Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Мусина Алмагуль Сиркбаевна

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_kraev_8_kl.docx104.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\титульники сканы 2017\2017-08-31\Scan10009.JPG

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению для  8 класса составлена на основе следующих нормативно –  правовых  документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).  
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
  5. Авторская программа Программа  А.Г. Прокофьевой  «Оренбургский  край  в  русской  литературе»   (Орлит-А,  Оренбург -2003)  регионального  компонента   литературного   образования    учащихся   V-XI  классов  общеобразовательных  школ.  
  6. Приказ МО Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 (в редакции приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области
  7.  Приказ МО Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 « О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования образовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»
  8. Устав МБОУ «Буранчинская ООШ».
  9.  Учебный план  МБОУ «Буранчинская ООШ» на  2017-2018  учебный год.

Рабочая программа включает девять раздеов:

«Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения;

«Общая характеристика предмета»,

«Место предмета в учебном плане»,

«Требования к результатам изучения предмета»,

«Содержание курса»;

«Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников;

 «Рекомендации по материально-техническому обеспечению»,

«Формы и средства контроля», оценочный материал.

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным, этнографическим особенностям

Цели и задачи регионального литературного курса:

  1. интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;
  2. формирование нравственно-эстетических идеалов личности, её ценностных ориентаций;
  3. расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся на близком им материале родного края, его культуры.

Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

  1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
  2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
  3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.
  4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
  5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

Общая характеристика учебного предмета

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нём.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края.

Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:

  1. наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нём, писавших о нём;
  2. художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
  3. определённый объём материала, достаточный для создания целого курса.

Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.

Место курса «Литературное краеведение» в базисном учебном (образовательном) плане

Курс как дополнительный к основному по литературе рассчитан на 1 час в неделю. Всего в год 34 часа.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Фольклор оренбургского края.                                                                                                                                                              

3

2

 Тема пугачёвского восстания в русской литературе.                                                                                                

20

3

Уральцы, оренбуржцы и их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.

11

Содержание курса

Содержание рабочей программы

 Из Оренбургского фольклора

Предания о Пугачёве. « О Пугачёве». «Мужицкий царь», «Пугачёв в станице Татищевской», «Предание о Пугачёве». Отношение народа к Пугачёву. Особенности изображения Пугачёва. Календарно – обрядовые, плясовые песни.

Тема пугачевского восстания в русской литературе

А.П. Крюков. "Рассказ моей бабушки". Сюжет. Образы,авторское отношение к изображаемым событиям. «Рассказ моей бабушки» и « Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Тема Пугачёва в живописи: портрет  Пугачёва на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А.Тельнова «Бой пой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачёва в Бердской слободе». Работа над пугачёвской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачёвым», «Вожатый», «Суд Пугачёва» и др.

В.И. Даль. " Рассказ Верхолонцова о Пугачёве" – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина.

Л. В. Исаков. "Пугачёвщина" – стихи о разных этапах Пугачёвского восстания. Двойственное отношение  автора к Пугачёву. Изображение оренбуржцев в стихах.

Иллюстрации на «пугачёскую» тему Н.Н.Каразина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачёв под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.В.Исакова на эту же тему).

В. Г. Короленко. "Пугачёвская легенда на Урале".  Участие уральцев в событиях Пугачёвского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачёва в русской литературе.

Картина «Арест Пугачёва» и эскизы на пугачёвскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова.

С. А. Есенин. "Пугачёв". Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачёв как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образов избы, дома, кибитки, степных кобылиц.

Акварели В.А.Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачёвым», «Присоединение Салавата к повстанцам». Хлопуша в изображении С.Есенина и В.Тельнова.

В. И. Пистоленко. "Сказание о сотнике Тимофее Подурове". Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачёв. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «пугачёвские» места в повести.

Иллюстрации С,В.Герасимова: «Оренбургская степь». «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Бёрды», «Оренбург», «Бузулук» и др.

Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей

В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье». О. Крюкова « Илецкий казак». М.Л. Михайлов « Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг. Уральский фольклор в оценке Михайлова.

М.В Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г.Короленко «У казаков» ( главы об илецких казаках). А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать». Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты освоения учебного предмета. Требования к результатам изучения предмета «Литературное краеведение» в основной школе.

Ожидаемые результаты обучения.

Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление  литературно-краеведческой  выставки или создание кабинета  литературного   краеведения, или открытие школьного  литературного  музея, или помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".

Ценные материалы, собранные ребятами, могут читаться на занятиях, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.

Условия эффективности реализации программы:

применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс; наличие учебно-методической литературы;

использование диагностических методик; создание атмосферы дружелюбия и поддержка между воспитанниками и педагогами, родителями.

В результате изучения литературного краеведения  ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

           В результате изучения литературного краеведения  ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание  урока

Виды  деятельности  учащихся

Примечание

план.

факт

I полугодие

Фольклор оренбургского края.     3 ч                                                                                                                                                          

1

08.09

Народные  песни

1

«Календарно-обрядовые,  плясовые  песни.        

С.32-36

Знать влияние поворотных событий истории Оренбуржья на развитие  литературы в крае, особенности оренбургского фольклора.

Уметь выразительно читать. соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст.

Фольклор

2.

15.09

Предания, исторические   песни  о  Пугачёве

1

«Пугачёв  в   станице  Татищевской»

 «Ты,  старинушка, старинушка…», «Шли  обозушки…»,  «В   стане  Пугачёва».  Отношение народа  к  Пугачёву.  Особенности  изображения   Пугачёва. С. 9-10,  22 – 24

Знать понятие предание, содержание изучаемого произведения.

Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст.

Предание

3

22.09

Культурная  жизнь  Оренбуржья  в   начале   XIX  века.    

1

Индивидуальные  сообщения,  конспектирование  лекции  учителя

Знать жанры оренбургского фольклора

Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст.

Жанры оренбургского фольклора

Тема пугачёвского восстания в русской литературе. 20 ч.

4-5

29.09

06.10

А.П. Крюков

«Рассказы моей бабушки».

2

Сюжет, образы, отношение к событиям.

Знать текст изучаемого произведения.

Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать художественный текст.

Сказка. Хроника.

Автобиография

6-7.

13.10

20.10

В.И.Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачёве»- запись рассказа очевидца. Продолжение темы, начатой для Пушкина.

2

1. Значение творчества В.И.Даля для творчества А.С.Пушкина, культурной жизни Оренбуржья.

Знать основные этапы жизни и творчества В.И.Даля.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.

8-9

27.10

10.11

 Л.В. Исаков.  Сборник «Пугачёвщина»

2

Изображение  разных  этапов Пугачёвского  восстания. Двойственное  отношение автора  к  Пугачёву. Описание  оренбуржцев в стихах.  

Знать особенность поэтического сборника «Пугачёвщина» Л.В. Исакова.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять образы живописи и литературы.

Сопоставительный анализ

10-11

17.11

24.11

Иллюстрации  на  «пугачёвскую»  тему.  

2

Писатель  и  художник  Н.Н. Каразин,  М.У.  Петунин «Емельян   Пугачёв  под  Оренбургом» (Сопоставление с  отрывком  из  «Пугачёвщины» Л. Исакова  на эту же тему).

12-13.

01.12

08.12

В.Г.  Короленко. «Пугачёвская  легенда  на  Урале»

2

Участие  уральцев  в  событиях  пугачёвского  восстания.

Знать особенности раскрытия темы Пугачёва в творчестве В.Г.Короленко.

Уметь владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания,  сопоставлять образы живописи и литературы.

Индивид.сообщение

Легенда

14-15.

15.12

22.12

Сочинение – рассуждение «Причины поддержки оренбуржцами Пугачёва»

2

16.

29.12

Поездка  В.Г. Перова  и  М.Н.  Амосова  в  Оренбургскую  губер-нию  для  работы  над  пугачёвской  темой.

1

Картина  «Арест  Пугачёва»  и  эскизы  на  пугачёвскую  тему  С.М. Карпова.

 Этюды  Перова

II полугодие

17-18.

12.01

19.01

С.А. Есенин «Пугачёв». Драматическая  поэма  о  психологии  крестьянского  бунта.

2

Пугачёв  как   бунтарь и  мечтатель. Тема  воли.  Особенности  композиции  поэмы.  

Роль  образов  избы,  кибитки,  степных кобылиц.

Знать особенности раскрытия темы Пугачёва в творчестве С.А.Есенина.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, сопоставлять образы живописи и литературы.

Письменная  работа по  теме  урока

Художественный вымысел

19.

26.01

Акварели  В.А. Тельнова  «Встреча  Хлопуши  с  Пугачёвым»,  «Присоединение  Салавата  к  повстанцам»

1

Хлопуша  в  изображении  С. Есенина  и  В.  Тельнова.

20-21.

02.02

09.02

В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подуров

2

Оренбургская природа и «пугачёвские места» в повести.

Знать текст изучаемого произведения, понятие пейзаж, роль пейзажа в художественном произведении.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, сопоставлять образы живописи и литературы.

Ответы  на  проблемные вопросы

Пейзаж

Средства художественной выразительности

22.

16.02

Иллюстрации  С.В. Герасимова

на  пугачёвскую  тему.

1

С.В. Герасимов  «Илецкая  защита», «Оренбургская  степь»,  «Метель  под  Оренбургом» и  др.

23.

02.03

Контрольная работа  

1

Уральцы, оренбуржцы и их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. 11 ч.

24.

09.03

В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье».

1

Знать основные этапы жизни и творчества В.И.Даля.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения.

Рассказ

25.

16.03

О.П. Крюкова  «Илецкий казак».

1

Знать жизнь и быт казаков.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения.

Очерк

26.

23.03

М.Л. Михайлов  «Уральские  очерки»  

1

Отношение  казаков  к власти,  домашние  устои.

Знать  особенности творчества М.Л. Михайлова, изображение жизни и быта казаков.

Уметь выразительно читать и анализировать текст художественного произведения, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.

27.

06.04

М.Л. Михайлов,  «Уральские  очерки»  

1

Роль  казачки в  доме.  Занятия  казаков  и  досуг.

 Уральский фольклор  в  оценке  Михайлова

28.

13.04

М.В. Авдеев «Поездка на кумыс»

1

1. Жизнь и творчество Авдеева М.

2.Чтение и анализ произведения.

Знать текст изучаемого произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст.

Рассказ

29-30

20.04

27.04

В.Г.  Короленко  «У  казаков»

2

(главы  об  илецких казаках.)

Знать особенности раскрытия темы казачества в творчестве В.Г.Короленко.

Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.

Рассказ

31.

04.05

А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать»

1

Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных  и в разные века.

Знать обычаи и верования оренбуржцев.

Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.Знать текст изучаемого произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст.

33

11.05

Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных  и в разные века.

1

Знать обычаи и верования оренбуржцев.

Уметь выразительно читать и анализировать художественный текст, характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним, выражать свое отношение к прочитанному.

34

18.05

Итоговая контрольная работа

1

Знать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; основные факты жизненного и творческого пути писателей - классиков;

основные теоретико -литературные понятия.

Уметь работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию;  выражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

35

25.05

Итоговый урок.

1

1. Подведение итогов: результаты и анализ контрольной работы.

2. Рекомендации на лето.

Перечень Учебно-методического обеспечения. Список литературы

  1. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: Хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов. Составители: А.Г.Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003
  2. Бессараб М.П. Владимир Даль. – М., 1970.
  3. Большакова Л.Н. По следам оренбургской зимы. – Челябинск, 1982.
  4. Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. – М., 1973.
  5. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. – Челябинск, 1977.

Список литературы:

  1. Беккер Э. Г.  Литературное   краеведение  как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 2002.
  2. Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".
  3. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., Международные отношения, 1999.
  4. Дунаева Т. Литературные экскурсии по городу. Из опыта экскурсионной работы в Одессе. - В кн.: Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 2000, с. 82-89.
  5.  Краеведение  в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 2005, с. 518-520.
  6. Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 2009.
  7. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 2009.
  8. Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1999.
  9.  Литературное   краеведение  в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.
  10. Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2006.
  11. Природоохранительное просвещение. Сборник. М., Знание, 2000.
  12. Пришвина В. Д. Наш дом. М., Молодая гвардия, 2007.
  13. Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".
  14. Публикация о литературно-памятных местах в журнале "Турист".
  15. Путеводители по литературным музеям.
  16. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 2003.
  17. Сегал Е. А. Здесь живут книги. Художественно-документальный очерк. М., Детская литература, 2004.
  18. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. 2-е изд., М., Издание Всесоюзной книжной палаты, 2000.
  19. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 2007.
  20. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2002.
  21. Янко М. Д.  Литературное   краеведение  в школе. М., Просвещение, 2005.

Формы и сроки контроля

Формы контроля

сроки

Контрольная работа №1. Оренбургский фольклор

02.03

Контрольная работа №2. По тексту В.Г.Короленко «У казаков»

27.04

Итоговая контрольная работа 

18.05

Оценочные материалы по литературному краеведению

        8 класс

Контрольная работа №1. Из Оренбургского фольклора

1.Прочитайте историческую песнь "В стане Пугачева", объясните название произведения.

2.Кто является повествователем произведения? С какой целью создается такой прием?

3.О чем повествует ворон?

4.Каквы понимаете фразу: "Век вдовою быть и бунтаршей слыть"?

5.Найдите фольклорные элементы в тексте?

6. Найдите и выпишите языковые средства выразительности?

Контрольные вопросы по разделу «Тема Пугачёвского восстания в русской литературе»

1 вариант

  1. Как народ относился к Емельяну Пугачеву?
  2. С чем это было связано?
  3. В каком художественном произведении  мы знакомимся с образом   Е.Пугачева?
  4. Каким изображает А.Пушкин  в своем произведении Е.Пугачёва?
  5. Каким изображен Пугачев в фольклорной литературе?

2 вариант

  1. Как в поэме С.Есенина  показан образ Пугачева?
  2. Почему  С.Есенин так считает?
  3. Почему Пугачев в поэме выдает себя за царя Петра 3?
  4. Каким изображен в поэме народ? Как он относится к Пугачеву?
  5. Каким изображен Пугачев в фольклорной литературе?

Контрольная работа №2. По тексту В.Г.Короленко «У казаков».

1 вариант

1. Когда герой выехал в поселок Январцево?

2. С чьими стихами гостей познакомил хозяин? Что мог сказать о них опытный писатель?

3. О чем писала поэтесса? Какие темы затрагивала?

4. О чем писал Г.Т.Хохлов в своем произведении "Беловодное царство"

5. Как выглядела рукопись казака?

2. вариант

1. Каким главный герой увидел Урал?

2. Что было особенного в стихах М.И.Тушкановой?

3. О чем писала поэтесса? Какие темы затрагивала?

4. Что интересного узнал путешественник о старообрядцах из рукописи?

5. Какие страны посетили миссионеры? Где побывали?

Итоговая контрольная работа

1. Основателем Орска в 1735 году стал:

А) И.К.Кириллов;

Б) В.Н.Татищев;

В) Е.Пугачёв;

Г) Т.Г. Шевченко.

2. С момента основания Орск назывался:

А) Орская крепость;

Б) Оренбургской крепостью;

В) Яман-кала.

3. Орск стал называться городом в:

А) 1861 г.;

Б) 1865 г.;

В)1917 г.;

Г) 1886 г.;

4. По приказу Екатерины II в 1775 году река Яик была переименована в Урал :

А) за близость к Уральским горам;

Б) по просьбе губернатора Оренбурга;

В) в наказание за восстание Пугачёва.

5. С 1920 по 1925 год Оренбург был столицей:

А) Казахской АССР;

Б) Киргизской АССР;

В) Оренбургской области;

Г) Башкирской АССР.

6. Как с 1938 по 1957 год называлась Оренбургская область:

А) Киргизской АССР;

Б) Чкаловской;

В) Всегда была Оренбургской;

Г) Средневолжским краем.

7. С запада на восток Оренбургская область тянется на:

А) 200 км;

Б) 500 км;

В) более 700 км;

Г) более 1000 км.

8. С юга на север в самом узком месте расстояние между границами области:

А) 30 км;

Б) 60 км;

В) 90 км;

Г) 110 км.

9. Самая высокая гора Оренбургской области имеет высоту:

А) 462 км;

Б) 568 км;

В) 668 км;

Г) 837 км.

10. Как называется самый большой и многоводный приток Урала:

А) Орь;

Б) Илек;

В) Самара;

Г) Сакмара.

11. Река Урал впадает в:

А) Волгу;

Б) Аральское море;

В) Каспийское море;

Г) Озеро Развал.

12. Во сколько раз территория Оренбургской области больше Дании:

А) в три раза;

Б) в два раза;

В) одинаковы;

Г) Оренбургская область меньше Дании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)

Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...