Главные вкладки
Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи. Тема: Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Кот-путешественник».
план-конспект
Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи предназначено для обучающихся 5(2) класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа - интернат №15»
________________________________________________________
Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи
для обучающейся 5В2 класса II отделения
Тема занятия:
Звук «Р». Автоматизация.
Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
Текст «Кот-путешественник»
Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.
Омск-2025
Темы занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
Формирование речевого слуха:
Текст «Кот-путешественник».
Цели занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Формирование речевого слуха:
- развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов текста «Кот-путешественник».
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.
Формирование речевого слуха:
- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Кот-путешественник» на рабочем расстоянии.
- вырабатывать умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.
- вырабатывать умение различать слова текста без аппарата.
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;
- развивать познавательную активность;
-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
Формирование речевого слуха:
- cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности.
Оборудование:
- карточки с заданиями и вопросами
- картинный материал
- толковый словарь русского языка
-презентация
План занятия.
I. Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Постановка целей занятия.
- Формулировка задач занятия.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
2. Чтение слогов со звуком «Р».
3. Чтение слов со звуком «Р».
4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».
5. Работа с предложениями со звуком «Р».
6. Работа над правилом орфоэпии.
7.Динамическая пауза
III.Развитие слухового восприятия.
- Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
- Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
- Слуховое восприятие слов текста без аппаратов.
IV. Итог занятия.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Учитель (У): Здравствуй, Мелания
Школьница (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.
У.: Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У: Что это?
Ш: Это смайлик.
У: Какой смайлик? Что он показывает?
Ш: Веселый, смайлик улыбается.
У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!
- Определение темы занятия.
У.: Прочитай: Рекс, Мурка, Васька, Бурёнка. Как ты думаешь что это? Кого можно так назвать?
Ш.: читает кличи животных, отвечает на вопросы учителя.
У.: Верно, это клички домашних животных.
Какой третий звук в кличке «Мурка»?
Ш.: Звук «Р».
У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».
У.: Какая тема была на прошлом занятии?
Ш.: Текст «Кот-путешественник».
У.: Верно! Ты слушала текст «Кот-путешественник». О ком или о чем этот текст?
Ш: О домашнем коте Ваське.
У: Сегодня мы продолжим работу с текстом.
Как ты думаешь, для чего мы изучаем темы о животных?
Ш: отвечает.
У.: Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?
Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Кот - путешественник».
У.: Верно! Ты будешь слушать предложения, вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.
У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?
Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.
У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?
Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.
У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы легко общаться с людьми.
2. Постановка целей занятия.
У.: Если тема такая, какие будут цели занятия?
Ш.:
-хорошо говорить звук «Р»
-правильно говорить слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушать
3. Формулировка задач занятия:
У.: Что мы будем делать для того, чтобы достичь эти цели?
Ш.:
- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».
- соблюдать правило орфоэпии.
- слушать предложения, вопросы и слова текста «Кот-путешественник».
4. Формулировка критериев оценки.
У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2 ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно (перед школьником фишки разных размеров).
В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек. Если 5-7 больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 -«хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.
Говори звуки хорошо, слушай внимательно.
II Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р» (учитель обращает внимание школьницы на профиль произношения звука «Р»).
При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.
Ш.: работает с профилем произношения.
У.: Посмотри на картинку (перед школьницей картинка-лабиринт). Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.
Ш.: выполняет задание.
У: Что ты делала?
Ш: Я говорила звук «Р»
У.: Как ты говорила? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
2. Чтение слогов со звуком «Р»
У: Читай слоги.
Ш.: читает слоги на карточке:
Ра -ро- ру -ры
Ар -ор -ур – ыр
Ара – аро-ару-ары
Тра-тро-тру-тры
У: Что ты делала?
Ш: Я читала слоги.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку
3. Чтение слов со звуком «Р».
У.: Читай слова:
Бурма, шартрез, рэгдолл, корниш рекс
У: Как ты думаешь, что означают эти слова? Слышала их когда-нибудь? Это породы кошек.
Давай познакомимся с каждой породой подробнее (презентация)
Что ты делала?
Ш.: Я читала слова.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
- Чтение словосочетаний со звуком «Р»
У.: Читай словосочетания:
Британская короткошерстная кошка
Русская голубая кошка
Сибирская кошка
Невская маскарадная кошка
Персидская кошка
Ш.: читает словосочетания на слайде.
У: Как ты думаешь, что ты прочитала?
Ш: породы кошек.
У: Верно. Давай продолжим знакомиться с породами (презентация). У.: Что ты делала?
Ш.: Я читала словосочетания.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
5. Работа с предложениями со звуком «Р»
У: Сейчас мы узнаем, какой у кошек может быть окрас: белый, черный, арлекин, серебристый, рыжий.
У.: составь предложения с названием породы и названием окраса. Используй глаголы: прыгает, играет, мурлычет, дремлет, просыпается.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла предложения.
У.: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.
Ш.: Берет фишку.
6. Работа над правилом орфоэпии
У.: Повтори правило:
Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук.
Ш.: читает правило на карточке
У.: Прочитай слова, соблюдай правило.
Ш..: читает слова на карточке, применяя правило.
Дрессированная, упитанная, преданная.
Ш: повторяет правило, читает слова.
У: Какие слова тебе не понятны? Найди их в словаре.
У.: Что ты сделала?
Ш.: Я прочитала слова с удвоенными согласными.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
7. Динамическая пауза
Кот Антипка жил у нас (руки на поясе),
Он вставал с лежанки час (потягивания).
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски (наклон вперед)
Он в четыре умывался (наклон головы вправо-влево)
В пять по коврику катался (повороты вправо-влево)
Ш.: встает и выполняет движения, читая строки:
III. Развитие слухового восприятия
1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста «Кот-путешественник» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.
(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста за экраном)
«Кот – путешественник»
У моего брата был красивый чёрный кот Васька.
Кот днём выходил во двор, а ночью возвращался домой.
Как-то раз холодным сентябрьским вечером он пропал.
И сколько хозяйка его не искала, всё было напрасно.
Однако весной кот Васька опять появился, здоровый и красивый.
Всё пошло по-старому, но осенью Васька опять убежал.
Следующей весной он вернулся.
Хозяйка стала расспрашивать соседей.
Наконец, она позвонила в дом, где жила одна семья.
«Чёрный кот?», - спросила женщина.
«Мы не могли смотреть, как он мёрзнет на улице.
Поэтому каждую зиму, когда едем отдыхать на юг, берём его с собой».
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала предложения на рабочем расстоянии.
У: Ты внимательно слушала предложения, правильно их повторяла? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии
У.: Будем слушать вопросы текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.
(Школьница сидит на стуле, а учитель отходит на 0,1 м и читает вопросы к тексту за экраном)
Вопросы к тексту:
1.Как звали кота?
2.Когда пропал Васька?
3. Куда каждую зиму исчезал кот Васька?
4.Почему Ваську назвали котом-путешественником?
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.
У.: Ты внимательно слушала вопросы, правильно на них ответила? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов
У.: А сейчас ты будешь слушать слова текста без аппаратов. Сними аппараты, повернись и закрой ухо.
(Школьница снимает аппараты, поворачивается и закрывает ухо. Учитель читает за экраном слова)
пропал, напрасно, берём, путешественник.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала слова без аппарата.
У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
У.: Мелания, пришло время посчитать фишки. Как ты сегодня занималась?
Ш: Я занималась…
У: Почему?
Ш: Потому что я набрала …фишек,
- я хорошо говорила звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.
-правильно говорила слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Кот-путешественник»
У.: Цели занятия достигнуты?
Ш.: да
У.: Что нового ты узнала на занятии?
Ш.: Я узнала….
У.: Что интересного ты узнала на занятии?
Ш.: Я узнала, что…
У.: Ты молодец, Мелания! До свидания.
Ш.: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
Конспект занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи во 2 классе по программе 1 вида. Тема урока "Выполнение поручений в классе"....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи"
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" (7кл., вариант 1.2)...

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП. Тема: Автоматизация звука «с». Произношение безударного «о» в словах. Текст «На льдине».
Индивидуальное занятие по РСВ и ФП. Тема: Автоматизация звука «с». Произношение безударного «о» в словах. Текст «На льдине»....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" 8 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" для детей с нарушениями слуха 8 класс...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...