Рабочая программа для 6 класса по истории и культуре Башкортостана
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Вояды
Администрации муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано: на заседании ШМО зам.директора по УВР протокол №____ от _______________ / Фаршатова А.А./ «__»_________20__г. | Утверждаю: Директор МБОУ ООШ с. Вояды _____/ Миргалиев И.З. / Приказ №_________ «__»__________20__г. |
Рабочая программа
по истории и культуре Башкортостана
в 6 классе
на 2011-2012 учебный год
общее количество часов – 34
количество часов в неделю – 1
Составила: Фаршатова Альфия Анваровна
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов. Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова Учебник: «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 2011 год |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 6 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
- Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
- Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
- Способствовать возрождению и развитию национальных культур
- Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
- Формировать творческое мышление у школьников
Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
- по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
- представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
- о письменности башкир; о шэжэрэ
- о традициях и обычаях башкир
- о театрализованных обрядах и театрах
- об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
- о роле живописи
- о культуре местного населения
Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
- Урок, сочетающий урок с объяснением;
- Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
- Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
- Лекция с элементами беседы;
- Работа с документами;
- Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
- Раскрывать содержание иллюстраций.
- Просмотр видеофильмов
- Подготовка сообщений на данную тему
- Подготовка реферата
- Работа над исследовательской работой
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 5 класс.
Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:
- Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
2.Баш7орт 262би2те
3. Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)
Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008, 6 класс.
«Рассказы по истории Башкортостана»
Дополнительная литература
- Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.
- Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.
- Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.
- Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
- (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.
Календарно-тематическое планирование уроков
1ч в неделю
Всего - 34ч
№ | Содержание темы | Количество часов | Сроки проведения уроков в начале учебного года | Корректировка | Практическая работа | Оснащение урока | Примечания |
1 | Повторение пройденного. Духовная и материальная культуры | 1 | 06.09 | Просмотр видеопособия «Дружная семья» | Учебник, магнитофон | Картинки к теме | |
2 | Башкиры в составе Золотой Орды. | 1 | 13.09 | Выполнение тестовых заданий | Учебник, книга А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы» | Статья из журнала «Панорама Башкортостана» | |
3 | Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана | 1 | 20.09 | Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение» | Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш» | Статья из журнала «Ватандаш»№2 2010г.,стр.48-70 | |
4 | Феодальное башкирское общество, его структура | 1 | 27.09 | Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края» | Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы» | Тест | |
5 | Основание г. Уфы. Колонизация края. | 1 | 04.10 | Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале» | Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы» | Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта» | |
6 | Участие башкир в военных походах России | 1 | 10.10 | Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы» | Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | ||
7 | Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений | 1 | 18.10 | Беседа на тему: «Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша» | Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы» | Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | |
8 | Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость. | 1 | 25.10 | Просмотр презентации « С2с2нд2р» | Учебник, книги «С2с2н аманаты», «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | «Йырау6ар с И.». Шарапов 2с2нд2р м24риф2тсел2р» М.Буран4олов «С2с2н аманаты», С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | |
9 | Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие | 1 | 08.11 | Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы» | Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-223 –с0 бит, «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы». | |
10 | Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия | 1 | 15.11 | Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов» | Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов». | |
11 | Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства | 1 | 22.11 | Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал». | Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады 214-223 –с0 бит, Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал». | |
12 | Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель | 1 | 29.11 | Слушание их фонохрестоматии легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора» | Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора». | |
13 | Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века | 1 | 06.12 | Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев» | Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады», | С. Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 308-339–сы бит, Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев». | |
14 | Легенды о небесных светилах и явлениях природы | 1 | 13.12 | Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды «Етег2н йондо6» | Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-210 –сы бит, «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица». | |
15 | Топонимические легенды | 1 | 20.12 | Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица» | Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 209-211 –се бит | |
16 | Г. Хусаинов «Семь родов». | 1 | 27.12 | Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства» | Учебник, книга | Легенда «Ете ырыу» | |
17 | А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету». | 1 | 17.01 | Сообщение на тему: «Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны» | Учебник,книга А.Бикчантаева «Б0рк0т 3ауала 1л2», памятник А.Матросову в г.Уфе | Сообщение на тему:»Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). | |
18 | Произведения поэтов Башкортостана о родном языке | 1 | 24.01 | Слушание их фонохрестоматии легенды | Учебник,стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева | «Баш7ортостан», Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | |
19 | Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях. | 1 | 31.01 | Просмотр электронной книги «Баш7орт 262би2те» | Учебник, статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р» | статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р» стр.104-115, Цикл рассказов «Сказания Голубой речки». | |
20 | А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок». | 1 | 07.02 | Слушание их фонохрестоматии легенды | Учебник, рассказ «Жаворонок» | Тест по творчеству А.Карная | |
21 | С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко». | 1 | 14.02 | Слушание из фонохрестоматии , сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко». | Учебник,рассказ «Гнедко» | Рисунки учащихся | |
22 | К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров». | 1 | 21.02 | Беседа на тему: «Героизм защитников Родины» | Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров». | Тест по творчеству К.Мэргэна | |
23 | Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей | 1 | 28.02 | Просмотр презентации «;. Ту7ай» | Учебник, произведения «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе». | Презентация « Г.Тукай» | |
24 | Скотоводство – основное занятие древних башкир | 1 | 06.03 | Сообщение на тему : «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («?урай» дискы, №39) | Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса. | Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира. Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана» | |
25 | Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи | 1 | 13.03 | Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел» | Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел» | Видеопособие «Башкирские ремесла» | |
26 | Земледелие. Орудия труда. | 1 | 20.03 | Учебник | Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь. | ||
27 | Бортничество. Орудия труда. | 1 | 03.04 | Просмотр видеофильма «Башкирский мёд» | Учебник,выставка орудий труда музга, кирем, дымник | Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Баш7орт балы» | |
28 | Лесные промыслы. Обработка дерева | 1 | 10.04 | Беседа на тему : «Резьба по дереву» | Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка. | Атлас РБ | |
29 | Понятие о религии. Роль религии в истории народов. | 1 | 17.04 | Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман» | Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века. | Статьи из газеты «Киске )ф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам. | |
30 | Архитектура ислама. Мечети | 1 | 24.04 | Беседа «Мечети» | Учебник,фотографии мечети, книга «Башкортостан» | Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой. | |
31 | Письменность башкир | 1 | 30.04 | Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали | Учебник,диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба» | Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф». | |
32 | Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник | 1 | 08.05 | Просмотр видеопособия «Шежере- генеалогическое древо» | Учебник, компьютер | Видеопособие «Шежере -генеалогическое древо» | |
33 | Театрализованные обряды и театр | 1 | 15.05 | Инсценировка обряда “Кэкук сейэ” | Учебник, обряды“Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник | Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”. | |
34 | Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись | 1 | 22.05 | Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла» | Учебник, Башкирская юрта | Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по истории и культуре Башкортостана
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс
Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...
Рабочая программа 7 класс по Истории
Учебники: Захарова Е.Н. Новая история. Мир с конца XV XVIII век. 7 класс. – М.: Мнемозина, 2007; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2012....
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в ...
рабочая программа 6 класс по истории
рабочая пограмма содержание...
рабочая программа 7 класс по истории
по ФГОС...