Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Степанова Ольга Владимировна

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»

 

РАССМОТРЕНА и

РЕКОМЕНДОВАНА к УТВЕРЖДЕНИЮ

Педагогическим советом МОУ «Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П.Наумова»

Протокол № 1 от 31.08.2011г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

__________________Куртышева Н. А.


Приказ № 193 от 31. 08. 2011г.      



 

Рабочая программа

Название учебного курса (предмета, дисциплины):  Природа, история и культура Ленинградской земли

Ф.И.О педагога (педагогов): Степанова Ольга Владимировна

Класс (параллель), в котором изучается: 8, 9 классы 

Предмет: История и культура Ленинградской земли

Количество часов  всего: - 51, в неделю: - 1

Год составления рабочей программы: 2011

Пояснительная записка          

   Курс « История и культура Ленинградской земли» для учащихся 8, 9 классов  является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли». Он решает ряд принципиально важных задач по реализации федерального и регионального компонентов исторического образования.

   Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлена на формирование у школьников патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, на овладение методами исторического познания, навыками работы с различными  источниками исторической информации, применения знаний и представлений для жизни в современном многообразном обществе.

   Кроме сформулированных выше, курс преследует цель, сформулированную в региональной целевой программе развития образования Ленинградской области – воспитание гражданственности  и любви к Родине, труду, развитие образования с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона, выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития.

   Настоящий региональный курс призван дать учащимся знания по истории и культуре Ленинградской области и на их основе сформулировать у школьников:

- чувство любви и признательности к малой Родине;

- умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

- компетенции, необходимые для социального и профессионального самоопределения.

   Программа ориентирована также на формирование у школьников уважения к символике России и Ленинградской области как составной части воспитания гражданина. Для более глубокого изучения символики учащимся может быть предложен элективный курс «Государственная символика России и Ленинградской области. История и современность».

   Программа рассчитана на организацию самостоятельной работы учащихся с использованием знаний, приобретенных по другим предметам, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности. Желательно проявление у школьников интереса к участию в археологических экспедициях по ленинградской земле.

   Учителем могут быть использованы следующие формы организации познавательной деятельности: обзорные лекции по основным вопросам (как вводные, так и обобщающие); семинарские занятия по важнейшим проблемам истории Ленинградской области; уроки-практикумы; уроки обсуждения докладов, сообщений; уроки работы с историческими источниками (в том числе организованной по группам учащихся); уроки-дискуссии; «круглые столы»; уроки обсуждения портретных характеристик исторических деятелей; лабораторно-практические занятия на базе археологических материалов, уроки контроля и проверки знаний и др.

    На изучение курса выделен 51 час (8 класс - 17 часов, 9 класс – 34 часа). Отдельный урок составляет «Введение».

5 часов отводится на повторение разделов курса.

2 часа - резервное время.

Цели изучения

   Изучение истории на ступени основного общего образования в соответствии с федеральным государственным стандартом направлено на достижение таких целей, как воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, овладение методами исторического познания, умение работать с различными источниками исторической информации, формирование ценностных ориентаций, применения знаний и представлений для жизни в современном многообразном обществе.

   Изучение регионального предмета «История и культура Ленинградской земли» также

способствует достижению этих целей. Кроме сформулированных выше, оно преследует цель, сформулированную в региональной целевой программе развития образования с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона, выступающего в

1

качестве одного из факторов его экономического и социального развития.

   Настоящий региональный курс призван дать учащимся знания по истории и культуре Ленинградской области и на их основе сформировать у школьников:

- чувство любви и признательности к малой Родине;

- умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

- компетенции, необходимые для социального и профессионального самоопределения.

Минимальные требования к содержанию

Введение

    Ленинградская земля в составе Российской Федерации. Санкт-Петербург – политический и культурный центр Ленинградской области.

Раздел 1. Наша земля с древнейших времен до XIX века

 Территория области в древнейшие времена. Основные геолого-географические сведения о регионе. Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о населении края. Заселение региона 5-4 тысяч лет до н. э.

    Первобытные поселения, этнический состав, родоплеменные отношения, основные занятия, языческие верования. Социально-экономическое развитие и древние торговые пути.

  Древняя Ладога. Население края в 6-8 веках. Древняя Ладога – племенной, политический, торгово-ремесленный и сакральный центр.

  Северо-Западная Русь в X-XII веках. Ладога и Новгород в свете традиционных и современных концепций возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь). Призвание варягов. Рюрик, Олег и территория региона. Современные представления о «норманнской теории». Начало христианизации Северо-Западной Руси. Особенности культурного развития населения региона как фактора формирования древнерусской народности.

  Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики XII-XVвв. Новгородская республика: особенности социально-политического и экономического устройства. Земли Северо-Запада в системе административно-территориального деления Новгородской республики, их стратегическое значение. Борьба Новгородской республики за Балтийское побережье и приневские земли против шведской и немецко-датской агрессии. Александр Невский. Военные столкновения и походы второй половины XII- середины XIV веков – ход, результаты и значение. Основание Выборга. Строительство крепостей Копорье, Корела, Орешек, Ям. Социально-экономическое развитие. Христианизация края. Культура, быт и нравы населения региона.

   Северо-западные земли в составе Российского государства.  Внешняя политика России (XV век). Экономические связи и военные конфликты России и Швеции второй половины XV – начала XVI веков. Пиратство. Ливонская и русско-шведские войны второй половины XVI века. Новгородская земля и край во внутренней политике Ивана III и Ивана Грозного. Административно-территориальное деление региона. Новые экономические и культурные центры, их роль. Заселение территории современного Санкт-Петербурга – этнический состав.

  Северо-запад России в XVII веке. Северо-западные земли в период Смутного времени. Военно-политические мероприятия России в борьбе за возвращение прибалтийских и приневских земель. Приневские земли в вопросах российской дипломатии второй половины XVII века. Политическое и социально-экономическое развитие Ингерманландии; административно-территориальное устройство. Административные, торговые и ремесленные центры. Особенности экономического и культурного развития.

 Северная война 1700-1721 гг. Санкт-Петербургская губерния в XVIII веке. Причины Северной войны. Хроника военных действий. Основание Санкт-Петербурга. Освобождение Ижорской земли. Образование Санкт-Петербургской губернии и ее административно-территориальное устройство на протяжении XVIII века. Роль и значение столицы Российской империи в развитии губернии.

2

Этносоциальный и культурно-религиозный облик населения. Становление промышленности губернии. Развитие сельского хозяйства и промыслов. Условия быта и жизни населения. Население региона и его участие в политических событиях XVIII века. Развитие культуры и искусства на территории губернии. Деятели науки, культуры и искусства.

Раздел 2. Петербургская губерния в XIX веке

 Губерния в первой половине XIX века. Административно-территориальное деление. Границы, уезды губернии. Полезные ископаемые. Население. Система управления.

   Сельское хозяйство, промыслы. Волнения крестьян. Быт и ремесла. Характеристика промышленного производства губернии.

   Начало царствования Александра I. Внешняя политика и ее отражение в жизни губернии. Петербургское ополчение в Отечественной войне 1812 года. Жизнь губернии после войны. Движение декабристов. Декабристы в политических тюрьмах Шлиссельбурга, Кексгольма, Выборга.

   Губерния в предреформенное время (вторая четверть XIX века). Ухудшение положения крестьянства в губернии. Манифест Николая I (апрель 1826 г.). Эпидемии холеры 1831 года и крестьянские бунты. Деятельность кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Попытка создания первичной ячейки будущего социалистического общества в его имении    (Волховский район).

Крымская война 1853-1856 гг. и введение военного положения в губернии. Военные действия на Балтике.

   Петербургское народное ополчение 1855 года и его участие в защите побережья Финского залива. Петербургское морское ополчение 1854 года. Поражение крепостнической России в Крымской войне и приближение отмены крепостного права.

   Отмена крепостного права. Крестьянское хозяйство губернии накануне отмены крепостного права. Указ 19 февраля 1861 г. и его основные последствия для жизни губернского крестьянства.

   Пробуждение губернского пролетариата. Революционная пропаганда среди рабочих губернии. Народническое движение.

   Крестьяне и рабочие в 80-90-е годы. Сближение социал-демократии с пролетариатом России.

   Промышленное развитие губернии в конце XIX века. Губернское земство. Стратегическое положение губернии на рубеже веков.

   Культура в XIX веке. Жизнь и быт населения. Народные промыслы. Фольклорные традиции народов губернии. Религиозная жизнь губернии. Храмы русского Севера. Иоанн Кронштадтский. Монастырские хозяйства. В содружестве муз. Творческие мастерские деятелей литературы и искусства. Научные открытия и изобретения.

   Архитектура Петербургской губернии. Дворцово-парковые ансамбли. Имения. Городские ансамбли. Народное деревянное зодчество. Образование. Медицина и благотворительные учреждения.

Раздел 3. Наш край в 1900-1940 гг.

Петербургская губерния в условиях ускорения модернизации страны (1900-февраль 1917 гг.). Губерния на рубеже XIX-XX веков. Социально-экономическая характеристика губернии. Внедрение капиталистических методов хозяйствования.

  Революционные события 1905-1914 гг. Аграрная реформа в Петербургской губернии, ее ход, особенности, результаты и последствия.

   Культура и быт населения губернии. Сельская и городская благотворительность. Интеллигенция Петербургской губернии.

   Влияние мировой войны на положение в губернии. Нарастание недовольства царизмом.

Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния. Хроника революционных событий февраля-марта 1917 г. на территории губернии.

Народ и власть в условиях политического кризиса. Крестьянские выступления весной 1917 г.

3

Июльские события на территории губернии. Губернский съезд Советов крестьянских депутатов (август 1917 г.) и нарастание революционного движения в деревне. Корниловский мятеж. Усиление большевистского влияния среди населения губернии.

   Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Хроника основных событий на территории Петроградской губернии.

   Наступление немцев и оживление контрреволюции в районах губернии, близких к прифронтовой полосе. Проведение в жизнь Декрета о земле на территории губернии.

   Петроградская губерния в составе Союза коммун Северной области.

   Гражданская война на территории губернии. Поражение контрреволюционных сил.

Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921-1927). Положение в губернии после окончания гражданской войны. Переход к новой экономической политике, результаты ее осуществления. Развертывание нового промышленного строительства в губернии.

   Общественно-политическая жизнь губернии.

    Культурное строительство в губернии. Развитие образования, организация культурно-просветительской работы.

    Противоречия и трудности в развитии Ленинградской области в условиях сталинского режима (1929-июнь 1941 гг.). Образование Ленинградской области. Административно-территориальное устройство страны и его осуществление в области. Положение в сельском хозяйстве в конце 30-х гг. Противоречия социально-культурного развития области. Народное образование, культурно-просветительская работа, здравоохранение.

   Формирование административно-командной системы. Репрессии против населения.

   Война СССР и Финляндии и ее влияние на положение в Ленинградской области.

Раздел 4. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Боевые действия на территории области. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Боевые действия Северного, Северо-Западного фронтов и балтийского флота в начале агрессии. Вторжение фашистских войск на территории области. Бои на подступах к Ленинграду. Начало блокады Ленинграда.

   Боевые действия в 1943 году. Наступление Ленинградского и Волховского фронтов (январь 1944 г.) и окончательное освобождение Ленинграда от блокады. Изгнание фашистских войск с территории области.

   Партизанское движение. Формирование Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО).

    Дорога жизни и ее значение для обороны Ленинграда. Партизанское движение и его организация. Деятельность подполья. Роль и значение партизанского движения и подполья в обороне Ленинграда и изгнании фашистских войск с родной земли.

   Трудовой подвиг жителей Ленинградской земли. Перестройка промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Патриотический и трудовой подъем населения. Строительство оборонительных сооружений и защита укрепленных районов. Организация жизни и деятельности населения области на территории оккупированных и освобожденных

районов. Поставка продовольствия и техники для Ленинграда. Народное хозяйство Ленинградской области в период боевых действий и оккупации.

    Жизнь и начало восстановления промышленности и сельского хозяйства области до Великой Победы советского народа. Боевые и трудовые подвиги земляков нашего района, города, волости, села.

Раздел 5. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области

Возрождение Земли Ленинградской (1946-1960 гг.). Тяжелые последствия войны: материальный ущерб и людские потери. Восстановление местных органов власти, общественных организаций. Досрочное выполнение годичных четвертей и пятой пятилетки.

4

Переход к интенсификации индустриального развития Ленинградской области.

   Возрождение сельского хозяйства. Повышение уровня материального благосостояния жителей села.

   Восстановление учреждений народного образования и культуры, забота об их дальнейшем развитии.

   Социально-экономическое развитие области в 60-80-е гг. Интенсивное индустриальное развитие Ленинградской области. Новостройки. Превращение Ленинграда и области к началу 70-х гг. в единый территориально- экономический комплекс.

   Реализация комплексной программы развития сельскохозяйственного производства на основе концентрации, специализации и интенсификации.

   Жилищное строительство в области, улучшение коммунального обслуживания, обеспечение товарами народного потребления.

   Развитие сети учреждений культуры. Работа по совершенствованию системы образования. Забота о здоровье жителей области. Политика перестройки: ускорение, гласность, появление новых форм собственности.

   Трудные 90-е годы. Особенности нового исторического этапа (изменение общественно-политического строя, переход к рыночной экономике, демократизация). Новое административное управление в Ленинградской области. Нарастание негативных тенденций в экономике области: падение уровня промышленного производства, сельского хозяйства. Социальные последствия непродуманных реформ. Некоторые положительные сдвиги в развитии области.

   Ленинградская область на рубеже XX-XXI веков. Приоритетные направления социально-экономического развития области. Ленинградская область – динамично развивающийся регион Российской Федерации.

   Решение социальных проблем. Культурное развитие. Учреждение звания «Почетный гражданин Ленинградской области».

   Празднование 75-летия Ленинградской области, 300-летия Лодейного Поля, Новой Ладоги, Шлиссельбурга, 1250-летия Старой Ладоги.

   Перспективы социально-экономического развития области до 2011 года.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса «История и культура Ленинградской земли» должен

знать и понимать:

- основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших времен до наших дней;

- взаимосвязь всемирной, отечественной и локальной истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа, населяющего территорию Ленинградской области;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой Родины;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и региональной истории;

- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

- объяснять свое отношение к событиям и личностям, оставившим заметный след в истории края;

- рассказать об исторических событиях и их участниках, показывая знания, факт, дат, терминов;

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);

- показывать на исторической карте границы территорий и их изменения, города и районы, места исторических событий;

5

- искать историческую информацию и критически ее анализировать;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

- определения собственной позиции по отношению к историческому прошлому и явлениям современной жизни;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина и патриота;

-  использования знаний об истории и культуре региона в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности. 

Формы контроля

1.        Контроль выполнения домашних заданий.

2.        Контроль самостоятельной работы.

3.        Тестовые работы по темам курса.

4.    Итоговые тестовые работы.

5.    Зачетные работы.

6.   Проверка презентаций.

  Рабочая программа составлена учителем на основе программы «История и культура Ленинградской Земли» для учащихся 8, 9-х классов (68 часов), утвержденной Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, разработанной кафедрой истории и социальных наук Ленинградского областного института развития образования под руководством С. А. Лисицына. В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа скорректирована учителем на 51 час.

История и культура Ленинградской Земли

8, 9 классы (51 час)

 Раздел 1. Наша земля с древнейших времен до XIX века (13 часов)

Введение. Ленинградская земля в составе Российской Федерации. Санкт-Петербург – политический и культурный центр Ленинградской области.

   Долговременные факторы истории Ленинградской земли: ландшафт, особенности геологического строения, климат, почвы, растительный и животный мир.

   История заселения территории и формирования этнического состава населения. Этнический состав населения Ленинградской земли.

Тема 1. Территория области в древнейшие времена

   Основные геолого-географические сведения о регионе. Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о населении края. Заселение региона 5-4 тысяч лет до н. э.

   Археологические памятники. Первобытные поселения, этносоциальный состав, родоплеменные отношения, основные занятия, языческие верования. Протосаамы. Расселения « уральских племен» -  волжско-финского населения. Прибалтийско-финские племена. Время, пути и характер расселения славян. Взаимоотношения этносоциумов, их ассимиляция. Социально-экономическое развитие и древние торговые пути («из варяг в греки» и «из варяг в арабы» и др.) Становление протогосударства.

Тема 2. Древняя Ладога

   Население края в 6-8 веках. Полиэтничность. «Верхняя Русь», «Русская земля». Древняя Ладога – племенной, политический, торгово-ремесленный и сакральный центр.                                          Этносоциальная структура Ладожского общества, особенности экономического и политичес-

кого развития. Распад первобытнообщинных отношений. Освоение и защита территорий северо-запада Руси. Роль Ладоги в цивилизации Древней Руси.

Тема 3. Северо-Западная Русь в X-XII веках

   Ладога и Новгород в свете традиционных и современных концепций возникновения

6

Древнерусского государства (Киевская Русь). Ладога – первая каменная крепость на Руси. Возвышение Новгорода. Славянский, финно-угорский (водь, ижора, карела и др.) и балтско-финский (чудь) этносоциумы, их взаимоотношения и занятия. Призвание варягов. Рюрик, Олег и территория региона. Современные представления о «норманнской теории». Киевская Русь и население края. Начало христианизации Северо-Западной Руси. Особенности культурного развития населения региона, как фактора формирования древнерусской народности. Становление Новгородской республики – Господина Великого Новгорода.

Тема 4. Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики XII-XV вв.

   Новгородская республика: особенности социально-политического и экономического устройства. Земли Северо-Запада в системе административно-территориального деления Новгородской республики, их стратегическое значение. Монгольское нашествие и Новгород.

Борьба Новгородской республики за Балтийское побережье и приневские земли против шведской и немецко-датской агрессии. Крестовые походы, идеология, цели и задачи. Шведские походы начала XII-XIII веков – хроника военных событий. Александр Невский и Невская битва в свете современной историографии. Военные столкновения и походы второй половины XII – середины XIV веков – ход, результаты и значение. Основание Выборга и Ландскроны. Крепость Ореховец (Орешек) и ее значение в борьбе с агрессией. Ореховецкий договор и его историческое значение. Строительство крепостей Копорье, Корела, Орешек, Ям, административных центров Водской, Карельской и Ижорской земли. Включение Новгородских земель в состав Московского государства. Социально-экономическое развитие: население, города, ремесленные и торговые центры, система и структура земледелия в Новгородской республике и ее особенности, сельское хозяйство и промыслы. Христианизация края: этапы, пути и методы. Культура, быт и нравы населения региона.

Тема 5. Северо-западные земли в составе Российского государства

   Северо-западные земли в системе стратегических интересов России. Внешняя политика России XV века. Укрепление северо-западных рубежей (крепости, монастыри). Экономические связи и военные конфликты России и Швеции второй половины XV- начала XVI веков. Пиратство. Ливонская и русско-шведские войны второй половины XVI века: задачи, ход, результаты и значение. Ям-Запольский, Плюсский, Тявзинский договоры. Новгородская земля и край во внутренней политике Ивана III и Ивана Грозного. Опричнина на территории Северо-Запада. Политическое и социально-экономическое развитие – писцовые книги как исторический источник. Административно-территориальное деление региона. Состав населения. Новые экономические и культурные центры (Тихвин и др.), их роль. Развитие сельского хозяйства, ремесел, промыслов и торговли. Заселение территории современного Санкт-Петербурга – этнический состав. Основные черты культурного развития. Архимандрит Макарий и язычество.

Тема 6. Северо-запад России в XVII веке

   Борьба со шведской интервенцией. Северо-западные земли периода Смутного времени. Русско-шведский союз 1609 года. Борьба со шведской интервенцией в 1609-1617гг. Оборона Корелы, Орешка, захват Новгорода и новгородских земель. Договор Новгорода и Швеции. Тихвинское восстание и партизанская война. Столбовский мир 1617 года – переговоры, условия, результат. Ижорская земля – Ингерманландия. Швеция о значении приобретенных земель. Строительство Ниеншанца. Военно-политические мероприятия России в борьбе за возвращение прибалтийских и приневских земель. Внешняя политика России середины XVII века и русско-шведская война 1656-1658 гг. Кардисский мир. Приневские земли в вопросах российской дипломатии второй половины XVII века. Политическое и социально-экономическое развитие Ингерманландии; административно-территориальное устройство

оккупированных земель, бегство коренного населения, заселение территории. Города Нарва, Выборг, Ниеншанц. Вопросы вероисповедания. Северо-Запад в записках Олеария. Социально-экономическое и политическое развитие Шелонской и Обонежской пятин. Этносоциальный состав населения. Административные, торговые и ремесленные центры.

7

Особенности экономического и культурного развития.

Тема 7. Северная война 1700-1721 гг. Санкт-Петербургская губерния в XVIII веке

   Причины Северной войны. Хроника военных действий – поражение под Нарвой, взятие Нотербурга (Шлиссельбурга) и Ниеншанца. Основание Санкт-Петербурга. Кроншлот и его роль. Освобождение Ижорской земли – крепости Ям, Копорье, Нарва, Ивангород, Выборг и Кексгольм. Ништадтский мир. Русско-шведские войны и конфликты XVIII века. Образование Санкт-петербургской губернии (Ингерманландской, Санкт-Петербургской) и ее административно-территориальное устройство на протяжении XVIII века. Роль и значение столицы Российской империи в развитии губернии.

   Этносоциальный и культурно-религиозный облик населения. Становление промышленности губернии. Развитие сельского хозяйства и промыслов. Межевание и раздача земель. Переселенческая политика. Условия быта и жизни населения. Транспортная система и ее роль в становлении экономики региона. Экономические центры. Особенности развития крестьянского и помещичьего хозяйства. Крестьянские волнения. Население региона и его участие в политических событиях XVIII века. Императорские и великокняжеские резиденции и пригородах Санкт-Петербурга. Культурная и религиозная жизнь населения. Развитие культуры и искусства на территории губернии. Деятели науки, культуры и искусства.

Раздел 2. Петербургская губерния в XIX веке (3 часа)

Тема 1. Губерния в первой половине XIX века

    Сельское хозяйство, промыслы. Особенности помещичьего хозяйства в губернии. Кризис крестьянского хозяйства. Распространение оброчной системы. Волнения среди крестьян. Быт и ремесла.

   Характеристика промышленного производства губернии. Конкуренция между крепостным и вольнонаемным трудом.

   Начало царствования Александра I. Указ 1803г. о вольных хлебопашцах и его осуществление в губернии. Внешняя политика и ее отражение в жизни губернии. Российско-шведская война 1808-1809 гг. и ее значение для стратегического положения столичной губернии. Петербургское ополчение в Отечественной войне 1812 года. Жизнь губернии после войны. Крестьянские волнения, усиление движения фабричных рабочих. Движение декабристов. Декабристы в политических тюрьмах Шлиссельбурга, Кексгольма, Выборга.

Тема 2. Губерния в предреформенное время (вторая четверть XIX века)

    Ухудшение положения крестьянства в губернии. Крестьянские жалобы на притеснения, чинимые помещиками. Манифест Николая I (апрель 1826 г.) по поводу возникновения в губерниях неповиновения крестьян. Эпидемии холеры 1831 года и крестьянские бунты. Деятельность кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Попытка создания первичной ячейки будущего социалистического общества в его имении (Волховский район).

   Крымская война 1853-1856 гг. и введение военного положения в губернии. Военные действия на Балтике.

   Петербургское народное ополчение 1855 года и его участие в защите побережья Финского залива. Петербургское морское ополчение 1854 года. Поражение крепостнической России в Крымской войне и приближение отмены крепостного права.

Тема 7. Отмена крепостного права

   Социально-экономическое развитие губернии во второй половине XIX века.

   Крестьянское хозяйство губернии накануне отмены крепостного права. Подготовка реформы. Указ 19 февраля 1861 г. и его основные последствия для жизни губернского крестьянства. Личное освобождение крестьянства. Изменение структуры угодий на

надельной крестьянской земле. Уменьшение размеров крестьянских наделов. Последствия реформы для различных уездов губернии. Размеры оброчных платежей – индикатор уровня развития крестьянских хозяйств. Новое в положении крестьян, перешедших во временнообязанное состояние. Пореформенное надельное землепользование – исходная

8

точка, от которой крестьянские хозяйства губернии пошли по пути капитализма.

    Отказ крестьян выполнять барщинные и оброчные повинности. Самовольные порубки помещичьих лесов. Другие формы проявления крестьянских волнений в пореформенный период.

    Прирост крестьянского населения, его последствия для положения крестьянства. Доходы и повинности крестьянских хозяйств в конце XIX века. Губернское земство. Военная жизнь. Стратегическое положение губернии на рубеже веков.

Тема 4. Культура в XIX веке

   Жизнь и быт населения. Народные промыслы. Фольклорные традиции народов губернии. Религиозная жизнь губернии. Храмы русского Севера. Иоанн Кронштадтский. Монастырские хозяйства. В содружестве муз. Творческие мастерские деятелей литературы и искусства. Усадьба Д. Н. Оленина «Приютино» - приют муз. Имение В. А. Всеволожского Рябово и его роль в развитии театрального искусства. Усадьба А. Г. Томилова в Старой Ладоге и летние сезоны художников. Петербургская губерния – родина О. А. Кипренского, В. Д. Поленова, Н. К. Рериха, В, М. Максимова. Гатчина и имена многих деятелей русской культуры Г. И. Успенского, В.Я. Брюсова, А, А, Блока, А. И. Куприна, М. А. Балакирева. Культура г. Тихвина и Н. А. Римский-Корсаков. Окрестности Луги и творческая деятельность М. П. Мусоргского, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, А. К. Толстого. Сиверская – место творчества А. Н. Майкова, И. Н. Крамского. Ораниенбаум – А. К. Глазунова, А. К. Саврасова, И. А. Панаева. Репинские «Пенаты» - центр русской культуры на рубеже веков. Научные открытия и изобретения. Гатчина – родина русского воздухоплавания. Археологические исследования в Петербургской губернии. А. Чарнецкий, Л. К. Ивановский.

   Испытания А. С. Попова. Астрономические исследования С. П. Глазема в Лужском уезде. Гатчинский сиротский институт и деятельность К. Я. Ушинского. Архитектура Петербургской губернии. Дворцово-парковые ансамбли.

    Образование, медицина и благотворительные учреждения.

Резервное время (1 час)

Раздел 3. Наш край в 1900-1940 гг. (9 часов)

Введение Губерния на рубеже XIX-XX веков. Состав населения. Социально-экономическая характеристика губернии.

Тема 1. Петербургская губерния в условиях ускорения модернизации страны (1900-февраль 1917 гг.)

Органы власти и управления. Деятельность земства. Ускорение развития капитализма и его влияние на жизнь населения деревни. Внедрение капиталистических методов хозяйствования в помещичьих имениях. Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Втягивание крестьянского хозяйства в рыночные отношения. Особенности развития капиталистических отношений в ремесленном производстве и подсобных промыслах, расслоение крестьянства.

    Революционные события 1905-1907 гг. и их влияние на жизнь населения губернии. Реакция в губернии на «кровавое воскресенье». Забастовочное движение рабочих. Антиправительственные и антипомещичьи выступления крестьян. Активизация либеральной интеллигенции в уездных городах. Начало формирования структур политических партий в губернии.

    Антиправительственные выступления на флоте и в армии. Карательные действия властей на территории губернии. Выборы в I-ю и II-ю Государственные думы.

    Социально-экономическое развитие губернии в 1907-1914 гг. Ускорение промышленного и железнодорожного строительства. Аграрная реформа в Петербургской губернии, ее ход,

особенности, результаты и последствия. Выборы в губернии в III-ю и IV-ю Государственные думы. Изменения в деятельности земств.

    Культура и быт населения губернии. Сельская и городская благотворительность. Интеллигенция Петербургской губернии.

9

 Влияние мировой войны на положение в губернии. Ухудшение условий жизни, падение уровня сельскохозяйственного производства.

     Положение в военных гарнизонах. Нарастание недовольства царизмом.

Тема 2. Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния

    Хроника революционных событий февраля-марта 1917 г. на территории губернии. Известие о свержении Николая Второго и его восприятие населением края. Создание новых властных структур и начало их деятельности в городах и уездах. Организация Советов рабочих и солдатских депутатов. Партийная жизнь в губернии. Работа большевистских организаций среди фабрично-заводских рабочих и в городах с высокой концентрацией войск.

    Народ и власть в условиях политического кризиса. Возникновение и деятельность Советов крестьянских депутатов. Деятельность волостных исполнительных комитетов. Земельный вопрос. Крестьянские выступления весной 1917 г. Борьба политических партий за крестьянство. Июльские события на территории губернии. Губернский съезд Советов крестьянских депутатов (август 1917 г.) и нарастание революционного движения в деревне. Обострение политического кризиса. Корниловский мятеж. Значение в этих событиях Луги, Гатчины, Ямбурга для защиты Петрограда. Усиление большевистского влияния среди населения губернии.

    Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Хроника основных событий на территории Петроградской губернии.

    Борьба за власть. Деятельность военно-революционных комитетов. Позиция политических партий в Советах после победы Октябрьского восстания, революционный кризис в городах, рабочих поселках и в «глубинке» губернии. Сложность политической обстановки ноября 1917 г.- марта 1918 г. Деятельность губисполкома Совета крестьянских депутатов. Создание низовых органов власти – волостных и сельских Советов. Объединительный съезд Советов губернии и его решения (февраль 1918 г.). Создание губернского исполкома солдатских и крестьянских депутатов. Наступление немцев и оживление контрреволюции в районах губернии. Обострение продовольственного положения весной 1918 г. в деревне. Осуществление чрезвычайных мер. Политическое размежевание среди крестьянства. Крестьянские волнения, антисоветские мятежи. Создание комитетов деревенской бедноты.

   Петроградская губерния в составе Союза коммун Северной области. Усиление большевистского влияния в деревне.

    Гражданская война на территории губернии. Мобилизация в Красную армию крестьян Петроградской губернии. Первое наступление на Петроград (май 1919 г.) русских белогвардейских соединений. Бои под Ямбургом, на Лужском и Нарвском участках. Гдовский, Ямбургский и часть Лужского уезда в руках белых сил. Создание Северо-Западного правительства и формирование Северо-Западной армии под командованием Юденича. Начало наступления (сентябрь 1919 г.). Взятие Ямбурга, Волосово, Гатчины. Бои в районе Детского Села и Стрельны. Победы Красной армии на ближних подступах к Петрограду. Поражение контрреволюционных сил.

Тема 3. Петербургская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921-1927)

   Положение в губернии после окончания гражданской войны. Рост недовольства политикой «военной коммунизма». X съезд РКП (б) и реакция населения Петроградской губернии на его решения о замене разверстки натуральным налогом. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике. Организация сбора сельхозналога, возрождение частного предпринимательства и рыночных отношений. Развитие крестьянского хозяйства. Восстановление местной промышленности и кустарных промыслов. Развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная, потребительская, кредитная, промысловая

кооперация. Сельскохозяйственные коммуны и совхозы. Противоречия новой экономической политики, результаты ее осуществления. Развертывание нового промышленного строительства в губернии.

    Общественно-политическая жизнь губернии. Деятельность советов, губернских

10

организаций РКП (б) - ВКП (б) и РКСМ. Внутрипартийная борьба в ВКП (б) и ее влияние на политическую ситуацию в губернии. Деятельность рабочего общества «Смычка».

    Культурное строительство в губернии. Развитие образования, организация культурно-просветительской работы. Судьбы дворянских усадеб как очагов культуры. Наступление на церковь.

    Экономика губернии в конце 30-х годов, необходимость корректировки экономической политики.

Тема 4. Противоречия и трудности в развитии Ленинградской  области в условиях сталинского режима (1929-июнь 1941 гг.)

    Образование Ленинградской области. Административно-территориальное устройство и органы власти в конце 20-х-30-х гг.

    Переход к планированию народного хозяйства и определение перспектив экономического развития области. Курс на индустриализацию страны и его осуществление в области. Новое промышленное строительство. Появление новых городов на карте области. Перестройка связей города и деревни. Положение в сельском хозяйстве в конце 30-х гг. Осуществление курса ВКП (б) на сельскую коллективизацию. Политика ликвидации кулачества как класса. Особенности коллективизации в Ленинградской области. Колхозы, совхозы, МТС. Судьба потребительской и других форм кооперации. Создание колхозно-совхозного строя и коренные изменения в судьбах крестьянства. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов и совхозов во второй половине 30-х годов. Состояние сельскохозяйственного производства. Противоречия социально-просветительская работа, здравоохранение. Судьба национальных школ в области.

    Формирование административно-командной системы. Падение роли Советов, усиление партийного аппарата. Репрессии против населения.

   Война СССР и Финляндии и ее влияние на положение в Ленинградской области. Ленинградская область накануне Великой Отечественной войны: экономика, социальные отношения и культура.

Раздел 4. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (10 часов)

   Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Патриотический подъем населения Ленинградской области. Боевые действия Северного, Северо-Западного фронтов и балтийского флота в начале агрессии. Вторжение фашистских войск на территорию области. Вступление Финляндии в войну против СССР и наступление финских войск на Карельском перешейке. Героическая оборона Лужского рубежа. Бои на подступах к Ленинграду. Взятие Шлиссельбурга – начало блокады Ленинграда. Тихвинская операция и ее значение для обороны города Ленина.

    Боевые действия на территории области в 1942 году. Невский пятачок и Ораниенбаумский плацдарм. Оборона Шлиссельбургской крепости. Операция «Искра» и прорыв блокады Ленинграда. Боевые действия в 1943 году. Наступление Ленинградского и Волховского фронтов (январь 1944 г.) и окончательное освобождение Карельского перешейка и выход Финляндии из войны. Полное освобождение Ленинградской земли. Цена победы и ущерб народному хозяйству области.

 Тема 2. Партизанское движение

    Переход Ленинградской области на военное положение. Формирование Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО).

   Участие жителей области в оборонительных боях в начальный период войны. Дорога жизни и ее значение для обороны Ленинграда. Роль Коммунистической партии и комсомола

в организации сопротивления врагу. Партизанское движение и его организация. Создание Ленинградского штаба партизанского движения. Особенности и тактика партизанской борьбы на территории области. Деятельность подполья. Три партизанских края. Роль и значение партизанского движения и подполья в обороне Ленинграда и изгнании фашистских

11

войск с родной земли.

Тема 3. Трудовой подвиг жителей Ленинградской земли

    Создание чрезвычайных органов руководства. Перестройка промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Организация эвакуации населения, промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства. Патриотический и трудовой подъем населения. Строительство оборонительных сооружений и защита укрепленных районов (Красногвардейского и др.). Организация жизни и деятельности населения области на территории оккупированных и освобожденных районов. Поставка продовольствия и техники для Ленинграда. Работы по торфоразработкам и лесозаготовкам. Коммунистическая партия, комсомол и трудовая деятельность жителей области. Народное хозяйство Ленинградской области в период боевых действий и оккупации. Победа под Ленинградом и освобождение территории ленинградской земли от фашистских оккупантов.

   Жизнь и начало восстановления промышленности и сельского хозяйства области до Великой Победы советского народа. Немеркнущая слава защитников Ленинградской земли. Боевые и трудовые подвиги земляков нашего района, города волости, села.

Раздел 5. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области (10 часов)

Тема 1. Возрождение Земли Ленинградской (1946-1960 гг.)

    Тяжелые последствия войны: материальный ущерб и людские потери. Задачи восстановительного периода. Восстановление местных органов власти, общественных организаций. Возрождение городов, поселков и сел ленинградской области. Рост населения. Освоение Карельского перешейка.

    Восстановление и развитие промышленности, транспорта, связи. Достижение в 1949 г. довоенного уровня промышленного производства. Досрочное выполнение годичных четвертей и пятой пятилетки. Рубеж 50-60-х годов – переход к интенсификации индустриального развития и начало строительства крупных предприятий машиностроения, нефтехимии и др. (Тихвин, Кириши, Пикалево, Сланцы и др.)

    Возрождение сельского хозяйства. Восстановление и реорганизация колхозов (укрепление их и сокращение количества), шефская помощь селу. Становление совхозов. Меры по усилению механизации и электрификации. Повышение уровня материального благосостояния жителей села. Ленинградцы – участники освоения целинных земель.

    Восстановление учреждений народного образования и культуры, забота об их дальнейшем развитии.

Тема 2. Социально-экономическое развитие области в 60-80-е гг.

    Интенсивное индустриальное развитие Ленинградской области. Новостройки (Киришский нефтехимический комбинат, Кингисеппский «Фосфорит», Тихвинский «Центролит» и филиал Кировского завода, Ленинградская атомная электростанция и др.), развитие энергетики, транспорта, связи. Превращение Ленинграда и области к началу 70-х гг. в единый территориально-экономический комплекс.

    Реализация комплексной программы развития сельскохозяйственного производства на основе концентрации, специализации и интенсификации. Введение в строй кризисных комплексов по производству молока («Копорье», «Мгинский», «Ленсоветовский»), мяса («Новый свет», «Восточный»). Трест «Птицепром» (12 птицефабрик) – один из лучших в стране. Создание фирмы по выращиванию овощей «Лето». С 1977 г. все имевшиеся в области колхозы преобразованы в совхозы. Участие ленинградцев в трудовом соревновании в честь памятных дат в истории Советского государства.

   Жилищное строительство в области, (за 1960-1984 гг. общая жилая площадь увеличилась в

области в 2,6 раза и достигла 160,7 млн. кв. метров), улучшение коммунального обслуживания, обеспечение товарами народного потребления.

    Развитие сети учреждений культуры (в 1981 г. – 985 клубных учреждений, 1421 библиотека, более 1000 киноустановок). Работа по совершенствованию системы

12

образования, большие достижения в развитии профтехобразования и подготовки молодых кадров. (В 1984-85 г. профтехучилища Ленинграда и области обучали 115 тысяч юношей и девушек по 360 специальностям). Забота о здоровье жителей области (в 70-е гг. вошли в строй более 40 новых поликлиник и больниц). Первый единый генеральный план развития Ленинграда и области на 1986-2005 гг. территориально-отраслевая программа «Интенсификация 90». Политика перестройки: ускорение, гласность, появление новых форм собственности.

Тема 3. Трудные 90-е годы

   Особенности нового исторического этапа (изменение общественно-политического строя, переход к рыночной экономике, демократизация). Новое административное управление в Ленинградской области. Нарастание негативных тенденций в экономике области: падение уровня промышленного производства, сельского хозяйства. Социальные последствия непродуманных реформ: падение жизненного уровня и численности населения, рост безработицы, трудности в области образования, науки, культуры, здравоохранения. Губернатор В. А. Густов (сентябрь 1996 г. - сентябрь 1998 г.). Некоторые положительные сдвиги в развитии области.

 Тема 4. Ленинградская область на рубеже XX-XXI веков

   Губернатор В. П. Сердюков. Приоритетные направления социально-экономического развития области. Ленинградская область – динамично развивающийся регион Российской Федерации. Реализация стратегического плана развития топливно-энергетической отрасли: первая очередь БТС, строительство РПК, терминалов в Морском торговом порту Усть-Луга и др.

   Успешное решение социальных проблем. Культурное развитие.

   Введение звания «Почетный гражданин Ленинградской области».

   Празднование 75-летия Ленинградской области, 300-летия Лодейного Поля, Новой Ладоги, Шлиссельбурга, 1250-летия Старой Ладоги.

   Перспективы социально-экономического развития территорий области.

Резервное время (5 часов)

Рабочая программа составлена на основе УМК:

- Учебное пособие: История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней. Под редакцией С. А. Лисицына. СПб. Специальная литература.2006

- Серебряный пояс России. Путешествие по земле Ленинградской в рассказах для детей. Под редакцией С. А. Лисицына. Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург. 2005

- Программы история и культура Ленинградской земли. Санкт-Петербург. 2005

- Контрольные измерительные материалы. История и культура Ленинградской земли. Санкт-Петербург. 2006

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Ленинградской земли

Программа курса по краеведению для 9 класса 34 часа....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

История и культура Ленинградской земли

Кроссворды, посвященные природе и истории Ленинградской земли....

Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...