Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками по теме "Моя малая Родина"
календарно-тематическое планирование по краеведению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Воспитание любви к малой Родине
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т.е. любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, микрорайону – с любви к своей малой Родине.
Базовым этапом в формировании у детей любви к малой Родине следует считать накопление ребенком знаний, социального опыта жизни, формирование на их основе отношений и организацию доступной деятельности. Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.
В этой работе можно выделить несколько направлений по формированию у детей положительных эмоций:
- к своей семье;
- к своему дому, улице, на которой живет;
- к детскому саду, людям, работающим в нем;
- к природе;
- к окружающей социальной действительности;
- к истории образования и развития микрорайона.
Наш детский сад находится в микрорайоне «Коммунар» города Владимир. До 2006 года эта территория называлась поселок «Коммунар», который образовался с созданием одноименного совхоза в 1920 году. Наш микрорайон не обладает архитектурными красотами, историческими памятниками, но в нем слились село и город на фоне удивительно многообразной природы, ландшафта, рек, озер...
В нашем детском саду действует долгосрочный проект «Владимир – город, а «Коммунар»?» с 2007 года. Работа велась по трем блокам: информационный (накопление материала), технологический (методическая работа с педагогами, детьми, родителями), организационный (создание предметно-развивающей среды ДОУ и групп).
В детском саду собраны фотоальбомы «Микрорайон «Коммунар»» (исторический и современный), «Профессии рабочих совхоза «Коммунар»», карта микрорайона, видеофильм.
Мною разработано:
- Семинар-практикум для педагогов ДОУ;
- перспективное планирование по данной теме для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;
- информация для родителей по ознакомлению с историей образования микрорайона, его развитием, социо-культурной жизнью.
С учетом возрастных особенностей детей в группах были созданы условия и отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Методы и приемы, которые преобладают в каждой возрастной группе: в младшей – игровая деятельность, беседы, знакомство с персоналом, помещением, территорией ДОУ, ближайшей улицей; в средней – добавляются целевые прогулки и посещения, экскурсии, трудовая деятельность; в старших группах – добавляются игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, НОД, сообщения детей по тематике мини-проектов «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя улица», «Где мы любим отдыхать» и т.д., просмотр видеофильмов, творчество детей. Для родителей подготовлены информационные стенды, консультации.
Хочется отметить, что проводимая работа становится эффективной только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (педагогами и родителями). Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Таким образом, наш детский сад является социокультурной средой, в которой созданы оптимальные условия для воспитания у детей патриотизма, основ гражданственности, а также интереса и любви к своей «малой Родине».
Перспективное планирование работы
в младшей группе детского сада
по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»
месяц | содержание |
Сентябрь | Знакомство с помещениями группы и участком для прогулок. Беседа с детьми о работе няни. |
Октябрь | Знакомство с трудом медсестры, целевое посещение её кабинета. |
Ноябрь | Знакомство с территорией ДОУ, целевая прогулка вокруг здания ДОУ. Заучивание домашнего адреса. |
Декабрь | Целевое посещение кухни ДОУ. Рассматривание территорий близлежащих домов. |
Январь | Знакомство с помещениями ДОУ. Посещение старшей и подготовительной к школе групп. Повторение домашнего адреса. |
Февраль | Закрепить знания детей о помещениях ДОУ – прогулка по ДОУ. Целевая прогулка к близлежащей улице Центральная. |
Март | Целевая прогулка по зданию ДОУ - как зовут знакомых сотрудников. Целевая прогулка вокруг здания ДОУ – показ окон знакомых помещений. |
Апрель | Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»». Целевая прогулка по территории ДОУ – рассматривание зелёных насаждений. |
Май | Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - закрепление знаний о его названии, достопримечательностях. Целевая прогулка по территории ДОУ – что нового появилось на территории (цветники, постройки и т. д.) |
Перспективное планирование работы
в средней группе детского сада
по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»
месяц | содержание |
Сентябрь | Знакомство с помещениями группы и участком для прогулок. Целевая прогулка вокруг здания ДОУ |
Октябрь | Целевое посещение прачечной ДОУ. Целевая прогулка по близлежащей улице, на которой стоит ДОУ. |
Ноябрь | Вспомнить с детьми домашний адрес. Беседа «Я иду в детский сад» - о названии улиц, по которым дети приходят в ДОУ. |
Декабрь | Целевое посещение кухни ДОУ. Беседа «Как готовятся к празднику на улицах микрорайона». |
Январь | Целевая прогулка по ДОУ – какие помещения, кто в них трудится, как зовут, что делают. Целевая прогулка по близлежащей улице – какие предприятия на ней находятся. |
Февраль | Целевая прогулка и беседа по зданию ДОУ «Куда мы попадем, если…» Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - достопримечательности. |
Март | Целевая прогулка по территории ДОУ – что нового появилось на территории. Беседа о микрорайоне – как называется, его достопримечательности, где живут дети и т. д. |
Апрель | Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - кто де был. Целевая прогулка по близлежащей улице – на какие улицы можно выйти с неё, куда попадем, что находится там. |
Май | Беседа о помещениях ДОУ – с помощью карточек-символов составить здание ДОУ. Закрепление знаний о названии улиц микрорайона. |
Перспективное планирование работы
в старшей группе детского сада
по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»
месяц | содержание |
Сентябрь | Беседа – микрорайон, в котором живут дети. Целевая прогулка: улица Центральная, на огород. Экологическая тропа «Деревья и кустарники». |
Октябрь | Занятие по развитию речи «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»». Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия по ул. Советская. Беседа о ДОУ. |
Ноябрь | Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе Экскурсия в СПК «Коммунар». Беседа – мой адрес. |
Декабрь | Беседа – закрепление названия улиц микрорайона. Сообщения детей – «Дом, в котором я живу». Целевая прогулка по территории ДОУ – составление плана. Экскурсия по ул. Песочная. |
Январь | Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе Беседа - карта микрорайона. |
Февраль | Беседа - профессии в ДОУ. Экскурсия на почту. Целевая прогулка – благоустройство улиц. Сообщения детей «Мой папа (дед) служил в Армии». |
Март | Беседа «Где я люблю гулять в нашем микрорайоне». Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Сообщения детей «Моя мама (бабушка)» Экскурсия в пожарную часть на территории микрорайона |
Апрель | Беседа – улица, на которой я живу. Целевая прогулка: на огород, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия на ул. Судогодское шоссе. |
Май | Беседа - названия улиц нашего микрорайона. Сообщения детей «Мой прадед воевал на войне». Целевая прогулка по территории ДОУ – что появилось нового. Экскурсия «Где живут бобры». |
Лето | Беседа • правила безопасного поведения на природе • растительный и животный мир нашего района Поход в пойму реки Клязьма. Совместная работа на огороде и цветниках. Творчество детей – мой дом, моя улица, мой детский сад и т.д. |
Перспективное планирование работы
в подготовительной к школе группе детского сада
по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»
месяц | содержание |
Сентябрь | Беседа – микрорайон, в котором живут дети. Целевая прогулка на огород. Экскурсия в осенний парк «Загородный». Экологическая тропа «Деревья и кустарники». |
Октябрь | НОД по ознакомлению с окружающим «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»». Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе Экскурсия по ул. Центральная и Советская. Знакомство с работой заведующей детским садом. |
Ноябрь | Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе Экскурсия на почту в отдел посылок. Беседа – мой адрес, предложить детям сделать макет своего дома. |
Декабрь | Беседа – закрепление названия улиц микрорайона. Целевая прогулка по территории ДОУ – составление макета. Экскурсия по ул. Песочная. Знакомство детей с трудом завхоза. |
Январь | Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Беседа - карта микрорайона, предложить детям сделать план микрорайона. Знакомство с работой методиста детского сада. |
Февраль | Беседа - профессии в ДОУ. Экскурсия в танковый полк. Целевая прогулка – благоустройство улиц. Сообщения детей «Мой папа (дед) служил в Армии». |
Март | Беседа «Где я люблю гулять в нашем микрорайоне». Д/и «Где я нахожусь?» Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Сообщения детей «Моя мама (бабушка)». Экскурсия в библиотеку. |
Апрель | Беседа – улица, на которой я живу, предложить детям сделать макет улицы. Целевая прогулка: на огород, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия в школу. |
Май | НОД (заключительное) по ознакомлению с окружающим по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»». Сообщения детей «Мой прадед воевал на войне». Целевая прогулка по территории ДОУ – что появилось нового. Поход с инструктором по туризму в ближайший лес. |
Лето | Беседа • правила безопасного поведения на природе • растительный и животный мир нашего района Поход в пойму реки Клязьма. Совместная работа на огороде и цветниках. Творчество детей – мой дом, моя улица, мой детский сад и т.д. |
Список использованной литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа/Н.В. Алешина.-М.:ЦГЛ,2004.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа/Н.В. Алешина.-М.:ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ,2002.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы/Н.В. Алешина.-М.:ЦГЛ,2004.
- Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста/Т.И. Доможакова//Управление ДОУ.-2006.-№8.-с.80-85.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…/Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова//Управление ДОУ.-2002.-№6.-с.76-84.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…/Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова//Управление ДОУ.-2005.-№1.-с.86-91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к культуре малой Родины
Родина, Россия, родная природа - этьи слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. В процессе приобщения дошкольников к культуре, народным промыслам своего народ...
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе "Неделя детской книги"
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группеТема: «Неделя детской книги».Цель и задачи проекта:— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными...
Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе 16.05.2018
Тема недели: «Поклонимся великим тем годам»....
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Неделя Солнца». 25.09.2018
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (3-4 лет) на неделю с 17.09.2018 по 21.09.2018Тема недели: «Неделя Солнца»....
Планирование воспитательно-образовательной работы.Тема недели: «Экологическая неделя «Здравствуй, Осень золотая».12.10.2018
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (3-4 года) на неделю с 08.10.2018 по 12.10.2018Тема недели: «Экологическая неделя «Здравствуй, Осень золотая»....
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (3-4 года) на неделю 20.10.2018
Тема недели: «Неделя мультипликации»....
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (2-3 года) на неделю 25.11.2019
Тема недели: неделя «Телерадиовещания»....