Программа по литературному краеведению в 5 классе
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

Программа рекомендована для учреждений Оренбургской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_5_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному краеведению

 в   5   классе

Пояснительная записка

В области литературного образования перед общеобразовательной школой стоят задачи большой важности: создание условий, способствующих формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями ( См. Программу литературного образования, М., Просвещенная литература).

Сама жизнь диктует: без познания родины, родного края невозможно стать патриотом. Проникновение фольклора Оренбургского края, произведений, написанных в Оренбургском крае или об Оренбуржье должно идти по многим каналам и, в частности, через занятия факультативного курса «Литературное краеведение» «Я узнаю в тебе мою Россию», что позволит расширить представление школьников о богатом историко-литературном прошлом малой родины.

Необходимость создания программы по литературному краеведению диктуется условиями жизни, в каких происходит формирование нравственно-патриотического сознания ребенка.

Данная модифицированная  программа написана на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ под ред. А.Г.Прокофьевой, которая рекомендована главным управлением образования администрации Оренбургской области (2003г.)

  Наш край всегда был богат талантливыми творцами прекрасных фольклорных произведений - былин, исторических песен, преданий, легенд, сказок, частушек.

  Систематические занятия с воспитанниками по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к отчему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, знакомству c богатством мира вечных ценностей художественной культуры, созданных на Оренбургской земле и оренбуржцами.

В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается

необходимость возрождения национальной культуры, отечественных корней,

освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.

   Учебный материал данной  программы  подобран в соответствии с возрастом воспитанников и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития.  Программа  первого года обучения  предлагает познакомиться с богатым наследием русского фольклора и фольклором Оренбургской области. Основу  программы  второго года обучения  составляет знакомство не только с писателями, нашими земляками, но и с теми литераторами, чья творческая деятельность была связана с Оренбуржьем, Орском и Оренбургской  областью.

Данная  программа   литературного   краеведения  носит и прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.

Актуальность  программы  заключается в том, что как показывает практика, школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых обширных источниках знаний, в учебную  программу  вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды (литературное   краеведение), сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе

 Новизна  программы  в том, что на данный период нет разработанной типовой  программы   по   литературному   краеведению  Оренбургского края в системе дополнительного образования учащихся.

Цель:

Воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.

 Образовательные  задачи:

  • поэтапное хронологическое изучение через  литературные  источники

истории Оренбургского края;

Развивающие задачи:

  • развитие навыков исторического мышления;
  • овладение умениями планирования деятельности;
  • формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;
  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Срок реализации программы - 1 год.

 Возраст обучающихся — школьники 11-15 лет.

Основные принципы отбора и структурирование материала: 

1. Получение «готовых» знаний о писателе, поэте со слов учителя.

2. Мотивация детей учителем на получение знаний путем самостоятельного исследования.

Формы обучения: беседа, демонстрация, экскурсия, анализ произведения (по источнику получения знаний) и методы: объяснительно-иллюстративной, репродуктивной, эвристический, исследовательский (по уровню активности познавательной деятельности).

Предполагаемые результаты: литературно-краеведческий курс «Я узнаю в тебе мою Россию» может развить у 12-летних подростков познавательную  активность,  её широту и разносторонность. А школьники высшего уровня интеллектуальной активности (креативного), возможно, проявят субъективное, личностное творчество.

В данной программе используются следующие методы:

Словесный метод – беседа, рассказ, объяснение

Наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы и т.д.

Игровые методы - игра-путешествие, театрализация

Репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала

Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.

Исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание

Информационно-рецептивный метод-восприятие осознания готовой информации

Формы, используемые при реализации программы:

В зависимости от содержания занятий форма работы в д/о может быть:

лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);

научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);

литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода);

оформительской (изготовление наглядных пособий  по   литературному   краеведению, оформление выставки, создание  литературной  карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т. д

организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т. д.).

Список литературы.

  1. Вечный берег: Два века поэзии Оренбуржья: Избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
  2. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе. Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ – Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998.
  3. Савельзон Вильям. 50 портретов на фоне эпохи. Оренбург, ИПК . «Южный Урал», - с. 39-46.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

Форма проведения

Дата проведения

Инф.-методическое обеспечение

Домашнее

задание

Дата фактич.

проведения

1.

Фольклор Оренбургского края (3ч.)

Русские народные сказки: «Дед Мороз и девочка», «Кот и лиса».

Беседа. Чтение вслух.

презентация

2-3

Пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни.

Беседа

4.

Жанр фольклора. Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае (5 ч.)

Беседа. Иллюстративная форма.

5.

Сказки и предания, созданные в оренбургском крае (5 ч.) С.Аксаков «Аленький цветочек».

Выразительное чтение. Беседа. Иллюстрирование.

презентация

6.

Н. Каразин. «Дедушка Буран, бабушка пурга».

Выразительное чтение. Беседа.

7.

В. Одноралов. Сказка про грибного царя.

Пересказ. Беседа.

8.

Л.Исаков. «Мертвые соли».

Выразительное чтение.

9.

Обобщение по теме: «Природа Оренбуржья, ее красота и подземные тайны в произведениях писателей.

Беседа, обсуждение.

10-13

Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае. (4 ч.)

С.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню», из «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» («Лебедь, «Гусь»).

Выразительное чтение. Беседа.

презентация

14.

Р\р Конкурс на самого внимательного читателя произведений С. Аксакова.

15.

Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов 20 в. (8 ч.)

А. Ширяевец. «Сирень», «Льдина».

Поисковая. Беседа.

16.

А.Возняк. «Снегири».

Беседа

17

Р. Герасимов. «Край родной».

Поисковая.

презентация

18.

В. Курушкин. «Цветы».

Поисковая.

19.

И. Бехтерев. «Жук».

Поисковая.

20.

К. Мусорин. «Отчий край». Анализ стихотворения.

Поисково–исследовательская

презентация

21.

В. Одноралов «Незабудки», «Град», «Две встречи».

Поисково-исследовательская.

22.

Р\р Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.

Выразительное чтение.

23.

Р\р Пишем стихи о родном крае.

Творческая

24.

Р\р Пишем стихи о родном крае.

Творческая

25-26

С. Антонов. Повесть «Царский двугривенный».

Чтение вслух.

27.

Р\р Изложения эпизода из повести С.Антонова «Царский двугривенный».

Пересказ.

презентация

28-29

Посещение школьного музея (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

30-31

Посещение  памятников культурного наследия (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

32.

Экскурсия по родному селу (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

33.

Обобщение изученного в  5 классе

Беседа.

34.

Подведение итогов года. Литературный КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Программа по литературному краеведению. 10 класс.

Программа используется для занятий в системе дополнительного образования. "Литературное краеведение"...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Программа по литературному краеведению 8 класс

Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов....

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....