"Я узнаю в тебе мою Россию" (адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе)
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе "Я узнаю в тебе мою Россию" написана в 2005-2006 учебном году и успешно апробирована.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uznayu_v_tebe_moyu_rossiyu_lit_kraev_5_kl.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по литературному краеведению
в 5 классе (2005 – 2006 уч. год)
Учитель Колбасина Т.Н.
Объяснительная записка
к факультативному курсу по литературному краеведению
«Я узнаю в тебе мою Россию» в 5 классе.
В области литературного образования перед общеобразовательной школой стоят задачи большой важности: создание условий, способствующих формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями ( См. Программу литературного образования, М., Просвещенная литература).
Сама жизнь диктует: без познания родины, родного края невозможно стать патриотом. Проникновение фольклора Оренбургского края, произведений, написанных в Оренбургском крае или об Оренбуржье должно идти по многим каналам и, в частности, через занятия факультативного курса «Литературное краеведение» «Я узнаю в тебе мою Россию», что позволит расширить представление школьников о богатом историко-литературном прошлом малой родины.
Необходимость создания программы по литературному краеведению диктуется условиями жизни, в каких происходит формирование нравственно-патриотического сознания ребенка.
Дання модифицированная программа написана на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ под ред. А.Г.Прокофьевой, которая рекомендована главным управлением образования администрации Оренбургской области (1998 г.)
Продолжительность обучения – учебный год по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год.
Цель данного курса – вызвать познавательный интерес у учащихся 5 классов к литературному прошлому.
Курс поможет в решении не только патриотического воспитания, но и эстетического. Наряду с чтением авторы данной программы предполагают творческую деятельность пятиклассников: сочинения собственных сказок, рассказов, стихов, культпоходы в театры города Оренбурга с последующим обсуждением, встречи с «писателями и поэтами» в живую.
Основные принципы отбора и структурирование материала:
1. Получение «готовых» знаний о писателе, поэте со слов учителя.
2. Мотивация детей учителем на получение знаний путем самостоятельного исследования.
Формы обучения: беседа, демонстрация, экскурсия, анализ произведения (по источнику получения знаний) и методы: объяснительно-иллюстративной, репродуктивной, эвристический, исследовательский (по уровню активности познавательной деятельности).
Предполагаемые результаты: литературно-краеведческий курс «Я узнаю в тебе мою Россию» может развить у 12-летних подростков познавательную активность, её широту и разносторонность. А школьники высшего уровня интеллектуальной активности (креативного), возможно, проявят субъективное, личностное творчество.
Программа
факультативного курса
по литературному краеведению в 5 классе
«Я узнаю в тебе мою Россию».
Цели: 1. Вызвать познавательный интерес школьников к литературе через изучение творчества писателей одного региона.
2. Дать представление учащимся о богатом литературном материале оренбургского края с учетом возраста подростков.
3. Привить учащимся чувство любви и гордости к литературно-историческому прошлому малой родины.
Задачи: 1. Развивать у учащихся 5 класса образное мышление (главный материал в литературе – слово. Мысль передается с помощью образов), исследовательскую активность.
2. Способствовать формированию нравственно-ценностных ориентиров на местном литературном материале.
№ | Тема занятия | Форма обучения | Сроки |
1. | Фольклор Оренбургского края (4ч.) Русские народные сказки: «Дед Мороз и девочка», «Кот и лиса». | Беседа. Чтение вслух. | |
2-3 | Пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни. | Беседа | |
4. | Жанр фольклора. Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае (5 ч.) | Беседа. Иллюстративная форма. | |
5. | Сказки и предания, созданные в оренбургском крае (5 ч.) С.Аксаков «Аленький цветочек». | Выразительное чтение. Беседа. Иллюстрирование. | |
6. | Н. Каразин. «Дедушка Буран, бабушка пурга». | Выразительное чтение. Беседа. | |
7. | В. Одноралов. Сказка про грибного царя. | Пересказ. Беседа. | |
8. | Л.Исаков. «Мертвые соли». | Выразительное чтение. | |
9. | Обобщение по теме: «Природа Оренбуржья, ее красота и подземные тайны в произведениях писателей. | Беседа, обсуждение. | |
10-13 | Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае. (4 ч.) | ||
С.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню», из «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» («Лебедь, «Гусь»). | Выразительное чтение. Беседа. | ||
14. | Р\р Конкурс на самого внимательного читателя произведений С. Аксакова. | ||
15. | Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов 20 в. (8 ч.) А. Ширяевец. «Сирень», «Льдина». | Поисковая. Беседа. | |
16. | А.Возняк. «Снегири». | Беседа | |
17 | Р. Герасимов. «Край родной». | Поисковая. | |
18. | В. Курушкин. «Цветы». | Поисковая. | |
19. | И. Бехтерев. «Жук». | Поисковая. | |
20. | К. Мусорин. «Отчий край». Анализ стихотворения. | Поисково–исследовательская | |
21. | В. Одноралов «Незабудки», «Град», «Две встречи». | Поисково-исследовательская. | |
22. | Р\р Конкурс на лучшего чтеца стихотворения. | Выразительное чтение. | |
23. | Р\р Пишем стихи о родном крае. | Творческая | |
24. | Р\р Пишем стихи о родном крае. | Творческая | |
25-26 | С. Антонов. Повесть «Царский двугривенный». | Чтение вслух. | |
27. | Р\р Изложения эпизода из повести С.Антонова «Царский двугривенный». | Пересказ. | |
28-29 | Посещение театра кукол «Пьеро» (с последующим обсуждением). | Экскурсия. | |
30-31 | Посещение театра музыкальной комедии (с последующим обсуждением). | Экскурсия. | |
32. | Экскурсия по родному городу (с последующим обсуждением). | Экскурсия. | |
33. | Обобщение изученного в 5 классе | Беседа. | |
34. | Подведение итогов года. Литературный КВН. | Игра |
Список литературы.
- Вечный берег: Два века поэзии Оренбуржья: Избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
- Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе. Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ – Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998.
- Савельзон Вильям. 50 портретов на фоне эпохи. Оренбург, ИПК . «Южный Урал», - с. 39-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Программа по литературному краеведению. 10 класс.
Программа используется для занятий в системе дополнительного образования. "Литературное краеведение"...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...
Программа по литературному краеведению 8 класс
Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов....
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....