Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга" и УМК этого же автора. Программа содержит календарно-тематическое планирование и критерии оценки результатов учащихся, включая проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_kl_ist_spb_15-16_vneur_bez_otsenki.docx | 58.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор школы:
школы ____ Н.Б. Александрова
Протокол №________ Приказ №______
от _________________ от _____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«История и культура Санкт-Петербурга»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик рабочей программы:
Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Год разработки программы – 2015
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО зам. директора по УВР
«Внеурочная деятельность»
_________ Голубицкая А.В.
Председатель МО
___________ Логинова Т.А.
Протокол № __________ 2015 года
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и
культура Санкт-Петербурга» (5класс)…………………………………………….....9
4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной
программы …………………………………………………………………………...13
5. Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся …………………………………….. 16
6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для 5-х классов на 2015-2016 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
- Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
- Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
- Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
- Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15
При разработке программы использовались:
- Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»", СПб, Издательство «СМИО Пресс», 2015
- Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб: Издательство «СМИО Пресс»
Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).
Цели курса:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
4. Совершенствовать общеучебные умения;
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Формы проведения занятий:
На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:
- уровневая дифференциация,
- коллективные способы обучения,
- развивающие технологии,
- ИКТ,
- игровые технологии,
- проектная деятельность,
- комплексные занятия, комбинированный урок,
- урок - виртуальная экскурсия,
- урок - лекция; семинар; практикум.
Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.
Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.
Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:
- стимулировать творческую активность в изучении материала;
- реализовывать возможности информационных систем;
- гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
- тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
- использовать различные способы ответа.
Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.
2.Содержание тем учебного курса по предмету
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения | 2 |
3 | Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» | 3 |
4 | Тема 3. Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге | 3 |
5 | Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга Тема 4. Мир образования и науки | 3 |
6 | Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге | 3 |
7 | Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи | 4 |
8 | Тема7. «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга | 8 |
9 | Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях | 8 |
Содержание тем
Введение -1 час
Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.
Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.
Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.
Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
Тема 1 Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения -2 часа
Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.
Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.
Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.
Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.
Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.
Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.
Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.
Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).
Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.
Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга
Тема 4 Мир образования и науки
Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России.
Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.
Тема 6 «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, скульптуре, интерьерах
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.
Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.
Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.
Классический стиль в живописи, в скульптуре.
Тема 7 «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.
Классический стиль архитектуры.
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.
Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
- освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
- сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:
- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
- овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
- овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
- овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.
В результате изучения предмета выпускник должен:
1.знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
- ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
- необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
- необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.
2. уметь
- правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;
- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;
- объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в видесообщений, презентаций и др.;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснитьвлияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
- высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
-находить объекты:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
- объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).
4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Результаты освоения курса оцениваются с помощью следующих форм контроля:
- педагогическое наблюдение;
- викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
- игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
- проектов (индивидуальных и групповых).
Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.
В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,
Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.
При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:
- соответствие проекта теме;
- умение раскрывать тему и сделать выводы;
- последовательность и логичность изложения;
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
- самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
- широта охвата источников и дополнительной литературы;
- умение сотрудничать с партнерами;
- умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.
Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.
Карта «Мои достижения»
№ проекта | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
Название проекта | ||||
Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.) | ||||
Самостоятельность: -помощь взрослых; -активная работа в групповом проекте; -активная работа в групповом проекте. | ||||
Сложность: -очень сложный; -сложный; -простой. | ||||
Мое настроение при работе: -отличное; -хорошее; -плохое. | ||||
Применение: на уроке для обучения; украшение класса; другое применение (написать какое). | ||||
Оценка выполнения проекта: отличный; хороший; средний. |
Лист самооценки обучающегося
В ходе моего проекта я | |||
Предлагал новые идеи | |||
Определял цели, ставил задачи | |||
Принимал участие в совместной работе (групповой проект) | |||
Задавал вопросы, искал факты, объяснения | |||
Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Оказывал помощь партнерам | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект) |
5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Виды контроля | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | |||||
Введение -1 час | ||||||
1 | Петербург – уникальный город-музей. | Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией. | Работа на уроке Работа с картой по заданию | |||
Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга -7 часов | ||||||
Тема 1 Петербург один из известных в мире центров научного востоковедения – 2 часа | ||||||
2 | Изучение древнего мира в Петербурге | Называют научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. Развивают работы с иллюстрациями и картами. | Устный опрос Работа на уроке | 09 | ||
3 | Исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие | Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; историю их открытия и появления в городе | Устный опрос Работа на уроке | |||
Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» -2 часа | ||||||
4 | От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» | Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. | Устный опрос, Работа на уроке | 09 | ||
5 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города («Египетский дом») Развивают диалогическую и монологическую речь; Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение; | Устный опрос, Работа на уроке Викторина Лексическая игра | 09 | ||
Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге -3 часа | ||||||
6 | Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге | Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Работа на уроке Решение кроссворда | 10 | ||
7 | Сказочный зверинец в Петербурге | Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы | Устный опрос Разгадка ребуса | 10 | ||
8 | Повторительно-обобщающий урок по темам 1- 3. | Работа на уроке, Тест Проект | 10 | |||
Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга -26 часов | ||||||
Тема 4. Наследие античного мира в образовании и науке -3 часа | ||||||
9 | Развитие традиций античного образования в Петербурге | Дают определения понятий школа, гимназия, лицей, академия. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Называют академические центры науки. Дают оценочные суждения о развитии традиций античного образования. | Работа на уроке | 10 | ||
10 | Раскрытие тайн античного мира | Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства. | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью по заданию | 11 | ||
11 | Раскрытие тайн античного мира | Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Называют академические центры науки. Развивают работы с картами и письменными источниками. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему. | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью по вопросам | 11 | ||
Тема 5. Подлинные памятники античности в Петербурге - 4 часа | ||||||
12 | Наследие античного мира в культуре | Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. Развивают диалогическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Работа на уроке | |||
13 | Античные коллекции Эрмитажа | Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку | Устный опрос Творческое задание | 11 | ||
14 | Античные коллекции Эрмитажа | Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях. Дают оценочные суждения об античных коллекциях Эрмитажа. | Устный опрос Ролевая игра | 12 | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по темам 4-5 | Тест Проекты | 12 | |||
Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи -3 часа | ||||||
16 | Античность и литература | Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Работа на уроке Решение ребуса | 12 | ||
17 | Театр и античность. | Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска. | Ролевая игра, решение кроссворда | 12 | ||
18 | Театр и античность | Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. | Тест проекты | 01 | ||
Тема7. «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга -8 часов | ||||||
19 | Скульптурное убранство Петербурга | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф. Развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с иллюстрациями. и схемами, с письменными источниками | Работа на уроке | 01 | ||
20 | Скульптурный Олимп Петербурга | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Составление словарика по теме | 01 | ||
21 | Герои античных мифов на берегах Невы. | Называют атрибуты античных богов. Рассказывают о скульптурных изображениях Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге-героях мифов на петербургских улицах и площадях. Рассказывают о создателях скульптурного убранства Петербурга. Высказывают оценочные суждения о скульптурном убранстве города. | Устный опрос викторина | 02 | ||
22 | Памятники реальным людям в Петербурге. | Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. Высказывают оценочные суждения о памятниках Петербурга. | Устный опрос Составление кроссворда Ролевая игра | 02 | ||
23 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия. Развивают диалогическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Работа по рабочей тетради по заданию учителя | 02 | ||
24 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа и их хранителях, о музее в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия. Развивают навыки работы с планами и письменными источниками. | Работа с планом Эрмитажа по заданию. Творческое задание | 02 | ||
25 | Хранилища произведений искусства. Русский музей | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании Русского музея. Характеризуют роль Русского музея как центра сохранения культурного наследия. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Работа с планом музея по заданию | 03 | ||
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме 6 | Тест проекты | 03 | |||
Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях Петербурга -8 часов | ||||||
27 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне» | Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Творческое задание | 04 | ||
28 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне» | Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль, фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. | Устный опрос Составление словарика по теме | 04 | ||
29 | Архитекторы Петербурга | Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. | Устный опрос Лексическая игра, разгадка ребуса | 04 | ||
30 | Архитекторы Петербурга | Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Работа с текстом рабочей тетради по вопросам | 04 | ||
31 | «Триумф, виктория, победа…» | Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему. Развивают навыки обобщения знаний. | Устный опрос Решение кроссворда, проекты | 05 | ||
32 | Повторение и обобщение по теме 7 | Викторина Работа на уроке | 05 | |||
33 | Повторение и обобщение курса | Викторина Работа на уроке | 05 | |||
34 | Резерв | 05 |
Итого: по плану – 34 часа, по факту -
6. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература
основная
- Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб. Издательство «СМИО Пресс»
- Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2010.
дополнительная
1. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.
2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.
3. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.
4. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.
5. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.
6. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2010.
7. Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края
(с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.
8. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.
9. Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
Интернет-ресурсы по краеведению
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Учебный кабинет
Мультимедийная доска
Компьютер с доступом в Интернет
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Географическая карта Российской Федерации
Программное обеспечение курса
текстовый редактор Microsoft Word;
мультимедиа редакторы Microsoft Power Point
программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...
Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.
В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...
Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира
Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...
Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...