Рабочая программа по краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Старикова Ольга Владимировна

Рабочая программа по краведению 6 класс по программе В.М. Кузнецова. Включает в себя пояснительную записку, календарно-тематичекое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp.doc101.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа  для 6 класса по краеведению  составлена на основе следующих нормативно-правовых   документов:

1. Нормативно-правовая база

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189  «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано 16 марта 2011г. Зарегистрировано  в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993

3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего, основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»

4. Федеральный базисный учебный план ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом  Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года № 1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» (зарегистрирован в Минюсте РФ  30 января 2013 года, регистрационный № 26755)

7. Письмо  Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 года № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Региональный уровень

1. Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утвержденный приказом Министерства образования и науки Челябинской области

 От 06.05.2009 года №01-269

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011 года №04-997

3. Письмо Министерства образования  и науки  Челябинской области от 24.07.2013  года    №  03-02/5639  «Об особенностях преподавания учебных  предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»: Приложение № 15 «О преподавании учебного предмета «География» в 2013-2014 учебном году»

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской от 31.07.2009 года «О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

Локальные акты школы

1. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ, учебных курсов и дисциплин в МАОУ СОШ № 124 с углубленным изучением отдельных учебных предметов

2. Учебный план МАОУ СОШ № 124 на 2013-2014 учебный год

3. Годовой календарный учебный график МАОУ СОШ № 124

 2. Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе программы «Краеведение» под общей редакцией В.М. Кузнецова. Программа под редакцией В.М Кузнецова раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения. Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Выбор данной программы обоснован ее успешной апробацией на территории Челябинской области и выбранной линией учебников по краеведению.

Учебно-методический комплекс по образовательной области краеведение

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

1.Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-8 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области/Под общей редакцией кандидата исторических наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008.

2. Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2009.

Учителя

ученика

1. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС,2010

2. Маркова А.С. Практикум по краеведению. 6 класс/А.С. Маркова, Т.М. Погорелова, Т.В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО.-Челябинск, 2010.

1. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС,2010

2.Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области.-Челябинск.: АБРИС, 2008.

3. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск.: АБРИС, 2008.

Цели  рабочей программы по  краеведению:

Обучающие:

 Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях  природы

Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации, ориентироваться на местности

Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни

Развивающие:

 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Воспитательные:

 Воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде.

3. Количество часов по темам программы

Разделы, темы учебных занятий

Количество часов

Тема 1. Школа юного краеведа

7

Тема 2. Геология и рельеф нашего края

7

Тема 3. Климат и погода в нашем крае

7

Тема 4. Край рек и озер

6

Тема 5. Природные комплексы нашего края

7

Конкурс юных краеведов

1

Количество часов сохранено в соответствии с программой.

Большое значение при изучении краеведения имеют межпредметные связи (МПС), так как краеведении это комплексный предмет. При изучении тем прослеживаются МПС практически со всеми предметами.  

№ уч/з по п/п

Тема учебного занятия

Предмет

Содержание

6

Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы города Челябинска.

обществознание

Символы :герб, гимн, флаг.

16

Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.

русский язык и литература

Пословицы и приметы о погоде и климате

17

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы.

физика

Приборы для измерения температуры, влажности, давления

18

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Практическая работа№6.

математика

Посторенние графика хода  температуры воздуха за сутки и месяц.

26

Водные богатства Урала в художественной литературе. Практическая работа№9.

литература

Произведения

28

Природные зоны Южного Урала

биология

Растительные сообщества

29

Растительный мир природных зон: типичные представители, их приспособленность к местным условиям.

биология

Виды растений, приспособленность к условиям среды.

30

Животный мир природных зон: типичные представители, их приспособленность к местным условиям.

биология

Виды животных, приспособленность к условиям среды.

31

Местные лекарственные и ядовитые растения. Практическая работа№10.

биология

Виды растений.

 

4. Контрольно-измерительные материалы.

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Практикум по краеведению

6 класс

Маркова А.С.

Маркова А.С. Практикум по краеведению. 6 класс/А.С. Маркова, Т.М. Погорелова, Т.В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО.-Челябинск, 2010.

   

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

-Основные краеведческие понятия и термины

-Виды источников краеведческой информации

-Специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области – субъекта РФ

-Значение официальных символов Челябинской области

-Изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека

-Изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека

-Особенности природы

-Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем

Уметь:

- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края

-  Показывать на плане и  карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение       г. Челябинска

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала

- Приводить примеры адаптации человека к местным условиям

- -Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Учета фенологических изменений в природе своей местности

-Наблюдения за погодой, состоянием воздуха в своей местности

-Наблюдения за состоянием воды

-Наблюдения за состоянием почвы



Предварительный просмотр:

Дата

№ урока

Раздел, тема учебного занятия

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Практические работы

Формы контроля

Тема 1.  Школа юного краеведа

7

Знать:

-Основные краеведческие понятия и термины

-Виды источников краеведческой информации

-Специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области – субъекта РФ

-Значение официальных символов Челябинской области

Уметь:

- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края

-  Показывать на плане и  карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение       г. Челябинска

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего города. Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток».

Практическая работа №2

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов».

1

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

1

2

История школы. Знаменитые люди района, местные краеведы. Наш край в искусстве.

1

3

Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области

1

4

Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. Обелиск «Европа-Азия». Практическая работа№1

1

Практическая работа №1

5

Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Практическая работа№2

1

Практическая работа №2

6

Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы города Челябинска.

1

7

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная работа

Тема 2. Геология и рельеф нашего края

7

Уметь:

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала

Практическая работа №3

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор».

Практическая работа №4

«Обозначение на карте местных форм рельефа»

Практическая работа №5

« Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания».

8

«Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор.

Практическая работа№3

1

Практическая работа №3

9

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала.

1

10

Формы рельефа местной территории, обозначение на карте. Практическая работа№4

1

Практическая работа №4

11

Горные породы, их происхождение, их определение.

1

12

Полезные ископаемые, добываемые на территории. Их использование в хозяйственной деятельности. Практическая работа№5

1

Практическая работа №5

13

Редкие и уникальные ископаемые. Поделочные и драгоценные камни. «Яшмовый пояс».

1

14

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная работа

Тема 3 Климат и погода в нашем крае

7

Уметь:

- Приводить примеры адаптации человека к местным условиям

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Учета фенологических изменений в природе своей местности

-Наблюдения за погодой, состоянием воздуха в своей местности

Практическая работа №6

«Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) города. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц».

Практическая работа №7

«Построение местной «розы ветров». Диаграмм облачности».

15

Главные факторы, влияющие на местный климат. Редкие и катастрофические погодные явления.

1

16

Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.

1

17

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы.

1

18

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Практическая работа№6.

1

19

Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры, их виды, влияние на погоду. Практическая работа№7.

1

20

Осадки, их виды, распространение по сезонам года. «Рекордные»  погодные показатели на территории Челябинской области.

1

21

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная работа

Тема 4 Край рек и озер

7

Знать:

-Изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека

Уметь:

-Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-Наблюдения за состоянием воды

Практическая работа №8

«Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района».

Практическая работа №9

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер»

22

Горные и равнинные реки. Численность и протяженность местных рек. Речной режим.

1

23

Типы озер. Численность озер. Практическая работа8.

1

Практическая работа №8

24

Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека.

1

25

Местные водные растения и животные. Меры по охране водных объектов.

1

26

Водные богатства Урала в художественной литературе. Практическая работа№9.

Практическая работа №9

27

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная работа

Тема 5 Природные комплексы нашего края

7

Знать:

-Изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека

-Особенности природы

-Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-Наблюдения за состоянием почвы

Практическая работа№10. «Определение местных растений по гербарию».

Практическая работа №11

«Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу».

28

Природные зоны Южного Урала

1

29

Растительный мир природных зон: типичные представители, их приспособленность к местным условиям.

1

30

Животный мир природных зон: типичные представители, их приспособленность к местным условиям.

1

31

Местные лекарственные и ядовитые растения. Практическая работа№10.

1

Практическая работа№10.

32

Охрана местных растений и животных.  «Красная книга» Челябинской области. Практическая работа№11.

1

Практическая работа№11.

33

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная работа

34

Повторительно- обобщающий урок по всему курсу

1

Итоговый тест

35

Конкурс юных краеведов

1

1



Предварительный просмотр:

Литература для учителя

1) Маркова А.С. Практикум по краеведению. 6 класс/А.С. Маркова, Т.М. Погорелова, Т.В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО.-Челябинск, 2010.

2) Моисеев А.П. и другие.

Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1.-Челябинск: АБРИС, 2006.

3) М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.

4) Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск.: Абрис,2011.

Литература для учащихся

1) Моисеев А.П. и другие.

Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1.-Челябинск: АБРИС, 2006.

2) М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-Челябинск.:

Южно-Уральское книжное издательство, 2002.

3) Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск.: Абрис,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....