Рабочая программа для 7 класса по истории и культуре Башкортостана
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Фаршатова Әлфиә Әнүәр ҡыҙы

Рабочая программа по ИКБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgoramma_po_ikb_7_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       основная общеобразовательная школа с. Вояды

           Администрации   муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                     Согласовано:

на заседании ШМО                                            зам.директора по УВР

протокол №____ от                                           _______________ / Фаршатова А.А./

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ ООШ с. Вояды

_____/                        /

Приказ №_________

«__»__________20__г.

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 7  классе

на 2011-2012 учебный год

общее количество часов – 34

количество часов в неделю – 1

Составила: Фаршатова Альфия Анваровна

Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: «Культура   Башкортостана» 7 класс– Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2002

«История Башкортостана» 8 класс: С древнейших времен до конца XIX в./  Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005

                                                                                                   2001 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

        Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

        Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета  в 7  классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Темы по истории Башкортостана  изучаются из учебника 8 класса  «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./

Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005; темы по культуре Башкортостана: «Культура   Башкортостана»– Галин С.А.,Галина Г.С.,

Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2002

Цели и задачи курса:

  1. Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  2. Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
  3.  Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур
  5. Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
  6. Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 7  класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать: 

  1. по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)

  1. по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.)  декоративно-прикладного искусства и сферах его применения  (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
  2. по музыкальному искусству : знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества(песни, вокальные , хоровые , инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),знать ведущих исполнителей как народного ,так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);
  3. по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  1. представления о просвещении и печати в Башкортостане;
  2. о традициях и обычаях башкир.

УМК:

         Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г.

 Учебник «Культура   Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.

Учебник   «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
  2. Баш7орт 262би2те
  3.  Электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Литература для ученика

Учебник «Культура   Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.

Учебник   «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005

                                                                                                     Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г
  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г.
  3. Шарапов И. Ә. Йырау6ар, сәсәндәр, мәғрифәтселәр. Өфө: Китап, 2007 й.
  4. Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990
  5. С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004
  6. Каримова А.Р. Салават Юлаев –гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009
  7. Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002

8. Журналы « Ватандаш», «А4и6ел» , «Панорама Башкортостана», «Аманат»,газеты «Республика Башкортостан», «Баш7ортостан», «Киске )ф0», «Й2шлек», «Й2ншишм2», «Йыйын».

Календарно-тематическое планирование

1 ч в неделю

34 ч в год

Содержание темы

Коли

чество часов

Сроки проведения уроков в начале учебного года

Корректировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечание

1

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

1

06.09

Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.57-64

Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»

2

Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания.  Религии народов Башкортостана.

1

13.09

Тест

Учебник «История Башкортостана» 8кл,стр.65-68

Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»

3

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.  

1

20.09

Работа по карте

Учебник «История Башкортостана» стр.145-163

Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»

4

Биография С.Юлаева. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие.  

1

27.09

Просмотр стр.

электронной книги о С. Юлаеве

Учебник, песни и легенды о С.Юлаеве,

электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №27)

Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»

5

Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах.  

1

04.10

Слушание лирических стихотворений С.Юлаева на башк,на русском языке, беседа на тему: «Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым»

Учебник, стихи С. Юлаева

«С.Юлаев»,

«Салауат батыр-ил к1рке»

6

Образ Салавата Юлаева в литературе

1

12.10

Чтение из электронной книги «Палдиски6а Салауат музейы, Салауат 32йк2ле», беседа на тему: « Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом»

Учебник, «Салауат батыр- ил к1рке», «Салауат Юлаев»

Журнал «А4и6ел»

7

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре

1

18.10

Беседа на тему: «Анализ картин «Поимка  Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой  («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе)

Учебник, журнал «Аманат», «А4и6ел», «А7бу6ат»

Картины

8

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем.

1

25.10

Беседа на тему : «Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.»

Учебник, книги С. Аксакова

Произведения Аксакова

9

С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев»

1

01.11

Сообщение на тему уч-ся:«Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов.

Учебник, отрывки из романа

« Салават Юлаев»

Инсценировкаотрывка

10

Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».

1

08.11

Просмотр видеопособия

Учебник, драма «Красный паша»

Материалы о творчестве Н.Асанбаева

11

Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».        

1

15.11

Тест

Учебник, отрывки из романа «Кинзя».

Инсценировкаотрывка

12

Галимжан Ибрагимов «Дети природы».                        

1

22.11

Кроссворд

Учебник

Инсценировкаотрывка

13

Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века

1

29.11

Беседа на тему : «Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское»

Учебник, медресе: Стерлибашевское, Каргалинское

Материалы из журналов и газет

14

Школьное образование в Башкортостане

1

06.12

Сообщение учителя на тему : «Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц.  Горнозаводские школы»

Учебник, фотоматериалы из интернета

Материалы из журналов и газет

15

Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане

1

13.12

Беседа на тему : «Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова»

Учебник, фотоматериалы из интернета

Материалы из журналов и газет

16

Первые буквари на башкирском языке

1

20.12

Сообщение уч-ся на тему : «Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919)

Учебник

Материалы из журналов и газет

17

Национальный костюм башкир

1

27.12

Беседа на тему : «Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма»

Учебник, книга С.Н.Шитовой

 « Башкирская народная одежда»

Материалы из школьного музея

18

Ювелирные украшения

1

17.01

Сообщение уч-ся на тему : «Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик»

Учебник, журнал «Панорама Башкортостана»

Материалы из школьного музея

19

Башкирское кузнечное ремесло

1

24.01

Реферат на тему : «Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом»

Учебник

Материалы из школьного музея

20

Вооружение башкир

1

31.01

Беседа на тему : «Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи»

Учебник, журнал «Панорама Башкортостана»,

« Аманат»,  «А7бу6ат»

Рисунки вооружений башкир

21

Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов

1

07.02

Сообщение на тему :

«И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России»,просмотр видеопособия «Истоки горнорудного дела башкирского края»

Учебник, рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил», видеопособие «Истоки горнорудного дела башкирского края»

Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.

22

Театральная жизнь дореволюционной Уфы.

1

14.02

Беседа на тему: «Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Сообщение на тему : «Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891)»

Учебник, Ф. Туйкин «Ватан ҡаһармандары» («Герои  Отечества»), «Тормош ҡорбандары» («Жертвы жизни»)

Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева.   История строительства Аксаковского народного дома.  

Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров

23

Формирование башкирского драматического театра.  

1

21.02

Беседа на тему : « Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой»

Учебник, электронный учебник

Сбор материала на альбом

24

Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике

1

28.02

Сообщение на тему : «Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева»

Учебник, электронный учебник

Сбор материала на альбом

25

Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев

1

06.03

Беседа на тему : «Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки»

Учебник,диск «Композиторы Башкортостана»

Сбор материала на альбом

26

Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога

1

13.03

Слушание народных песень в исполненииГ.Альмухаметова. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).

Учебник, диск «Композиторы Башкортостана» («Я песней возвращусь»)

Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки

27

Жизнь и творчество З. Исмагилова.

1

20.03

Слушание песень «Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал», Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).

Учебник, книга о

З. Исмагилове

Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават»

28

Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).

1

03.04

Просмотр видеопособия

Учебник

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940)

29

Современное состояние башкирской оперы

1

10.04

Сообщение на тему : «Известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков»

Учебник, презентация « Р.Гареев»

30

Художники старшего поколения

1

17.04

Просмотр картин,тест

Учебник, М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов Репродукция картин («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»

Репродукция картин

31

Художники среднего поколения

1

24.04

Просмотр и беседа по картинам

Учебник,

Репродукция картин

32

Образ башкира в картинах А. Кузнецова

1

08.05

Тест

Учебник, работы «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник»

Репродукция картин

33

Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева

1

15.05

Просмотр и беседа по картинам :«Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».

Учебник, «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время»

Репродукция картин

34

Творчество Домашникова, Бурзянцева,  Ситдиковой

1

22.05

Просмотр и беседа по картинам : серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму», «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа», «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер»

Учебник, серии Домашникова «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму», А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь», А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер»

Репродукция картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочая программа 7 класс по Истории

Учебники: Захарова Е.Н. Новая история. Мир с конца XV XVIII век. 7 класс. – М.: Мнемозина, 2007; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2012....

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

рабочая программа 6 класс по истории

рабочая пограмма содержание...