Программа по краеведению 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Программы для общеобразовательной основной школы под редакцией Котельниковой Г.И. 2001 г. Особая её роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций она влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своего родного края и населяющих его народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения; развитие географического мышления.
Задачи:1.Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
2. Раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;
3. Познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Пермского края;
4. Изучить условия жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.
5. Вооружить необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими, так и современными, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.
6. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
7. Организовать общественно полезную работу школьников, связанной с непосредственным изучением природно-экономических условий местного предприятия и своего села, с мероприятиями по охране природы родного края, с выполнением краеведческих заданий, и с подготовкой экспонатов для школьного краеведческого музея.
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
– Проблемности
– Краеведческий принцип
– Деятельностный принцип
Особый акцент в программе сделан на использование форм и методов, направленных на развитие у школьников учебно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. По данному курсу разработаны региональные стандарты по географии, изданы учебник «География Пермской области», атлас, рабочие тетради, методические пособия. Всего по учебному плану 35 часов. Преподавание предмета ведется 1 час в неделю.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края;
- этапы развития своего, края, района, села;
- православные святыни своего края, района.
Объяснять:
- взаимосвязь между компонентами природных комплексов своего края;
- роль географических знаний в решении проблем края, района, села, экологические проблемы;
- особенности топонимики края, района, села.
Краеведческий подход к изучению материала:
- непосредственное ознакомление учащихся с местными особенностями природы;
- изучение топонимики, геральдики своего края, района.
Возможные типы уроков: Комбинированный; Изучение нового материала; Нетрадиционная форма; Экскурсия; Игра.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Особенности географического положения Пермского края. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения. История географического познания территории края. Особенности строения земной коры на территории Пермского края. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Основные формы и типы рельефа Пермского края. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов. Факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Пермского края. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат города. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха. Зональные типы почв. Мелиорация земель Пермского края. Почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние. Охрана почв. Жилые, хозяйственные и общественные постройки. Занятия населения, православные святыни своего края, района. Одежда. Символика одежды. Питание, посуда, утварь. Транспортные средства. Народные знания. Изобразительное творчество. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и обряды. Семейные обычаи и обряды. Игры и развлечения. Фольклор. | Называть и показывать территории, окружающие Пермского края. Оценивать особенности географического положения Пермского края и влияние его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения. Называть и показывать по карте виды полезных ископаемых, формы и типы рельефа. Оценивать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и истории ее формирования; влияние геологического строения и экзогенных процессов на формирование современного рельефа. Описывать местные овраги и принимать участие в борьбе с ними. Прогнозировать изменение рельефа под влиянием антропогенного фактора. Называть и показывать на карте основные виды внутренних вод Пермского края. Описывать водный объект по карте, вести наблюдения за состоянием воды в реке, озере. Оценивать экологическое состояние водоемов и возможность их использования населением. Прогнозировать обеспеченность водными ресурсами Пермского края в будущем. Знание традиций строительной культуры, строительные материалы, типы усадеб и хозяйственных построек. Знание о преобладающих видах деятельности населения: земледелие, охота, рыбная ловля, лесозаготовки, домашние промыслы. Православные святыни своего края, района. Знание о материалах для одежды, верхняя, нательная одежда. Пояса, головные уборы, обувь. Знание о символике одежды. Знание о продуктах питания, кухонной утвари, способах ее изготовления. Знание о водных и сухопутных средствах, способах их изготовления и устройстве. Знание о приметах, указывающих на изменения в природе, народном календаре, опыте народной медицины. Знание о технике обработки дерева, росписи по дереву ,художественной обработке металле. Знание о волостном и сельском сходах, календарных обычаях и обрядах. Знание о семейных обычаях и обрядах, трудовое воспитание. Знание о многозначности народной игровой культуры, о развлекательных играх. Фольклор и его особенности. |
УМК:
Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин География Пермской области Пермь, Издательство «Книжный мир», 1999.
АТЛАС Пермской области М.: Издательство ДИК, 1999
Рабочая тетрадь по Географии Пермской области «Книжный мир», 1999.
Дополнительная литература:
А.М. Белавин Страницы истории земли Пермской часть первая Пермь «Книжный мир» 1996
А.М. Белавин Страницы истории земли Пермской часть вторая Пермь «Книжный мир» 1997
Г. Н. Чагин Народы и культура Урала в XIX – XX вв. Екатеринбург «Сократ» 2002
Т. Л. Хлюпина Краеведческий аспект в преподавании географии Пермь, 1997.
В.Э.Скотынянская Географические лабиринты: Дидактический материал к учебнику «География Пермской области» в 8-9 кл. Пермь: ПКИПКРО, 2007.
Оценочные практические работы:
№1 Обозначение на контурной карте территории Пермского края, определение граничащих с ним субъектов РФ.
№2 Установление закономерностей размещения полезных ископаемых на основе анализа карт.
№3 Нанесение на конт. карту названий основных форм рельефа. Установление закономерностей их размещения на основе анализа карт.
№4 Определение по климатической карте основных климатических показателей, установление закономерностей их изменения Оценка клим. условий, их влияния на развитие сельского хозяйства
№5 Нанесение на конт. карту названий основных водных объектов.
№6 Составление памятки туристу, идущему в поход по своему краю
№ 7 Описание ПТК своей местности
Календарно – тематическое планирование
№ и дата урока | Тема | Планируемый результат | Организация учебной деятельности | Диагностика и контроль | Средства обучения по теме |
1 1 четверть | Географическое положение Пермского края Из истории образования Пермского края | Знание особенностей и содержания курса | Знакомство с источниками географических знаний о Пермском крае. | Карта №10 Атласы Рабочие тетради Типовой план характеристики ГП Пермского края | |
2 | Территория, границы и географическое положение | Знание особенностей ГП Пермского края | Выполнение практической работы №1 Обозначение на контурной карте территории Пермского края, определение граничащих с ним субъектов РФ. 2. Работа с лабиринтом «Географическое положение» | Лабиринт Географическое положение | Карта№10 Атласы Рабочие тетради Типовой план характеристики ГП Пермского края, Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
3 | Геологическое строение | Геологическая история, тектоническое строение породы, слагающей поверхность Пермского края. | |||
4 | Полезные ископаемые | Знание месторождений полезных ископаемых Пермского края | №2 Установление закономерностей размещения полезных ископаемых на основе анализа карт. | Лабиринт «Полезные ископаемые» | Карта№10 Атласы Рабочие тетради |
5 | Рельеф | Знание основных форм рельефа Пермского края. Рельефообразующие факторы. |
3. Работа с кроссвордом | Лабиринт Геологическое строение и рельеф | Карта№10 Атласы Рабочие тетради Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
6 | Нанесение на конт. карту названий основных форм рельефа. Установление закономерностей их размещения на основе анализа карт. | №3 Нанесение на конт. карту названий основных форм рельефа. Установление закономерностей их размещения на основе анализа карт.
| Карта№10 Атласы Рабочие тетради Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт | ||
7 | Климат. | Умение объяснять закономерности изменения климата. Умение анализировать климатическую карту | №4Определение по климатической карте основных климатических показателей, установление закономерностей их изменения Оценка клим. условий, их влияния на развитие сельского хозяйства. 3. Работа с кроссвордом | Лабиринт Климат | Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
8 | Воды: реки, озера | Знание главных рек, их природные и экологические особенности, рекреационные ценности | 1. №5Нанесение на конт. карту названий основных водных объектов. 2. Характеристика реки своей местности. 3. Составление плана мероприятий по ее охране. 4. Сообщения Учащихся « Голубые дороги Прикамья» | Сообщения уч -ся | Карта №10 Атласы Рабочие тетради Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
9 2 четверть | Озера, болота и подземные воды | Знание о водных ресурсах Пермского края. | 1.Сообщения уч –ся 2. Работа с лабиринтом Воды и водные ресурсы 3. Работа с кроссвордом | Лабиринт | Атласы Рабочие тетради Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
10 | Почвы. | Знание факторов почвообразования и особенностей почв Пермского края. Знание видов мелиорации. | 1.Анализ почвенной карты. 2.Работа с лабиринтом Почвы 3. Работа с кроссвордом | Лабиринт | Атласы Рабочие тетради Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
11 | Растительность. | Умение оценивать растительные ресурсы. Знание охраняемых растений Пермского края, ядовитых и лекарственных растений своей местности. | 1.Составление таблицы «Лес и человек» с графами: лес – человеку, человек-лесу. 2. Работа с лабиринтом Растительность 3. Выступления учащихся о ядовитых и лекарственных растений своей местности. | Лабиринт Сообщения уч -ся | Атласы Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
12 | Животный мир. | Знание особенностей животного мира, его взаимосвязи с компонентами природы | 1.№6 Составление памятки туристу, идущему в поход по своему краю 2. Работа с лабиринтом Животный мир 3. Выступления учащихся: «Охраняемые животные», «Опасные животные» 4. Работа с кроссвордом | Лабиринт | Атласы Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
13 | Земля заповедная | Знание понятий: заповедник, национальный парк, заказник |
| Карты атласа. | |
14 | Природные ресурсы Пермского края | Знание особенностей минеральных, агроклиматических, водных, лесных, почвенных, рекреационных ресурсов и проблемы их использования | 1. Работа в парах по характеристике отдельных видов природных ресурсов Пермского края 2. Составление таблицы с графами : виды ресурсов, обеспеченность и особенности, возможности использования, проблемы. | Карты атласа. | |
15 | Экологические проблемы Пермского края | Знание экологической ситуации в Прикамье, районе, селе. |
| Карты атласа | |
16 | Описание ПТК своей местности | № 7 Описание ПТК своей местности | Сообщения уч -ся | ||
17 3 четверть | Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья | Знание | 1.Исследование откуда шло заселение области и как давно оно началось. 2.Сообщение учащихся об истории заселения, хозяйственного освоения места, в котором мы живем | Лабиринт | Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
18 | Численность и национальный состав населения. | Знание численности, особенностей размещения. Умение вычислять плотность населения и выявлять причины неравномерности населения. | 1. Анализ статистических данных по численности и ест. движению. 2. . Работа с лабиринтом «Население» | Лабиринт | №38 Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт Карты атласа |
19 | Структура населения. | Знание современного национального состава, структуры занятости населения | 1. Работа со статистическими данными. 2. Работа с лабиринтом «Население» | Лабиринт | Дидактич. материал к учебнику «География Пермской области» Лабиринт |
20 | Города и городское население | Знание городов: исторических центров, новых городов | 1.Рекламное представление городов на основе выполнения заранее полученных заданий 2.Работа с карточками-заданиями к игре – домино «Города Прикамья» | Лабиринт | Карты атласа |
21 | Типы сельских поселений | Знание типов сельских поселений: деревня, село, починок, выселок, хутор | Работа в парах по характеристике застройки поселений, происхождению названий поселений, названия улиц. | Тест | Карты атласа Информация музея |
22 | Жилые, хозяйственные и общественные постройки | Знание традиций строительной культуры, строительные материалы, типы усадеб и хозяйственных построек | 1.Сообщения учащихся: Устройство двора, назначение построек. Интерьер жилой избы. Устройство русской печи. Украшение построек, символика украшений. | Карты атласа Информация музея | |
23 | Занятия населения, православные святыни своего края, района. | Знание о преобладающих видах деятельности населения: земледелие, охота, рыбная ловля, лесозаготовки, домашние промыслы. Православные святыни своего края, района. | Составление перечня преобладающих видов деятельности населения, способов уборки и хранения урожая, орудий труда. Знакомство с православными святынями своего края, района. | Тест | Карты атласа Информация музея Видеофильм о Белогорском монастыре. |
24 | Трудовая взаимопомощь | Знание о местных названиях взаимопомощи: помочь, супрядки, копотиха. | Составление рассказа по теме: Цель участия в помочах. Пища, которой хозяин угощал помочан. Поведение хозяина при угощении. | Информация и экспонаты музея | |
25 | Одежда | Знание о материалах для одежды, верхняя, нательная одежда. Пояса, головные уборы, обувь. | 1.Работа с коллекцией «Обработка льна». 2.Составление таблицы: Виды тканей, употребляемые в прошлом и настоящем. Описать ткацкий станок. | Информация и экспонаты музея | |
26 | Символика одежды | Знание о символике одежды. | 1.Исследование символики одежды, сравнение с костюмами других народов. 2.Функции одежды в обрядах | Тест | Карты атласа |
27 | Питание, посуда, утварь | Знание о продуктах питания, кухонной утвари, способах ее изготовления. | 1.Составление таблицы, зарисовка старой посуды. 2.Составление меню из продуктов питания прошлого и настоящего времени, анализ,сравнение. | Информация Информация и экспонаты музея музея | |
28 4 четверть | Транспортные средства | Знание о водных и сухопутных средствах, способах их изготовления и устройстве. | 1.Составление таблицы средств передвижения и переноски тяжестей. 2. Значение гужевого вида транспорта в нашей местности. | Карты атласа Информация и экспонаты музея | |
29 | Народные знания | Знание о приметах, указывающих на изменения в природе, народном календаре, опыте народной медицине. | 1.Составление народного календаря. 2. Составление таблицы «Народные приметы по временам года» | Информация музея | |
30 | Изобразительное творчество | Знание о технике обработки дерева, росписи по дереву ,художественной обработке металле. | 1.Знакомятся с техникой обработки дерева, росписи по дереву ,художественной обработкой металла. | Тест | |
31 | Общественный и семейный быт Календарные обычаи и обряды | Знание о волостном и сельском сходах, календарных обычаях и обрядах. | 1.Знакомство со структурой Александровской-Зипуновской волости. 2. Работа с Ревизской сказкой 1898 г. 3. Выступление с докладом «От ревизской сказки до наших дней» | Информация музея | |
32 | Семейные обычаи и обряды | Знание о семейных обычаях и обрядах, трудовое воспитание. | 1.Знакомство с семейными и обычаями и обрядами. 2. Трудовое воспитание. (Чтение сочинений учащихся о детстве бабушек и дедушек) 3. Встреча с ветеранами труда. | Информация музея | |
33 | Игры и развлечения | Знание о многозначности народной игровой культуры, о развлекательных играх. | 1.Установление связи игры с важнейшими сторонами культуры и воспитания. 2. Опыт возрождения народных игровых традиций в наше время. Разучивание народных игр. | Тест | Информация музея |
34 | Фольклор | Фольклор и его особенности | 1.Игра «Люблю тебя, мой край родной» | ||
35 | Обобщение и повторение | Интеллектуальный калейдоскоп «Земля моя русская – Пермь» | Карты атласа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Программа по краеведению 5 класс.
Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...