Программа по литературному краеведению 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Губанова Валерия Алексеевна

Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kraya_8_klass.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

     Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».

     Представляемый курс является составной частью литературного образования в средней школе. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:

- связи искусства и литературы с жизнью;

- единства формы и содержания;

- историзма;

- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.

     Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.),«Фольклор и литература Зауралья». 5 класс (автор – Ступина В.Н.),«Фольклор и литература Зауралья.6-11 классы (автор - Шаврина О.Г.)

     Программа «Фольклор и литература Зауралья» направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи.

     Школьный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1)начальные классы; 2)5-6 классы, 3)7-8 классы, 4)9 класс, 5) 10-11классы.

     В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).

     В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров.

     В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении.

Более обстоятельно в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи литературные произведения изучаются в 10-11 классах.

     Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;
  • освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.

     Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:

  • обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;
  • расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;
  • сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;
  • развить речевую деятельность учащихся.

     Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.

     Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.

     Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.

     Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 6,8,10,11 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе.

     Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;

- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.

Итогом освоения программы является развитие у обучающихся компетентностей:

  • читательской;
  • коммуникативной;
  • исследовательской;
  • информационной;
  • социокультурной;
  • проектировочной;
  • рефлексивной.

Планируемые результаты изучения курса «Фольклор и литература Зауралья»:

Обучающиеся должны знать:

  • биографию писателей, поэтов Зауралья (по выбору обучающихся);
  • жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • историко-литературный контекст произведений Зауралья;
  • творческую историю изученных произведений литературы Зауралья;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание  изученных литературных произведений;
  • производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом своеобразии произведений литературы Зауралья;
  • анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, анализируя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;
  • определять жанровую специфику литературного произведения;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения;

- оценки литературных произведений;

- для участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

8 класс

Учебно-тематический план

 Наименование темы

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Образовательный продукт

1.

Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения.

1

0,5

0,5

Запись лирических песен нашей местности

2.

Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях.

1

0,5

0,5

Запись исторических песен нашей местности

3.

Частушки в Зауралье

1

0,5

1

Конкурс частушек

4.

Зауральский свадебный обряд

1

0,5

1

Составление сценария свадебного обряда

5.

Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов.

1

1

-

Исследовательские работы обучающихся по творчеству В.К.Кюхельбекера

6.

Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер).Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом»

2

-

1

Сочинение-эссе «По залам музея...»

7.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Охонины брови».

Историческая основа произведения.

Главные герои произведения.

2

1

1

Сравнительная характеристика повестей Д.М.Мамина-Сибиряка «Охонины брови» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

8.

В.Трегубов «Повесть дивная».

Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения.

1

1

-

Иллюстрации к «Повести дивной» В.Трегубова

9.

Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов

1

1

-

Конкурс стихотворений зауральских поэтов о родной природе

10.

Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов.

1

0,5

0,5

Защита проектов и презентаций обучающихся

11.

Встреча с литературой Мишкинского района

1

-

1

Творческая работа

12.

Творчество В.Ф.Потанина

3

2

1

Творческая работа

13.

Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям

1

1

-

Всего часов                  

17

9,5

7,5

Содержание программы

Стихи о Зауралье. А.Баева «В Зауралье»(1 час)

А.Баева о Зауралье. Место Зауралья в творчестве поэта. Стихотворение «В Зауралье». Исповедальность и автобиографичность произведения.

Межпредметные связи: иллюстрации русских художников о природе.

Теория литературы: исповедальность поэзии. Автобиографичность поэзии.

Лирические песни Зауралья (1 час)

   Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи, солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.

Межпредметные связи: встреча с исполнителями народных песен.

Теория литературы. Углубление представления о народной песне.

Частушки в Зауралье (1 час)

   Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Теория литературы. Развитие представлений о частушке.

Зауральский свадебный обряд (1 час)

Декабристы в Кургане (1 час)

   Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Просветительская деятельность. Андрей Евгеньевич Розен. Николай Иванович Лорер и др. Отношение к городу. Отношение местных жителей к декабристам. Курган в судьбе декабристов. «Записки» декабристов.

Теория литературы: «записки» как жанр литературы.

Поэты пушкинской поры(2 часа).

   Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Трагическая судьба поэта. Особенности поэзии Кюхельбекера. Стихи написанные в ссылке (Кургане) «Участь поэтов», «Слепота». Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». Образ поэта.

Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.

Мамин-Сибиряк Н. «Охонины брови» (2 часа).

   Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.

Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной литературы.

Трегубов В. (1 час)

   Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная».

Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (1 час)

    А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного состояния человека. Стихи о природе родного села. Миниатюры о природе И.Ягана, А.Мехонцева, А.Мурзина и др.

   Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии.

 Тема Великой Отечественной войны в литературе Зауралья. В.Гилев, Л.Бендик. Память о войне в стихах поэтов.(1 час)

   Общее в судьбе Л.Бендика и В.Гилева: военное детство, журналистика, поэзия, ранний уход из жизни. Общее в творчестве: пронзительность, изображение войны по воспоминаниям детства.

Встреча с литературой Мишкинского района (1 час)

    Писатели, связанные рождение с районом. Писатели, связанные жизнью и судьбой с районом. В.Есетов. Рассказы о войне. Н.Моторина. Судьба-преодоление. Стихи Н.Моториной, наполненные светом.

Теория литературы: углубление представления о жанрах поэзии и прозы.

Творчество В.Ф.Потанина (3 часа).

    Повесть «Доченька» как повесть о современной семье. «Вечные» проблемы в произведении: семьи, любви, порядочности, честности, взаимоотношения родителей и детей, отзывчивости, эгоизма. Художественное своеобразие произведения: повествование через восприятие главного героя, внутренние монологи героя, совестливость героя и т.д.

Теория литературы: внутренний монолог героя.

  Итоговое занятие. Заочная экскурсия по литературным музеям (1 час)

    Технология разработки экскурсии по литературным местам. Анализ содержания экскурсии. Структура экскурсии: вступление, основное содержание, выводы по экскурсии.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

Протокол №____        от

«___» _________20__г.

Руководитель ШМО

___________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 10»_________________        /Л.В.Коромыслова        /

Приказ №113 от 29.08.2016

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по литературному краеведению и искусству родного края

8 класс

2016-2017 учебный год

Составитель Губанова Валерия Алексеевна,

учитель высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

"Я узнаю в тебе мою Россию" (адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе)

Адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе "Я узнаю в тебе мою Россию" написана в 2005-2006 учебном году и успешно апробирована....

Программа по литературному краеведению_ 9-11 классы

Данная программа апробировалась в течение трех лет в МБОУ СОШ №50 г. Липецка. Методика краеведения опирается на междисциплинарные научные связи и учитывает выводы научных теорий, и первичных наблюдени...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

Программа по литературному краеведению в 8 классе

Программа рекомендована для учреждений по Оренбургской области...