивного отдела и работой краеведческого музея. Работа с материалами и документами этих организаций. Походы и лекции по историческим и памятным местам нашего города.

Тема №4.Фотосессии

(8 часов) Сбор материалов для подготовки зачётной работы. Накопление фотоматериала исторических и новых мест нашего города.

Тема №5.Подготовка

 индивидуальных - зачётных работ.

(6 часов)

       

По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачётная работа в виде: газеты, альбома или презентации. Оказывается помощь в создании работы.

Тема №6. Защита и обсуждение

зачётных работ.

(4 часа)

      Производится просмотр работ и их обсуждение с учащимися. Проводится самооценка. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, городской архивный отдел, краеведческий музей города.

Учебно-тематический план

курса дополнительного образования

для детей 11-15 лет

« История нашего города»

                                   

                                                                   1 час в неделю в течение года

№п/п

ТЕМА

Кол-во

часов

Лекции

Практика

Форма

«Старый город»

4

2

2

Беседа,

лекция,

экскурсии;

анкетирование

«Новый город»

4

2

2

Беседа,

лекция,

экскурсии;

анкетирование

Архив, музей,

Исторические места города

6

4

2

Интервьюирование;

выход в архив,

музей и по историческим местам города

Фотосессии

8

-

8

Фотосессии;

подготовка

материала

Подготовка

индивидуальных работ

6

-

6

Индивидуальная работа;

уроки-консультации;

выпуск фото-видео материала

Обсуждение работ

4

2

2

Беседа. Просмотр работ.

Обсуждение

Итого

32

10

22

Ожидаемый результат:

   

  В результате проведения дополнительного образовательного курса «История нашего города» предполагается:

- сформировать личностно - ценностное отношение к своему родному краю, чувство от ответственности за его будущее;

- приобщить воспитанников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- повысить у воспитанников уважение к своей малой родине – городу Правдинску (Фридланду);

- привить уважение  и интерес к работе  работников архивного отдела и краеведческого музея и одновременно к старшему поколению;

-  воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения;

- научить анализировать индивидуальную работу и работу сверстников.

Список литературы:

  1. «Округ Бартенштайн / Восточная Пруссия  в картинах».

      Обработка: Клаус-Еберхард Муравски и Арнольд Шульц;

  1. Вильгельм Сам «История города Фридланда, Восточная Пруссия», издание 1915 года;
  2. Материал диссертации  доктора Эрнста Витта, 1932 года (Германия);
  3. Материалы собранные краеведами г. Правдинска;
  4. Материалы Архивного отдела города Правдинска;
  5. Материалы  краеведческого музея г. Правдинска;
  6. Материалы музея МОУ СОШ г. Правдинска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...

Программа дополнительного образования детей ("Литературное краеведение")

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетичес...