Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_6_klass.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Белинского Пензенской области
Утверждаю:
Директор школы ______________ И. В. Крымова
Рабочая программа
по литературному краеведению
в 6 классе
составитель – Раткина Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа Программа
одобрена на заседании одобрена на заседании
МО учителей русского языка на заседании
и литературы педагогического совета
Протокол № 1 Протокол №1 от «___»__________2012г. от «____»___________2012г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области.
Курс литературного краеведения является одним из звеньев в системе изучения литературы в 5 – 9 классах. Он сохраняет основные концептуальные подходы к изучению литературы и, кроме того, решает важные культурно-нравственные задачи: приобщает учеников в богатой культуре родного края, обогащает этические и культурные основы личности, формирует чувства уважения и родства с представителями разных культур, языков, верований.
Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы, что способствует расширению и углублению знаний учащихся. Вместе с тем при подборе текстов учитываются возрастные особенности учащихся, их интерес к сказкам, истории, приключениям, к ярким, необычным людям.
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю и к литературе, созданной на этой земле; сознательного отношения к литературе как к духовной ценности, средству нравственного и духовного обогащения и получения знаний;
- Знакомство учащихся с образцами творчества пензенских писателей и поэтов, с произведениями, созданными на Пензенской земле, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у читателя;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных и аналитических умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний по истории литературы Пензенского края; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- приобщение учащихся к искусству слова, к культурному и литературному богатству родного края; ознакомление с биографическими сведениями и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия учащихся;
- обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развитие потребности в книге.
Программа включает в себя произведения авторов, так или иначе связанных с Пензенской землей. Это, в первую очередь, произведения таких известных и всенародно любимых поэтов и писателей, как М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, И. Л. Андроников, Ф. В. Гладков. Но в программе много произведений и пензенских поэтов и писателей, что важно для воспитания у школьников гордости за родной край. Ученики знакомятся с фактами биографии и произведениями А. П. Анисимовой, М. Смирновой, Ф. Ракушина, Н. Каткова, В. Звягинцевой и др.
Ценностные ориентиры
Воспитание гармонично развитой, глубоко нравственной личности невозможно без обращения к художественной литературе. Особую роль в данном контексте играет обращение к творчеству писателей-земляков. Специально отобранные для школьной программы литературного краеведения произведения пензенских авторов, а также тех поэтов и писателей, чья жизнь так или иначе была связана с Пензенской землей, помогают школьникам сформировать стойкие представления о вечных нравственных ценностях: о добре, милосердии, взаимовыручке, ответственности за свои слова и поступки, великодушии, любви ко всему живому, бережному отношению к природе, уважению к народной мудрости, к истории своего народа, к старшему поколению.
Русская литература позволяет воспитать в юном читателе чувство гордости за свой народ, свою Родину, ее прошлое и настоящее. А литература Пензенского края позволяет гордиться своей малой родиной.
Кроме того, художественный произведения, включенные в программу, позволяют развить у учеников чувство прекрасного, любовь к искусству в целом.
Место предмета в учебном плане школы
На изучение литературного краеведения в 5 классе в учебном плане МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Тематическое планирование
Предания и легенды нашего края
| Знакомство с целями и задачами курса литературного краеведения. Выразительное чтение стихотворений. Знакомство с историей родного края, с обычаями народов, населяющих Пензенскую землю. Сравнение русских народных сказок, сложенных и бытующих на Пензенской земле, с общеизвестными народными сказками. Закрепление понятия о волшебной сказке. Воспроизведение прослушанной информации на экскурсии. Работа с понятиями легенда, предание. Практика собирания легенд и преданий родного села, города, района. Подготовка устного сообщения. Групповая работа над созданием отзыва. Подготовка и презентация творческой работы (иллюстрации). Работа с понятием литературная сказка Обсуждение литературного произведения. Пересказ всех видов (подробный, сжатый, выборочный, от другого лица и др.) Создание сочинения-отзыва. Работа с понятиями басня, аллегория, мораль в басне. Выступление перед аудиторией сверстников с выразительным чтением стихотворения или басни. Исследование на тему «Топонимика Белинского района» |
Содержание программы
Предания и легенды нашего края
- Введение. Что мы знаем о родном крае? (1 час)
- Предания и легенды нашего края. Понятие о предании. Топонимика. «Почему Сура так называется?», «О реке Айва» (1 час)
- «Мокшанкая княгиня Нарчатка». «Большая сосна» предания о героическом прошлом народа. История Пензенского края в преданиях. Образ княгини Нарчатки как народной героини. Мордовские корни в топонимике края.(1 час)
- Урок-посиделки. «Предания земли родной» самостоятельное собирание преданий родной земли. Выразительное сказывание преданий.(1 час)
- О. М. Савин «…Пишу тебе в Пензу» жизнь и творчество писателя. Интерес О. Савина к личности А. С. Пушкина. Гипотеза связи Пушкина с Пензенской землей. (2 часа)
- П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Связь с Пензенским краем. «Саловка». Поэтизация природы в стихотворении. «Зимние карикатуры». Мастерство поэта в создании пейзажных зарисовок (2 часа)
- М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Вечер после дождя». Образы родного дома, Тарханской земли в стихотворениях. Средства создания настроения в стихотворениях. «Черкесы» - первая поэма Лермонтова. Поэтизация кавказской войны. Романтический пафос произведения. Образы черкесов. Образы казаков.(5 часов)
- С. А. Андреев-Кривич «Тарханская пора» интерес писателя-лермонтоведа к жизни великого поэта-земляка. Факты и предположения. Прошлое и настоящее Тархан. (3 часа)
- И. Л. Андроников «Земляк Лермонтова». Рассказ о писателе – исследователе биографии и творчества Лермонтова. Сюжет очерка «Земляк Лермонтова». Образ земляка поэта, его речь, характер, искренняя любовь к своему великому земляку. Особенности языка повествования. (2 часа)
- Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни». Слово о писателе. Связь Лескова с Пензенским краем. Развитие понятия об очерке. Образы архиерея Варлаама и Шкотта. Юмор в очерке (2 часа)
- Ф. В. Гладков «Повесть о детстве». Рассказ о писателе. Автобиографическое произведение. Особенности языка повести. Персонажи повести. Отражение религиозной культуры в повести. Семья в жизни мальчика, взаимоотношения в семье. Быт крестьян. Работа как главная жизненная ценность. Анализ эпизода. Характеристики персонажей повести. Идея повести. (6 часов)
- Стихи пензенских поэтов о природе родного края. М. Смирнова «Материнский двор», «Пройдись по Пензенскому краю…»; Д. Злобина «Станции страны», «Я родилась не горожанкой…»; Ф. Ракушин «Женские слезы»; О. Савин «Какой отзвенел уже век его…», «Гроза над Земетчином», «Уза»; А. Сазонов «Отцовский дом…», «Соловьи поют за Хопром…», «Проводы зимы», «Край мой пензенский»; Н. Почивалин «Мары», «Няньга», «На Хопре» поэтизация родной природы в стихотворениях пензенских поэтов. Любовь к родному краю. (3 часа).
- В. Канин «На тропе Батыевой». Интерес писателя к истории страны и родной земли. Мастерство писателя в создании образов защитников родной земли. Герои повести, их характеры, поступки, чувства. Язык повести. (3 часа).
- Урок-экскурсия по родному городу. Рассказ о прошлом родного города. Посещения краеведческой экспозиции музея-усадьбы В. Г. Белинского.
- Защита исследовательских работ.
Итоговый урок.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа)
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
- выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
Используемый учебно-методический комплекс
Л. М. Пальман. Слово о родной земле: учебник-хрестоматия для 5 – 6 классов по курсу литературного краеведения. Пенза, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»Литературн...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...