Программа по литературному краеведению в 8 классе
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

Программа рекомендована для учреждений по Оренбургской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_8_kl.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кол-во часов

Тема урока

Форма проведения

Дата проведения

Инф.-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата факт.проведения

8

1.Из Оренбургского фольклора

1-2

2

Предания о Пугачеве.»О Пугачеве»,

 «Мужицкий царь»

беседа

презентация

3-4

2

«Пугачев в станице Татищевой».

Отношение народа к Пугачеву.

Работа с текстом

5

1

«Предание о Пугачеве».Особенности изображения Пугачева.

сообщение

6-7

2

Календарно-обрядовые песни,

плясовые песни.

беседа

аудиозапись

8

1

Практическая работа «УНТ в Оренбургском фольклоре»

практикум

21

2.Тема пугачевского восстания в русской литературе.

9-10

2

А.П.Крюков. Рассказ моей бабушки».Сюжет, образы.

беседа

11-12

2

А.П.Крюков. Рассказ моей бабушки».

Работа с текстом

13

1

Авторское отношение к событиям.

Крит.статья

14

1

Сопоставление сюжетных линий и образов  «Рассказа моей бабушки»Крюкова и «Капитанской дочки»Пушкина.

диспут

презентация

15-16

2

Тема Пугачева в произведениях Пушкина и в живописи.

В.Тельнов»Бой под Татищевой крепостью»,

Галкин «Салават Юлаев у Пугачева»

сообщение

17

1

Работа над пугачевской темой в Оренбурге

 С.И. Иванова.

исследование

иллюстрации

18-19

2

Посещение библиотеки. Изучение литературы о Е.Пугачеве.

экскурсия

20-21

2

В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве»-запись рассказа очевидца.

Работа с текстом

22-23

2

Л.В.Исаков.Повесть в стихах «Пугачевщина».

Изображение разных этапов восстания.

беседа

24

1

Л.В.Исаков.Повесть в стихах «Пугачевщина».Описание оренбургских мест.

Выр.чтение

25

1

Практическая работа «Описание оренбургских мест в повести»

26

1

Иллюстрации на «пугачевскую» тему писателя и художника Н.Н.Каразина.

М.У. Петунин «Е.Пугачев под Оренбургом»

исследование

презентация

27

1

Составление собственной презентации на пугачевскую тему.

практикум

презентация

28

1

Практическая работа «Сопоставительный анализ с Л.Исаковым «Пугачевщина»с реальными действиями»

29-30

1

С.М.Карпов.»Арест Пугачева». Эскизы на пугачевскую тему.

В.Г.Перов и С.Н.Аммосов в Оренбургской губернии.

Работа над пугачевской темой.

Сообщения

проекты

презентация

31

1

Практическая работа «Художественный образ Пугачева»

практикум

32-33

2

С.А.Есенин. «Пугачев».Поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель.

исследование

презентация

34-35

2

С.А.Есенин. «Пугачев».Тема воли. Особенности композиции.

Выр.чтение

аудиозапись

36

1

« Пугачев».Роль образов избы, кибитки, степных кобылиц.

практикум

37

Практическая работа «Анализ выразительных средств описания быта»

практикум

38

1

Викторина по произведению С.Есенина  «Пугачев»

39-40

2

В. А.Тельнов  «Встречи Хлопуши с Пугачевым» .

Хлопуша в изображении Есенинина и Тельнова.

проект

иллюстрации

41-43

3

В.Г.Короленко. «Пугачевская легенда на Урале»

Участие уральцев в событиях восстания.

сообщение

44-46

3

В.И.Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове».

Работа с текстом

Проектная деятельность

47

1

Практическая работа «Оренбургская природа и пугачевские места в повести.».

48-49

2

Посещение школьного музея. Обзор и изучение информации о Пугачеве.

3.Уральцы,оренбуржцы, их жизнь и быт, нравы в произведениях русских писателей.

50-52

3

В.И.Даль.»Уральский казак»,

беседа

52

1

В.И.Даль«Обмиранье»

53-54

2

О.П.Крюкова «Илецкий казак»

Выр.чтение

55-56

2

М.Л.Михайлов .«Уральские очерки»

Отношение казаков к власти, домашние устои.

Работа с текстом

57

1

Уральский фольклор в оценке писателя.

58-61

4

Защита проектов.

Изображение быта, традиций оренбургского казачества.

проект

62-63

2

М.В.Авдеев.  «Поездка на кумыс»

беседа

64-65

1

В.Г.Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках)

Выр.чтение

66

1

А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать»

беседа

презентация

67

1

Практическая работа «Быт и нравы уральских казаков»

практикум

68

1

Резервный урок. Викторина по творчеству оренбургских писателей.

викторина

Пояснительная записка

      Краеведение  в широком смысле слова означает совокупность научных знаний (исторических, культурных, географических и т.д.) о каком-либо крае, области, городе, деревне, селе.

 Краеведение  - это сегодня одна из важнейших и актуальных проблем в современной общеобразовательной школе. Учителя истории, географии, литературы должны давать знания учащимся с опорой на местный материал. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в свою "малую" родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос.

   Очень много нужных и полезных сведений дают уроки по природоведению, русскому языку и, конечно, литературному чтению. "Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова Д.С.Лихачева близки каждому учителю стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.

 Литературное   краеведение  располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно,  прежде всего,  призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

  Наш край всегда был богат талантливыми творцами прекрасных фольклорных произведений - былин, исторических песен, преданий, легенд, сказок, частушек.

  Систематические занятия с воспитанниками по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к отчему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, знакомству c богатством мира вечных ценностей художественной культуры, созданных на Оренбургской земле и оренбуржцами.

В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается

необходимость возрождения национальной культуры, отечественных корней,

освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.

   Учебный материал данной  программы  подобран в соответствии с возрастом воспитанников и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития.  Программа  первого года обучения  предлагает познакомиться с богатым наследием русского фольклора и фольклором Оренбургской области. Основу  программы  второго года обучения  составляет знакомство не только с писателями, нашими земляками, но и с теми литераторами, чья творческая деятельность была связана с Оренбуржьем, Орском и Оренбургской  областью.

Данная  программа   литературного   краеведения  носит и прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.

Актуальность  программы  заключается в том, что как показывает практика, школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых обширных источниках знаний, в учебную  программу  вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды (литературное   краеведение), сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе

 Новизна  программы  в том, что на данный период нет разработанной типовой  программы   по   литературному   краеведению  Оренбургского края в системе дополнительного образования учащихся.

Цель:

Воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.

 Образовательные  задачи:

  • поэтапное хронологическое изучение через  литературные  источники

истории Оренбургского края;

Развивающие задачи:

  • развитие навыков исторического мышления;
  • овладение умениями планирования деятельности;
  • формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;
  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Срок реализации программы - 1 год.

 Возраст обучающихся — школьники 11-15 лет.

Учебный процесс.

    Реализация программы будет проводиться в виде занятий творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия, согласно составленному расписанию, 3 раза в неделю, теоретические занятия длятся 2 учебных часа, практические занятия продолжаются в зависимости от программы. Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.

Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют учащемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Формы и методы занятий разработаны исходя из возрастных особенностей школьников 11-15 лет.

В данной программе используются следующие методы:

Словесный метод – беседа, рассказ, объяснение

Наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы и т.д.

Игровые методы - игра-путешествие, театрализация

Репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала

Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.

Исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание

Информационно-рецептивный метод-восприятие осознания готовой информации

Формы, используемые при реализации программы:

В зависимости от содержания занятий форма работы в д/о может быть:

лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);

научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);

литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода);

оформительской (изготовление наглядных пособий  по   литературному   краеведению, оформление выставки, создание  литературной  карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т. д

организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т. д.).

 Для школьников среднего звена очень важно практическое применение знаний, исходя из этого, большое внимание в данной  программе  уделяется практической работе, которая проходит в виде записей произведений фольклора, описания и паспортизации литературных памятников, составления литературной карты, походов и экспедиций и т.д.

Запись произведений фольклора. Существуют три способа собирания устного народного творчества: стационарный (по месту жительства), экскурсионный (главным образом в местах жизни и деятельности выдающихся людей) и экспедиционный (в специально организованном маршруте, например, к очагам народного творчества или по местам жизни и деятельности известных собирателей фольклора).

Большие преимущества для начала работы фольклорного кружка имеет стационарный способ, дающий возможность полного сбора бытующих произведений фольклора, записи вариантов, обстоятельного знакомства со сказителями. Записывать произведения устного народного творчества лучше всего группой в 3-4 человека (большое количество записывающих стесняет рассказчика, тормозит работу). Каждый учащийся ведет запись на отдельном листе. По окончании записи тексты сверяются, составляется единая редакция. Если позволяет обстановка, запись повторяется на следующий день и сверяется с предыдущей. Это дает возможность проверить память и манеру рассказчика, а также степень стабильности текста устного рассказа. Запись, сделанная учащимися, должна сохранять особенности местного произношения, в том числе и ударения и, по возможности, индивидуальные особенности исполнителя: вводные слова, прибаутки, отступления, обращения к слушателям. Учащиеся знакомятся также с биографией наиболее интересных рассказчиков (или певцов). Главное внимание при этом обращается на такие факты биографии, которые характеризуют рассказчика (певца) как художника, например: у кого учился мастерству? Сам складывает или только исполняет? на каком музыкальном инструменте аккомпанирует себе? (если исполнитель – певец). После завершения работы на каждое записанное произведение устного народного творчества составляется паспорт, который вместе с текстом записи, биографией рассказчика и желательно его фотографией хранится в отдельной папке.

Описание и паспортизация литературных памятников проводится по следующему плану: название памятника; его местонахождение; вид, стиль сооружения, из каких материалов сделан памятник, примерный или точный возраст памятника; состояние памятника (хорошее, удовлетворительное, плохое, указываются основные дефекты); подвергался ли данный памятник перестройкам и перепланировкам, если да, то каким и когда; что в нем расположено (живут жильцы, находится склад, пустует и т. д.); в чьем ведении находится памятник, состоит ли на учете как памятник культуры; основные факты жизни и творчества писателя (художника, композитора и др.), связанные с данным памятником. К паспорту прилагаются фотографии памятника, зарисовки и план здания.

 Большое значение для охраны памятников культуры имеет учет бывших усадеб, связанных с жизнью писателей и других деятелей культуры. Основным документом паспортизации такого объекта является составленный школьниками план усадьбы. Такая работа требует серьезной подготовки. На плане точно фиксируется теперешнее состояние усадьбы (общие очертания, существующие ныне здания и другие постройки, аллеи, пруды, беседки, памятные деревья и т. д.). Пунктиром отмечается фундамент, сохранившаяся часть ограды и др. Пунктиром другого цвета отмечаются не существующие ныне объекты, о которых сообщили старожилы. Со слов этих людей подробно записывается, какой вид имела усадьба в прошлом.

Составление литературной или литературно-художественной карты родного края проводится следующим образом: на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры. Около названий населенных пунктов помещаются их портреты (в овале размером 2 х 2,5 см или 3 х 4 см, в зависимости от размера карты). Рядом с названиями проставляются номера. На полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный пункт. Для оживления карты прямо на ней рисуются одним тоном популярные силуэты памятных мест края (дом, ворота, памятник и т.д.). Разноцветными пунктирными линиями наносятся на карту литературные маршруты по родным местам.

Походы и экспедиции - наиболее популярные и любимые школьниками формы литературно-краеведческой работы. Они делятся на следующие виды: фольклорные, биографические, по литературным местам, археографические (поиски и собирание старинных книг, древних памятников письменности). Походы и экспедиции обогащают ребят навыками самостоятельной деятельности, углубляют и расширяют их знания, полученные ранее. Собранные и обработанные учащимися материалы оказывают большую помощь всей школе в учебной и внеклассной работе по литературе.

Литературно-творческая деятельность учащихся в походе и экспедиции имеет различные формы: книга похода (общий походный дневник); личные дневники и записные книжки участников похода; письма; корреспонденции в печать, на радио и др.

Общий походный дневник отражает основное содержание похода (экспедиции), жизнь походного коллектива с конкретными характерными эпизодами и характеристиками отдельных участников группы. Он насыщен конкретными фактами познаваемого, впечатлениями и мыслями.

Ведение общего дневника. На широких полях каждой страницы записываются все основные факты походной жизни, включая дежурства, меню походной кухни, перечисляются названия населенных пунктов, километраж пути, фамилии и имена людей, адреса и т. д. Основное же место страницы занимают литературное описание главных событий похода, экспедиции, содержание работы группы в музеях, беседы с населением, исторические справки о местности и населенных пунктах, различные наблюдения в пути, пейзажные зарисовки. Мысли и впечатления подаются от конкретных лиц. Это могут быть выдержки из личных дневников участников похода (экспедиции). Большое значение имеет художественное оформление книги: заголовки; карты отрезков пути на каждый день; зарисовки памятников, характерных деталей построек, костюмов, художественных изделий, бытовой утвари; виды местности и т. д.

Большое значение имеет ведение литературных записей каждым участником похода (экспедиции). Личный дневник дисциплинирует учащегося, приучает его лучше видеть, больше запоминать, осмысливать познаваемое, разбираться в своих впечатлениях. Записи в личном дневнике ведутся ежедневно, по свежим следам событий. Только ребята не должны записывать все подряд. Нужно выбирать то, что в течение походного дня оставило в памяти наибольший след. Это может быть эпизод из жизни походного коллектива, или встреча с интересным человеком, или произведение искусства, увиденное в музее. Большую ценность представляют высказанные в дневнике мысли, впечатления, характеристики.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление  литературно-краеведческой  выставки или создание кабинета  литературного   краеведения, или открытие школьного  литературного  музея, или помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".

Ценные материалы, собранные ребятами, могут читаться на занятиях, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.

Условия эффективности реализации программы.

применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс;

наличие учебно-методической литературы;

использование диагностических методик;

создание атмосферы дружелюбия и поддержка между воспитанниками и педагогами, родителями.

Список литературы:

Беккер Э. Г.  Литературное   краеведение  как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 2002.

Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".

Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., Международные отношения, 1999.

Дунаева Т. Литературные экскурсии по городу. Из опыта экскурсионной работы в Одессе. - В кн.: Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 2000, с. 82-89.

 Краеведение  в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 2005, с. 518-520.

Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 2009.

Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 2009.

Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1999.

 Литературное   краеведение  в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.

Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.

Природоохранительное просвещение. Сборник. М., Знание, 2000.

Пришвина В. Д. Наш дом. М., Молодая гвардия, 2007.

Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".

Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".

Путеводители по литературным музеям.

Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 2003.

Сегал Е. А. Здесь живут книги. Художественно-документальный очерк. М., Детская литература, 2004.

Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. 2-е изд., М., Издание Всесоюзной книжной палаты, 2000.

Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 2007.

Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2002.

Янко М. Д.  Литературное   краеведение  в школе. М., Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Программа по литературному краеведению. 10 класс.

Программа используется для занятий в системе дополнительного образования. "Литературное краеведение"...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Программа по литературному краеведению 8 класс

Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов....

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....