Рабочая программа по краеведению 9 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) по теме

Елисеева Вера Ивановна

Рабочая учебная программа составлена для 9 класса по всем 5 модулям: биология, история, география, МХК, литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_9.doc174.5 КБ
Microsoft Office document icon 9_kraeved._p.pl_.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА

Рассмотрено на заседании  МО

Протокол от _____ № __

Руководитель:

Елисеева В.И. _________

 

Согласовано.

«30» 08. 2013

Зам. директора по УВР

Букина Н.С._________

Утверждаю.

Приказ от ____2013 №

И.О. директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

Сафенкова Е.Н. _______

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса краеведение 9 класс

основное  общее образование, 2 ступень

срок реализации 1 год

составлена на основе примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального) компонента государственного общего образования, утверждённого приказом от12.09.2005 г. № 528-ОД

учитель МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска: Елисеева В.И.

г. Поронайск, 2013 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по краеведению для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального)  компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области, утверждённого приказом от 12.09.2005г. № 528-ОД.        В основе рабочей учебной программы лежит монопредметная интегративная модель. Содержание предмета по каждому классу раскрывает исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.

Региональный подход к содержанию образования предполагает включение в содержание материал, свидетельствующий о взаимодействии Сахалина и Курил с сопредельными территориями и народами АТР. Изучение родного края идёт постепенным погружением в содержание разделов «история», «география», «биология», «филология», «художественная культура».  «Краеведение» входит в образовательную область «Обществознание» вариативной части Регионального базисного учебного плана и обязателен для изучения на территории Сахалинской области. Общий объём времени 35 час. В год 7 час на каждый из 5 разделов программы.

Срок реализации 1 год. Рабочая учебная программа по краеведению   не содержит изменений в порядке изучения модулей НРК,  в количестве часов на изучение каждого модуля, кроме модуля «Литературное краеведение». На изучение модуля «Литературное краеведение» выделяется 6 часов за счёт сокращения изучения темы «Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов» на один час за отсутствием литературы. Количество учебных недель в 2013 – 2014 учебном году составляет по Уставу МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска и графику учебного процесса 34 недели.  Поэтому общий объём времени 34 часа, программа выполняется полностью за счёт уплотнения материала.  При разработке тематического плана и поурочного планирования, конспектов уроков использовались методические рекомендации Института развития образования Сахалинской области разных лет выпуска с 2005 г.                                                      

Итоговые уроки по модулям предмета краеведение не предполагают проведение контрольных работ. Каждый модуль заканчивается итоговым уроком, содержащим элементы творческой деятельности, нетрадиционным уроком, экскурсией, защитой проектов.

Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на:

  • Формирование российской идентичности,
  • патриотизма,
  • уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса,
  • чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.
  • Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе,
  • овладеть культурой мира и опытом содружества.

Учебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая учебная программа предусматривает развитие у учащихся:

  • общеучебных умений и навыков,
  • универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.

К каждому модулю в каждом классе примерная программа основного общего образования по краеведению, НРК стандарта по краеведению прописывает специфические цели и задачи, которые указаны в содержании учебного материала.

Реализация рабочей учебной программы по краеведению осуществляется с использованием перечисленных типов, форм уроков, технологий образовательной деятельности и способами контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающихся.

Формы и методы, технологии обучения

Формы (типы уроков):

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
  • Урок повторения изученного материала – УПИМ
  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Формы уроков:

  • традиционные,
  • самостоятельная работа
  • уроки-практикумы
  • экскурсии
  • наблюдения
  • защита докладов, конспектов, планов
  • интерактивные уроки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, игровые технологии.

Формы (способы, средства проверки) оценки учебных результатов: устный опрос, проект, самостоятельные письменные работы.

Учебно-методический комплект, необходимый для реализации Примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области, разработан коллективом авторов – сотрудников СОИПиПКК во исполнении решения коллегии департамента образования Сахалинской области от 19.04.2004 г. УМК позволяет  выполнить НРК и Примерную программу основного общего образования по краеведению.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Модуль

Кол-во час.

1

Историческое краеведение

7

2

География и экономика Сахалина и Курил

7

3

Биология

7

4

Литературное краеведение

6

5

Художественная культура

7

Итого

34

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Историческое краеведение

Историческое краеведение – составная часть интегративного учебного курса «Краеведение». Учебное время – 7 часов на каждый учебный год. НРК закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края, в этой связи целесообразно начинать изучение курса с этого раздела. Первые уроки в сентябре будут формировать особую мотивацию в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны.

Цель освоения НРК исторического образования: воспитание патриотизма, сохранение преемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

Задачи раздела:

  • организовать процесс образования и  воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;
  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов и их взаимодействии с народами сопредельных территорий с древнейших времён до наших дней;
  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;
  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности

Историческое краеведение (7 час)

НРК. Сахалин и Курилы в XX – XXI в.в.

Изменения на карте мира на рубеже XIX – XX в.в. (1 час). Русско-японская война 1904 – 1905 гг.  Японский десант на Сахалин и Камчатку. Судьба крейсера «Новик». Портсмутский мир и его значение для России и стран АТР. Ликвидация каторги. Влияние итогов войны на экономику региона. Японская колонизация Курил.

Сахалин и Курилы в 1905 – 1925 гг. (1 час). Революционные события 1905 – 1907 гг. на Дальнем Востоке и их последствия. Экономическое освоение северного Сахалина Россией.

Губернаторство Карафуто. Появление корейской диаспоры. Южный Сахалин и Курилы как сфера приложения японского капитала.

Северная часть острова Сахалин в период японской оккупации (1920 – 1925 гг.) Освобождение Северного Сахалина и установление советской власти.

Северный сахалин и Курильские острова в составе СССР (1 час). Северный Сахалин в годы первых советских пятилеток. Создание нефтяной промышленности. Образование, культура и здравоохранение. Переселенческая политика. Особенности советского политического режима. Массовые репрессии.

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны (1 час). Причины вступления СССР в войну с Японией. Харамитогэ –Котонские высоты. Южно-Сахалинская и Курильская десантные операции. Герои-земляки. Труженики тыла. Итоги военных действий. Капитуляция Японии. Памятники военной истории на островах.

Сахалинская область после Второй мировой войны (1 час). Южный Сахалин и Курильские острова под властью военной администрации. Создание управления по военным делам. Административные изменения. Создание Южно-Сахалинской области. Образование сахалинской области в современном составе. Экономическое и культурное развитие Сахалинской области в послевоенные годы. Замена географических названий. Репатриация японского населения и айнов. Судьба японских корейцев.

Мирная конференция в Сан-Франциско 1951 г. Московская декларация 1956 г. Проблема заключения мирного договора в российско-японских отношениях. Экономическое развитие Сахалина и Курил в 50-70-е гг. Знаменитые земляки.

Сахалин и Курильские острова в конце 80-х гг.  XX в – начале  XXI в (1 час). Общая характеристика социально-экономического развития. Демографические и миграционные процессы. Развитие островной системы образования.

Отражение либерально-буржуазных реформ на социальном и экономическом положении сахалинцев и курильчан. Начало работы на шельфе. Проекты «Сахалин- 1», «Сахалин-2». Перспективы развития Сахалинской области.

Сахалинская область – субъект РФ (1 час). Конституция РФ о статусе сахалинской области. Государственные символы сахалинской области. Символика муниципальных образований. Устав Сахалинской области. Права, свободы и обязанности сахалинцев. Ветви политической власти в сахалинской области (законодательная, исполнительная и судебная): структура, компетенция.

Устав района проживания. Органы местного самоуправления, их структура. Полномочия, компетенция.

Политические партии и движения в сахалинской области. Виды юридических лиц в сахалинской области. Конфессиональная структура Сахалинской области.

Раздел 2. География и экономика Сахалина и Курил

Раздел рассчитан на непрерывное образование с 5 по 9 класс в объёме 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год.

Изучение родного края – одно из ведущих направлений географического образования и экономического воспитания учащихся.

Основной целью изучение раздела «География и экономика» является:

  • способствовать формированию всесторонне образованной, инициативной личности, готовой к активной деятельности, самообразованию и самореализации в быстро меняющемся мире;
  • формирование у школьников целостного представления о своей малой родине – Сахалинской области,
  • месте сахалинской области в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Задачи курса:

  • Овладеть системой комплексных краеведческих знаний о своей области;
  • Сформировать географическую культуру, географо-экономическое мышление и связанные с ними умения оценивать природные условия и ресурсы с т.з. жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности, экологическую ситуацию в своём крае и последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
  • Сформировать практические умения по охране, восстановлению и улучшению окружающей среды;
  • Овладеть нормами и правилами поведения в природе.

Особенность курса заключается в том, что основу его содержания составляет местный материал и формы работы предлагаются разные: творческая деятельность, конференция, путешествия, ролевые и деловые игры. Значительную часть информации учащиеся могут самостоятельно получить на экскурсиях, практикумах, походах, экспедициях, из периодической печати, Интернет.

        При оценке знаний, умений и навыков используется традиционное выставление оценок, дифференцированные зачёты и т.д.

География (7 часов)

Введение (1 час). Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России. Факторы, определяющие аспекты геополитической стратегии России на дальневосточных рубежах, в том числе и Сахалинской области. Административно-территориальное деление сахалинской области.

Практическая часть. Работа с контурной картой.

Население Сахалинской области. (1 час). Численность, состав, плотность. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграция населения. Типы поселений. Малочисленные народы Севера (культура, быт, традиции, религии).

Практическая часть. Построение столбчатой диаграммы плотности населения Сахалинской области. Построение графиков круговых диаграмм естественного прироста населения Сахалинской области. Описание одного из коренных народов Сахалинской области, его национальные традиции, обычаи, современные проблемы.

Хозяйство сахалинской области (1 час). Общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации и её связи с экономико-географическим положением области и природно-ресурсным потенциалом. Структура хозяйства. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

Практическая часть. Составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил (1 час). Угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика. Нефтедобывающая промышленность. Альтернативные источники энергии. Газификация. Освоение шельфа. Инвестиции.

Практическая часть. Разработка и защита рекламного буклета о преимуществах одного из альтернативных источников энергии.

Лесопромышленный комплекс. Рыбопромышленный комплекс. (2 час). Центры развития. Экологические проблемы. Экскурсия на местное предприятие.

Практическая часть. Составление отчёта по экскурсии (по типовому плану).

  1. Географическое положение предприятия.
  2. Специализация
  3. Структура предприятия
  4. Расходы сырья, воды, энергии, труда на единицу времени
  5. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу, продукции.
  6. Транспортные условия
  7. Основные профессии
  8. Вывоз продукции
  9. Меры по охране природы
  10. Перспективы развития

Внутренние и внешние экономические связи (1 час). Перспективы развития. Место Сахалинской области в регионе. Внешние экономические связи.

Практическая часть. Разработка и презентация проекта «Будущее Сахалинской области»

Раздел 3. Биология

Раздел является составной частью интегративного компонента «Краеведение». Объём учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного общего образования – 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год). Изучение материала позволяет решить задачи экологического, эстетического и патриотического, санитарно-гигиенического воспитания. Знакомство с природой Сахалинской области, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность.

Программа предполагает ведение наблюдений и практические работы, углубляет и расширяет знания школьников о флоре и фауне Сахалинской области, раскрывает факторы, влияющие на здоровье человека, выявляет последствия деятельности человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами уроков, отдельные учебные часы на них выделяются по усмотрению учителя.

Материал программы распределён таким образом, что позволяет учителю использовать его при изучении школьных разделов биологии основной школы и при этом углублять знания на краеведческом материале. Видовой состав растений и животных м.б. изменён по усмотрению учителя.

Цель обучения: Овладение учащимися знаниями о флоре и фауне региона, установление гармоничных отношений с природой, формирование отношения к здоровью как ценности.

Задачи раздела:

  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о растениях и животных, занесённых в Красную книгу;
  • Научит распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • Научить распознавать животных, используемых для борьбы с вредителями сельского хозяйства и переносчиков инфекционных заболеваний;
  • Сформировать умение анализировать результаты собственной деятельности в окружающей среде;
  • Обеспечить знания о факторах, влияющих на здоровье человека.

Биология (7 часов)

Вирусы, вызывающие болезни человека, животных и растений (2 час). Механизм взаимодействия вируса и клетки. Инфекционный процесс. Характеристика вирусных болезней человека (гепатит, герпес, СПИД), животных (птичий грипп), растений. Меры прфилактики распространения вирусных заболеваний в Сахалинской области.

Практическая часть. Экскурсия в  центр по профилактике СПИДа, «Профилактика вирусных заболеваний».

Экологическая демография и факторы, влияющие на неё (2 часа). Понятие о демографическом взрыве как глобальной экологической проблеме. Демографический кризис в Сахалинской области. Продолжительность жизни людей в Сахалинской области и факторы, влияющие на неё. Причины старения и смерти. Тератогенные факторы, вызывающие аномалии у новорождённых (наркотики, алкоголь, никотин, инфекционные заболевания – краснуха, паротит, грипп). Проблема рахита у новорождённых. Патогенные зоны: угольные разрезы, локаторы, очистительные сооружения.

Экологические проблемы Сахалинской области (1 час). Понятие о региональных и локальных экологических проблемах. Состояние атмосферного воздуха. Загрязнение нефтью, продуктами нефте- газопереработки. Вырубка лесов. Влияние сельского хозяйства. Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Практическая часть (2 часа). Конференция по изучаемой проблеме.

Раздел 4. Литературное краеведение

Раздел входит составной частью в интегративный компонент «Краеведение». Примерный объём учебного времени, выделяемый на данный раздел 35 час (по 7 часов на каждый учебный год)

Цель: формирование представления о дальневосточной литературе как социокультурном феномене, развитие нравственно-ценностных ориентиров личности, чувства малой родины.

При реализации НРК в 5 – 9 классах решаются следующие задачи:

  • Приобщение к чтению и изучению значимых для духовного развития и нравственного развития и соответствующих возрастной эволюции школьников произведении второв Дальнего Востока и стран АТР;
  • Совершенствование общекультурной, ценностно-мировоззренческой компетентности учащихся; расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и иноэтнической литературы;
  • Углубление и расширение знаний по литературе и формирование специальных умений, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа. Определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск нформации в библиотеке, Интернете.
  • Воспитание культуры этноотношений, чувства малой родины, патриотизма.

Программа предполагает три уровня работы с художественным произведением: чтение и изучение, чтение и обсуждение, внеклассное чтение.

Программа включает в себя народные и литературные сказки, произведения современных дальневосточных прозаиков и поэтов, произведения классической и современной японской и корейской литературы.

Включённые в программу произведения представляются значимыми для духовного и нравственного развития школьников, воспитания толерантного сознания, патриотически направленной личности гражданина.

Литературное краеведение (6 часов)

Вечные вопросы бытия в произведениях сахалинских авторов

В. Санги «Изгин» (2 часа). Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Радость слияния человеческой души с миром природы. Антропоморфизм в повести. Тема ответственности за всё, что происходит в мире. Изгин – хранитель народной мудрости.

А. Тоболяк (2 часа). «История одной любви». Многоаспектность проблематики. Психологическая деталь как средство раскрытия характера героя.

Человек и война в произведениях сахалинских поэтов (1 час). Мотивы военного детсва в лирике И. Белоусова, Е. Лобкова, Б. Репина, И. Белоусов «А это горький день …», Е. Лебков «Обелиски», Б. Репин «А о войне ещё напишут», «Солдатский наказ», «Возвращение» и др.

Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов (1 часа). К. Гапоненко, О. Кузнецов, Н. Максимов, И. Белоусов, М. Финнов.

Раздел 5. Художественная культура

Раздел входит составной частью в интегративный компонент «Краеведение». Примерный объём учебного времени, выделяемый на данный раздел 35 час (по 7 часов на каждый учебный год).

Раздел программы по художественной культуре составлен на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и является интегральным по своему содержанию, т.к. представлен предметами художественно-эстетического направления: ИЗО и мировая художественная культура, музыка.

Примерная программа конкретизирует содержание отдельных тем, даёт примерное распределение учебных часов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, формирует опыт художественно-творческой деятельности.

Содержание раздела «Художественная культура» призвано развивать толерантное отношение к миру, осознание учащимися своего национального и культурного окружения, раскрыть мир художественно-эстетических ценностей и духовно-материальной культуры родного края. В раздел включён материал о культурных традициях и обычаях народов, населяющих регион, в т.ч. КМН: тончи, нивхов, айнов, ороков и др.

Рекомендовано использовать как урочную технологию, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся (музеи).

Цель: освоение художественного наследия края, формирование способности к его восприятию.

Задачи:

  • Освоить знания о художественной культуре родного края;
  • Развить художественно-творческие способности учащихся, образное, ассоциативное мышление, зрительно-образную память;
  • Воспитать культуру восприятия произведений народов прошлого и другой ментальности;
  • Овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения, музыкальной импровизацией
  •  Совершенствовать свою общекультурную компетенцию, расширить знание и понимание мира духовно-нравственных ценностей.

Художественная культура (7 часов)

        Культурная жизнь островной области (3 часа). Этнические и художественные коллективы Сахалинской области. Детская школа искусств «Этнос». Русский народный фольклор и корейсое народное творчество. Мотивы сахалинской природы в творчестве сахалинских художников (Гиви Манткава, Дё), изображение тружеников Сахалина в творчестве скульптора Анатолия Ни. Этнографические и художественные музеи: художественный музей г. Южно-Сахалинска, музей им. А.П.Чехова в г. А.-Сахалинский, музей книги «Остров Сахалин» А.П.Чехова. Представители национальной культуры.

Скульптурный комплекс «Площадь Славы», исторические скульптурные памятники. Театральная жизнь острова.

        Резерв (4 часа). Проектно-художественная деятельность; самостоятельный выбор объектов проектно-художественной деятельности. Защита проекта. Создание для детей картинок- раскрасок в национальном колорите.

  1. ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В результате изучения краеведения ученик должен знать/понимать:

  • Географическую, территориально-административную карты Сахалинской области;
  • Флору дальневосточных море, фауну региона;
  • Охраняемые территории Сахалинской области, редкие и исчезающие виды растений;
  • Факторы риска, влияющие на здоровье человека, экологические проблемы региона;
  • Природные ресурсы Сахалинской области;
  • Условия рационального природопользования;
  • Этнический состав населения Сахалинской области;
  • Характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;
  • Основные этапы освоения и заселения Сахалина и Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;
  • Основные события истории региона (дипломатические договоры, военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);
  • Имена известных учёных, путешественников, общественных деятелей, внёсших вклад в открытие и освоение региона;
  • Фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;
  • Классическую и современную прозу и поэзию стран АТР (Японии, Кореи, Китая), современные произведения авторов Дальнего Востока и Сахалина;
  • Особенности происходящих в регионе преобразований в структуре политических, экономических и социальных отношений;
  • Региональные элементы политической системы;
  • Государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;
  • Основные тенденции политического, экономического и культурного развития региона.

Уметь:

  • Ориентироваться по географической, физической, территориально-административной картам Сахалинской области;
  • Распознавать и описывать животных и растения региона;
  • Распознавать растения, используемые для борьбы с вредителями;
  • Распознавать редкие и исчезающие виды растений Сахалинской области;
  • Проводить экологический мониторинг местности проживания, описывать взаимодействие человека и природы;
  • Бережно относиться к природе;
  • Характеризовать экономическое развитие региона;
  • Характеризовать важнейшие исторические события региона;
  • Давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей России;
  • Обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе;
  • Определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;
  • Бережно относиться к государственным символам региона;
  • Осуществлять поиск социальной информации;
  • Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, правовых норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение граждан;
  • Полноценно выполнять социальные роли;
  • Реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;
  • Активно и позитивно взаимодействовать с представителями различных этносов, культур;
  • Создавать и бережно хранить семейные архивы, материалы школьных музеев. Краеведческих комнат.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка самостоятельных письменных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценивание проектов учащихся

        При оценивании использую матрицу оценивания

 

 Показатели проявления компетентности

 

Показатели

Предметно-информационная составляющая

6

 1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2

 2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

2

 3.Знание источников информации

2

Деятельностно-коммуникативная составляющая

14

 4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2

 5.Умение формулировать цель, задачи

2

 6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

2

 7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

2

 8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

2

 9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

2

 10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

2

Максимально возможное количество баллов – 28

Оценка 3. От 12 до 17 баллов, от 18 до 23 – 4, свыше 24 – 5.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:  

  • Булавинцева М.Г., Методические рекомендации по изучению краеведения. История
  • Киселёва И.П., Методические рекомендации по изучению краеведения. География
  • Пьянзина Г. И., Методические рекомендации по изучению краеведения. Биология
  • Щербакова О.А., Методические рекомендации по изучению краеведения. Литература
  • Орлова О.И., Методические рекомендации по изучению краеведения. Художественная культура.
  • Высоков М.С. История Сахалина и Курил, 1994
  • История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию. Ю.-Сахалинск, СахГУ
  • Электронное пособие для учащихся и студентов « Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в первой половине 20 века», Хабаровск, 2010

Литература для учащихся:

  • Высоков М.С. История Сахалина и Курил, 1994
  • История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию. Ю.-Сахалинск, СахГУ
  • Пилсудский Б. Фольклор сахалинских нивхов, Ю.-Сахалинск, 2003
  • Санги В. Изгин», М.: Современник, 1998
  • Тоболяк А. История одной любви,  Ю.-Сахалинск, 2004
  • Гапоненко К., Кузнецов О., Максимов Н., Белоусов И., Финнов М.ица Ю.-Сахалинск, разных лет издания
  • Мультимедийная энциклопедия «Заповедные территории», Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Наглядно-методическое пособие «Жизнь моря» [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • «Красная книга Сахалинской области», » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Прогулки по сахалинскому лесу, » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь лосося» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь и природа Сахалина» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  • Википедия.
  • Манткава Г. Каталог, Ю.-Сах. Худ. Музей, 1995
  • Степанов Ю. Каталог, Ю.-Сах. Худ. Музей, 1995



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС

Типы уроков

Типы уроков:

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ, ПЗ - практикум
  • Урок повторения изученного материала – УПИМ
  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Оборудование

Вид контроля

Д.З

Дата проведения

План

Факт

Историческое краеведение (7 часов)

1

Изменения на карте мира на рубеже XIX – XX  вв.

УИНМ

Японский десант на Сахалин и Курилы.

Судьба крейсера «Новик».

Портсмутский мир.

Ликвидация каторги.

ЦОР, карты

Инд. Опрос, карта

Заполнить к/карту. Раб. тетрадь

2

Сахалин и Курилы в 1905 – 1925 гг

КУ

Экономическое освоение северного Сахалина Россией.

Губернаторство Карафуто.

Северная часть острова Сахалин в период японской оккупации.

Установление советской власти на севере Сахалина.

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Заполнить к/карту. Раб. тетрадь

3

Северный Сахалин в составе СССР

КУ

Первые пятилетки.

Создание нефтяной промышленности.

Особенности советского политического режима.

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Заполнить к/карту. Раб. тетрадь

4

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной Войны

КУ

Южно-Сахалинская и Курильская десантные операции. Герои – земляки. Труженики тыла. Памятники военной истории на островах

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Заполнить к/карту. Раб. тетрадь

5

Сахалинская область после Второй мировой войны

КУ

Создание Южно-Сахалинской , Сахалинской области. Развитие Сахалинской области.

Проблема заключения мирного договора в российско-японских отношениях

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Заполнить к/карту. Раб. тетрадь

6

Сахалин и Курильские острова в конце 80-х гг XX в -   начале XXI в

КУ

Общая характеристика социально-экономического развития.

Начало работ на шельфе.

Перспективы развития Сахалинской области.

Инд. Опрос, карта

Подготовка докладов

7

Сахалинская область – субъект РФ.

КУ

Конституция РФ о статусе Сахалинской области.

Государственные символы Сахалинской области

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Защита докладов, презентаций

Географическое краеведение (7 часов)

8

Введение

УИНМ

Административно-территориальное деление Сахалинской области.

Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России.»

П.Р. «Работа с контурной картой»

Карты, ЦОР

Инд. Опрос, карта

К/к

9

Население Сахалинской области

Комбинированный

Численность. состав, плотность.

Малочисленные народы Севера.

Типы поселений.

П.Р. Построение графиков, диаграмм плотности населения, миграции населения.  

ЦОР

Инд. Опрос, карта

К/к

10

Хозяйство Сахалинской области

Комбинированный

Общая характеристика хозяйства Сахалинской области.

Особенности хозяйственной специализации.

Структура хозяйства.

Перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

П.Р. Схема отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Сообщения об отраслях хозяйства Поронайского района.

11

Топливно-энергетический комплекс Сахалинской области

Комбинированный

Угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика.

Газификация. Освоение шельфа. Инвестиции

ЦОР

Инд. Опрос, карта

К/к

12

Лесопромышленный комплекс. Рыбопромышленный комплекс

Комбинированный

Центры развития. Экологические проблемы

ЦОР

Инд. Опрос, карта

К/к

13

Экскурсия в краеведческий музей г. Поронайска

Комбинированный

Экономика Поронайского района

Инд. Опрос,  отчёт

Отчёт по экскурсии

14

Внутренние и внешние экономические связи.

Комбинированный

Место Сахалинской области в регионе. Внешние экономические связи.

ЦОР

Инд. Опрос, карта

Ресурсы Интернет

Биологическое краеведение (7 часов)

15

Вирусы, вызывающие болезни человека, животных и растений

Вводный

Характеристика вирусных болезней человека (гепатит, СПИД, герпес), животных (птичий грипп), растений.

ЦОР

Инд. Опрос,

16

Профилактика распространения вирусных заболеваний в Сахалинской области

Комбинированный

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

Инд. Опрос,

17

Демографические проблемы Сахалинской области

Комбинированный

Демографический кризис Сахалинской области.

Продолжительность жизни людей и факторы, влияющие на неё

ЦОР

Инд. Опрос

18

Тератогенные факторы, их последствия в области

Комбинированный

Тератогенные факторы, вызывающие аномалии новорождённых (наркотики, алкоголь, никотин, инфекционные заболевания – краснуха, паротит, грипп). Проблема рахита у новорождённых. Патогенные зоны: угольные разрезы, очистные сооружения, локаторы

Инд. Опрос

19

Экологические проблемы Сахалинской области

Комбинированный

Понятие о региональных и локальных экологических проблемах. Состояние атмосферного воздуха. Загрязнение нефтью. Вырубка лесов. Утилизация бытовых и промышленных отходов

ЦОР

Инд. Опрос

Подготовка докладов

20 - 21

Конференция по вопросам биологического краеведения

УОИМ

Экологические проблемы Сахалинской области

ЦОР

Защита докладов. К/ф «Сахалин»

Литературное краеведение (6 часов)

22

В. Санги «Изгин»

КУ

Биография В.Санги. Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Антропоморфизм повести

Произведения

Устные ответы

В. Санги «Изгин»

23

В.Санги. Изгин – хранитель народной мудрости

КУ

Тема ответственности за всё, что происходит в мире.

Произведения

Устные ответы

24

А. Тоболяк «История одной любви»

КУ

А.Тоболяк.Многоаспектность проблематики

Произведения

Устные ответы

А.Тоболяк

25

А. Тоболяк. Психологическая деталь как средство раскрытия характера героя

КУ

Судьбы героев. Ответственность за близкого человека.

Произведения

Устные ответы

26

Человек и война в произведениях сахалинских поэтов

КУ

И. Белоусов «А этот горький день …»

Б.Репин «А о войне ещё напишут»

Произведения

Устные ответы

27  

Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов

КУ

О.Кузнецов.

Н.Максимов

Произведения

Устные ответы

Художественная культура (7 часов)

28

Этнические и художественные коллективы Сахалинской области

УУНМ

Детская школа искусств «Этнос», «Родники», «Мэнгуме илга», «Братчина»

ЦОР

Устные ответы

Прослушивание

29

Русский народный фольклор и корейское народное творчество

Комбинированный

ЦОР

Устные ответы

30

Творчество сахалинских художников

Комбинированный

Г.Манткава, Дё, Ни

ЦОР

Устные ответы

Репродукции

31

Этнографические и художественные музей

Комбинированный

Художественный музей и краеведческий музей г. Южно-Сахалинска, музей им. А.Чехова в г. Александровск-Сахалинский, музей книги «Остров Сахалин»

ЦОР

Устные ответы

32

Скульптурные комплексы Сахалинской области

Комбинированный

Скульптурный комплекс «Площадь Славы», площадь им. В.Ленина.

ЦОР

Устные ответы

33

Театральная жизнь острова

Комбинированный

Театр Им. Чехова.

ЦОР

Устные ответы

34

Моя художественная деятельность

КУ

Вышивка полотенца в русском народном стиле

Результат деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....