Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_rabochaya_programma.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель УМЦ Зам.директора по УВР Директор МКОУ
естественно- МКОУ «Коршуновская СОШ» «Коршуновская СОШ»
математического цикла _________/Баранникова И.М. _________/Маслобоева Н.М.
_______/Черемных Н.Ф. «____» __________ 20___г. Приказ №_____от « _____»
Протокол №____ от ____________ 20____г.
«____» __________20___г.
Рабочая программа
по предмету «История»
для 6 класса
Составитель:
Матецкая Елена Владимировна
учитель истории МКОУ
«Коршуновская СОШ»
первая категория
п. Коршуновский
2015-2016 гг.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Содержание программы учебного предмета.
- Формы и средства контроля.
- Календарно-тематическое планирование.
- Учебно-методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М. : Просвещение, 2010 г. и программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин — О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций — 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
При изучении материала курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:
- знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- социальные, экономические и конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;
- выдающихся личностей;
- гендерные сюжеты, историю средневекового детства;
- историческую и географическую карты;
- средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;
- имена выдающихся исследователей Средневековья;
- крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;
- анализировать исторические события на основе текста учебника;
- соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
- выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- «читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;
- пользоваться справочной и научной литературой, словарями
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ » В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часа, в 5—9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике могут изучаться синхронно-параллельно. Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 28 часа в год, 2 часа в неделю.
Формы и средства контроля.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории Средних веков 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.
Вводный контроль обучающихся 6 класса - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения ЗУНов, полученных на этапе начального образования, в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой. Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный материал по истории Средних веков, включающая в себя комплекс проверочных заданий:
А) «Проверь себя» (тестирование)
Б) «Раскрась карту»
В) «Разгадай кроссворд».
Г) «Путеводная нить» (работа с заданиями)
Тематическое планирование курса «История средних веков» 6 класс (28 часов)
№ | Название темы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||||
1 | Живое Средневековье (1 час) | Комбинированный | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||||
Глава 1. Становление средневековой Европы (Vl-Xl века) – 5 часов | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | Изучение нового материала, комбинированный | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте. | |||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках | комбинированный | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | комбинированный | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте. | |||||
5 | Западная Европа в lX-Xl веках. | комбинированный | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
6 | Культура Западной Европы в раннее средневековье. | комбинированный | Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Уметь определять предпосылки расцвета государства; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы. | |||||
Глава 2. Византийская империя и славяне в Vl-Xl веках. (3 часа) | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | комбинированный | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов | Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Юстиниана; анализировать фрагмент исторического документа. | |||||
8 | Образование славянских государств. | комбинированный | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. | |||||
Глава 3. Арабы в 6-11-веках. | |||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | комбинированный | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. | |||||
10 | Культура стран халифата. | комбинированный | Культура арабов. Тестирование: «Раннее Средневековье» | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры халифата, учиться анализировать исторические источники, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся. | |||||
Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 часа). | |||||||||
11 | В рыцарском замке. | комбинированный | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
12 | Средневековая деревня и её обитатели. | комбинированный | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, развивать монологическую речь. | |||||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | |||||||||
13 | Формирование средневековых городов. | комбинированный | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
14 | Горожане и их образ жизни. | комбинированный | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, развивать монологическую речь. | |||||
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (3 часа). | |||||||||
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | комбинированный | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника. | |||||
16 | Крестовые походы. | комбинированный | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. | |||||
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Xl-XV веках) -5 часов. | |||||||||
17 | Как происходило объединение Франции. | комбинированный | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника. | |||||
18 | Что англичане считают началом своих свобод | комбинированный | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника. | |||||
19 | Столетняя война. | комбинированный | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с текстом учебника и работать с картой атласа. | |||||
20 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | комбинированный | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы. | |||||
Глава 8. Германия и Италия в 12-15 веках. | |||||||||
21 | Усиление власти князей в Германии. | комбинированный | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь. | |||||
Глава 9. Славянские государства и Византия в XlV-XV веках (2 часа) | |||||||||
22 | Гуситское движение в Чехии. | комбинированный | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с картой атласа. | |||||
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | комбинированный | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с картой атласа. | |||||
Глава 11. НародыАзии, Америки и Африки в Средние века. | |||||||||
24 | Средневековый Китай. | комбинированный | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь. | |||||
25 | Индия. Государство и культура. | комбинированный | Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь. | |||||
26 | Государство и народы доколумбовой Америки. | комбинированный | Народы Америки. Государства. Культура. | Умение умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы. | |||||
27 | Африка. | комбинированный | Государства и народы Африки. | Умение умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы. | |||||
28 | Урок- повторения. | Урок – игра «Путешествие в Средневе-ковье» | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. | Развивать письменную и устную монологическую речь,умение работать с картой атласа. |
Учебно-методическое обеспечение:
1. История средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /
Е.В.Агибалова, Г.М.Донской , - 11-е изд. – М.: Просвещение 2005.
2. О.В. Арасланова, Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. М., Вако. 2004.
3. Задания для самостоятельной работы по истории 6 класс.
4. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, г.М.Донского. 6 класс. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Всеобщая история. История средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донского) : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Игнатов. - М.: Просвещение, 2012.
6. Программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин — О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций — 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы, 2010г. и Рабочей программы предметной линии учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2011 г.
Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:
- -ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
- -выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;
- -развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);
- -формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;
- -воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
- -стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часа, в 5—9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике могут изучаться синхронно-параллельно. Планирование курса «История России с древнейших времён до конца XVI в » содержит вариативную часть, сформированную в программе 40 часа в год, 2 часа в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в в 6 класс ученик должен:
знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;
уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;
владеть компетенциями
-коммуникативной -информационно – поисковой
-смысловой и поисковой -рефлексивной
-личностного саморазвития -учебно – познавательной;
быть способным решать жизненно – прагматические задачи:
-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;
-использовать полученные знания в общении с людьми;
-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Московское государство в XVI веке. Социально-экономическое и политическое развитие. Избранная рада. Реформы 1550-х годов. Стоглавый собор. Опричнина. Внешняя политика и международные связи. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война.
Культура и быт Московской Руси в XVI веке. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Фёдоров). Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой. Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
- Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века.
- Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.
Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование курса «История России с древнейших времён до конца 16 века» 6 класс (40 часов)
№ | Название темы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1 | Введение | Лекция | Источники изучения русской истории. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||
Глава 1. Русь Древняя. | |||||||
2 | Древнейшие народы. | Комбинированный урок. | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. | |||
3 | Соседи восточных славян. | Комбинированный урок. | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство; | |||
4 - 5 | Формирование Древнерусского государства. | Комбинированный урок. | Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование древнерусского государства. | Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем. | |||
6 | Первые киевские князья | Комбинированный урок. | Деятельность князя Олега. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы; составление таблицы «Первые русские князья» | |||
7 | Владимир Святославович. Принятие христианства. | Комбинированный урок. | Религиозно-культурное влияние Византии. | Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства). | |||
8 - 9 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Комбинированный урок. | Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. | Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Я. Мудрого; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах). | |||
10 | Культура Древней Руси. | Комбинированный урок. | Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). | |||
11 | Быт и нравы Древней Руси. | Комбинированный урок. | Быт и нравы. | Уметь описывать быт, образ жизни разных слоёв населения Древней Руси; выявлять особенности местной культуры. | |||
12 | Русь Древняя | Урок повторения | |||||
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси. | |||||||
13 | Начало раздробления Древнерусского государства. | Комбинированный урок. | Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. | Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы; излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. | |||
14 15 | Главные политические центры Руси. | Комбинированный урок. | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей» | |||
16 | Нашествие с Востока. | Комбинированный урок. | Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. | Уметь показывать на ист. Карте территорию расселения и направления походов монголо- татар; описывать их образ жизни и военную организацию; выявлять особенности и цели монгольского государства, | |||
17 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Комбинированный урок. | Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи, роль личности; раскрывать значение отпора для Руси немецко – шведской агрессии; высказывать суждения о деятельности и личности А. Невского. | |||
18 | Русь и Золотая Орда. | Комбинированный урок. | Последствия монгольского нашествия для дальнейшего развития нашей страны. | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами. | |||
19 | Русь и Литва. | Комбинированный урок. | Последствия борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. | Уметь работать с картой, фрагментами документов. | |||
20 | Культура русских земель в 12-13 веках. | Комбинированный урок. | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся. | ||||
21 | Родной край в древности (1 час) | Лекция | Уметь выделять общее и особенное в развитии нашего края и Руси, сравнивать и делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся. | ||||
Глава 3. « Русь Московская» | |||||||
22 - 23 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Комбинированный урок. | Предпосылки образования Российского государства.Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. | Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины усиления Московского княжества. | |||
24 - 25 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Комбинированный урок. | Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. | Уметь выделять главное, извлекать «уроки» из события, определять роль личности в истории.Раскрывать значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре; высказывать и аргументировать оценку исторических событий в данный период, анализировать учебный текст и фрагменты ист. документов. | |||
26 | Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 века. | Комбинированный урок. | Уметь кратко излагать исторический материал; анализировать фрагменты исторических документов. | ||||
27 -28 | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. | Комбинированный урок. | Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой. | |||
29 | Московское государство в конце 15-начале 16 века. | Комбинированный урок. | Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. | Давать определение понятий. Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. | |||
30 | Церковь и государство в конце 15- начале 16 века. | Комбинированный урок. | Изменения в положении Русской православной церкви. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — третий Рим». | Уметь определять причины изменения в положении Русской Православной Церкви, раскрывать роль РПЦ в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей; причины появления ереси. | |||
Русь Московская | Урок повторения | Тест «Образование единого Русского государства» | |||||
Тема 5. Московское государство в XVl в. (9часов) | |||||||
31 | Реформы Избранной рады. | Комбинированный урок. | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи; определять роль личности в истории; давать краткие и развернутые ответы, оперировать понятиями; систематизировать ист. материал в виде схемы и таблицы; сравнивать систему правления при Иване III и Иване IV. | |||
32 | Внешняя политика Ивана lV. | Комбинированный урок. | Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Западной Сибири. Ливонская война. | Устанавливать причинно – следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой, устно излагать материал о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успеха и неудач внешней политики. | |||
33 | Опричнина. | Комбинированный урок. | Установление опричнины. | Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям. | |||
34 | Просвещение, устное народное творчество, литература в14-16 веках. | Комбинированный урок. | Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». | Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций. Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||
35 | Архитектура и живопись в 14-16 веках. | Комбинированный урок. | Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||
36 | Быт 15-16 веков. | Урок - путешествие | Уметь обобщать и систематизировать исторический материал, использовать полученные знания при работе в группах | ||||
37 | Родной край в XIV-XVI вв. | Лекция | |||||
38- 39 | Урок повторения. (2 часа) | Урок - игра | Урок контроля, оценки, коррекции знаний. Урок – игра, использовать полученные знания при работе в группах, с тестовыми заданиями. Тест «Русь Московская» | ||||
40 | Урок резерв |
Учебно-методическая обеспечение:
1. История России. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение. 2012.
2. История России с древнейших времён до конца 16 века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс. Автор-составитель Н.Ю. Колесниченко. Издательство «Учитель». 2007.
3. Д.А. Фадеева. История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс. Учебно-мтодические материалы. М., Русское слово. 2003.
4. Б.Н. Серов, Л.М. Гаркуша. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс. М., Вако. 2001
5. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца 16 века. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.; Просвещение. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...
История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс
тест для проверки знаний по темам "Россия до конца XVI века"...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...