рабочая программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Петросян Виктория Юрьевна

Рабочая программа по краеведению "Волжские сказки и легенды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 Портянко С. Л. / ______ /

Протокол №_________ от

«___»___________2009 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №7»

Родина О. А./ ___________/

«___» ____________ 2009 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ №7»

Кураева Н. А./___________/

Приказ №______от

«___» ____________2009 г.

Адаптированная рабочая программа педагога

Литературно-этнографический курс «Мифы народов Древней Волги».

 (5-й класс)

                

        Принято на заседании

        Педагогического Совета

        протокол  №___от «____»_________20__г.

2009-2010 учебный год

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса  «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»).

    Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

     Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

     Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

     Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.

      Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

      Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
  Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

    Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

    В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
    Проведение занятий по литературному краеведению  предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1.
Учебная:
1)
классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2)
внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3)
развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

    Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.

 


Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименова-ние разделов и тем.

Количест

во часов

Календар-ные сроки

Вид занятия

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

Повторе-ние

1.

Введение.

1

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Устный опрос.

2-3.

Предания волгарей.

 Мы родом с Волги.

2

Уроки формирования и совершенствова-ния знаний.

Коллективная; исследовательская.

Рассказ учителя, беседа.  

Карта Саратовской области.

Творческая работа.  Создание легенды о происхождении растения, произрастающе-го в вашей местности.

4.

Топонимика. Что изучает топонимика?

1

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Беседа, практикум.

Топонимиче-ский словарь.

5.

Топонимика.

Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

1

Урок-практикум.

Исследовательская; индивидуальная.

Беседа.

Творческая работа.

6.

Моя родословная. Принципы и правила составления родословной.

1

Формирования знаний.

Исследовательская; индивидуальная.

Практикум.

7.

Моя родословная.

Практическое занятие.

1

Урок-практикум.

Индивидуальная.

Практикум.

Творческая работа.  

 Моя родословная (с привлечением иллюстративно-го материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

8.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.

1

Урок формирования знаний.

Фронтальная; исследовательская.

Оформить мини-карту «Мы на карте области».

9.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.

1

Урок-практикум.

Индивидуальная.

Практикум.

Оформить мини-карту «Мы на карте области» (продолжение).

10.

Сербы.

Сербы на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи.

1

Урок формирования знаний.

Коллективная.

Рассказ учителя.

Сербский национальный костюм (фото).

11.

Сербские сказки.

Сюжеты и герои разных сказок.

1

Урок- обучение чтению.

Фронтальная.

Рассказ учителя, беседа.

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

12.

Татары.

Татары на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

1

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Рассказ учителя, беседа.

Татарский национальный костюм (фото).

Кроссворд.

13.

Татары на Волге.

Отражение действитель

ности в легендах и сказках.

1

Урок-обучение чтению.

Фронтальная.

Беседа.

Творческая работа.

14.

Чуваши. Чуваши на Волге.

1

Урок формирования знаний.

Самостоятельная.

Рассказ учителя.

Чувашский национальный костюм.

15.

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах.

1

Урок-обучение чтению.

Коллективная.

Беседа.

Кроссворд.

Творческая работа.

16.

Мордва на Волге.

1

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Рассказ учителя, практикум.

Мордовский национальный костюм.

Работа с топонимически-ми преданиями.

17.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы.

1

Урок-обучение чтению.

Групповая.

Беседа.

Творческая работа.

18.

Русские на Волге.

Что значит быть русским?

1

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Рассказ учителя; беседа.

Русский национальный костюм.

Выписать из легенды «Утёсы над Волгой» все слова, относящиеся к воинской тематике.

19-20.

Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

2

Уроки- практикумы.

Исследовательская;

самостоятельная.

беседа

Иллюстрация «Русская троица».

Диафильм по легенде «Утёсы над Волгой».

Сочинение о происхождении русского народа.

21.

Немцы.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.

1

Урок формиро-

вания знаний.

Индивидуальная.

Рассказ учителя; беседа.

Фотографии немецкой деревни.

Творческая работа.

22.

Сказания о немцах Поволжья.

1

Урок-обучение чтению.

Фронтальная; групповая.

Беседа.

Творческая работа.

23-24.

Казахи.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

2

Уроки формирования знаний.

Коллективная.

Рассказ учителя.

Национальный казахский костюм (фотографии).

Творческая работа: оформить детскую книжку.

25.

Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае.

1

Урок-обучение чтению.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа.

Нарисовать иллюстрацию к празднику Наурыз.

26.

Украинцы.

Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов.

1

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Рассказ учителя.

Репродукции украинских пейзажей.

Кроссворд.

27-28.

Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".

2

Уроки формирования знаний.

Индивидуальная.

Практикум.

Творческая работа: эскиз программки.

29.

Творческая работа. Сочинение сказки.

1

Урок-практикум.

Самостоятельная.

30.

Калмыки.

Обычаи. Устройство дома.

1

Урок формирования знаний.

Фронтальная; индивидуальная.

Беседа.

Калмыцкий национальный костюм.

Кроссворд.

31.

Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

1

Урок-обучение чтению.

Индивидуальная.

Рассказ учителя, беседа.

Устный опрос.

32.

Легенды и предания калмыков. "Три мудреца".

1

Урок-обучение чтению.

Групповая.

Беседа.

Творческая работа.

Иллюстрации к произведениям.

33.

Экскурсия в городской краеведче-ский музей.

1

34.

Итоговый урок. Защита творческих проектов.

1


Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Введение – 1 ч.
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.

 

Тема 2. Предания волгарей – 2 ч.
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3.Топонимика – 2 ч.
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная – 2 ч.
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

Тема 5.Обитатели Древней Волги -2 ч.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа "Мы на карте области".
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)

Тема 6 Сербы – 2 ч.
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".

Тема 7 Татары – 2 ч.
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".



Тема 8 Чуваши – 2 ч.
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.


Тема 9 Мордва  - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".


Тема 10 Русские – 3 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
 

Тема 11 Немцы – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

 Тема 12 Казахи  - 3 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.
 

Тема 13 Украинцы – 4 ч.
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа.
 

Тема 14. Калмыки – 3 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Экскурсия в городской краеведческий музей – 1ч.

Итоговый урок – 1 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища,  праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

 -отыскивать  справки  в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные  материалы из периодических изданий, классифицировать их.

Список литературы


Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.


Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.


Интернет ресурсы

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт Русская цивилизация.
http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)
http://nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе
http://www.chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия
http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия
http://www.4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр
http://gov.mari.ru/gsdl/cgi/library?e=d-000-00---0folk--00-0-0-0prompt-14-Document--4-0-1l--1-ru-50---20-about---001-001-1-0windowsZz-1251-0-home---00001-001-1-0windowsZz-1251-0&a=d&cl=CL1 Марийский фольклор
http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе
http://www.sokolovaja.nm.ru/index.htm Соколова гора
http://www.ruzgd.ru/saratov/100.shtml Современный Саратов на фотографиях.
 

Приложения к программе

Материалы для учителя

(методическая копилка)

Уроки 

Моя родословная

А теперь приступаем к конкретной работе над изучением истории вашей семьи. Ведь древо рода - это всего лишь небольшая, видимая частица нашего труда, первый шаг на пути изучения рода, на котором идет установление личностей, т.е. имен.

Такая схема называется в генеалогии родословной таблицей. Часто именно такое начертание ее называют Древом рода. Древом этот рисунок, правда, станет лишь тогда, когда каждая из ветвей будет заполнена именами ваших предков. А пока для удобства в дальнейшей работе на краю схемы римскими цифрами обозначьте колена, начиная с себя. Далее, каждую из веточек обозначьте арабской цифрой; как это сделано на схеме. Четная цифра; расположенная слева, всегда будет обозначать у нас мужскую линию.

Правило №1
Начало отсчета в поколенной росписи начинается с родоначальника, здесь же для удобства в работе над историей рода мы используем нумерацию временную.

Правило№2
На схеме родословного древа мужская линия заполняется с левой стороны.

Рассмотрев внимательно чертеж, вы уже, вероятно, догадались, что на этой схеме каждому из ваших предков заведомо определено место, которое никому не дано занять. Так, например; третье колено в схеме принадлежит бабушкам и дедушкам, четвертое - прабабушкам и прадедушкам, пятое - прабабушкам: и прапрадедушкам, шестое - пращурам, т.е. родителям прапрадедов и прабабушек, и седьмое - пращурам и т.д. А каждая веточка, ветвь; носит и вовсе конкретный - именной характер. Так, например, под цифрой семь в нашей схеме может быть только бабушка по матери, а под цифрой десять - не просто прадедушка, а, именно отец отцовой матери.

Правило №3.
На первом этапе изучения истории семьи идет установление личности, имен, фамилий ваших прямых предков.

Ребята рассмотрите схему. Только ли в таком виде может она быть представлена?
Нет её можно и перевернуть. Тогда дерево получиться не с ветвями, а с корнями.
Придумайте примеры, где человек применял к себе выражение со словами "корни"?

Корнями я происхожу из священнослужителей... Мои корни уходят в XVII век... Корнями я с новгородчины...
Молодец! Все правильно. А теперь подумайте ребята, какого человека иногда называют "с корнями".
Крепкого хозяина. Высоконравственного, живущего по заветам предков. Умеющего создать крепкую семью, с достатком.
И наоборот человека ветреного, неосновательного, бесшабашного, относящегося безразлично к истории, к нравственным и духовным традициям, называют человеком без корней, авантюристом. С каким растением связывают обычно таких людей и почему?
С растением "перекати-поле", потому что у него нет корней.
Ребята, а что еще напоминает эта схема?

Лично мне она напоминает множество мелких речушек, сливающихся с более крупными в одну реку.
А еще это очень похоже на дороги. Есть главная дорога, а к ней примыкают дороги поменьше, сельские тропинки...
И кровеносная система в человеке, в животных построена так же...
Все ребята, действительно, так, но это лишь внешнее сходство. Во всём том, с чем вы только что сравнили родословное древо, есть главное и второстепенное - побеги, ветви, притоки, тропы, дороги, а здесь в нашем чертеже - все главное, каждая веточка, каждая тропка. Безусловно, древо рода - это всего лишь схема со стройными линиями и ветвями, если бы мы ее наложили на временной вектор, то её стройность разрушилась бы. Ведь твои предки, скрывающиеся за каждой веточкой, прожили жизнь разной длины - один, может быть, добрую сотню лет, другие не дожили и до тридцати. Да и колена по разным ветвям, наверняка, не совпадут: в одной ветви получиться, что на начало века приходит жизнь прадедов, а в другой - прапрадедов. И чем глубже мы будем удаляться во времени, тем менее стройности и симметрии на практике. Но на схеме мы должны выдержать симметрию.

Правило № 4
Ветви дерева должны быть абсолютно симметричными, количество ветвей на каждом новом уровне - четным.

В каждом из вас как бы собрались воедино ниточки сотен предков, которые жили на протяжении веков. Более того, если бы нарушилась хотя бы одна такая ниточка, то была бы прервана связь времен, поколений, в конечном счете, просто бы не было тебя.
Помимо сугубо физической связи есть в этом слиянии и нечто более глубокое. Об этом мы будем говорить на других уроках.
А теперь, когда вы перечертили схему в тетрадь, мы приступим к выполнению еще одного задания.

Задание №2
Заполняем по памяти ветви дерева с I по IV колено, аккуратно вписывая имена родителей, бабушек, дедушек, прародителей. Если сможете, то заполните по памяти и другие колена.

Не спешите воспользоваться помощью родителей, бабушек и дедушек при выполнении второго задания. Постарайтесь вспомнить, не рассказывали ли они о своих прямых; родственниках. Если у вас возникли трудности с заполнением четвертого колена, постарайтесь вспомнить отчество бабушек и дедушек. Это позволит вам заполнить мужскую линию четвертого колена.

Если вы смогли заполнить древо до прадедушек то будем считать, что вы получаете пятерку.

Правило №5.
При заполнении рабочего варианта схемы древа старайтесь, чтобы каждая веточка была обозначена наиболее полно, т.е. содержала имя, отчество, фамилию, даты жизни.

Задание №3.
Прочитайте стихотворение М.Кузьмина. Какова главная мысль стихотворения? Как вы понимаете слова поэта "И вот кричите сотнями голосов, погибшие, но живые, во мне: последнем, бедном, но имеющем язык за вас…"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....