Программа по краеведению 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_5_klass_programma.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества нарастает потребность в региональном компоненте содержания образования. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы, при наличии различных вариантов учебных планов, возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным для всех учащихся, комплексным, ориентирующим на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.
В связи с этим на основе концепции регионального компонента государственного образовательного стандарта "Новгородский край" и обязательного минимума к блоку "Человек и природа" составлена данная программа. Она нацелена на объединение и систематизацию разрозненных знаний о Новгородском крае, получаемых учащимися при изучении предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла. Программа раскрывает характер природных процессов, взаимодействие природы и человека, как в историческом прошлом, так и на современном этапе развития Новгородской области.
Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край.
Основной целью программы является формирование целостного представления о закономерностях развития природы, хозяйства и населения родного края на региональном и локальном уровнях.
Задачи обучения заключаются в следующем:
формирование представлений о природно-территориальных и соци
ально-экономических комплексах района, их целостности и закономер
ностях развития;
формирование исторического и экологического мышления, а также
географической культуры, как необходимых условий современного от
ношения человека и природы;
формирование активной гражданской позиции молодого поколения;
развитие на основе интереса к своей малой родине познавательных и
творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной интеллек
туальной и продуктивной деятельности.
Программа изучения краеведческого материала разработана с учетом развития познавательного интереса учащихся к своему району, области, как части России. В процессе изучения данного курса формируется образ Новгородской земли, как уникального природного Дома, нуждающегося в предельно бережном отношении к себе каждого его жителя. Это позволяет обеспечить новый, более высокий уровень естественнонаучной и социально-экологической образованности и воспитанности учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
Краеведческий поиск с элементами исследования, сочетающий романтику и разнообразный, упорный и кропотливый труд, создает возможность самореализации и самоутверждения учащихся.
1.Географическое положение Новгородской области и Маловишерского района Новгородская область на карте нашей Родины. Границы области, района. Областной центр - Великий Новгород. Районный центр. Свой населенный пункт.
2.Рельеф и история формирования территории Новгородской области и Маловишерского района
Приильменская низменность. Валдайская возвышенность.
3.Климат и воздушный бассейн Маловишерского района.
Сроки сезонных изменений в природе района.
Наблюдения за погодой своего населенного пункта (температура воздуха, облачность, осадки, движения ветра).
Фенологические наблюдения в природе. Народные приметы.* Приспособления растений, животных и человека к сезонным климатическим изменениям.
Влияние климата на жизнь, хозяйственную деятельность и здоровье человека.
4.Внутренние воды Маловишерского района.
Реки области ( Мета, Веребенка, Большая и Малая Вишера, Хуба, Лановщинка). Озера области (озеро Ильмень, Валдайское озеро). Местные водоемы.Озёра района (Папоротно, Спасс)
Роль рек и озер в жизни населения области. Укрепление здоровья при отдыхе на водоемах. Правила поведения на водоемах.
5 Почвы Маловишерского района.
Знакомство с разнообразием местных типов почв. Меры по улучшению плодородия почв и их охране.
6.Растительный и животный мир.
Типичные представители растительного и животного мира Новгородской области: деревья, кустарники и травы, птицы, звери и насекомые.
Основные культурные растения, съедобные и лекарственные, сорные и ядовитые растения.
Домашние животные и уход за ними.
7.Природные ресурсы Маловишерского района.
Основные виды природных ресурсов области и их распределение. Полезные ископаемые и их местонахождение (гг. Боровичи, Угловка, Старая Русса и другие).
8.Человек и природа.
Понятие о защитных и охраняемых территориях, прибрежных полосах водоемов.Охраняемые растения и животные области.*
Природоохранные нормы и правила поведения в природе. Общественные обычаи, регулирующие отношения с природой. Праздники, памятные дни, посвященные природным явлениям и природоохранным действиям (день птиц, масленица, день Земли, и другие).
9. Население Маловишерского района.
Представление об изменении численности и состава жителей населенных пунктов, Типичные занятия населения района
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
№ | Название раздела | Должны знать | Должны уметь |
1. | Географическое положение Маловишерского района | положение области, района, своего населенного пункта . | показывать на карте Новгородской области свой район; показывать на карте района свой населенный пункт |
2. | Рельеф и история формирования территории Маловишерского района | особенности рельефа своей местности; местонахождения Приильменской низменности и Валдайской возвышенности | рассказывать об особенностях рельефа своей местности; показывать на карте Приильменскую низменность и Валдайскую возвышенность |
3. | Климат и воздушный бассейн Новгородской области | сезонные изменения природы; приспособленность растений и животных к сезонным изменениям погоды; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье человека | вести сезонные наблюдения за погодой; вести фенологические наблюдения; описывать народные приметы |
4. | Внутренние воды Маловишерского района | основные реки области: Волхов, Мета, Шелонь, Ловать; реки своего района; знать озера области: озеро Ильмень, Валдайское озеро, роль рек и озер в жизни местного населения; правила поведения на водоемах | показывать реки области и реки своего района; характеризовать роль рек и озер в жизни человека; выполнять правила поведения на водоемах |
5. | Почвы Маловишерского района | Значение почвы в развитии растений | Различать почвы по простым признакам (цвет, песчаная, глинистая) |
6. | Растительный и животный мир Маловишерского района | типичных представителей растительного и животного мира; основные культурные растения; некоторые съедобные и лекарственные растения; некоторые сорные и ядовитые растения; домашних животных и основы ухода за ними | различать и описывать представителей растительного и животного мира; знать и называть культурные растения; узнавать съедобные, лекарственные растения; узнавать сорные и ядовитые растения; ухаживать за домашними животными |
7. | Природные ресурсы Маловишерского района | разнообразие природных ресурсов; основные полезные ископаемые; основные месторождения: г. Боровичи, Старая Русса, Угловка | различать полезные ископаемые: гравий, глина, кварцевые пески, известняк, бурый уголь, торф и другие; показывать на j карте месторождение полезных ископаемых |
8. | Человек и природа | Некоторые охраняемые территории; Некоторые виды охраняемых растений и животных; правила поведения в природе | иметь представление об охране природы; выполнять правила поведения в природе |
9 | Население Маловишерского района | знать типичные занятия населения; знать крупные населенные пункты области (Боровичи, Ст. Русса, Валдай). | описывать занятия населения района, показывать основные центры: г. Новгород, Боровичи, Старая Русса, Валдай |
10 | Хозяйство Маловишерского района | основные промышленные и культурные центры; знать отрасли сельского хозяйства | уметь рассказать о промышленности своего населенного пункта различать виды сельхозугодий (луга, поля, пастбища) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
программа по краеведению 6 класс
Рабочая программа по краеведению для 6 класса (Южный Урал Челябинская область)...