Рабочая программа по краеведению 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна
  • Рабочая учебная программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» предназначена для  обучающихся 9 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличие опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_9_kl.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «краеведение»

для обучающихся 9 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка.

    Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2004 года,  на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории,  программы по историческому краеведению для 9 класса общеобразовательных школ -  составители Аристархова Е.В. Булычёв М.В., Самсонов С.И..

  1. Рабочая учебная программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» предназначена для  обучающихся 9 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличие опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы.

Цели учебного предмета «Историческое краеведение»:

  1. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  2. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в  прошлом.
  3. воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа,  приобщение к ценностям культуры  Российского государства.

Специфика предмета:

В данном курсе рассматриваются история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Значимость программы   заключается в возможности акцентировать  связь истории зарубежных стран, истории России с историей Саратовского края. В соответствии с кодификатором  элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.

Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,  формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

 В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основные составляющие учебно – воспитательного процесса:

 Изучая историческое краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

 Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.

 Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (базовый курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, составление логических схем, заполнение сравнительных таблиц, решение проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.

 Исходя из специфики учебного курса, в учебный план могут быть включены экскурсии, посещение музеев, кино-уроки.

           Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность, написание эссе.

          Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная  работа, самостоятельная работа с историческими документами, тест.

          А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.

Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,  зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.

Изучение каждого раздела завершается повторительно-обобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную работу учащихся при подготовке опережающего задания.

         Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение. История Саратовского края» на этапе основного общего образования в 9 классе 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Ожидаемые образовательные результаты:

В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» учащиеся должны сформироваться:

  1. знания  основных дат и событий истории Саратовского края;
  2. знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;
  3. знания о развитии края с древности до наших дней;
  4. знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Саратовского края;
  5. знания культуры народов края, конфессии;
  1. умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;
  2. умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  1. умения  определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
  1. умения  ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;;
  1. умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
  1. умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение

1

2

Саратовский край в конце ХVI - начале ХVII в.

1

1

3

Саратов и Саратовский край

в начале ХVII – первой четверти ХVIII столетия

2

4

Саратовский край во второй половине ХXIII столетия

4

1

5

Саратовский край в первой половине  ХIХ в.

3

1

6

Саратовский край во второй половине ХIХ столетия

2

1

7

Саратовский край в период с 1900 по 1917  г.

5

1

8

Саратовское Поволжье в советскую эпоху

10

1

9

Постсоветский период истории Саратовского Поволжья

4

1

10

Урок - конференция

2

1

           

ИТОГО:

34

7

1

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Введение

Что изучает историческое краеведение? Знания об истории региона, своего населённого пункта. Роль региона в истории страны.

Саратовский край в древности.

1

 Саратовский край в конце XVI – начале XVII вв.

Заселение Саратовского края. Этапы колонизации края, факторы, благоприятствующие его освоению. Саратов на левом и правом берегу Волги.

1

Саратов и Саратовский край в начале 17 – первой четверти 18 столетия-2 ч.

События «смутного времени» в регионе. Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края, социальные и экономические преобразования этого периода. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова. Восстания С.Разина и К. Булавина и Саратовский край. Помещичья колонизация правобережья.

2

Саратовский край во второй половине ХXIII столетия

Национальные факторы в экономическом развитии края. Начало освоения  левобережья Саратовской губернии. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва в Саратовском крае. От города-крепости к образованию наместничества (губернии)

4

Саратовский край в первой половине  ХIХ в.

Массовое заселение Заволжья. Специализация на зерновом производстве. Отрасли сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Развитие народного образования. Зарождение театральной жизни. Городская архитектура 70-х годов.  Религиозные организации Саратовской губернии: структура и деятельность

3

Саратовский край во второй половине ХIХ столетия

«Великие реформы» в Саратовской губернии. Общественное движение  в 60-е годы 19 века: «народническое движение», «хождение в народ», землевольческие поселения. Народники и социал-демократы 1880-90 гг. Деятельность либералов и степень их влияния на политическую жизнь Саратовской губернии. Социально-экономическое развитие губернии: вторая половина 19-начало 20 вв.

2

Саратовский край в период с 1900 по 1917  г.

События первой русской революции (1905 – 1907 гг.) в Саратовской губернии. Формы народного движение и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и крае. Роль П.А. Столыпина в Саратовской губернии в 1905 г. Первая мировая война и февральская революция в Саратовском крае. Изменение социально-экономического положения в годы войны. Февральская революция 1917 г. Развитие революционного процесса (весна-лето 1917 г.). Установление двоевластия.

Культура Саратовского края во второй половине XIX - начале XX вв.: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры, архитектура. Религиозная жизнь региона.

Общественные движения: причины, формы, содержание, итоги. Политические лидеры

5

Саратовское Поволжье в советскую эпоху

Октябрьская революция 1917 г. в Саратовской губернии. Переход саратовских большевиков к захвату власти. Процесс советизации. Первые социально-экономические мероприятия новой власти. Гражданская война в Саратовском крае. Новая экономическая политика в Саратовской губернии (1921-1929 гг.). Причины перехода к НЭПу в губернии. Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период. Изменения в социальной структуре общества. Коллективизация и индустриализация и их итоги Культурная жизнь региона: ликвидация неграмотности и развитие образования и науки. Работа культурно-просветительских учреждений в 20-30-гг. Положение религиозных организаций Саратовской губернии. Создание АССР немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920- 1930 –е гг.

Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Перестройка промышленности на военный лад. Рост военной продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного времени.   Оборонные мероприятия 1941-1943гг. Помощь госпиталям. Ликвидация Немецкой автономии  в 1941 году. Учёные и деятели искусства фронту. Материальная и финансовая помощь фронту.

Промышленность и сельское хозяйство в послевоенный период (1946-1964 гг.). Освоение целинных земель. Общественная и культурная жизнь.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965 –1985 гг. Культурное развитие региона.

Саратовская область в годы перестройки (1985-1991 гг.). Экономическое развитие области. Общественно – политическая жизнь и духовная жизнь. Деятельность религиозных организаций.

10

Постсоветский период истории Саратовского Поволжья

Становление новых экономических и общественных отношений. Изменения в культурной жизни области. Возрождение утраченных духовных традиций.

4

Резерв

2

Календарно – тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1

Введение

1

Беседа

2

Основание Саратова

1

Фронтальный опрос

3

Начальные этапы заселения Саратовского края (конец ХVI-ХVII вв.)

1

Беседа

4

Саратов и Саратовский край в конце ХVII -первой четверти ХVIII в.

1

Фронтальный опрос

5

Население и экономическое развитие Саратовского края в середине и во второй половине ХVIII в.

1

Фронтальный опрос

6

Саратовский край в годы крестьянской войны 1773-1775 гг.

1

Эссе

7-8

От города-крепости до губернского города.

2

Защита эссе, исследований.

9

Заселение и экономическое развитие в первой половине Х1Х в.

1

Фронтальный опрос

10 - 11

Культура Саратовского края в конце ХVIII -первой половине Х1Х в.

2

Защита исследований.

12

Социально-экономическое развитие Саратовской губернии

1

Фронтальный опрос

13

Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период.

1

Беседа

14

Саратовский край в годы первой российской революции (1905-1907 гг.)

1

эссе

15

Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции.

1

тест

16- 17

Культура Саратовского края второй половины Х1Х – начала ХХ в.

2

Беседа

18

Общественные движения в Саратовской губернии.

1

Фронтальный опрос

19

Октябрьская революция в Саратовской губернии.

1

эссе

20

Новая экономическая политика в Саратовской губернии (1921-1928).

1

тест

21-22

Культурное развитие Саратовского региона 1920-е – 1930-е гг.

1

Фронтальный опрос

23

Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918–1941 гг.)

1

Составление плана-конспекта

24

Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

1

Составление плана-конспекта

25

Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту.

1

эссе

26- 27

Саратовская область в 1946-1964 гг.

2

Фронтальный опрос

28

Саратовская область в 1965–1985 гг.

1

Фронтальный опрос

29

Саратовская область в годы перестройки (1985 –1991 гг.)

1

Фронтальный опрос

30

Постсоветский период истории Саратовского Поволжья.

1

Составление плана-конспекта

31- 32

Символы Саратовской области.

1

Фронтальный опрос

33-34

Урок-конференция.

1

Защита творческих работ рефератов, .проектов.

Информационно – методическое обеспечение:

УМК:

на учебник В.Н. Данилова «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней», 9 класс, Саратов, ООО «Приволжское издательство, 2009.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:    

ХРОНОС: Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru

Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство

http://www.worldhist.ru

История Отечества «СГУ»  УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006

 Всеобщая история “CorDis” УМК  2004

Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Списки тем рефератов, докладов, творческих работ по темам

№ п/п

Раздел, тема

Темы рефератов, докладов, сообщений

1

Саратовский край с древнейших времен  до конца XVI в.

Сарматы в Поволжье

2

Саратовский край в конце XVI – начале XVII вв.

Легенды земли Саратовской (по выбору учащихся)

3

Саратовский край в XVIII веке.

Пугачев на земле Саратовской

4

Саратовский край в XIX веке.

Архитектурное своеобразие Саратова

5

 Саратовский край в начале XX века.

П. А. Столыпин в Саратовской губернии

6

Саратовский край в годы Великой Отечественной войны.

Саратовцы - фронту

7

Современный Саратов.

Города Саратовской области (по выбору учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....