Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».
В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся ответят на вопрос, что такое природное сообщество леса, луга, водоема, болота. И как оно важно в жизни любого человека, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану лесов и сохранению природных сообществ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный проект для 6 класса
по региональной программе «Биологическое краеведение»
на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Содержание
- Автор проекта.
- Предмет, возраст учащихся.
- Краткая аннотация проекта.
- Вопросы, направляющие проект.
- Основополагающий вопрос.
- Проблемные вопросы.
- Учебные вопросы.
- План проведения проекта.
- Визитная карточка проекта.
- Публикация учителя.
- Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
- Предмет продукта проектной деятельности учащихся.
- Материалы по формирующему и итоговому оцениванию.
- Материалы по сопровождению и поддержки проектной деятельности.
- Другие документы.
Автор проекта ____ Ларионова Ирина Михайловна, учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ» Тверской области. ________________
Предмет, возраст учащихся____________ биология 6 класс____________
Краткая аннотация проекта:_______________________________________
Проект ориентирован на 6 класс по региональной программе «Биологическое краеведение». На данную тему: «Природные сообщества Тверской области» отводится 4 часа. В теме рассматриваются:
- Структура и флора природных сообществ.
- Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
- Значение деревьев, кустарников, кустарничков, трав в природных сообществах, их взаимоотношения с другими организмами.
Взаимосвязи организмов в природных сообществах. - Многообразие природных сообществ Тверской области.
Травянистые растения леса, луга, водоема, болота.
Итогом изучения данной темы должны стать групповые проекты детей «Природное сообщество леса (луга, водоема, болота)».
Рассматривая понятие «природное сообщество» обучающиеся в своих проектах докажут, что лес, луг, водоем, болото является природными сообществами; изучат взаимосвязи в природных сообществах; познакомятся с растительным и животным миром этих сообществ. А также ознакомятся с ролью и значением леса, луга, водоема и болота в жизни человека. Рассмотрят меры по охране лесов и безопасному поведению в лесу, на лугу, проанализируют свой вклад в дело охраны лесов родного края (что можно сделать каждому). Продолжительность проекта 4 урока.
В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся ответят на вопрос, что такое природное сообщество леса, луга, водоема, болота. И как оно важно в жизни любого человека, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану лесов и сохранению природных сообществ.
Результатом работы над проектом должно стать:
а) знания и умения по теме «Природное сообщество леса, луга, водоема, болота»;
б) нахождение информации по теме в различных источниках;
в) получение необходимой информации о растительном и животном мире лесов, лугов, водоемов и болот с помощью Интернет-ресурсов;
г) умение безопасного использования поисковых служб Интернета.
На уроке – «Защита проекта» обучающиеся выступают с сообщениями (презентациями) о животных и растениях леса, луга, водоема, болота. А также о безопасном поведении в лесу, на лугу с защитой экологических плакатов «Берегите лес!» и «Лес наше богатство».
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
- Что такое природные сообщества?
Проблемные вопросы
- Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить природные сообщества для потомков?
- Чем отличается животный и растительный мир природного сообщества «Лес» от других природных сообществ?
Учебные вопросы
- Почему лес, луг, водоем, болото можно назвать природным сообществом?
- Какое значение для человека и природы имеют лес, луг, водоем, болото?
- Почему лес называют зелёным другом человека?
- Почему в народе говорят: «много леса - береги, мало леса - не руби, а нет леса - посади»?
- Как ты можешь помочь в охране и увеличении лесных богатств Тверского края?
- Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?
План проведения проекта
Актуализация. Цель проекта – показать детям, что лес, луг, водоем и болото – это природные сообщества и вмешательство человека в этот мир может привести к непоправимым последствиям. Дети в ходе проекта знакомятся с растительным и животным миром леса, луга, водоема, болота. Учащиеся расширяют свои знания о разнообразии растений и животных леса, луга, водоема, болота. Дети учатся видеть влияние человека на природные сообщества. Развивается представление детей о ценности разнообразных животных и растений в природе и в жизни человека. Дети усваивают нормы и правила взаимодействия с объектами природы.
Знания полученные при выполнении этого проекта приближают детей к природе, пополняют их знания о видовом составе растений, животных и о их полезных качествах. Проверка начальных знаний по теме "Природные сообщества леса, луга, водоема, болота и его обитатели", выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.
План проекта (памятка ученика)
• Формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для исследований учащихся.
• Формулирование проблемы, выдвижение гипотез решения проблем, определение творческого названия проекта.
• Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
• Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
• Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
• Самостоятельная работа групп.
• Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
• Защита полученных результатов и выводов.
Подготовительный этап
Работа учителя по выбору темы проекта.
С целью актуализации знаний и мотивации на работу проект начинается с создания игровой ситуации, в ходе которой детям предлагается представить и мысленно оказаться в лесу, на лугу, водоеме, болоте и совершить прогулку. После презентации учителя выявляются представления детей о растительном и животном мире природных сообществ, об охране их. При помощи игровой ситуации выясняются интересы детей, и они делятся на группы по интересам.
Для формулирования цепочек вопросов, на которые необходимо найти ответ используется прием «Дерево вопросов». В группах, а потом коллективно проводится обсуждение вопросов, и выбираются направления действия.
Экскурсионный этап
После того как определены направления работы и сформированы группы по направлениям, группы намечают маршрут, обосновывают свой выбор, корректируется маршрут после обсуждения. Учащиеся совершают экскурсии в природу, где выполняют практические работы и опыты. Это материал для дальнейшего изучения. После экскурсии дети записывают проблемы, которые увидели.
- Особенности изучения и охраны растительного мира леса, луга, водоема, болота.
- Особенности изучения и охраны животного мира леса, , луга, водоема, болота.
- Проблема влияния человека на природные сообщества.
Информационный этап
- Знакомство с принципами поиска информации в различных источниках (учебниках, хрестоматии, энциклопедиях) и в сети Интернет, видами поиска информации в сети Интернет, ознакомление с понятием «природное сообщество», выявление взаимосвязей в природном сообществе леса, луга, водоема, болота. Изучение литературы по данной теме.
- Демонстрация вводной презентации учителя.
- Формирование коллектива учащихся для работы над проектом.
Исследовательско-проектная деятельность
- Обсуждение общего плана проекта.
- Планирование работы в группах.
- Поиск информации в разных источниках (по группам).
- Анализ информации и выбор главного.
- Подготовка информации для представления результатов.
Исследование. Исследование растительного и животного мира природных сообществ Тверской области. Изучение безопасного поведения в них: лесу, на лугу, охране лесов.
Презентация работы
- Формирование выводов и их обсуждение.
- Создание презентации проекта.
- Защита проекта на открытом уроке.
Защита исследовательских работ происходила на открытом мероприятии, где присутствовали учителя школы, родители. Результаты работы представляются в виде презентаций. После защиты работ учащиеся в группах сменного состава обсуждали добрые дела, акции, которые они сами и с помощью родителей могут совершить для решения некоторых проблем.
Представление результата исследования в виде сообщения и презентации, экологического плаката «Береги лес!», «Лес наше богатство».
Визитная карточка проекта
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Презентация. Многообразие природных сообществ Тверской области
Пример продукта примерной деятельности учащихся
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию.
Итоговый тест по теме: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме»
Материалы по сопровождению и поддержки проектной деятельности.
Критерии оценивания презентации
Другие документы
Рефлексия
- Подведение итогов.
- Отзывы приглашённых, анкетирование участников.
- Анализ и корректировка деятельности руководителя и учащихся по результатам выполненного проекта.
Предварительный просмотр:
Автор проекта | |||||
Фамилия, имя, отчество | Ларионова Ирина Михайловна | ||||
Город, область | Тверская область | ||||
Номер, название школы МОУ | «Медновская СОШ» МОШ» | ||||
Описание проекта | |||||
Название темы учебного проекта | |||||
Многообразие природных сообществ Тверской области | |||||
Краткое содержание проекта | |||||
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение». Рассматривая понятие «природное сообщество» обучающиеся в своих проектах докажут, что лес, луг, водоем, болото является природными сообществами; изучат взаимосвязи в природных сообществах; познакомятся с растительным и животным миром этих сообществ. А также ознакомятся с ролью и значением леса, луга, водоема и болота в жизни человека. Рассмотрят меры по охране лесов и безопасному поведению в лесу, проанализируют свой вклад в дело охраны лесов родного края (что можно сделать каждому). В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся ответят на вопрос, что такое природное сообщество леса, луга, водоема, болота. И как оно важно в жизни любого человека, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану лесов и сохранению природных сообществ. Результатом работы над проектом должно стать: а) знания и умения по теме «Природное сообщество леса, луга, водоема, болота»; б) нахождение информации по теме в различных источниках; в) получение необходимой информации о растительном и животном мире лесов, лугов, водоемов и болот с помощью Интернет-ресурсов; г) умение безопасного использования поисковых служб Интернета. На уроке – «Защита проекта» обучающиеся выступают с сообщениями (презентациями) о животных и растениях леса, луга, водоема, болота. А также о безопасном поведении в лесу, с защитой экологических плакатов «Берегите лес!» и «Лес наше богатство». | |||||
Предмет | |||||
Биологическое краеведение | |||||
Класс | |||||
6 класс | |||||
Приблизительная продолжительность проекта | |||||
3 недели | |||||
Основа проекта | |||||
Образовательные стандарты | |||||
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
| |||||
Дидактические цели. Ожидаемые результаты обучения | |||||
Цели:
Задачи урока: Образовательные:
Развивающие
Воспитательные:
| |||||
Вопросы, направляющие проект | |||||
Основополагающий вопрос | Что такое природные сообщества (на примере природного сообщества леса, луга, водоема, болота»)? | ||||
Проблемные вопросы учебной темы | Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить природные сообщества для потомков? Чем отличается животный и растительный мир природного сообщества «Лес» от других природных сообществ? | ||||
Учебные вопросы | Почему лес, луг, водоем, болото можно назвать природным сообществом? Какое значение для человека и природы имеют лес, луг, водоем, болото? Почему лес называют зелёным другом человека? Почему в народе говорят: «много леса - береги, мало леса - не руби, а нет леса - посади»? Как ты можешь помочь в охране и увеличении природных богатств Тверского края? Какие правила безопасного поведения в лесу, на лугу, водоеме, болоте вы знаете? | ||||
План оценивания | |||||
График оценивания | |||||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | |||
Опрос. Мозговой штурм. | Таблица растительного и животного мира леса, луга, водоема, болота. Интерактивная игра. | Анализ поиска информации. Отчеты по выполнению проекта. Самооценка и рефлексия. Презентация о растениях и животных леса, луга, водоема, болота. Плакаты об охране лесов. | |||
Описание методов оценивания | |||||
Перед стартом проекта проводится опрос на выявление отношения учащихся к данной теме. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся. Проверяются начальные знания по теме "Природные сообщества леса, луга, водоема, болота и его обитатели". Выявляется уровень заинтересованностью темой, определение темы проекта. В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется таблица растительного и животного мира лесов, лугов, водоемов, болот, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу, проводится интерактивная игра. После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты исследования в виде сообщения и презентации, экологического плаката «Береги лес!», «Лес наше богатство». | |||||
Сведения о проекте | |||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||||
1. Умение работать с книгами, словарями, энциклопедиями; 2. Первоначальные навыки работы на компьютере; 3.Простейшие навыки поиска информации в Интернете. | |||||
Учебные мероприятия | |||||
Беседа, практическая работа, интерактивная игра, тестирование, мини-конференция | |||||
Материалы для дифференцированного обучения | |||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:
| ||||
Одаренный ученик | Выполнение индивидуального исследовательского задания. | ||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | |||||
Технологии — оборудование | |||||
Компьютер(-ы) с подключением к сети Интернет, проекционная система (интерактивная доска и мультимедиа проектор). | |||||
Технологии — программное обеспечение | |||||
Веб-браузер, программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные учебники и справочники. | |||||
Материалы на печатной основе |
Дополнительная литература: Кондрашов А.П., Стреналюк Ю. В. - Новейший справочник необходимых знаний. Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 19. Экология Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 2. Биология | ||||
Другие принадлежности | Интерактивный модуль (игра) Крылова | ||||
Интернет-ресурсы | Изображения:
| ||||
Другие ресурсы | Жизненный опыт, знания и умения обучающихся, их наблюдения за природой. |
Предварительный просмотр:
ПриРОДНыЕ СООБЩЕСТВа ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ | «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». Н.И. Сладков | лес | луг | |
Что такое метод проектов Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они являются не просто добавками и дополнениями к "настоящему" учебному курсу. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащиеся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы. Именно из-за активной роли учащегося проекты пользуются такой популярностью у учеников. | болото | водоем | ||
Контактная информация ФИО: Ларионова Ирина Михайловна Адрес: Тверская область, Калининский район, МОУ «Медновская СОШ» E-Mail: imlarionowa@mail.ru Телефон: 38-85-23 Роль родителей Важно, что все мы сможем взаимодействовать во время работы в проекте. Ваш ребенок, возможно, нуждается в дополнительном времени для работы с компьютером, доступе к ресурсам Интернет, и времени, чтобы работать в группе. Ваша поддержка в течение всего проекта может быть очень важна для результатов обучения. | ||||
Роль учителя Учитель – организатор деятельности, консультант и коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников (книги, Интернет). Осуществляет сопроводительную деятельность по исследовательской деятельности. | Роль учащихся Учащиеся - не пассивные ученики в классе, а работают в группах и учатся работать друг с другом. Им будут созданы условия для выбора и осознания ответственности за свой выбор; понимания что результаты работы каждого нужны всей группе. Учащиеся принимают решения о руководстве и содержании их проектов и они будут обеспечены ресурсами, помогающими принимать хорошие решения. Дети будут учиться самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем. Дети научатся понимать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей их действительности. Работа в проекте позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания презентации по проблемным вопросам проекта
Критерии | Параметр оценки | Максимальная оценка | Самооценка | Оценка преподавателя | Средняя | Комментарий |
Выбор путей решения проблемы | 1. Степень самостоятельности при выборе стратегии решения проблемы | 5 | ||||
2. Использование информационных источников, наиболее полно соответствующих решаемому вопросу | 5 | |||||
3. Рациональное планирование своей деятельности, поэтапное решение проблемы. | 5 | |||||
5. Глубина проведенного исследования: проведения наблюдений, экспериментов, заполнение дневника. | 10 | |||||
Технология выполнения презентации и защиты | 1. Эффективность применения электронных технологий: рациональное использование графических материалов | 5 | ||||
2. Защита проекта по проблеме (осмысленное воспроизведения материала, ориентация в вопросе, умение проводить анализ, делать выводы и т.п.) | 10 | |||||
Содержание презентации, умение работать с информацией | 1. Выбор источников на основе критического анализа: рациональное использование Интернет – ресурсов, книг из библиотеки. | 5 | ||||
2. Уровень информированности для принятия решения по проблеме | 5 | |||||
3. Соответствие содержания презентации утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандарту обучения | 10 | |||||
4. Содержание слайдов презентации логически связано, ориентировано на решение основной проблемы | 5 | |||||
5. Глубина выводов исследования, степень их общности и практической значимости для дальнейшего применения информационных технологий в учебной и, затем, профессиональной деятельности | 10 | |||||
Дизайн | 1.Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации. | 5 | ||||
2.Графические изображения несут дополнительную смысловую нагрузку, использование фотографий проведения наблюдений и исследований. | 5 | |||||
3.Текст хорошо структурирован, легко читается, фон сочетается с графическими элементами. | 5 |
Предварительный просмотр:
Лист самооценки успешности выступления обучающегося с сообщением (презентацией)
Фамилия, имя ученика __________________________________________
Отлично
| Хорошо | Я мог бы сделать лучше | |
Я подобрал нужные картинки и фотографии к презентации | |||
Я нашёл необходимые сведения о растении (животном) леса | |||
Я работал с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, журналы, Интернет- ресурсы) | |||
Я рассказывал четко и понятно, чтобы успешно представить защиту своего проекта | |||
Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики | |||
Я ответил на вопросы итогового теста проекта | |||
Я удовлетворен проведённой мною работой по теме проекта |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист группы
«Исследователи растений и животных природного сообщества - лес»
Главная цель нашего исследования: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название работы: Растения и животные лесов
Растения и животные лиственных лесов | Растения и животные хвойных лесов | Растения и животные смешанных лесов | Растения и животные лесов Тверской области |
Какие источники информации использовались: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удовлетворены ли работой группы:
Оценочный лист группы
«Исследователи растений и животных природного сообщества - луг»
Главная цель нашего исследования: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название работы: Растения и животные лугов
Растения и животные пойменных лугов | Растения и животные суходольных лугов | Растения и животные лугов Тверской области |
Какие источники информации использовались: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод группы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удовлетворены ли работой группы:
Оценочный лист группы
«Исследователи растений и животных природного сообщества - водоем»
Главная цель нашего исследования: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название работы: Растения и животные водоемов
Растения и животные водоемов (река) | Растения и животные водоемов (пруд) | Растения и животные водоемов Тверской области |
Какие источники информации использовались: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод группы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удовлетворены ли работой группы:
Оценочный лист группы
«Исследователи растений и животных природного сообщества -болото»
Главная цель нашего исследования: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название работы: Растения и животные природного сообщества - болото
Растения | Животные | Растения и животные Тверской области |
Какие источники информации использовались: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод группы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удовлетворены ли работой группы:
Предварительный просмотр:
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Природное сообщество – это ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Лес – это …
А) природная зона;
Б) экологическая зона;
В) природное сообщество.
3. Как называется тип растительного сообщества, в котором растут и ели, и березы?
А) смешанный лес;
Б) ельник;
В) березняк.
4. Как называется растительное сообщество, в котором из древесных пород в наибольшем количестве представлен дуб?
А) смешанный лес;
Б) ельник;
В) дубрава.
5. Какие растения являются лесными:
А) василёк, пшеница, осина;
Б) берёза, папоротник, малина, мох;
В) саксаул, дуб, медуница, рябина.
6. Какие животные водятся в лесах:
А) белый медведь, пингвин, тюлень, олень;
Б) лисица, ёж, медведь, сорока;
В) кабан, верблюд, заяц, морж.
7. Сколько звеньев выделяют в структуре природного сообщества? ________
8. Распределение растений в пространстве в соответствии с потребностями в свете, тепле и влаге представлено в виде _______________________
9. Как называется биосистема как природное сообщество? ________________________________________________________________
10. Растения по способу питания – это ________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безопасное поведение в лесу Наш край богат красивыми лесами. Часто люди, устремляясь в лес, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и теряются. Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда спасатели не могут найти потерявшихся, и люди без вести пропадают. Чтобы такое с вами не случилось, запомните и в дальнейшем соблюдайте эти простые правила. Главное: не ходите в лес по одному, это очень опасно. Сообщите своим родственникам (знакомым) о своем маршруте и времени возвращения.
Что взять с собой в лес? Собираясь в поход или просто в лес, обязательно возьмите с собой самое необходимое, а именно: компас, нож, спички, соль, небольшой продуктовый пакет, легкую запасную одежду. Спички и одежду упакуйте в полиэтилен, чтобы не промокли в случае дождя. Желательно надеть яркую одежду: в случае поисков вас легче будет заметить в лесу.
Как ориентироваться в лесу? Прежде чем войти в лес, выясните, где находятся основные ориентиры: дороги, реки, ручьи, населенные пункты с тем, чтобы схематично представить границы местности, в которой будете ходить. Определите по компасу стороны света, чтобы знать в каком направлении надо будет возвращаться. Если у вас не оказалось компаса, то запомните, с какой стороны светит солнце, при возвращении оно должно светить с другой стороны.
Если вы заблудились В первую очередь – не поддавайтесь панике. Успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов, отдохните несколько минут. Пока отдыхаете, вспомните, где и как вы ходили, прислушайтесь, не доносятся ли звуки, говорящие о близости людей.
Мусор Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, что, если вы не уберете за собой, в следующий раз при выезде на природу вы рискуете не найти чистого места отдыха. Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов не рекомендуется, лучше его закопать. А вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Изучить растительный и животный мир природного сообщества пруда. Выявить взаимосвязи в сообществе. Определить особенности растений и животных пруда.
Пруд – природное сообщество
Природное сообщество В жизни водного природного сообщества пруда есть биологические фильтраторы - очистители воды. Ими являются некоторые ракообразные (креветки, дафнии, циклопы и др.)
Растения в конкретном природном сообществе Растение погруженное - рогоз
Кубышка Растение предпочитает чистые водоемы, желательно хорошо освещенные и прогретые, а что касается почвы, то кубышке нужен торф, перегной и глина.
Ряска Плавающие растения для пруда являются своеобразной «газонной травой».
Стрелолит обыкновенный Растёт в водоёмах со стоячей и медленно текущей водой, по берегам; часто образует обширные заросли. Может уходить на глубину до 5 м, но на больших глубинах не образует цветков. Листья этого вида привлекают внимание своей необычной формой .
Животные обитающие в пруду Улитки: прудовик, живородка, катушка. Поедают органические остатки в пруду, тем самым очищают пруд, прудовики могут поедать молодые листья растений.
Стрекоза Стрекозы - воздушные хищники. Часто они поедают добычу прямо на лету. При осмотре стрекозы обращают на себя внимание огромные глаза, занимающие большую часть головы. Стрекоза способна заметить комара на расстоянии до 10 метров. Поедая комаров, слепней и других кровососов стрекозы приносят большую пользу.
Карась серебряный и золотистый контролируют численность растений, насекомых, мелкой живности, перемешивают слои воды, не дают воде застаиваться. Карась золотистый
Животные пруда Прудовая лягушка Гребенчатый тритоны
Раки Раки поедают мёртвых животных в пруду, контролируют численность рыб. Роют норы от 40 до 70 см.
Утки Водоплавающие птицы – утки контролируют численность растений и рыб, поедают слизняков на побережье.
Цепи питания Схема пищевых связей обитателей водоема Одноклеточные водоросли мелкие ракообразные рыбы. Растительный опад бактерии рачки рыбы
Вывод Изучила растительный и животный мир природного сообщества пруда. Выявила взаимосвязи в сообществе. Определила особенности растений и животных пруда.
Список литературы и Интернет-ресурсы: 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Pond-001.jpg 2. http://www.floranimal.ru/pages/a 3. http://www.nashekodom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=112&Itemid=112 nimal /l/857.html 4. http://900igr.net/kartinki/nasekomye-i- ptitsy /Mukhi-4iles/022-Strekoza.html 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%F3%E4 6. http://odessapravda.ucoz.ru/publ/11-1-0-67 7. «Современная энциклопедия» Авторы: Мария Луиза Боцци, Валерия Палаццоло, Россано Палаццески, Элиза Прати
Спасибо за внимание!
Подписи к слайдам:
Многообразиеприродных сообществ Тверской областиУрок-проект
Автор: Ларионова Ирина Михайловна,учитель биологи и экологииТверской области2012 год
Муниципальное образовательное учреждение«Медновская средняя общеобразовательная школа»
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Рассказ (сказка)
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ (сказка) о взаимосвязях в природе.1. Филин обиделся и улетел в другой лес.2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.3. Пришлось человеку помириться с филином.4. Не стало пчел — некому стало опылять цветы, меньше стало трав.5. Худо стало человеку без меда и молока.6. Не стало филина — расплодились мыши.7. Мало стало травы — коровы молока не дают.8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы».
Работа с понятием «Экологическая пирамида»
Кроссворд
Назовите хвойное дерево России (…)Вертикальная структура леса (….)Как называется наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (……..) Работа по теме. Растения лугаВ природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества - леса, поля, луга.– Внимательно рассмотрите иллюстрацию луга
Кроссворд
Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России (…)Вертикальная структура леса (….)Как называется наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (……..).
е
л
ь
я
р
у
с
э
к
о
л
о
г
и
я
Экологическая игра «Найди ошибки в рассказе»
Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Тверца. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.Июньским воскресным днем мы отправились на луг.Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день! Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (…) Какие?
Водоем - природное сообществоНайдите лишних животных, не относящихся к сообществу озеро и обоснуйте ответ
КарасьКомарЩукаОндатраКузнечикСтрекозаЗемлеройкаЛягушка
Озеро Селигер
Вывод
Ознакомились с многообразием природных сообществ родного края. Ребята показали работу индивидуальных и групповых проектов.В работе затронули экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ. Узнали много полезного и нового вы для себя.
Список литературы и Интернет-ресурсы:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса. М. Вентана-Граф, 2002.ТОИУУ. Региональный стандарт основного общего образования по биологическому краеведению, 2008.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс /Составитель С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2010.Биология. Весь школьный курс в таблицах / составитель Л.В. Елкина. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2012.http://www.izvestia.ru/news/451573 - мышьhttp://www.liveinternet.ru/community/899186/rubric/906858/comments/profile - кора осиныhttp://www.green-portal.ru/encyclopedia/962.html - дуб обыкновенныйhttp://nibler.ru/pic/cognitive/959-h.html - лисаhttp://kemclub.ru/photo/3524737/ - заяцhttp://www.dejurka.ru/inspiration/50-wildlife-animal-wallpapers/ - орел белоголовыйhttp://tapisarevskaya.rusedu.net/blog/1415/page/9 - фонhttp://www.castr.pl/presentation-templates-for-powerpoint-free&page=5 – фонhttp://blogs.privet.ru/community/7_4001_8ja_LD/109338442 - бабочкаhttp://www.vlg.rodgor.ru/worldnews/nauka/36190/ - ящерицаhttp://efc5.dirty.ru/comments/332561 - жабаhttp://vrn-ribalka.ru/karpolov.php - озеро Селигерhttp://www.kokand.org/forum/viewtopic.php?p=7177&sid=2d7516e89e7f5d316ef9f1b54f421d30 – ондатраhttp://www.photoworks.ru/photo.aspx?id=2697 – стрекозаhttp://alldayplus.ru/society/2475-30-komarinyh-faktov-i-faktikov-zhizn-i-smert-komarov.html -комарhttp://www.diary.ru/~mustnever/?tag=763 – землеройкаhttp://l-hran-insects.livejournal.com/ - кузнечикhttp://ecoby.info/forum/index.php?s=9812a0a3cf896e8e856cb84049065168&showtopic=365 – щукаhttp://udilka.com/tag/karas/ - карась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наглядный словарь математических терминов", учебный проект, 7 класс
Методический паспорт учебного проектаВид проекта:среднесрочныйПроект рассчитанна учащихся 7-х классов.Время работынад проектом:ноябрь – декабрьФорма работы:урочно - внеурочнаяИнформационно-метод...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»
котнтрольная работа...
Рабочая программа "Биологическое краеведение"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности с календарно-тематическим планированием...
Учебные проекты, 10 класс
Учебные проекты по обществознанию учащихся 10 классов....
Учебный проект "Защита информации от вредоносных программ"
В проекте рассматриваются различные аспекты вопроса о защите информации...
Комментарии
Благодарность
Благодарность
Татьяна Геннадьевна, огромное спасибо Вам за комментарии. Примите от меня самые наилучшие поздравления и пожелания в Новом 2013 году.