"Я узнаю в тебе мою Россию" (адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе)
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Колбасина Татьяна Николаевна

Адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе "Я узнаю в тебе мою Россию" написана в 2005-2006 учебном году и успешно апробирована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_uznayu_v_tebe_moyu_rossiyu_lit_kraev_5_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по литературному краеведению

 в   5   классе (2005 – 2006 уч. год)

Учитель Колбасина  Т.Н.

Объяснительная записка

к факультативному курсу по литературному краеведению

«Я узнаю в тебе мою Россию» в 5 классе.

В области литературного образования перед общеобразовательной школой стоят задачи большой важности: создание условий, способствующих формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями ( См. Программу литературного образования, М., Просвещенная литература).

Сама жизнь диктует: без познания родины, родного края невозможно стать патриотом. Проникновение фольклора Оренбургского края, произведений, написанных в Оренбургском крае или об Оренбуржье должно идти по многим каналам и, в частности, через занятия факультативного курса «Литературное краеведение» «Я узнаю в тебе мою Россию», что позволит расширить представление школьников о богатом историко-литературном прошлом малой родины.

Необходимость создания программы по литературному краеведению диктуется условиями жизни, в каких происходит формирование нравственно-патриотического сознания ребенка.

Дання модифицированная  программа написана на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ под ред. А.Г.Прокофьевой, которая рекомендована главным управлением образования администрации Оренбургской области (1998 г.)

Продолжительность обучения – учебный год по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год.

Цель данного курса – вызвать познавательный интерес у учащихся 5 классов к литературному прошлому.

Курс поможет в решении не только патриотического воспитания, но и эстетического. Наряду с чтением авторы данной программы предполагают творческую деятельность пятиклассников: сочинения собственных сказок, рассказов, стихов, культпоходы в театры города Оренбурга с последующим обсуждением, встречи с «писателями и поэтами» в живую.

Основные принципы отбора и структурирование материала: 

1. Получение «готовых» знаний о писателе, поэте со слов учителя.

2. Мотивация детей учителем на получение знаний путем самостоятельного исследования.

Формы обучения: беседа, демонстрация, экскурсия, анализ произведения (по источнику получения знаний) и методы: объяснительно-иллюстративной, репродуктивной, эвристический, исследовательский (по уровню активности познавательной деятельности).

Предполагаемые результаты: литературно-краеведческий курс «Я узнаю в тебе мою Россию» может развить у 12-летних подростков познавательную  активность,  её широту и разносторонность. А школьники высшего уровня интеллектуальной активности (креативного), возможно, проявят субъективное, личностное творчество.

Программа

факультативного     курса

 по литературному краеведению в 5 классе

 «Я узнаю в тебе мою Россию».

Цели: 1. Вызвать познавательный интерес школьников к литературе через изучение творчества писателей одного региона.

2. Дать представление учащимся о богатом литературном материале оренбургского края с учетом возраста подростков.

3. Привить учащимся чувство любви и гордости к литературно-историческому прошлому малой родины.

Задачи: 1. Развивать у учащихся 5 класса образное мышление (главный материал в литературе – слово. Мысль передается  с помощью образов), исследовательскую активность.

2. Способствовать формированию нравственно-ценностных ориентиров на местном литературном  материале.

                     Тема занятия

Форма

обучения

Сроки

1.

Фольклор Оренбургского края (4ч.)

Русские народные сказки: «Дед Мороз и девочка», «Кот и лиса».

Беседа. Чтение вслух.

2-3

Пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни.

Беседа

4.

Жанр фольклора. Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае (5 ч.)

Беседа. Иллюстративная форма.

5.

Сказки и предания, созданные в оренбургском крае (5 ч.) С.Аксаков «Аленький цветочек».

Выразительное чтение. Беседа. Иллюстрирование.

6.

Н. Каразин. «Дедушка Буран, бабушка пурга».

Выразительное чтение. Беседа.

7.

В. Одноралов. Сказка про грибного царя.

Пересказ. Беседа.

8.

Л.Исаков. «Мертвые соли».

Выразительное чтение.

9.

Обобщение по теме: «Природа Оренбуржья, ее красота и подземные тайны в произведениях писателей.

Беседа, обсуждение.

10-13

Произведения о природе Оренбургского края, о доме, о родном крае. (4 ч.)

С.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню», из «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» («Лебедь, «Гусь»).

Выразительное чтение. Беседа.

14.

Р\р Конкурс на самого внимательного читателя произведений С. Аксакова.

15.

Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов 20 в. (8 ч.)

А. Ширяевец. «Сирень», «Льдина».

Поисковая. Беседа.

16.

А.Возняк. «Снегири».

Беседа

17

Р. Герасимов. «Край родной».

Поисковая.

18.

В. Курушкин. «Цветы».

Поисковая.

19.

И. Бехтерев. «Жук».

Поисковая.

20.

К. Мусорин. «Отчий край». Анализ стихотворения.

Поисково–исследовательская

21.

В. Одноралов «Незабудки», «Град», «Две встречи».

Поисково-исследовательская.

22.

Р\р Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.

Выразительное чтение.

23.

Р\р Пишем стихи о родном крае.

Творческая

24.

Р\р Пишем стихи о родном крае.

Творческая

25-26

С. Антонов. Повесть «Царский двугривенный».

Чтение вслух.

27.

Р\р Изложения эпизода из повести С.Антонова «Царский двугривенный».

Пересказ.

28-29

Посещение театра кукол «Пьеро» (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

30-31

Посещение театра музыкальной комедии (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

32.

Экскурсия по родному городу (с последующим обсуждением).

Экскурсия.

33.

Обобщение изученного в  5 классе

Беседа.

34.

Подведение итогов года. Литературный КВН.

Игра

Список литературы.

  1. Вечный берег: Два века поэзии Оренбуржья: Избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
  2. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе. Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ – Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998.
  3. Савельзон Вильям. 50 портретов на фоне эпохи. Оренбург, ИПК . «Южный Урал», - с. 39-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Программа по литературному краеведению. 10 класс.

Программа используется для занятий в системе дополнительного образования. "Литературное краеведение"...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Программа по литературному краеведению 8 класс

Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов....

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....