Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_kraev_8_kl.docx | 104.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению для 8 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
- Авторская программа Программа А.Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе» (Орлит-А, Оренбург -2003) регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ.
- Приказ МО Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 (в редакции приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области
- Приказ МО Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 « О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования образовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»
- Устав МБОУ «Буранчинская ООШ».
- Учебный план МБОУ «Буранчинская ООШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа включает девять раздеов:
«Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения;
«Общая характеристика предмета»,
«Место предмета в учебном плане»,
«Требования к результатам изучения предмета»,
«Содержание курса»;
«Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников;
«Рекомендации по материально-техническому обеспечению»,
«Формы и средства контроля», оценочный материал.
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным, этнографическим особенностям
Цели и задачи регионального литературного курса:
- интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;
- формирование нравственно-эстетических идеалов личности, её ценностных ориентаций;
- расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся на близком им материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
- Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
- Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
- Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.
- Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
- Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.
Общая характеристика учебного предмета
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нём.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края.
Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
- наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нём, писавших о нём;
- художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
- определённый объём материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.
Место курса «Литературное краеведение» в базисном учебном (образовательном) плане
Курс как дополнительный к основному по литературе рассчитан на 1 час в неделю. Всего в год 34 часа.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Фольклор оренбургского края. | 3 |
2 | Тема пугачёвского восстания в русской литературе. | 20 |
3 | Уральцы, оренбуржцы и их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. | 11 |
Содержание курса
Содержание рабочей программы
Из Оренбургского фольклора
Предания о Пугачёве. « О Пугачёве». «Мужицкий царь», «Пугачёв в станице Татищевской», «Предание о Пугачёве». Отношение народа к Пугачёву. Особенности изображения Пугачёва. Календарно – обрядовые, плясовые песни.
Тема пугачевского восстания в русской литературе
А.П. Крюков. "Рассказ моей бабушки". Сюжет. Образы,авторское отношение к изображаемым событиям. «Рассказ моей бабушки» и « Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Тема Пугачёва в живописи: портрет Пугачёва на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А.Тельнова «Бой пой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачёва в Бердской слободе». Работа над пугачёвской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачёвым», «Вожатый», «Суд Пугачёва» и др.
В.И. Даль. " Рассказ Верхолонцова о Пугачёве" – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина.
Л. В. Исаков. "Пугачёвщина" – стихи о разных этапах Пугачёвского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачёву. Изображение оренбуржцев в стихах.
Иллюстрации на «пугачёскую» тему Н.Н.Каразина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачёв под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.В.Исакова на эту же тему).
В. Г. Короленко. "Пугачёвская легенда на Урале". Участие уральцев в событиях Пугачёвского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачёва в русской литературе.
Картина «Арест Пугачёва» и эскизы на пугачёвскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова.
С. А. Есенин. "Пугачёв". Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачёв как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образов избы, дома, кибитки, степных кобылиц.
Акварели В.А.Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачёвым», «Присоединение Салавата к повстанцам». Хлопуша в изображении С.Есенина и В.Тельнова.
В. И. Пистоленко. "Сказание о сотнике Тимофее Подурове". Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачёв. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «пугачёвские» места в повести.
Иллюстрации С,В.Герасимова: «Оренбургская степь». «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Бёрды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей
В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье». О. Крюкова « Илецкий казак». М.Л. Михайлов « Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг. Уральский фольклор в оценке Михайлова.
М.В Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г.Короленко «У казаков» ( главы об илецких казаках). А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать». Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты освоения учебного предмета. Требования к результатам изучения предмета «Литературное краеведение» в основной школе.
Ожидаемые результаты обучения.
Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление литературно-краеведческой выставки или создание кабинета литературного краеведения, или открытие школьного литературного музея, или помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".
Ценные материалы, собранные ребятами, могут читаться на занятиях, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.
Условия эффективности реализации программы:
применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс; наличие учебно-методической литературы;
использование диагностических методик; создание атмосферы дружелюбия и поддержка между воспитанниками и педагогами, родителями.
В результате изучения литературного краеведения ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературного краеведения ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Примечание | |
план. | факт | ||||||
I полугодие | |||||||
Фольклор оренбургского края. 3 ч | |||||||
1 | 08.09 | Народные песни | 1 | «Календарно-обрядовые, плясовые песни. С.32-36 | Знать влияние поворотных событий истории Оренбуржья на развитие литературы в крае, особенности оренбургского фольклора. Уметь выразительно читать. соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст. | Фольклор | |
2. | 15.09 | Предания, исторические песни о Пугачёве | 1 | «Пугачёв в станице Татищевской» «Ты, старинушка, старинушка…», «Шли обозушки…», «В стане Пугачёва». Отношение народа к Пугачёву. Особенности изображения Пугачёва. С. 9-10, 22 – 24 | Знать понятие предание, содержание изучаемого произведения. Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст. | Предание | |
3 | 22.09 | Культурная жизнь Оренбуржья в начале XIX века. | 1 | Индивидуальные сообщения, конспектирование лекции учителя | Знать жанры оренбургского фольклора Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст. | Жанры оренбургского фольклора | |
Тема пугачёвского восстания в русской литературе. 20 ч. | |||||||
4-5 | 29.09 06.10 | А.П. Крюков «Рассказы моей бабушки». | 2 | Сюжет, образы, отношение к событиям. | Знать текст изучаемого произведения. Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст. | Сказка. Хроника. Автобиография | |
6-7. | 13.10 20.10 | В.И.Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачёве»- запись рассказа очевидца. Продолжение темы, начатой для Пушкина. | 2 | 1. Значение творчества В.И.Даля для творчества А.С.Пушкина, культурной жизни Оренбуржья. | Знать основные этапы жизни и творчества В.И.Даля. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному. | ||
8-9 | 27.10 10.11 | Л.В. Исаков. Сборник «Пугачёвщина» | 2 | Изображение разных этапов Пугачёвского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачёву. Описание оренбуржцев в стихах. | Знать особенность поэтического сборника «Пугачёвщина» Л.В. Исакова. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять образы живописи и литературы. Сопоставительный анализ | ||
10-11 | 17.11 24.11 | Иллюстрации на «пугачёвскую» тему. | 2 | Писатель и художник Н.Н. Каразин, М.У. Петунин «Емельян Пугачёв под Оренбургом» (Сопоставление с отрывком из «Пугачёвщины» Л. Исакова на эту же тему). | |||
12-13. | 01.12 08.12 | В.Г. Короленко. «Пугачёвская легенда на Урале» | 2 | Участие уральцев в событиях пугачёвского восстания. | Знать особенности раскрытия темы Пугачёва в творчестве В.Г.Короленко. Уметь владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания, сопоставлять образы живописи и литературы. Индивид.сообщение | Легенда | |
14-15. | 15.12 22.12 | Сочинение – рассуждение «Причины поддержки оренбуржцами Пугачёва» | 2 | ||||
16. | 29.12 | Поездка В.Г. Перова и М.Н. Амосова в Оренбургскую губер-нию для работы над пугачёвской темой. | 1 | Картина «Арест Пугачёва» и эскизы на пугачёвскую тему С.М. Карпова. Этюды Перова | |||
II полугодие | |||||||
17-18. | 12.01 19.01 | С.А. Есенин «Пугачёв». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. | 2 | Пугачёв как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции поэмы. Роль образов избы, кибитки, степных кобылиц. | Знать особенности раскрытия темы Пугачёва в творчестве С.А.Есенина. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, сопоставлять образы живописи и литературы. Письменная работа по теме урока | Художественный вымысел | |
19. | 26.01 | Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачёвым», «Присоединение Салавата к повстанцам» | 1 | Хлопуша в изображении С. Есенина и В. Тельнова. | |||
20-21. | 02.02 09.02 | В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подуров | 2 | Оренбургская природа и «пугачёвские места» в повести. | Знать текст изучаемого произведения, понятие пейзаж, роль пейзажа в художественном произведении. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, сопоставлять образы живописи и литературы. Ответы на проблемные вопросы | Пейзаж Средства художественной выразительности | |
22. | 16.02 | Иллюстрации С.В. Герасимова на пугачёвскую тему. | 1 | С.В. Герасимов «Илецкая защита», «Оренбургская степь», «Метель под Оренбургом» и др. | |||
23. | 02.03 | Контрольная работа | 1 | ||||
Уральцы, оренбуржцы и их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. 11 ч. | |||||||
24. | 09.03 | В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье». | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества В.И.Даля. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения. | Рассказ | ||
25. | 16.03 | О.П. Крюкова «Илецкий казак». | 1 | Знать жизнь и быт казаков. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения. | Очерк | ||
26. | 23.03 | М.Л. Михайлов «Уральские очерки» | 1 | Отношение казаков к власти, домашние устои. | Знать особенности творчества М.Л. Михайлова, изображение жизни и быта казаков. Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному. | ||
27. | 06.04 | М.Л. Михайлов, «Уральские очерки» | 1 | Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг. Уральский фольклор в оценке Михайлова | |||
28. | 13.04 | М.В. Авдеев «Поездка на кумыс» | 1 | 1. Жизнь и творчество Авдеева М. 2.Чтение и анализ произведения. | Знать текст изучаемого произведения. Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст. | Рассказ | |
29-30 | 20.04 27.04 | В.Г. Короленко «У казаков» | 2 | (главы об илецких казаках.) | Знать особенности раскрытия темы казачества в творчестве В.Г.Короленко. Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному. | Рассказ | |
31. | 04.05 | А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать» | 1 | Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных и в разные века. | Знать обычаи и верования оренбуржцев. Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.Знать текст изучаемого произведения. Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст. | ||
33 | 11.05 | Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных и в разные века. | 1 | Знать обычаи и верования оренбуржцев. Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному. | |||
34 | 18.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Знать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; основные факты жизненного и творческого пути писателей - классиков; основные теоретико -литературные понятия. Уметь работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | |||
35 | 25.05 | Итоговый урок. | 1 | 1. Подведение итогов: результаты и анализ контрольной работы. 2. Рекомендации на лето. |
Перечень Учебно-методического обеспечения. Список литературы
- Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: Хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов. Составители: А.Г.Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003
- Бессараб М.П. Владимир Даль. – М., 1970.
- Большакова Л.Н. По следам оренбургской зимы. – Челябинск, 1982.
- Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. – М., 1973.
- Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. – Челябинск, 1977.
Список литературы:
- Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 2002.
- Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".
- Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., Международные отношения, 1999.
- Дунаева Т. Литературные экскурсии по городу. Из опыта экскурсионной работы в Одессе. - В кн.: Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 2000, с. 82-89.
- Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 2005, с. 518-520.
- Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 2009.
- Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 2009.
- Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1999.
- Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.
- Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.
- Природоохранительное просвещение. Сборник. М., Знание, 2000.
- Пришвина В. Д. Наш дом. М., Молодая гвардия, 2007.
- Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".
- Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".
- Путеводители по литературным музеям.
- Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 2003.
- Сегал Е. А. Здесь живут книги. Художественно-документальный очерк. М., Детская литература, 2004.
- Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. 2-е изд., М., Издание Всесоюзной книжной палаты, 2000.
- Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 2007.
- Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2002.
- Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 2005.
Формы и сроки контроля
№ | Формы контроля | сроки |
Контрольная работа №1. Оренбургский фольклор | 02.03 | |
Контрольная работа №2. По тексту В.Г.Короленко «У казаков» | 27.04 | |
Итоговая контрольная работа | 18.05 |
Оценочные материалы по литературному краеведению
8 класс
Контрольная работа №1. Из Оренбургского фольклора
1.Прочитайте историческую песнь "В стане Пугачева", объясните название произведения.
2.Кто является повествователем произведения? С какой целью создается такой прием?
3.О чем повествует ворон?
4.Каквы понимаете фразу: "Век вдовою быть и бунтаршей слыть"?
5.Найдите фольклорные элементы в тексте?
6. Найдите и выпишите языковые средства выразительности?
Контрольные вопросы по разделу «Тема Пугачёвского восстания в русской литературе»
1 вариант
- Как народ относился к Емельяну Пугачеву?
- С чем это было связано?
- В каком художественном произведении мы знакомимся с образом Е.Пугачева?
- Каким изображает А.Пушкин в своем произведении Е.Пугачёва?
- Каким изображен Пугачев в фольклорной литературе?
2 вариант
- Как в поэме С.Есенина показан образ Пугачева?
- Почему С.Есенин так считает?
- Почему Пугачев в поэме выдает себя за царя Петра 3?
- Каким изображен в поэме народ? Как он относится к Пугачеву?
- Каким изображен Пугачев в фольклорной литературе?
Контрольная работа №2. По тексту В.Г.Короленко «У казаков».
1 вариант
1. Когда герой выехал в поселок Январцево?
2. С чьими стихами гостей познакомил хозяин? Что мог сказать о них опытный писатель?
3. О чем писала поэтесса? Какие темы затрагивала?
4. О чем писал Г.Т.Хохлов в своем произведении "Беловодное царство"
5. Как выглядела рукопись казака?
2. вариант
1. Каким главный герой увидел Урал?
2. Что было особенного в стихах М.И.Тушкановой?
3. О чем писала поэтесса? Какие темы затрагивала?
4. Что интересного узнал путешественник о старообрядцах из рукописи?
5. Какие страны посетили миссионеры? Где побывали?
Итоговая контрольная работа
1. Основателем Орска в 1735 году стал:
А) И.К.Кириллов;
Б) В.Н.Татищев;
В) Е.Пугачёв;
Г) Т.Г. Шевченко.
2. С момента основания Орск назывался:
А) Орская крепость;
Б) Оренбургской крепостью;
В) Яман-кала.
3. Орск стал называться городом в:
А) 1861 г.;
Б) 1865 г.;
В)1917 г.;
Г) 1886 г.;
4. По приказу Екатерины II в 1775 году река Яик была переименована в Урал :
А) за близость к Уральским горам;
Б) по просьбе губернатора Оренбурга;
В) в наказание за восстание Пугачёва.
5. С 1920 по 1925 год Оренбург был столицей:
А) Казахской АССР;
Б) Киргизской АССР;
В) Оренбургской области;
Г) Башкирской АССР.
6. Как с 1938 по 1957 год называлась Оренбургская область:
А) Киргизской АССР;
Б) Чкаловской;
В) Всегда была Оренбургской;
Г) Средневолжским краем.
7. С запада на восток Оренбургская область тянется на:
А) 200 км;
Б) 500 км;
В) более 700 км;
Г) более 1000 км.
8. С юга на север в самом узком месте расстояние между границами области:
А) 30 км;
Б) 60 км;
В) 90 км;
Г) 110 км.
9. Самая высокая гора Оренбургской области имеет высоту:
А) 462 км;
Б) 568 км;
В) 668 км;
Г) 837 км.
10. Как называется самый большой и многоводный приток Урала:
А) Орь;
Б) Илек;
В) Самара;
Г) Сакмара.
11. Река Урал впадает в:
А) Волгу;
Б) Аральское море;
В) Каспийское море;
Г) Озеро Развал.
12. Во сколько раз территория Оренбургской области больше Дании:
А) в три раза;
Б) в два раза;
В) одинаковы;
Г) Оренбургская область меньше Дании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...
Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)
Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...