Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи. Тема: Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Кот-путешественник».
план-конспект

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи предназначено для обучающихся 5(2) класса второго  отделения школы для глухих и слабослышащих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_2_klass.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа - интернат №15»

                          ________________________________________________________

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи

для обучающейся 5В2  класса  II отделения

Тема занятия:

Звук «Р». Автоматизация.

Работа над произношением удвоенных согласных в словах.

Текст «Кот-путешественник»

                                                           

   Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.

Омск-2025

Темы занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.

Формирование речевого слуха:

Текст «Кот-путешественник».

Цели занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Формирование речевого слуха:

- развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов  текста «Кот-путешественник».

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.

   Формирование речевого слуха:

- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Кот-путешественник» на рабочем расстоянии.

- вырабатывать  умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.

- вырабатывать  умение различать слова текста без аппарата.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;

- развивать познавательную активность;

-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

Формирование речевого слуха:

- cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности.

Оборудование:

- карточки с заданиями и вопросами

- картинный материал

- толковый словарь русского языка

-презентация

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Определение темы занятия.
  2. Постановка целей занятия.
  3. Формулировка задач занятия.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

2. Чтение слогов со звуком «Р».

3. Чтение слов со звуком «Р».

4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».

5. Работа с предложениями со звуком «Р».

6. Работа над правилом орфоэпии.

7.Динамическая пауза

III.Развитие слухового восприятия.

  1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
  2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
  3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов.

IV. Итог занятия.

                                                             Ход занятия:

I.Организационный момент.

Учитель (У): Здравствуй, Мелания

Школьница (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.

У.: Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У: Что это?

Ш: Это смайлик.

У: Какой смайлик? Что он показывает?

Ш: Веселый, смайлик улыбается.

У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!

  1. Определение  темы занятия.

У.: Прочитай: Рекс, Мурка, Васька, Бурёнка. Как ты думаешь что это? Кого можно так назвать?

Ш.: читает кличи животных, отвечает на вопросы учителя.

У.:  Верно, это клички домашних животных.

Какой третий  звук в кличке «Мурка»?

Ш.:  Звук «Р».

У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».

У.: Какая тема была на прошлом занятии?

Ш.: Текст «Кот-путешественник».

У.: Верно!         Ты слушала текст «Кот-путешественник». О ком или о чем этот текст?

Ш: О домашнем коте Ваське.

У: Сегодня мы продолжим работу с текстом.

Как ты думаешь, для чего мы изучаем темы о животных?

Ш: отвечает.

У.:  Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?

Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Кот - путешественник».

У.: Верно! Ты будешь слушать предложения,  вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.

У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?

Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.

У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?

Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.

У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы  легко общаться с людьми.

2. Постановка целей занятия.

 У.: Если тема такая,  какие будут цели занятия?

Ш.:

-хорошо говорить звук «Р»

-правильно говорить слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушать

3. Формулировка задач занятия:

У.: Что мы будем делать для того,  чтобы достичь  эти цели?

Ш.:

- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».

- соблюдать правило орфоэпии.

- слушать  предложения, вопросы  и слова текста «Кот-путешественник».

4. Формулировка критериев оценки.

У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе  помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2  ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно  (перед школьником фишки разных размеров).

В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек.  Если 5-7  больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 -«хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.

Говори звуки хорошо, слушай внимательно.  

II Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р» (учитель обращает внимание школьницы на профиль произношения звука «Р»).

При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.

Ш.: работает с профилем произношения.

У.: Посмотри на картинку (перед школьницей картинка-лабиринт). Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.

Ш.: выполняет задание.

У: Что ты делала?

Ш: Я говорила звук «Р»

У.: Как ты  говорила? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

2. Чтение слогов со звуком «Р»

 У:  Читай слоги.

Ш.: читает слоги на карточке:

Ра -ро- ру -ры

Ар -ор -ур – ыр

Ара – аро-ару-ары

Тра-тро-тру-тры

 У: Что ты делала?

 Ш: Я читала слоги.        

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку

3. Чтение слов со звуком «Р».

У.: Читай слова:

                                             Бурма, шартрез, рэгдолл, корниш рекс

У: Как ты думаешь, что означают эти слова? Слышала их когда-нибудь? Это  породы кошек.

                 Давай познакомимся с каждой породой подробнее (презентация)

                 Что ты делала?

Ш.: Я  читала слова.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

  1. Чтение словосочетаний со звуком «Р»

У.: Читай словосочетания:

Британская короткошерстная кошка

Русская голубая кошка

Сибирская кошка

Невская маскарадная кошка

Персидская кошка

Ш.: читает словосочетания на слайде.

У:     Как ты думаешь, что ты прочитала?

Ш:  породы кошек.

             У: Верно.  Давай продолжим знакомиться с породами (презентация).                                                               У.: Что ты делала?

          Ш.: Я читала словосочетания.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

5.  Работа с предложениями со звуком «Р»

У: Сейчас мы узнаем, какой у кошек может быть  окрас: белый, черный, арлекин, серебристый, рыжий.

У.: составь предложения с названием  породы  и названием окраса. Используй глаголы: прыгает, играет, мурлычет, дремлет, просыпается.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла предложения.

У.: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.

Ш.: Берет фишку.

6. Работа над правилом орфоэпии

У.: Повтори правило:

    Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук.

Ш.: читает правило на карточке

У.: Прочитай  слова, соблюдай правило.

Ш..: читает слова на карточке, применяя правило.

Дрессированная,  упитанная, преданная.

Ш: повторяет  правило, читает слова.

У: Какие слова тебе не понятны? Найди их в словаре.

У.: Что ты сделала?

Ш.: Я прочитала слова с удвоенными согласными.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

7. Динамическая пауза

Кот Антипка жил у нас                (руки на поясе),

Он вставал  с лежанки час               (потягивания).

В два на кухне крал сосиски                     (наклоны влево-вправо)

В три сметану ел из миски          (наклон вперед)

Он в четыре умывался                               (наклон головы вправо-влево)

В пять по коврику катался                      (повороты вправо-влево)

Ш.: встает и выполняет движения, читая строки:         

III. Развитие слухового восприятия

1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.

У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста  «Кот-путешественник» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.

(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста за экраном)

«Кот – путешественник»

У моего брата был красивый чёрный кот Васька.

Кот днём выходил во двор, а ночью возвращался домой.

Как-то раз холодным сентябрьским вечером он пропал.

 И сколько хозяйка его не искала, всё было напрасно.

 Однако весной кот Васька опять появился,  здоровый и красивый.

Всё пошло по-старому, но осенью Васька опять убежал.

Следующей весной он вернулся.

Хозяйка стала расспрашивать соседей.

Наконец, она позвонила в дом, где жила одна семья.

«Чёрный кот?», - спросила женщина.

 «Мы не могли смотреть, как он мёрзнет на улице.

 Поэтому каждую зиму, когда едем отдыхать на юг, берём его с собой».

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала предложения  на рабочем расстоянии.

У: Ты внимательно слушала  предложения, правильно их повторяла? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии

У.: Будем слушать вопросы  текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.

(Школьница  сидит на стуле, а учитель  отходит на 0,1 м  и читает вопросы к тексту за экраном)

Вопросы к тексту:

1.Как звали кота?

2.Когда пропал Васька?

3. Куда каждую зиму исчезал кот Васька?

4.Почему Ваську назвали котом-путешественником?

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.

У.: Ты внимательно слушала вопросы, правильно на них ответила? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов

У.: А сейчас ты будешь слушать слова  текста без аппаратов. Сними аппараты, повернись и закрой ухо.

(Школьница снимает аппараты, поворачивается и закрывает  ухо. Учитель читает за экраном слова) 

                    пропал, напрасно, берём, путешественник.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала слова без аппарата.

У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

У.: Мелания, пришло время посчитать фишки.  Как ты сегодня занималась?

Ш: Я занималась…

У: Почему?

Ш: Потому что я набрала …фишек,

- я хорошо говорила  звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.

-правильно говорила  слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Кот-путешественник»

У.: Цели занятия достигнуты?

Ш.: да

У.: Что нового ты узнала на занятии?

Ш.: Я узнала….

У.: Что интересного ты узнала на занятии?

Ш.: Я узнала, что…

У.: Ты молодец, Мелания! До свидания.

Ш.: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

Конспект занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи во 2 классе по программе 1 вида. Тема урока "Выполнение поручений в классе"....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи"

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" (7кл., вариант 1.2)...

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП. Тема: Автоматизация звука «с». Произношение безударного «о» в словах. Текст «На льдине».

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП. Тема: Автоматизация звука «с». Произношение безударного «о» в словах. Текст «На льдине»....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" 8 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу  "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" для детей с нарушениями слуха 8 класс...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи для обучающейся  5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...