О программе дополнительного образования по краеведению и туризму кружка "Юный путешественник"
календарно-тематическое планирование по краеведению
Как привлечь детей и взрослых к изучению родного края, привить любовь к малой Родине и гордость за неё? При этом приблизить отношения детей, родителей и педагогов. Как собрать информацию, которая хранится в памяти народной как самая главная - живая! Составляющая история. Для решения таких вопросов требуются соответствующие методики проведения занятий. В работе с детьми, на ряду с традиционными тематическими занятиями по истории родного края применяются практические занятия и игровой метод обучения, которые приведены в этой работе кружка «Юный путешественник» по программе дополнительного образования по краеведению и туризму МБУ ДО «Ольхонский ДДТ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы занятий.
РАЗДЕЛ I : Природа Родного края 24ч.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА1. Кружок «Юный путешественник». Ознакомление с направлением деятельности кружка, его целями и задачами на текущий учебный год. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях, экскурсиях, музеях.
ТЕМА 2. Путешествие в географию «Вокруг Байкала» 10 ч.
Географическое положение Иркутской области. Беседа. «Природные достопримечательности» «Климат». Сформировать представление о территории Иркутской области, Ольхонского района и села Еланцы в частности. Символика области и района. Определение географического положения области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток.
Практические занятия. Знакомство с картой области, района. «Путешествия» по карте Аттестационное закрепление материала краеведческая Викторина «Вокруг Байкала».
ТЕМА 3. Путешествие в флору и фауну «Животный мир Ольхонского района» 9ч. Растительный и животный мир. Знакомство с растительным и животным миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга», «Водный мир Байкала», «Прибайкальский национальный парк», Экскурсия в лес. Викторина «Животный мир Ольхонского района.
ТЕМА 4. Путешествие под землю «Минералы Прибайкалья» 4ч. Беседы: «Золото севера района», «Минералы Сарминского ущелья и Тажиранских степей», «Мраморный карьер п. Бугульдейка», «История Нирин-Кунтинского карьера». Знакомство с минералами в экспозиции музея. Экскурсия на каменоломни м. Шалоты». Викторина «Минералы Прибайкалья».
РАЗДЕЛ II «История родного края 24ч.
ТЕМА 5. Путешествие по истории «Улицы с.Еланцы». 10ч. История села Еланцы. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту тему. Обновление музейного стенда « История села». Улицы села. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории улиц села и людям, в честь которых названы улицы. Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц села. Занятие, посвящённое оформлению альбома «Улица села». Квест «Найди и сравни» (Поиск мест с.Еланцы по фотографиям середины 20 века).
ТЕМА 6. Путешествие по истории «Долина реки Анга от каменного века до современности». Беседы: «Этнокультурный фестиваль Ёрдынские игры», «Улусы по долине реки Анга», «Чайная таможня 19 века на Анге» «Колхоз Улан-Анга 20 век.» «Аэропорт 1960-70х годов», «Устье реки Анга» . Экскурсии по достопримечательностям р.Анга (Наблюдения -Река осенью, зимой, весной, летом). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?
ТЕМА 7. Путешествие по металлургии. «Древние железоплавильные печи и завод купца Ф.А.Ланина». 4ч. Беседы «Железоплавильные печи в Волчьей пади», «Завод купца Ф.А.Ланина», «Кузница д. Анга», «Металлолом-вторсырье». Знакомства с экспонатами школьного и краеведческого музеев «Кованые изделия 18-19века», «Изделия из чугуна 18-20 века». Экскурсии к железоплавильным печам. Викторина.
РАЗДЕЛ III «Музейное дело» 24ч.
ТЕМА 8. Путешествие по музеям «Музейное дело» 10ч. Беседа «Знаменитые музеи России» «Музеи Иркутской области», «Музей имени Ревякина в п.Хужир», «Краеведческий музей с.Еланцы», Приём экспонатов. Инвентарная книга. Обучение навыкам приёма в музейный фонд новых экспонатов, ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов. Викторина.
ТЕМА 9. Путешествие во времени «История школы» 4 ч. «История краеведческого музея школы» Работа с материалами основного музейного фонда. Обновление стендов по истории школы. Получение знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ, навыков работы с газетами и журналами. Правила хранения фотографий.
ТЕМА 10. Путешествие с экспонатами «Хочу все знать» 10ч. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции. Изучение экспонатов музея и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Игра «Черный ящик» (отгадывание экспоната по наводящим вопросам).
РАЗДЕЛ IV «Археология» 24ч.
ТЕМА 11. Путешествие в археологию «Археологические памятники Прибайкалья» 10ч. Беседа «Что такое археология» «Археологические памятники г.Иркутск», «Археологические памятники о. Ольхон», «Археологические работы в п. Бугульдека» «Памятники археологии Еланцынского муниципального образования». Знакомство с соответствующей литературой. Составление «Археологического кроссворда».
ТЕМА 12. Путешествие в прошлое «Наскальные рисунки». Беседа «Художники прошлого», «Техника рисования на камнях», «Наскальные рисунки Саган-Заба», «Наскальные рисунки у д. Анга», «Наскальные рисунки б. Ая», «Шишкинские писаницы» Знакомство с соответствующей литературой. Конкурс рисунков «Из глубины веков». Практические занятия по гравировке на камнях с организацией выставки «Сувенир» (копии местных наскальных рисунков).
ТЕМА 13. Путешествие к каменным памятникам 4ч. Экскурсии к месту стоянки плиточных жилищ. Экскурсия к каменным городищам «Еланцынские шебеты», экскурсии к каменным дорогам конца 19 начала 20 века. Тестирование в виде разгадывания « Археологический кроссворд».
РАЗДЕЛ V «Топонимика» 24ч.
ТЕМА 14. Путешествие по топонимике «Географические названия Ольхонского района» 10ч. « Населенные пункты района и их названия», «Реки Ольхонского района», «Названия известных мест района». Сбор материалов для картотеки топонимики. Знакомство с соответствующей литературой. Тест.
ТЕМА 15. Путешествие по исчезнувшим деревням Ольхонского района. 10 ч. Беседа о деревнях и улусах Ольхонского района, в которых никто не проживает. Названия, история и место их расположение. Разгадывание кроссворда «Географические названия»
ТЕМА 16. Путешествие по топонимике «Что в имени твоем? -Байкал».4ч.
Беседа «Варианты перевода и значения имени озера Байкал», «Названия бухт и заливов оз. Байкал в Ольхонском районе», «Названия островов оз Байкал и их переводы и значения» Опрос по пройденному материалу.
РАЗДЕЛ VI « Ольхонский район в годы ВОВ» 24ч.
ТЕМА 17. « Они сражались за Родину» 6ч.
Беседы «Районный военкомат в годы ВОв», «Орел с вершин Ольхона» (о подвигах полного кавалера орденов славы С.И. Батагаева), «Он брал Рейхстаг» (о подвигах А.И. Абагаева), «Военный ученый земляк М.М. Ангадаев», «О подвигах земляках Ольхонцах кавалеров орденов славы» Обзорная информация- Памятники и мемориалы села (история всех памятников в с. Еланцы). Обзор памятников Ольхонского района.
ТЕМА 18. «Все для фронта, все для Победы» 6ч. Беседа «Эскадрилья бомбардировщиков «Байкальский рыбак», «Труженики тыла», «Дети войны о трудовых буднях 1941-45 годы» Систематизация и обработка собранного материала по теме «Письма с фронта», «Дети войны» сбор информации «Из воспоминаний в моей семье о годах в Вов».
ТЕМА 19. «Дети войны» 6ч. Сбор информации о воспоминаниях родных дедушек и бабушек (в военные и послевоенные годы). «Предприятия села в годы войны», сбор фотоархива «Дети войны».
ТЕМА 20. Беседы «После военные годы» 6 ч , Беседы о развитии села после военные годы- «Электрификация», «История строительства домов и объектов соцкультбыта» , «История- совхоз Еланцынский».
РАЗДЕЛ VII « Основы туристической подготовки» 72ч.
ТЕМА 20. Вводное занятие (1 час). Правила техники безопасности вовремя экскурсий, походов. Правила поведения у водоемов. Безопасное передвижение по пересеченной местности, Правила дорожного движения -«Пешеход». Беседа о туризме, значении туризма для человека. Виды туризма, законы туристов. Традиции Российского туризма. ТЕМА 21. Инвентарь и снаряжение, одежда и укладка вещей 5 ч. Групповое и личное снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Одежда и обувь для летнего похода. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Правила хранения и эксплуатации туристского снаряжения. Ремонтный набор, аптечка. Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки различных рюкзаков. Правила укладки рюкзаков. Выполнение тестовых заданий, туристские эстафеты. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Проведение игры «Что взять с собой в поход». Уход за снаряжением, его ремонт. ТЕМА 22. Организация привалов, установка палаток. 4ч. Назначение привалов, периодичность и продолжительность привалов в зависимости от условий перехода. Требования к местам привалов и ночлегов, их безопасность. Устройство ночлега в полевых условиях: выбор места, планировка лагеря, распределение работы. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Типы костров и их назначение. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Варка пищи, сушка одежды и обуви. Дежурство. Снятие лагеря. Санитарные правила. Противопожарные меры. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Охрана природы на местах привалов и ночлегов. Нормы поведения туристов в населенных пунктах. Организация ночлегов. Игры в пути и на привале. Практические занятия. Организация бивака в полевых условиях. Установка и снятие палатки. Обучение пользованию топором, пилой лопатой, ремонтным инструментом. Техника разведения костра. Разучивание игр. ТЕМА 23. Дистанция, маршрут, узлы, работа со снаряжением.32ч. обучение: Техника передвижения и преодоления естественных препятствий. Характеристика естественных препятствий, встречающихся в пешеходном путешествии. Техника движения в различных условиях. Организация переправ через водные преграды. Переправа по клади и в брод. Основные правила движения группы. Темп и режим движения. Движения по дорогам, тропе, болоту, по лесу без дорог и троп, движения на подъёмах и спусках, движения в темноте. Значение физической подготовки для туриста.
ТЕМА 24. Топография и ориентирование 14ч. Типы компасов. Устройство компаса и его применение. Правила обращения с компасом. Понятие о магнитном склонении. Азимут и движение по нему. Ориентир, что может служить ориентиром. Обратный азимут. Ориентация на местности по карте, компасу и местным предметам. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Для чего в походе необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг. Глазомер. Визирование. Прямые и обратные засечки. Значение топографии и ориентирования для туристов. Краткие сведения о спортивном ориентировании, виды и правила соревнований. Виды карт, используемых туристами, их характеристика. Основные сведения о карте, условные основные обозначения. Обращение с картой в походе, чтение карты: ориентация, определение масштаба, измерение расстояний, составление схемы маршрута. Топографическая подготовка. Роль топографических знаков на плане и карте. Условные знаки, группы знаков, цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, нахождение предмета по азимуту. Движение по азимуту, измерение азимутов различных направлений на местности и расстоянии. Измерение своего среднего шага. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Тренировка глазомера. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Чтение карты, упражнения по определению масштаба, измерение расстояний по карте. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов). Зарисовка топографических знаков. Опознавание знаков на карте. Учебные тренировки в движении по азимуту, глазомеру. Учебные соревнования по прохождению азимутальных маршрутов.
Аттестация: соревнования «Азимут».
ТЕМА 25. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 3ч. Личная гигиена туриста. Уход за ногами и обувью в походе. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Значение систематического медицинского осмотра. Самоконтроль в походе. Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов. Первая (доврачебная) помощь в походе: при ожоге, повреждении кожного покрова, кровотечении, растяжении связок, вывихе, переломе, отравлении, тепловом и солнечном ударе. Наложение повязок, искусственное дыхание, транспортировка заболевшего. Примерный состав медицинской аптечки для похода выходного дня.
Практические занятия. Формирование медицинской аптечки на поход выходного дня. Приёмы транспортировки пострадавшего, транспортировка пострадавшего. Оказание первой доврачебной помощи, перевязки при несложном ранении.
ТЕМА 26. Закрепление пройденного материала 13 ч.
Поход (13 часов). Движение группы по карте. Преодоление естественных препятствий. Организация бивуака. Оказание помощи и транспортировка условно пострадавшего.
игры.Учебный план
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||
всего | теория | практика | |||||
Раздел1: Природа родного края 24 ч. | |||||||
1 | Вводный урок | 1 | 1 | ||||
2 | Путешествие в географию «Вокруг Байкала» | 10 | 5 | 5 | Викторина «Вокруг Байкала» | ||
3 | Путешествие в флору и фауну «Животный мир Ольхонского района» | 9 | 7 | 2 | Викторина «Животный мир Ольхонского района» | ||
Путешествие под землю «Минералы Прибайкалья» | 4 | 3 | 1 | Викторина «Минералы Прибайкалья» | |||
Раздел 2: История родного края 24 ч. | |||||||
4 | Путешествие по истории «Улицы с.Еланцы» | 10 | 10 | Квест «Найди и сравни» | |||
5 | Путешествие по истории «Долина реки Анга от каменного века до современности» | 10 | 5 | 5 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | ||
6 | Путешествие по металлургии «Древние железоплавильные печи и завод купца Ланина» | 4 | 2 | 2 | Викторина | ||
Раздел 3: Музейное дело 24 ч. | |||||||
8 | Путешествие по музеям «Музейное дело» | 10 | 2 | 8 | Викторина | ||
9 | Путешествие во времени «История школы» | 4 | 2 | 2 | Викторина | ||
10 | Путешествие с экспонатом «Хочу все знать» | 10 | 2 | 8 | Игра «Черный ящик» | ||
Раздел 4: Археология 24ч. | |||||||
11 | Путешествие в археологию «Археологические памятники Прибайкалья» | 10 | 5 | 5 | «Археологический кроссворд» | ||
12 | Путешествие в прошлое «Наскальные рисунки» | 10 | 2 | 8 | Выставка рисунков «Из глубины веков», Выставка гравированных рисунков на камнях «Сувенир» | ||
13. | Путешествие к каменным памятникам «Каменные городища, плиточные жилища и дороги с.Еланцы » | 4 | 1 | 3 | «Археологический кроссворд» | ||
Раздел 5: Топонимика 24 ч. | |||||||
14 | Путешествие по топонимике «Географические названия Ольхонского района » | 10 | 5 | 5 | Тест | ||
15. | Путешествие по исчезнувшим деревням Ольхонского района | 10 | 7 | 3 | Кроссворд «Географические названия» | ||
16. | Путешествие по топонимике «Что в имени твоем? –Байкал» | 4 | 1 | 3 | Опрос | ||
Раздел 6:Ольхонский район в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.24 ч. | |||||||
17. | «Они сражались за Родину» | 6 | 6 | Опрос | |||
18. | «Все для фронта- все для Победы» | 6 | 6 | Опрос | |||
19. | «Дети войны» | 6 | 6 | Опрос | |||
20. | «Послевоенные годы» | 6 | 6 | Опрос | |||
Раздел 7: Основы туристической подготовки 72 ч. | |||||||
21. | Правила техники безопасности. Инвентарь и снаряжение, одежда и укладка вещей. | 6 | 2 | 5 | 3 однодневных похода | ||
22. | Организация привалов, установка палаток | 4 | 1 | 3 | |||
23. | Дистанция, маршрут, узлы, работа со снаряжением | 32 | 6 | 22 | |||
24. | Топография и ориентирование | 14 | 4 | 10 | Соревнования «Азимут» | ||
25. | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 3 | 1 | 2 | Конкурс вовремя похода. | ||
26. | Закрепление пройденного материала | 13 | 13 | Поход в конце учебного года | |||
всего: | 216 | 88 | 128 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/09/picture-99246.jpg)
Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов
Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-480525-1412257936.jpg)
Программа дополнительного образования по краеведению
Программа дополнительного образования "Записки путешественника" (3 года обучения)...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774853-1459261162.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"
Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современн...
Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"
Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...